ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
статья по истории (10, 11 класс)

Феклистова Ольга Витальевна

Представляемая статья посвящена современной и актуальной проблеме. Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Обучение в любом учебном заведении - это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества. Сегодня учитель стремится к диалогу с учениками, обмену мнениями. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, так как она аккумулирует социальный опыт человечества. Все большее значение приобретают оценочные суждения, умение давать социально-экономическую оценку приобретенным знаниям. Основная цель преподавания истории в условиях педагогического колледжа - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feklistova_o.v._statya_trkm.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Феклистова О.В., преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 СПб»

Современные педагоги-практики отмечают, что за последнее десятилетие в мировоззрении школьников и учащихся средних специальных учебных заведений произошли серьезные изменения. Связано это, в первую очередь, с переменами в окружающей социокультурной среде. Учащиеся активно стремятся к самоопределению в жизни, ждут от педагога помощи в приобретении навыков и умений по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему миру [4]. Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения.

В обществе возникла потребность не только в знающих и умелых людях, но и в таких, которые способны ставить и решать самостоятельно новые проблемы. Ученые и практики убеждены, что для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, философско-методологической парадигмы. Инновационное обучение призвано снять основное противоречие традиционного обучения, состоящее в недооценке ведущей роли субъектов образования, приоритете знаний над умениями их продуктивного использования, недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты[2].

Кроме того, согласно Закону российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Особо подчеркивается, что учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата[8]. В основе таких умений лежит механизм педагогической рефлексии, которая направляет мышление человека на критический анализ содержания и методов деятельности, на раскрытие внутреннего строения  и специфики духовного мира человека.

Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Согласно ей учебный процесс обязательно должен носить характер субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик - субъектом деятельности учения. [6] Обучение в любом учебном заведении - это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества.

Сегодня учитель стремится к диалогу с учениками, обмену мнениями. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Сюда относятся вопросы и задания, которые предлагают учащимся высказать свою точку зрения: “Дайте оценку...”, “Выскажите мнение...”, “Согласны ли вы...?” Надо дать возможность каждому ученику реализовать себя, формулируя вопросы разной степени сложности.

В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, так как она аккумулирует социальный опыт человечества. Все большее значение приобретают оценочные суждения, умение давать социально-экономическую оценку приобретенным знаниям.

Основная цель преподавания истории в условиях педагогического колледжа  - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

От оценок одноуровневого плана, симпатий и антипатии к историческим деятелям, студенты должны постепенно переходить к аргументации противоположных оценок событий, раскрытию мотивов и ценностных ориентации, выявлению критериев, лежащих в основе оценочной деятельности. Полученные навыки и умения будут способствовать грамотной и всесторонней оценке реалий современного мира.

В условиях современного педагогического колледжа особенно важно использовать в педагогическом процессе новые технологии обучения, именно поэтому для решения задачи формирования оценочных суждений и рефлексивных умений учащихся особенно актуальной может считаться технология развития критического мышления[11].

В процессе исследования данной темы были сформулированы следующие выводы:

  • формирование оценочных суждений является неотъемлемой частью процесса формирования мировоззрения личности и обязательным компонентом содержания современного образовательного процесса;
  • мировоззрение личности представляет собой совокупность положений и идей, теоретических принципов и ценностных ориентаций, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его деятельности; мировоззрение имеет внутреннюю свою структуру, важным компонентом которой являются оценочные суждения личности.

Существует ряд дидактических и воспитательных условий, способствующих переводу исторических знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности. Это такие условия, как:

  • обеспечение глубокой научной достоверности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера;
  • придание обучению общественной направленности;
  • соблюдение принципа историзма при изучении программного материала;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий;
  • возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
  • тесная связь обучения с жизнью;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе учебно-воспитательной работы;
  • влияние личности учителя;

Особенно сложный вопрос – поиск критериев сформированности оценочных суждений студентов. Академик И.Ф Харламов предложил следующие базовые критерии:

  • знание учащимися важнейших понятий, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания сущности исторических процессов и выработки оценочных суждений по данному материалу;
  •  устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке исторических событий и явлений;
  •  проявление учащимися своей оценочной позиции в аргументированности и осознанности рассуждений, умении грамотно отвечать на вопросы и делать выводы и обобщения по тому или иному историческому вопросу.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. [5]Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру[7]. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в процессе изучения учебной программы, подбирает разнообразные аргументы, принимает обоснованные, продуманные решения, что является особенно актуальным в процессе изучения истории.

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). [8]

Исследование специфики технологии ТРКМ показало, что огромным преимуществом использования данной технологии в процессе формирования оценочных суждений можно считать[6]:

  • обогащение образовательного процесса за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
  • обеспечение связи теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями;
  • формирование современных компетенций у будущих специалистов, соответствующих требованию рынка труда;
  • обеспечение становления аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, способности принятия решения в неопределенных ситуациях, умения строить и управлять индивидуальными образовательными программами;
  • стимулирование изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями и Болонским соглашением.

Также важны образовательные результаты, заложенные в технологии:

  • Умение сотрудничать и работать в группе.
  • Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
  • Умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.
  • Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.
  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
  • Способность самостоятельно заниматься своим обучением.

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).

Первая стадия (Вызов) - ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

На второй стадии (Осмысление) учащиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученную информацию, отслеживают собственное понимание.

На третьей стадии (Рефлексия) происходит суммирование знаний по теме, обобщение информации, возникает собственное отношение к теме, вопросы для дальнейшего и самостоятельного изучения. Понятие «рефлексия» означает размышление, осознание, осмысление. По своей сути рефлексия представляет собой обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, свое психическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое. Умело организованное осмысление материала помогает приобрести более глубокие и прочные знания.

По мнению современных методистов, работа в технологии критического мышления способствует формированию уважительного отношения к мнению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности[9].

Перечень приемов, содействующих формированию оценочных суждений учащихся на уроках истории Отечества, чрезвычайно велик. Ниже представлен краткий анализ приемов ТРКМ с точки зрения цели их применения, ожидаемого результата на примере тем курса «История».

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Цель применения: анализ и обобщение материала, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками

Примеры тем уроков: «Принятие христианства на Руси», «Реформы Петра I», «Революция 1917 г. в России».

«Дерево предсказаний»

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в историческом рассказе, может успешно применяться при организации работы с историческими источниками.

Примеры тем уроков: «Смутное время», «Реформы Александра II».

 «Дневники» и «бортовые журналы»

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: «Что мне известно по данной теме?», «Что нового я узнал из текста?»

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. «Двухчастный дневник» - заполнение граф «Цитата» и «Комментарии». «Трехчастный дневник» - «Цитата», «Комментарии», «Письма к учителю».

Цель применения: субъективный вдумчивый анализ прочитанного текста с личностных позиций, опора на личный опыт читателя, умение выделять ключевые мысли в тексте источника (при чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом).

Примеры тем уроков: работа с историческими источниками (например, при изучении темы «Восстание декабристов», «Великая Отечественная война» и др.)

«Чтение с остановками» (Работа с сюжетными текстами)

Общий алгоритм работы с данным приемом:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Цель применения: осмысленное, вдумчивое чтение исторического текста, установление причинно-следственных связей, формулирование обоснованных оценочных предположений развития сюжета.

Примеры тем уроков: «Смутное время», «Отмена крепостного права», «Внешняя политика при Петре I».

«Совместный поиск»

На обсуждение выносится тема и идея сюжета в целом. Ставится проблемный вопрос для совместного поиска. Каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Затем начинается дискуссия. По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст.

Цель применения: Формирование умения извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный, обучение ведению аргументированной дискуссии.

Примеры тем уроков: «Петр Великий – великий реформатор или тиран на троне?», «Контрреформы Александра III – путь к спасению самодержавия?»

«Двухрядный круглый стол»

Обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Цель применения: формирование умения формулировать собственную оценочную позицию, подбирать аргументы, высказывать обоснованную критику.

Примеры тем уроков: «Начало Смутного времени в России», «Западничество и славянофильство – два пути развития России», «Причины Первой русской революции».

Эссе

Сочинение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам

Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу. При написании учитывается умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения на проблему[3].

Примеры тем уроков: «Реформы Екатерины Великой – путь к Просвещению России?», «Общественные движения второй половины XIX века – альтернатива общественного развития».

Синквейн

Стихотворная форма предъявления творческого материала – пятистишие.

Способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Примеры тем уроков: по любой изучаемой теме.

На основе изученного научно-методического материала с учетом результатов практической работы были  сформулированы следующие методические рекомендации по применению ТРКМ для формирования оценочных суждений в курсе изучения истории:

1. Организуя работу, нацеленную на формирование оценочных суждений, учителю следует учитывать принцип системности и периодичности всех применяемых приемов работы.

2. Необходимо использовать разнообразные приемы работы в Технологии и варьировать формы организации учебной деятельности.

3. Важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся при подборе методических приемов работы.

4. Следует уделять особое внимание формированию грамотной, осмысленной речи учащихся, умению полно, емко, аргументированно формулировать свои мысли, суждения.

5. Дискуссионные формы работы позволяют учащимся в регламентированной форме высказывать свои суждения, способствуют формированию умения доказывать свою точку зрения, грамотно подбирать аргументы, анализировать проблему с разных точек зрения.

4. Большим потенциалом с точки зрения успешности формирования оценочных суждений учащихся обладают групповые формы работы (приемы «Зигзаг», «Перекрестная дискуссия»), так как в контакте со всеми членами группы учащиеся более полно реализуют свои возможности по высказыванию и обоснованию оценочных суждений, при этом формируется культура общения, умение выслушать товарища, тактично оспорить его мнение, прийти к компромиссному решению.

5. Следует обращать особое внимание на организацию творческой работы учащихся в процессе изучения истории, чаще давать нестандартные, творческие задания, способствующие развитию мышления, воображения, умения оценивать историческую реальность.

7. При работе с историческими источниками формированию оценочных суждений содействует грамотно и четко выстроенная система заданий, вопросов, стимулирующих аналитическое мышление учащихся, при этом развивается умение выделять главное, сравнивать, делать выводы, доказывать собственное мнение материалами источников.

8. При проведении контрольных и проверочных работ необходимо периодически включать в них вопросы и задания, позволяющие учителю выявить уровень сформированности оценочных суждений учащихся по изученной теме, проанализировать логику и степень обоснованности рассуждений студентов, сделать выводы для корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

В заключение следует отметить, что работа по формированию оценочных суждений учащихся требует тщательной подготовленности и продуманности, разнообразия методов и приемов работы, организации различных форм работы на уроке. Однако результатами такой систематической работы являются четкие, обоснованные оценочные суждения учащихся, умение грамотно анализировать исторический материал, оценивать его с различных позиций, определять собственное аргументированное мнение по проблеме, что в конечном итоге влияет на формирование мировоззрения и личностной жизненной позиции студентов.

Литература:

  1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева// http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil%27eva/ycht.htm
  2. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков//  http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
  3. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Библиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
  4. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. —  2004. —  № 17. — С. 56-61
  5. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.
  6. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2011. — 175 с.
  7. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. —  С. 5-13.
  8. Мурюкина, Е.В.,  Челышева, И.В.  Развитие  критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: Учеб. пособие для вузов/ Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. —162 c.
  9. Павлова, А. И.   О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.—  2007. — № 8. — С. 11-15.
  10. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.
  11. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность/ Ч. Темпл// Перемена. — 2005.— № 2. — С.15-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории

     Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и эт...

Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"

В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разноо...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...