Рабочая программа по литературе для 9 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9а класса составлена в соответствии с авторской программой «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова].—2-е издание, переработанное. — М.: Просвещение, 2015» и ориентирована на учебник «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. /[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина]; под редакцией В. Ф. Чертова; — 2-е издание. — М.: Просвещение, 2015».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина
Рассмотрено на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от 29 августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________/Э. Н. Нефёдова/ 30 августа 2017 г. | Утверждено Приказ № 104-ОД от 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 9 А класса
на 2017/2018 учебный год
Составитель программы:
Никулина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Красногорск
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9а класса составлена в соответствии с авторской программой «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова].—2-е издание, переработанное. — М.: Просвещение, 2015» и ориентирована на учебник «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. /[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина]; под редакцией В. Ф. Чертова; — 2-е издание. — М.: Просвещение, 2015».
Описание места предмета в учебном плане
Согласно календарному графику МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина на 2017-2018 учебный год продолжительность учебного года в 9-ых классах составляет 34 учебных недели (приказ № 100-ОД от 24.08.2017 г.) В соответствии с приказом № 101-ОД от 25.08.2017 г. учебный материал курса распределен на 102 часа (34 недели х 3).
В авторской программе на изучение литературы в 9 классе отводится 105 часов, из которых 6 - резервные, что позволяет просто сократить их до 102.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы за курс 9 класса учащиеся должны
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-понятийные понятия;
- базовые теоретико-литературные понятия;
- содержание программных произведений;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
понимать:
- закономерности происхождения литературы;
- жанровые особенности произведений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭПОХИ; НАПРАВЛЕНИЯ (Вводный урок)
Особенности художественного мира писателя и литературного направления. Литературный процесс. Литературные эпохи. Стадии развития всемирной литературы. Фольклор и литература. Литература светская и литература духовная. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор)
Анакреонт. Стихотворение «Сединой виски покрылись, голова вся побелела...».
Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный» (фрагменты).
Древнегреческая литература, её периодизация. Архаический период. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Басни Эзопа. Лирика Анакреонта. Классический период. Древнегреческий театр. Трагедии Эсхила, Еврипида, Софокла. Мифологические темы и образы в древнегреческой литературе. Особая роль героического и трагического. Господство стихотворной формы. Древнегреческая поэзия в переводах В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича.
Теория литературы. Род. Жанр. Канон. Героическое. Трагическое. Эпическая поэма.
Развитие речи. Сообщения о древнегреческом театре и о «вечных» образах древнегреческой литературы.
РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Обзор)
Катулл. Стихотворение «И ненавижу, и люблю...».
Гораций. Ода «К Мельпомене».
Овидий. «Метаморфозы» (фрагменты «Филемон и Бавкида», «Пигмалион»).
Марциал. Эпиграммы «Если сограждан...», «И предатель ты...».
Периодизация римской литературы. Влияние древнегреческой мифологии и литературы. Римское ораторское искусство. Речи Цицерона. Лирика Катулла. Поэма Вергилия «Энеида». Поэзия Горация, Овидия. Басни Федра. Сатирические произведения Петрония, Ювенала, Апулея. Эпиграммы Марциала. Римская поэзия в русских переводах.
Теория литературы. Эпическая поэма. Идиллия. Эпиграмма. Развитие речи. Сообщения о «вечных» образах римской литературы.
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Средние века как особая эпоха в истории мировой литературы. Система ценностей, сформированная под влиянием христианства. Сословный характер и назидательность средневековой литературы. Народная культура (героический эпос, поэзия, народные баллады). Клерикальная литература. Рыцарская, или куртуазная литература (лирические произведения, романы). Городская литература.
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Особая магия чисел. Нравственная проблематика поэмы. Тема поиска истины и идеала. Тема страдания и очищения. Образы Данте и Вергилия. Идеальный образ Беатриче. Смысл названия. Данте и русская литература.
Теория литературы. Эпическая поэма. Композиция. Аллегория. Идеал.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов.
Связь с другими видами искусства. Симфоническая поэма П. И. Чайковского «Франческа да Римини».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Особенности русской литературы XVII века. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX— XX веков.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Время создания памятника. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово»Святослава и основная идея произведения. Фольклорная символика. Соединение языческой и христианской образности. Язык и ритм произведения. Переводы и переложения «Слова...».
Теория литературы. Воинская повесть. Лирические и исторические отступления.
Развитие речи. Сопоставительный анализ «Слова...» и описания событий похода князя Игоря, изложенных в Ипатьевской летописи. Сопоставление древнерусского и средневекового эпоса. «Песнь о Роланде» (сюжет, композиция, герои, идейное звучание). Анализ эпизода. Сочинение-эссе. Связь с другими видами искусства. Жизнь «Слова о полку Игореве» в изобразительном (В. М. Васнецов, М. В. Добужинский, В. Г. Перов, В. А. Фаворский, И. И. Голиков и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»).
Внеклассное чтение. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина» (фрагменты).
РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ (Практикум)
Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Этапы художественной культуры Возрождения. Происхождение термина «Возрождение». Новая гуманистическая идеология. Интерес к человеку, его физической и духовной природе. Античность как одна из основ художественной культуры Возрождения. Возрождение в Италии, Франции, Испании, Англии. Северное Возрождение.
У. ШЕКСПИР. Слово о поэте. Трагедия «Гамлет» (фрагменты). Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни, долга и чести, нравственного выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и бесчеловечности мести. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра. Художественная функция приёма «пьеса в пьесе» («Мышеловка»). Образ Офелии. Смысл финала.
Теория литературы. Трагическое. Проблематика. «Вечные» проблемы. «Вечные» образы.
Развитие речи. Выразительное чтение монолога Гамлета. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.
Связь с другими видами искусства. Фильм режиссёра М. Козинцева «Гамлет».
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Отелло».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII—XVIII ВЕКОВ
Эпоха Просвещения в западноевропейской истории и культуре. Термин «Просвещение». Убеждённость в особой роли просвещения, знаний в общественном развитии. Идея «естественного человека». Франция как центр культуры Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Литературные направления эпохи (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Просвещение в Германии (И.-В. Гёте, Ф. Шиллер).
И.-В. ГЁТЕ. Слово о поэте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема любви и красоты. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое своеобразие «Фауста».
Теория литературы. «Бродячий» сюжет. «Вечный» образ. Трагедия. Пролог.
Развитие речи. Сочинение-эссе о «вечных» темах в литературе.
Внеклассное чтение. О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».
ЖАНР ОДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Обзор)
Пиндар. «Первая истмийская ода» (фрагменты).
Ф. Малерб. «Ода королеве».
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагменты).
П. Сумароков. «Ода на суету мира».
Н. Радищев. «Вольность».
А. С. Пушкин. «Вольность».
В. В. Маяковский. «Ода революции».
История оды. Жанровые особенности. Ода в нормативной поэтике классицизма. Развитие и переосмысление жанра оды в литературе.
Теория литературы. Ода. Классицизм. «Высокий» стиль. Архаизмы.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента оды наизусть. Устный ответ на вопрос о соответствии оды классицистическому канону.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке (драматические произведения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина). Творчество Н. М. Карамзина. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). Классицизм в других видах искусства. Мозаики М. В. Ломоносова. Портретная живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого. Архитектурные ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, Архангельское (Москва); дворцовые и парковые ансамбли Царского Села, Павловска.
Г. Р. ДЕРЖАВИН. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Объявление любви», «Фелица» (фрагменты), «Властителям и судиям», «Памятник».Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии. Изображение жизни во всём её многообразии. Представления поэта о подлинных жизненных ценностях. Гражданский и нравственный максимализм. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии. Философская проблематика. Особенности державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии.
Теория литературы. Классицизм. Ода. Художественный мир. Предметный мир. Философская лирика. Сатира.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворений.
Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Лебедь», «На птичку», «Евгению. Жизнь Званская».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРАПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Исторические события и научные открытия первой половины XIX века и их отражение в литературе. Появление понятия «всемирная литература». Становление национальных литератур, оформление сводов сказаний разных народов. Интерес к универсализации и взаимообогащению, освоению национальной самобытности других народов. Внутренний мир личности и изображение драматических последствий столкновения личности с реальным миром в произведениях романтиков. Романтическая концепция двоемирия. Начало эпохи классического реализма. Исследование реальности в разных аспектах как основной принцип реалистического искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНТИЗМА (Обзор)
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (фрагменты).
Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
В. Гюго. «Девяносто третий год» (фрагменты).
Э. А. По. «Ворон».
Концепция мира и человека в романтическом искусстве. Противопоставление действительности («страшного мира») романтическому идеалу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтический герой. Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Система жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля. Романтический пейзаж. Психологизм в романтической литературе. Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в искусстве романтизма. Национальное своеобразие немецкого, английского, французского, американского романтизма. Романтизм в живописи (Э. Делакруа, Ф. Рунге и др.), музыке (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен и др.).
Теория литературы. Романтизм. Романтическое двоемирие. Романтический герой. Романтический пейзаж. Романтическая новелла. Романтическая поэма.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об авторской позиции и способах её выражения. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира романтического произведения. Рецензия на одно из самостоятельно прочитанных произведений зарубежного романтика. Реферат по творчеству одного из зарубежных романтиков.
Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман «Ковалер Глюк». А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Дж. Г. Байрон. «Корсар». В. Скотт. «Айвенго». А. Дюма. «Королева Марго». Ф. Купер. «Последний из могикан».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Русская литература и её связь с национальной историей. Осмысление русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе. Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода, нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека, образ «маленького человека»). Литературная жизнь в первой половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль литературы в формировании русского литературного языка.
В. А. ЖУКОВСКИЙ. Обзор жизни и творчества. Стихотворение «Невыразимое», элегия «Море». Основные темы, мотивы и образы поэзии В. А. Жуковского. Своеобразие художественного мира. Традиции сентиментальной литературы в лирике поэта. Лирический герой, его восприятие мира. Темы любви и поэтического вдохновения. Нравственно-философская проблематика. Своеобразие романтизма Жуковского. Жуковский-переводчик.
Теория литературы. Лирический герой. Романтизм. Развитие речи. Подбор цитат к сообщению о лирическом герое поэзии Жуковского.
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Видение».
ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум)
Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений В. А. Жуковского и др.).
А. С. ГРИБОЕДОВ. Обзор жизни и творчества. Комедия «Горе от ума».История создания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Чацкий как необычный «резонёр» и предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ Софии и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество, его основные представители. Художественная функция второстепенных и внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая роль монологов в комедии. Герои-антиподы и герои-двойники. Отсутствие классической развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова, вольный стих. Конкретно-историческое и вневременное в комедии. «Вечные» темы и «вечные» образы. «Горе от ума» на русской сцене. Комедия «Горе от ума» в критике: И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и внесценические персонажи. Проблематика. Традиции и новаторство. Речевая характеристика персонажа. Вольный стих.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть и анализ одного из монологов Чацкого или Фамусова. Составление речевой характеристики одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии комедии. Работа над конспектом статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Молчалины».
А. С. ПУШКИН. Биография и творчество. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Мадонна», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике. Тема памяти. Проблема нравственного идеала. Реалистическое осмысление действительности. Своеобразие трагизма пушкинского творчества. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской поэзии.
Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство. Тематика. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Письменный анализ жанрового своеобразия стихотворения. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение по одной из «вечных» тем в лирике А. С. Пушкина.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан», «Каменный гость».
Трагедия «Моцарт и Сальери».«Вечные» темы в трагедии. Образы Моцарта и Сальери. Своеобразное решение темы творчества. Нравственная проблематика произведения. Образ «чёрного человека». «Моцарт и Сальери» в контексте цикла «маленьких трагедий». Теория литературы. Трагедия. Новаторство.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о своеобразии решения «вечных» тем в одной из «маленьких трагедий».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Скупой», «Каменный гость».
Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания романа, первоначальный замысел и его эволюция. Своеобразие жанра и композиции «свободного романа». Единство эпического и лирического начал. Основные темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная функция «Отрывков из путешествия Онегина».Роль эпиграфов, предисловия, писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор и герои романа. Образ читателя. Нравственно-философская проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни русского общества. «Онегинская строфа». Особенности языка романа, сочетание высокой и низкой лексики. Роман «Евгений Онегин» в критике: В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина», статьи восьмая, девятая (фрагменты). Ф. М. Достоевский. «Речь о Пушкине».
Теория литературы. Роман в стихах. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. «Онегинская строфа». Эпиграф. Реализм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа. Составление плана устного ответа об особенностях композиции романа в связи с его жанром. Подбор цитат к сочинению по одной из тем пушкинской лирики, получивших развитие в романе. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (Практикум)
Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ (Обзор)
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».
П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».
Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры.
Теория литературы. Золотой век русской поэзии. Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.
ЖАНР ЭЛЕГИИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Обзор)
Т. Грей. «Сельское кладбище».
Н. А. Некрасов. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). История жанра элегии. Античная элегия. Возрождение элегии в поэзии сентиментализма. Характерные черты предромантической и романтической элегии. Традиции элегической поэзии в русской литературе.
Теория литературы. Элегия. Сентиментализм. Романтизм. Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира романтических элегий А. С. Пушкина.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Биография и творчество. Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучнои грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Прощай, немытая Россия...», «Родина», «Пророк».Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема Родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской поэзии. Тема молодости и старости. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы лермонтовской лирики в русской поэзии.
Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение о своеобразии романтической символики в лирике М. Ю. Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени». Смысл заглавия. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Художественная функция предисловий. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Приём двойничества. Тема любви и женские образы в романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик. Приёмы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и реализма в романе. Роман «Герой нашего времени» в критике: В. Г. Белинский. «„Герой нашего времени“, сочинение М. Лермонтова» (фрагменты).
Теория литературы. Романтизм. Реализм. Социально-психологический роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. Вершинная композиция. Кольцевая композиция. Психологический портрет. Пейзаж.
Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к сочинению о художественной функции пейзажа в романе. Подготовка вопросов к дискуссии по повести «Фаталист». Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум)
Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные части (структура) произведения, их последовательность и принципы соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план анализа композиции эпического произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).
Н. В. ГОГОЛЬ. Биография и творчество. Повесть «Шинель». Повесть «Шинель» в контексте цикла «петербургских повестей». Образ Петербурга. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема «маленького человека». Конфликт мечты и действительности, человеческого (гуманного) и бюрократического (бездушного). Обобщённый образ «значительного лица». Шинель как образ-символ. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести. Авторская позиция и способы её выражения. Роль художественной детали.
Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема «маленького человека».
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике повести и об авторской позиции.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Портрет». Поэма «Мёртвые души» (первый том). История создания поэмы. Ориентация на традицию западноевропейской прозы и трёхчастную композицию «Божественной комедии» Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции. Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Художественная функция «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси. Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Художественное своеобразие прозы Гоголя (художественная деталь, приём контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Гоголь и русская литература.
Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своеобразие. Поэма. Художественный мир произведения. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. Вставные тексты. Символ. Оксюморон.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента лирического отступления. Подбор цитат по указанной теме. Письменный ответ на вопрос, связанный с проблематикой поэмы. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» (фрагменты), «Авторская исповедь».
АНАЛИЗ ВСТАВНОГО ТЕКСТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (Практикум)
Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.
ЖИЗНЬ ДУШИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Обзор)
И. С. Тургенев. «Певцы».
Н. С. Лесков. «Тупейный художник».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» (фрагменты). Пушкинские и гоголевские традиции в изображении русской жизни и русского человека. Тема «маленького человека». Образы правдоискателей, мечтателей, талантливых русских людей. Поиск незыблемых нравственных ценностей. Приёмы изображения внутреннего мира.
Теория литературы. Традиция. Авторская позиция. Развитие речи. Письменная работа об особенностях решения «вечной» темы в литературном произведении.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРАЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Практикум)
Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (Обзор)
Л. Н. Андреев. «Город».
Ф. К. Сологуб. «Маленький человек».
В. В. Набоков. «Рождество».
Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики. Проблемы взаимоотношений человека и социальной среды, судьбы человека и его частной жизни. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе XX века.
Теория литературы. Традиция. Проблематика. Тематика. Развитие речи. Устный ответ на вопрос об особенностях проблематики (или тематики) литературного произведения.
ТРАДИЦИИ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (Обзор)
Д. Хармс. «Елизавета Бам».
Тэффи. «Взамен политики».
А. Т. Аверченко. «Корибу».
В. М. Шукшин. «Ораторский приём».
Ф. А. Искандер. «Кролики и удавы» (фрагменты).
Обобщение сведений о традиции смеховой культуры в фольклоре и литературе. Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Юмор и сатира. Ирония. Сарказм.
Теория литературы. Комическое. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм.
Развитие речи. Рецензия на одно из сатирических или юмористических произведений современного писателя.
Тематическое распределение часов.
Раздел | Количество часов по теме | |
Введение. Художественный мир литературной эпохи; направления | 1 | |
Античная литература | 4 | |
Литература средних веков | 2 | |
Древнерусская литература | 5 | |
Литература эпохи Возрождения | 3 | |
Зарубежная литература ХVII-ХVIII веков | 3 | |
Жанр оды в мировой литературе | 2 | |
Русская литература ХVIII века | 4 | |
Зарубежная литература первой половины ХIХ века | 4 | |
Русская литература первой половины ХIХ века | ||
Своеобразие русской литературы первой половины ХIХ века | 1 | |
В. А. Жуковский | 3 | |
А. С. Грибоедов | 9 | |
А. С. Пушкин | 20 | |
Поэты пушкинской поры | 3 | |
Жанр элегии в мировой литературе | 2 | |
М. Ю. Лермонтов | 14 | |
Н. В. Гоголь | 13 | |
Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины ХIХ века | 3 | |
Русская литература ХХ века | ||
Гуманистическая традиция в русской литературе ХХ века | 2 | |
Традиции смеховой культуры в русской литературе ХХ века | 3 | |
Итоговый урок | 1 | |
Итого | 102 |
№ п/п | Кол-во часов | Дата проведения | Тема раздела. Тема урока | |
План | Факт | |||
1 | 01.09-07.09.2017 | Художественный мир литературной эпохи; направления. | ||
1 | 01.09-07.09.2017 | Античная литература. Общая характеристика. | ||
1 | 01.09-07.09.2017 | Древнегреческая литература. Поэзия Анакреонта. | ||
1 | 08.09-14.09.2017 | Древнегреческая литература. Эсхил "Прометей прикованный". | ||
1 | 08.09-14.09.2017 | Римская литература. Поэзия Горация и Овидия. | ||
1 | 08.09-14.09.2017 | Литература средних веков и Данте Алигьери. | ||
1 | 15.09-21.09.2017 | Д. Алигьери "Божественная комедия". | ||
1 | 15.09-21.09.2017 | Древнерусская литература. Своеобразие литературы Древней Руси. | ||
1 | 15.09-21.09.2017 | "Слово о полку Игореве" как памятник древнерусской литературы. Сюжет и композиция. | ||
1 | 22.09-28.09.2017 | Образы русских князей в "Слове о полку Игореве". | ||
1 | 22.09-28.09.2017 | Р.Р. Сочинение о "Слове о полку Игореве". | ||
1 | 22.09-28.09.2017 | Практикум. Работа над рефератом по литературе. | ||
1 | 29.09-05.10.2017 | Литература эпохи Возрождения. Гуманисты эпохи Возрождения. | ||
1 | 29.09-05.10.2017 | Трагедия У. Шекспира "Гамлет". | ||
1 | 29.09-05.10.2017 | Образ Гамлета. | ||
1 | 06.10-12.10.2017 | Зарубежная литература 17-18 веков. Направления в зарубежной литературе 17-18 вв. | ||
1 | 06.10-12.10.2017 | Трагедия И.-В. Гете "Фауст". | ||
1 | 06.10-12.10.2017 | Образ Фауста. | ||
1 | 13.10-19.10.2017 | Жанр оды в мировой литературе. Оды Пиндара и Ф. Малерба. | ||
1 | 13.10-19.10.2017 | "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" М. В. Ломоносова. | ||
1 | 13.10-19.10.2017 | Русская литература 18 века. Своеобразие русской литературы 18 века. | ||
1 | 20.10-26.10.2017 | Русская сатирическая литература 18 века. | ||
1 | 20.10-26.10.2017 | Г. Р. Державин. Лирика Г. Р. Державина. | ||
1 | 20.10-26.10.2017 | Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. | ||
1 | 27.10-02.11.2017 | Зарубежная литература первой половины 19 века. Художественный мир романтизма. | ||
1 | 27.10-02.11.2017 | Новелла Э. Т. А. Гофман "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". | ||
1 | 27.10-02.11.2017 | Поэзия Дж. Г. Байрона. | ||
1 | 13.11-17.11.2017 | Поэзия Э. А. По. | ||
1 | 13.11-17.11.2017 | Русская литература первой половины 19 века. Своеобразие русской литературы первой половины 19 века. | ||
1 | 13.11-17.11.2017 | В. А. Жуковский. Художественный мир поэзии В. А. Жуковского. Стихотворение "Невыразимое". | ||
1 | 20.11-24.11.2017 | В.А.Жуковский "Море" (элегия). | ||
1 | 20.11-24.11.2017 | Практикум. Комплексный анализ лирического произведения. | ||
1 | 20.11-24.11.2017 | А. С. Грибоедов. Биография и творчество А. С. Грибоедова. | ||
1 | 27.11-01.12.2017 | Завязка основного конфликта и развитие действия в комедии "Горе от ума". | ||
1 | 27.11-01.12.2017 | Этапы развития действия и кульминация. | ||
1 | 27.11-01.12.2017 | Особенности финала и смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема ума, глупости и безумия. | ||
1 | 04.12-08.12.2017 | Своеобразие жанра комедии "Горе от ума". Образ Чацкого. | ||
1 | 04.12-08.12.2017 | Авторская позиция и способы ее выражения в драматическом произведении - комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". | ||
1 | 04.12-08.12.2017 | Образы Софьи, Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | ||
1 | 11.12-15.12.2017 | Черты реализма, классицизма и романтизма в комедии "Горе от ума". Проблема человека и среды. | ||
1 | 11.12-15.12.2017 | Р.Р. Язык комедии "Горе от ума". Подготовка к сочинению. | ||
1 | 11.12-15.12.2017 | А. С. Пушкин. Биография и творчество А. С. Пушкина. | ||
1 | 18.12-22.12.2017 | Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. | ||
1 | 18.12-22.12.2017 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | ||
1 | 18.12-22.12.2017 | Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина. | ||
1 | 25.12-29.12.2017 | Тема памяти в лирике А. С. Пушкина. | ||
1 | 25.12-29.12.2017 | Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Целостный анализ одного из поздних стихотворений А. С. Пушкина. | ||
1 | 25.12-29.12.2017 | Урок-концерт "Читая Пушкина". | ||
1 | 10.01-16.01.2018 | Трагедия "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина. | ||
1 | 10.01-16.01.2018 | Сюжет и композиция романа в стихах "Евгений Онегин". | ||
1 | 10.01-16.01.2018 | Реализм пушкинского романа. | ||
1 | 17.01-23.01.2018 | Русское общество в романе "Евгений Онегин". | ||
1 | 17.01-23.01.2018 | Изображение человека в романе. История Онегина. | ||
1 | 17.01-23.01.2018 | Онегин и Ленский. | ||
1 | 24.01-30.01.2018 | Анализ пятой главы романа "Евгений Онегин". | ||
1 | 24.01-30.01.2018 | "Татьяны милый идеал". Татьяна и Ольга. | ||
1 | 24.01-30.01.2018 | Смысл финала и нравственная проблематика романа. | ||
1 | 31.01-06.02.2018 | Жанровое своеобразие романа. Образ автора. | ||
1 | 31.01-06.02.2018 | Творчество А. С. Пушкина в оценке русских критиков. | ||
1 | 31.01-06.02.2018 | Р.Р. Сочинение по роману в стихах Пушкина "Евгений Онегин". | ||
1 | 07.02-13.02.2018 | Практикум. Лирические отступления в эпическом произведении. | ||
1 | 07.02-13.02.2018 | Поэты пушкинской поры. Стихотворения К. Н. Батюшкова и Е. А. Баратынского. | ||
1 | 07.02-13.02.2018 | Стихотворения П. А. Вяземского и Д. В. Давыдова. | ||
1 | 14.02-20.02.2018 | Урок-концерт "Лирика поэтов пушкинской поры". | ||
1 | 14.02-20.02.2018 | Жанр элегии в мировой литературе. Элегия Т. Грея "Сельское кладбище". | ||
1 | 14.02-20.02.2018 | Комплексный анализ "Элегии" Н. А. Некрасова. | ||
1 | 21.02-27.02.2018 | М. Ю. Лермонтов. Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. | ||
1 | 21.02-27.02.2018 | Стихотворение "Смерть поэта". | ||
1 | 21.02.-27.02.2018 | Природа, общество, человек в лирике М. Ю. Лермонтова. | ||
1 | 28.02-06.03.2018 | Природа, общество, человек в лирике М. Ю. Лермонтова. | ||
1 | 28.02-06.03.2018 | Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение "Родина". | ||
1 | 28.02-06.03.2018 | Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. | ||
1 | 07.03-13.03.2018 | Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". | ||
1 | 07.03-13.03.2018 | Печорин и второстепенные персонажи. | ||
1 | 07.03-13.03.2018 | Повесть "Максим Максимыч". Авторская позиция в романе. | ||
1 | 14.03-23.03.2018 | Тема любви в романе "Герой нашего времени". | ||
1 | 14.03-23.03.2018 | Повесть "Фаталист". Нравственная проблематика романа. | ||
1 | 14.03-23.03.2018 | Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков. | ||
1 | 02.04-06.04.2018 | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | ||
1 | 02.04-06.04.2018 | Практикум. Композиция литературного произведения. | ||
1 | 02.04-06.04.2018 | Н. В. Гоголь. Биография и творчество Н. В. Гоголя. | ||
1 | 09.04-13.04.2018 | Тема "маленького человека" в прозе Н. В. Гоголя. Повесть "Шинель". | ||
1 | 09.04-13.04.2018 | Сюжет и композиция поэмы "Мертвые души". История замысла и жанровое своеобразие. | ||
1 | 09.04-13.04.2018 | Изображение жизни губернского города. | ||
1 | 16.04-20.04.2018 | Образы помещиков. | ||
1 | 16.04-20.04.2018 | Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы поэмы. | ||
1 | 16.04-20.04.2018 | Идейно-композиционная роль "Повести о капитане Копейкине". | ||
1 | 23.04-27.04.2018 | Образ Чичикова. | ||
1 | 23.04-27.04.2018 | Тема народа и Родины в поэме "Мертвые души". | ||
1 | 23.04-27.04.2018 | Образ автора в поэме "Мертвые души". | ||
1 | 30.04-04.05.2018 | Р.Р. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". | ||
1 | 30.04-04.05.2018 | Анализ сочинений по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". | ||
1 | 30.04-04.05.2018 | Практикум. Анализ вставного текста в литературном произведении. | ||
1 | 07.05-11.05.2018 | Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины 19 века. Рассказ И. С. Тургенева "Певцы". | ||
1 | 07.05-11.05.2018 | Роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди". | ||
1 | 07.05-11.05.2018 | Практикум. Характеристика художественного мира литературного произведения. | ||
1 | 14.05-18.05.2018 | Русская литература 20 века. Гуманистическая традиция в русской литературе 20 века. Рассказ Л. Н. Андреева "Город". | ||
1 | 14.05-18.05.2018 | Рассказ В. В. Набокова "Рождество". | ||
1 | 14.05-18.05.2018 | Традиции смеховой культуры в русской литературе 20 века. Рассказ А. Т. Аверченко "Корибу". | ||
1 | 21.05-25.05.2018 | Рассказ Тэффи "Взамен политики". | ||
1 | 21.05-25.05.2018 | Зарубежная литература 2 половины ХХ века (обзор). | ||
1 | 21.05-25.05.2018 | Итоговый урок. Рекомендация книг для внеклассного чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...