Урок по повести А.Грина "Алые паруса"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Кашперова Татьяна Викторовна

Творческая интерактивная ребота учащихся с применением своих знаний, основных умений и навыков в коллективной деятельности по созданию портретной характеристики героев повести, а также для ответа на актуальные нравственные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Куда уносят Алые паруса? (по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»)

Цели: 

1) Знакомство с писательским миром Грина, создание условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина; тренировка умения рассуждать и доказывать свою точку зрения;

2) Активизация мыслительной и творческой деятельности; развитие ассоциативно-образного мышления, навыков анализа эпизода; овладение навыками  работы с текстом художественного произведения; 

3) Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.

Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
  • применить умение выделять в произведении сказочное и реальное;
  • развить коммуникативные навыки при работе в группе;
  • воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений живописи и музыки.
  • убедить подростков  в необходимости «делать чудеса своими руками».

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: творческая мастерская

Методы обучения:

  1. эвристический;
  2. обучения в сотрудничестве.

Приёмы: беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения, «автобусная остановка»

Деятельность учителя:  инструктаж по выполнению работы, оценка ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Деятельность учащихся: самостоятельная совместная работа учащихся.

Оборудование:  мультимедийная установка, толковые словари, текст повести «Алые паруса»,  иллюстрации учащихся к повести «Алые паруса». 

Ход урока:

Чудеса там, где в них верят,

и чем больше верят, тем чаще они случаются.

Дени Дидро.

Благодаря ей я понял одну нехитрую истину.

Она в том, чтобы делать так называемые

чудеса своими руками.

А.Грин.

1. Организационный момент.

(проверить количество учащихся в классе, распределить детей в группы по 5 человек, определить порядок работы в группе) 

Говорим вежливо, называем собеседника по имени.
Говорим по очереди, не перебивая друг друга,
Внимательно слушаем друг друга.
Если непонятно, переспросите партнера.
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.
Соблюдаем порядок на парте.

2.  Работа в группах по вопросам:

        1 группа:

Дайте портретную характеристику Ассоль.

Как вы объясните понятия  «сказочное» и «реальное».

Укажите примеры сказочного и реального в повести А.Грина.

        2 группа:

Дайте портретную характеристику Эгля.

Что такое феерия?

Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

        3 группа:

Дайте портретную характеристику Лонгрена.

Какое произошло событие в Каперне, «тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь»?

Правильно ли поступил Лонгрен?

        

4 группа:

Дайте портретную характеристику Артура Грея.

Когда Грей решил стать капитаном?

Почему Грин в своей повести называет шхуну «Секрет»?

Учащиеся работают группой по своему набору вопросов в течение 3 минут, затем всей группой переходят к следующему столу и продолжают работу по вопросам другой группы. И таким образом отвечают на все вопросы, дополняя работу каждой группы. Потом группа возвращается на своё место и даёт ответ на свои вопросы.

3. Оценка работе групп.

4. Чтение наизусть стихотворения «Ребята, надо верить в чудеса» В. Ланцберга.

5. Выразительное чтение отрывка из повести:

Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений.  Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.

Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

  Ассоль читала, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения.  Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события.  

Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, такая поголовная смута, какие не уступят аффекту знаменитых землетрясений. Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чем был; скоро у воды образовалась толпа. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

   От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Ассоль закрыла глаза, боясь, что все это исчезнет, если она будет смотреть. Грэй взял ее руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. В них было все лучшее человека.

5. Рефлексия. Ответим на вопрос «Куда уносят Алые паруса?»

6 Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Моя мечта. Что успел я сделать для её осуществления».

  

Интернет-ресурсы:

http://bibe.ru/alye-parusa/

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://festival.1september.ru/articles/413334/

http://az.lib.ru/g/grin_a/text_0020.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ro-vestnik.ucoz.ru/publ/vozmozhnosti_interaktivnogo_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...

Романтический мир моря, свободы, отваги и любви (по повести Грина «Алые паруса»).

Данный материал предназначен для проведения урока литеоратуры в 6-8 классах по теме:"Романтический мир моря, свободы, отваги и любви  по повести  А.С.Грина «Алые паруса»"....