Романтический мир моря, свободы, отваги и любви (по повести Грина «Алые паруса»).
план-конспект урока по литературе (6, 7, 8 класс) на тему

Кудрявцева Татьяна Юрьевна

Данный материал предназначен для проведения урока литеоратуры в 6-8 классах по теме:"Романтический мир моря, свободы, отваги и любви  по повести  А.С.Грина «Алые паруса»".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_alye_parusa_a.grina_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе учителя Кудрявцевой Т. Ю.

Тема урока: «Романтический мир моря, свободы, отваги и любви  по повести  А. С. Грина «Алые паруса».

Цели урока:

- познакомить учащихся с творчеством А. Грина;

- уточнить определение жанра произведения – «феерия»;

- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин И. Айвазовского «Корабль «Мария» во время шторма», «Буря на море ночью»,презентация, диск с записью фильма»

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм – это способность творить чудеса своими руками, это – вера в мечту, в свои алые паруса, это – умение любить.

Тема нашего урока: «Романтический мир моря, свободы, отваги, мечты и любви…»

Эпиграфом к уроку стали слова Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной простирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве».

Имя Грина по сей  день окружено пестрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. О нем не расскажешь, одним словом. Жизнь его похожа на феерию, на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом. Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир, хорошее и дурное  переплеталось в нем причудливо. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу, в людях -  умение до отказа заполнить жизнь мечтами, тревогой, яростью. Романы Грина дают великолепную канву для мечтателей.

 Давайте обратим внимание на портрет Грина. Внешность писателя говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой , высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.  

Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой, Грин старался нее. Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы Грина.

II. Биографическая справка:

Настоящая фамилия писателя – Гриневский Александр Степанович.

Родился в Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного в Сибирь, потом переехавшего в Вятку. Мать – уроженка Вятки – умерла, когда ему было 11 лет. Учился в реальном училище, окончил 4-классное городское училище. В 1896 г. уехал в Одессу, чтобы стать моряком. Начинаются годы скитаний по стране, во время которых Грин работал и матросом, и банщиком, и золотоискателем, и лесорубом.

В 20-х годах навсегда переезжает в Крым и там пишет свои замечательные повести и романы

Творческий путь А. Грина продолжался с 1906 по 1932 год. За это время им было создано около 500 произведений (новеллы, повести, романы, стихи).

Он жил средь нас, этот сказочник странный,

Создавший страну,   где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов

- В этом стихотворении говорится о какой-то стране, созданной Грином. Как она называется?

- Гринландия

III .История создания произведения.

 Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой, Грин старался нее. Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы Грина: » Блистающий мир», « Бегущая по волнам», «Золотая цепь» , но больше всего « Алые паруса». Давайте прослушаем историю создания произведения.

Замысел  «Алых парусов» возник у писателя в 1916 г., и вначале будущее произведение имело название «Красные паруса». Но, сделав первый набросок, Грин отложил рукопись.

Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым белым парусом. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

К рукописи Грин вернулся четыре года спустя и закончил произведение вчерне в 1920 г. Отдельной книгой феерия (волшебное, сказочное зрелище) вышла в 1923 г.

IV. Вопросы для обсуждения.

О феерии.

1.    Какой жанр у этого произведения и что он означает?

(феерия –1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся  пышной постановкой и сценическими эффектами  2. волшебное сказочное зрелище). Как вы думаете, в каком из этих двух значений Грин употребил это слово.

« Алые паруса»-поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвещенная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности, верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.                                                                      Включить звуки океана.

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег.

 Путешествуя по Гринландии, мы отправляемся в деревушку Каперна, что находится в 4 верстах от Лисса, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко в огромном замке живет благородный , смелый мальчик, который чуть позже произнесет такие слова: Я прихожу к той, которая ждет только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее…,благодаря  ей я понял одну нехитрую истину»…Понять эту нехитрую истину, значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Работу над произведением, мы начнем с проверки домашнего задания - тест, на знание текста.

2.    Какое событие произошло однажды в Каперне, тень которого легла на Лонгрена и его дочь Ассоль?

(хозяин трактира Меннерс пришел к причалу и хотел вытащить свою лодку на берег, но, когда он прыгнул в лодку, его стало относить в открытое море). Он позвал на помощь, однако куривший тут же Лонгрен, не помог ему – он стоял, «неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу – больше, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали. Если бы он кричал, рыбаки поняли бы его, но  он поступил иначе, чем поступали они – поступил внушительно  непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают». (Меннерса подобрал пароход, и он прожил несколько дней, и всем рассказал о поступке Лонгрена)

3.    Почему так жестоко поступил Лонгрен?

(много лет назад его жена Мери обратилась к Меннерсу за помощью, она просила его одолжить ей и ее маленькой дочери денег). Меннерс за эту услугу попросил расплатиться любовью. Не получив денег, Мери в сильный дождь отправилась в город, чтоб продать кольцо. Она сильно промокла, что вызвало болезнь, от которой она умерла. (Лонгрен считал Меннерса отчасти виновным в смерти своей жены)

4.    За поступок отца приходится расплачиваться и маленькой Ассоль. Дети обижают ее, бросая в нее грязь, дразнят. Что ответил отец Ассоль, когда та спросила его, почему нас не любят?

(«…надо уметь любить, а этого-то они не могут»)

5.    Что вы можете рассказать об Ассоль, что это была за девочка?

(Несмотря на то, что она росла без мамы,  это не сделало ее черствой и бессердечной). Имя ей было дано неслучайно, это накладывало отпечаток на ее характер. Оно ассоциируется с латинским словом sol – солнце; «оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист  стрелы или шум морской раковины». «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанные в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившего игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов»

Ее описание – встреча с Эглем: «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».

6.    Какое событие изменило жизнь маленькой Ассоль?

(Эгль рассказал Ассоль о том, что, когда она вырастет, к ней приплывет принц на красивом корабле с алыми парусами и заберет ее с собой)

7.    История, рассказанная Эглем, больше походит на сказку, почему Ассоль поверила в нее?

(она была очень мечтательной, романтичной девочкой и она была готова услышать нечто подобно: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением…Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы»)

8.    Что вы можете рассказать о Грэе?

(«Грэй родился с живой душой,  совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания». Грэй жил в своем мире,  он любил играть один)

9.    Какой первый серьезный поступок совершает Грэй?

(в доме висела картина, на которой было изображено распятие Христа, Грэй закрасил синей краской гвозди на окровавленных руках – «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь). Я этого не хочу. В ответе сына Лионель Грэй, скрыв под усами улыбку, узнал себя и не наложил наказания».

10.    Когда Грэю исполнилось 12 лет, он понял, с чем он в будущем свяжет свою жизнь. Как это случилось?

Грэй любил бывать в библиотеке. Однажды взгляд его задержался на картине, на которой был изображен корабль, «вздымающийся на гребень морского вала». Эта Катрина «стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя… Грэй сжился с морем» и понял, что станет капитаном, потому что он «был судьбой, душой и разумом корабля».

11.     Как Грэй шел к своей мечте? Какие черты характера проявились в этом?

(В 15 лет он убежал из дома и устроился юнгой на шхуну «Ансельм». Он хотел, был «дьявольским» моряком. Он не гнушался тяжелой работы – «Грэй шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом»).

У капитана «Ансельмы» Грэй прошел хорошую школу и вскоре настал тот час, когда Грэй стал капитаном собственного корабля – «Секрет».

Грэй проявил решительность, силу воли, целеустремленность, проявил твердый характер)

12.     Как вы считаете, почему Ассоль и Грэй встретились?

(Их встреча была закономерна, как предсказание живой мечты, в которой «так тесно сплетены судьба, воля, свойство характеров»).

Их внутренний мир был очень похожим: они любили уединение, любили мечтать. Ассоль противопоставила себя жителям Каперны, а Грэй – обществу аристократов, к которым принадлежал. Ассоль уже ждала своего принца.

- Когда Грэй случайно в лесу увидел Ассоль, он отметил, что «тут он иначе увидел ее (не только глазами). Все стронулось, все усмехнулось в нем…»  - Проснувшись, Ассоль увидела кольцо. Оно является символом близкого счастья, предсказание Эгля начинает сбываться: «Не было объяснений случившемуся, но без слов и мыслей находила она их в странном чувстве своем, и уже близким ей стало кольцо.…Так, - случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать. – Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности».)

13.     Как Грэй решил реализовать мечту Ассоль?

(он решил на свой корабль поместить алые паруса, он очень серьезно подошел к выбору ткани, тщательно, потому что «придавал особенное значение точности выбора…» И, в конце концов, он сделал свой выбор – «он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения». Грэй пригласил на корабль музыкантов, чтобы все выглядело очень торжественно)

14.     Как вы считаете, почему феерия называется «Алые паруса»?

(Алые паруса выступают символом надежды, воплощения мечты в жизнь,  любви. Не случайно Грэй в разговоре с матросом сказал, что он понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь»)

V. Заключение

Мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека.

Мне хотелось бы завершить урок словами К. Паустовского: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».

Домашнее задание:1. Нарисовать иллюстрации к повести А. Грина « Алые паруса»,

2.Написать мини-сочинение на одну из предложенных тем:1.» Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить». 2.» Герои  А. Грина  в моей душе». 3.» Что мне дало знакомство с произведением А. Грина «Алые паруса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтическая история первой любви (по повести А. Грина "Алые паруса")

Урок-исследование по повести А. Грина "Алые паруса"...

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Презентация «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок литературы в 6 классе разработан на основе методики «педагогической мастерской».Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения кажд...

Урок литературы в 6 классе на тему "Жестокая реальность и романтическая мечта в произведении А. Грина "Алые паруса"

Тип урока: систематизация и обобщение знанийТехнологии: проблемно-исследовательская   Учебник:В. П. Полухина, В.Я. Коровина, Литература, 6 класс...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...