Рабочая программа по литературе для 5 класса. УМК И.Н.Сухих. 2017-2018 уч. год
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета", "Содержание учебного  предмета", "Тематическое планирование уроков литературы" с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2017-2018.docx73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

5 класс

Разработчик программы:

Ганеева Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Москва, 2017

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

•        достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;

•        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются:

•        в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собcтвенной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•        умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•        умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

•        в понимании ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•        понимании связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;

•        умении анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•        умении определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

•        грамотном использовании элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

•        в приобщенности учеников к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно- нравственными ценностями других народов;

•        готовности сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

•        готовности создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;

•        умении понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

•        в адекватном восприятии художественных произведений разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;

•        умении пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

•        умении писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;

4) в эстетической сфере:

•        в умении понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; в сформированном эстетическом вкусе;

•        умении понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
  • устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
  • осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием  художественных      особенностей текста)  — небольшого  отрывка,    главы  повести, рассказа, сказки;
  • составлять план-характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;
  • давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
  • составлять сообщение о поэте, писателе, рассказывать о нём;
  • определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
  • эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучных изучаемым произведениям;
  • устно иллюстрировать художественное произведение;
  • создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
  • находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 5 класса.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;
  • выявлять этапы развития сюжета;
  • выявлять элементы композиции повести, рассказа;
  • составлять  план  анализа  эпизода и анализировать его по плану;
  • анализировать различные формы выражения авторской позиции;
  • сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
  • составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
  • составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос;
  • анализировать стихотворение по плану анализа лирики;
  • работать со словарём литературоведческих терминов;
  • работать над коллективным (индивидуальным) учебным проектом;
  • создавать оригинальное произведение (загадку, сказку, басню, рассказ, стихотворение).

Раздел 2. Содержание учебного  предмета «Литература»

5 класс

Те м а 1. Мир человека и его изображение в фольклоре

Представление о фольклоре как словесном творчестве народа. Истоки фольклора. Отличие фольклора от литературы. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека. Жанры фольклора и их связь с обрядами. Современный фольклор.

Р а з д е л 1. Миф как исток фольклора

Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга».

Теоретико-литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора. Культурное пространство. Мифы народов мира, славянская мифология.

Внеклассное чтение. Мифы народов мира.

Р а з д е л 2. Обрядовая поэзия

Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение.

Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…».

Теоретико-литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия.

Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники и традиции празднования.

Р а з д е л 3. Малые жанры фольклора

Загадка и ее место в народной культуре. Способы загадывания. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Тематические группы пословиц. Деятельность В. И. Даля. Устойчивые словосочетания.

Теоретико-литературные знания. Культурное пространство. Русский и иностранный фольклор. Собиратели фольклора.

Внеклассное чтение. Сборники пословиц Отличия фольклора от литературы и их связи. Представление о жанрах. Жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка. Сборники загадок.

Р а з д е л 4. Сказка как жанр фольклора

Виды сказок. Нравственный смысл сказок. Сходство сказок разных народов.

1. Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).

Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым.

2. Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).

Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители.

Типы героев и способы их характеристики. Образ жены-волшебницы. Композиция волшебной сказки. «Сказочные формулы». Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Повторы. Особенности зачина и финала. Особенности сказывания сказки.

3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена» (текстуально изучаются две сказки по выбору учителя). Жанровые особенности бытовых сказок. Группы бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков.

Теоретико-литературные знания. Жанр сказки. Виды фольклорной сказки. «Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы.

Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина и др.). Сказители.

Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Русские народные сказки.

Т е м а 2. Мой дом — мой мир

Проявление в литературном произведении авторского отношения к изображаемому. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.

1. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»

Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика эмоций героя в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Образ няни — души дома.

Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций. Незаконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа няни и атмосферы стихотворения.

2. А. П. Чехов. «Гриша»

Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции.

3. Н. М. Рубцов. «В горнице»

Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Сравнение образов прошлого, настоящего и будущего, их роль в стихотворении. Образ героя стихотворения.

Теоретико-литературные знания. Представление о литературных родах (эпос, лирика). Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения к изображаемому в лирике и эпосе. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Звукопись в лирическом стихотворении. Авторская интонация. Рассказ как эпический жанр. Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Художественная деталь. Представление о стихах и прозе. Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.

Культурное пространство. Детские годы А. С. Пушкина, Михайловское — родовое имение Ганнибалов-Пушкиных. Детские годы А. П. Чехова. Детские годы Н. М. Рубцова. Образы дома и семьи в зарубежной и русской литературе, в изобразительном искусстве и музыке.

Внеклассное чтение. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»; В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»; Л. А. Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»; Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Р. П. Погодин. «Славка»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Г. Мало. «Без семьи»; М. Твен. «Принц и нищий»; Я. Корчак. «Король Матиуш Первый».

Т е м а 3. Природа — мир, окружающий дом

Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку.

Р а з д е л 1. Мир природы в эпических произведениях

Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской литературе как силы, испытывающей человека. Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.

1. И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Отношение И. С. Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы ребят и повествователя. Вера и неверие, суеверие. Смысл финала рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Описания природы и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Образ повествователя. Речевая характеристика. Первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения.

2. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Мир природы и мир человека в сказке-были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей. Образ повествователя и его роль в произведении. Отношение повествователя к персонажам. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения. Первоначальное представление о пейзаже в литературном произведении. Авторское отношение к персонажам.

3. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление рассказа Астафьева со сказкой-былью Пришвина «Кладовая солнца».

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тема, проблема и идея произведения. Композиция и ее элементы. Пейзаж. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении.

Культурное пространство. Детские годы И. С. Тургенева. Музей- заповедник «Спасское-Лутовиново» — имение И. С. Тургенева (Орловская область) и музей- усадьба М. М. Пришвина в Дунино. Природа средней полосы России и Сибирского края. Детские годы В. П. Астафьева. Мир природы в изобразительном искусстве (А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, К. Ф. Юон).

Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; И. С . Шмелев. «За карасями»; Д. Н . Мамин- Сибиряк. «Вольный человек Яшка».

Р а з д е л 2. Мир природы в лирических произведениях

Мир природы и человек в лирических произведениях. Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.

1. Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…»

«Летний вечер» Ф. И. Тютчева. Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения.

«Летний вечер тих и ясен…» А. А. Фета. Обычное и необычное в стихотворении. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Роль метафор. Авторское отношение к миру. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере.

2. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»

Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте.

3. Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» — А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…»

«Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева. Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения.

Эпитеты как словесные краски в поэзии. Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов.

Темы и идеи стихотворений.

4. С. А. Есенин. «Прячет месяц за овинами…»

Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе.

Тема и идея стихотворения.

Теоретико-литературные знания. Представление о лирическом стихотворении. Первоначальное представление о теме и идее (пафосе) лирического произведения. Первоначальное представлениео пейзажной лирике. Представление о цветописи. Изобразительно-выразительные средства языка: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. Способы выражения авторского отношения в лирическом стихотворении.

Культурное пространство. Русские писатели и поэты: И. С. Тургенев, М. М. Пришвин, В. П. Астафьев, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, С. А. Есенин. Природа средней полосы России и Сибирского края. Пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Осень»; А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Заболоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…»; Д. С. Самойлов. «Красная осень»; Н. М. Рубцов. «Листья осенние».

Р а з д е л 3. Человек и животные в литературных произведениях

Животные в художественной литературе. Отношение человека к животным как критерий нравственности.

1. А. И. Куприн. «Сапсан»

Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя-рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.

2. Дж. Лондон. «Бурый Волк»

Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии в жизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвинов — и Скифа Миллера. Психологизм образов собаки и людей. Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Портрет. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Идея произведения.

Культурное пространство. А. И. Куприн, Дж. Лондон как писатели. Русские и зарубежные писатели- натуралисты. Научно-популярные и художественные книги о природе. Экранизации литературных произведений о природе.

Внеклассное чтение. И. А. Куприн. «Белый пудель», «Золотой петух», «Изумруд»; А. П. Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Б. С. Житков. «Про волка»; Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Дж. Лондон. «Белый Клык», «Сын волка», «Дети мороза», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри»; Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»; Р. Киплинг. «Маугли»; Дж. Адамсон.

«Рожденная свободной»; Д. Дарелл. «Моя семья и другие звери», «Перегруженный ковчег», «Мясной рулет» и другие книги.

Р а з д е л 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы

Человек и природа: родство и противостояние. Рациональное познание и осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.

1. И. В. Гёте. «Лесной царь»

Баллада Гёте в переводе В. А. Жуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ-символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Сопоставление иллюстраций к балладе Гёте.

Теоретико-литературные знания. Баллада. Вольный перевод. Изобразительно-выразительные средства языка. Звукопись. Ритм. Художественная идея.

Культурное пространство. И. В. Гёте, В. А. Жуковский как деятели культуры. Фольклорные и литературные образы природы. Музыкальные интерпретации литературных произведений.

Ф. Шуберт — немецкий композитор.

2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно-выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма. Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Связь ритма с содержанием стихотворения. Сопоставление с балладой Гёте в переводе Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения Пушкина. Идеи этих стихотворений.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально-оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.

Культурное пространство. А. С. Пушкин в Михайловском. Русские художники- пейзажисты. Пейзаж в музыке.

3. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Баллада М. Ю. Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительно-выразительные средства создания образов. Способы выражения авторского отношения к персонажам и событиям.

Теоретико-литературные знания. Баллада. Образ-символ. Конфликт. Тропы. Авторская позиция.

Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись.

Внеклассное чтение. Английская и шотландская народная поэзия в переводе С. Я. Маршака: «Три баллады о Робин Гуде» («Рождение Робин Гуда», «Робин Гуд и мясник», «Робин Гуд и шериф»), «Королева Элинор»; В. А. Жуковский. «Ивиковы журавли», «Людмила», «Кубок»; М. Ю. Лермонтов. Из Гёте («Горные вершины…»), «Казачья колыбельная»; Н. М. Языков. «Пловец»; И. В. Гёте. «Приветствие духа» (в переводе Ф. И. Тютчева), «На озере» (в переводе А. А. Фета), «Рыбак» (в переводе В. А. Жуковского); Г. Гейне. «Лорелей» (в переводе С. Я. Маршака).

Т е м а 4. Дороги к счастью

Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мир и постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единство дома и мира. Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мира и их нарушение.

Литературная сказка. Фольклорные и литературные сказки. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула и ее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.

1. Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».

2. Ш. Перро. «Спящая красавица».

3. В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

4. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов

мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения.

Теоретико-литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения.

Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм. Литературная деятельность Ш. Перро. Сказка в жизни А. С. Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра.

5. Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки.

Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки.

Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер.

Культурное пространство. Х. К. Андерсен — писатель- сказочник. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Иллюстрации В. Ерко к сказке «Снежная королева». Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и актеры. Анимационные фильмы и иллюстрации как интерпретации

литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.

6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образы Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации. Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке Кэрролла. Проблема перевода сказки.

Теоретико-литературные знания. Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры.

Культурное пространство. Л. Кэрролл — английский писатель. Англия эпохи королевы Виктории. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комического в литературе. Язык оригинала и проблемы перевода. Экранизации «Алисы в Стране Чудес» (телевизионный фильм Н. Уиллинга; полнометражный анимационный фильм К. Джероними, У. Джексон, Г. Ласки; художественные фильмы Е. Пружанского и Т. Бертона; анимационный фильм Е. Пружанского, В. Фомина, Ю. Бутырина; и др.).

7. Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери. Образы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и комические образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы-символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.

Теоретико-литературные знания. Композиция. Конфликт. Время и пространство в литературном произведении и фольклоре. Пейзаж. Портрет. Антитеза. Изменение точки зрения на событие. Тематика, проблематика и идея произведения.

Культурное пространство. Художественный фильм «Три Толстяка» (режиссеры А. Баталов, И. Ольшевский). Художники- иллюстраторы «Трех Толстяков». Цирк в современной культуре.

Внеклассное чтение. Е. Л. Шварц. «Золушка», «Два клена», «Снежная королева»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров»; В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка» (трилогия), «Гуси- гуси, га- га- га»; К. Булычев. «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений»; Э. Лир. Лимерики, «Прогулка верхом» (в переводе

С. Я. Маршака); Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», «Баллада о старом Вильяме»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; Д. Биссет. «Забытый день рожденья»; П. Треверс. «Мери Поппинс»; Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Т е м а 5. Мир — сообщество людей

Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.

Р а з д е л 1. Тема защиты Родины в литературе

Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение

к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.

1. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Бородинское сражение в изображении М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте. Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М. Ю. Лермонтова. Тема и художественная идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Ритм. Строфа. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения.

Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов — офицер и поэт.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Галерея героев войны 1812 года в Зимнем дворце Санкт- Петербурга.

2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Кавказская война в изображении Л. Н. Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное в повести. Образы дома и мира. Мужество — и трусость; любовь, милосердие — и ненависть. Два типа человеческого поведения. Образ Жилина как идеал солдата и человека. Костылин как антипод Жилина. Образ Дины и его роль в повести. Способы создания образов персонажей. Отношение Л. Н. Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля. Тематика, проблематика и идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Субъективное обозначение жанра (быль). Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении. Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому. Тема и идея произведения.

Культурное пространство. Кавказ, народы Кавказа, быт и обычаи горцев. Война России с кавказскими народами в XIX веке. Л. Н. Толстой — офицер и писатель.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина»; К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака»; Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед» (в переводе С. Я. Маршака); Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; К. М. Симонов. «Сын артиллериста».

Р а з д е л 2. Отношения людей

Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.

1. И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»

Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея. Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова.

Теоретико-литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания.

Культурное пространство. Художники — иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.

Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басни.

2. Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского). Композиция и конфликт баллады Ф. Шиллера. Роль образов зверинца и придворных. Человеческое достоинство и любовь. Перевод как интерпретация произведения. Сопоставление переводов В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова: ритмический рисунок, система образов, характеры героев и художественная идея. Неоднозначность художественной идеи баллады.

Теоретико-литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея.

Культурное пространство. Эпоха французского короля Франциска I, рыцарские турниры, рыцарский кодекс чести.

Внеклассное чтение. Ф. Шиллер. Баллады; Р. Киплинг. «Баллада о царице Бунди»; А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья»; А. Дюма. «Три мушкетера»; М. Рид. «Всадник без головы».

3. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные детали и их роль в выражении авторского отношения к персонажам и событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Юмористический рассказ. Комическое. Фабула. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения.

Культурное пространство. Чиновник в Российской империи XIX века. Быт чиновника. А. П. Чехов — писатель- юморист.

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»; М. М. Зощенко. «Леля и Минька»; А. Г. Алексин. «Необычайные похождения Севы Котлова»; В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер».

Р а з д е л 3. Идеалы и ценности

Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве. Безграничные возможности человеческого духа.

1. В. Г. Короленко. «Мгновение»

История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ-символ.

Культурное пространство. В. Г. Короленко — русский писатель. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).

Внеклассное чтение. В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе»; А. А. Лиханов. «Музыка».

2. К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники- маринисты.

Внеклассное чтение. П. П. Бажов. Сказы; К. Г. Паустовский. «Золотая роза»; В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Раздел 3. Тематическое планирование уроков литературы

(102 часа, из них 75 часов — на изучение произведений, 14 часов — на уроки внеклассного чтения, 8 часов — на уроки развития речи, 4 часа — на контрольные работы, 1 час – на викторину по итогам года)

Тема, раздел

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Тема 1. Мир человека и его изображение в фольклоре

12

Проектная деятельность

Составление иллюстрированных сборников «Загадки народов мира», «Пословицы и поговорки народов мира». Создание проекта «Сказки, сочинённые нами».

Раздел 1. Миф как исток фольклора

Духовный стих «Голубиная книга»

1

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Сопоставление космогонических мифов разных народов

Раздел 2. Обрядовая поэзия

Обрядовые песни: веснянка «Весна красна...», свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит…»

1

Знакомство с обрядовыми песнями в исполнении фольклорных ансамблей и расшифровка обрядовых символов

Раздел 3. Малые жанры

Загадки, пословицы и поговорки

2

Раздел 4. Сказка как жанр фольклора

Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя)

Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола».

Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена».

1

3

2

Сказывание сказок. Иллюстрирование сказок. Составление киносценария анимационного (мультипликационного) фильма по сказке. Инсценирование сказок. Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв об анимационном или художественном фильме по народной сказке. Устный отзыв об иллюстрациях к сказке. Конкурс исполнителей фольклорных произведений

Урок внеклассного чтения

1

Урок развития речи

1

Тема 2. Мой дом — мой мир

8

Проектная деятельность

Разработка проекта художественного аудиовидеоальбома «Мой дом — мой мир»

Раздел 1. Мой дом — мой мир

А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»

А. П. Чехов. «Гриша»

Н. М. Рубцов. «В горнице»

2

2

1

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Конкретизация представлений учеников о собственном доме. Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение ребенка к своему дому. Сочинение рассказов и стихотворений о дорогом и близком. Устные сочинения о доме (своем доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных точек зрения — негативной и позитивной

Урок развития речи

1

Урок внеклассного чтения

1

Контрольная работа

1

Тема 3. Природа — мир, окружающий дом

28

Проектная деятельность

 Выпуск сборника собственных произведений о природе. Составление и оформление сборника стихов о природе. Создание фотоальбома по одной из тем: «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег», «Весна не за горами» и т. д.

Раздел 1.

Мир природы в эпических произведениях

И. С. Тургенев. «Бежин луг»

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

3

3

2

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Сравнение произведений разных авторов, близких по теме. Сочинение пейзажных миниатюр — описаний местности в определенное время года или время суток («Парк зимой и летом», «Лес утром и вечером» и т. п.). Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Письменный отзыв об иллюстрациях к словесному художественному произведению

Урок развития речи

1

Урок внеклассного чтения

1

Раздел 2.

Мир природы в лирических произведениях

Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Вечер»

А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…» — Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»

С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…», «Прячет месяц за овинами…»

2

1

1

Выразительное чтение. Сочинение лирических миниатюр — описаний природы («Утро», «День», «Вечер», «Ночь», «Две зари» и т. п.). Сочинение рассказов о необычных происшествиях, связанных с миром природы («Случай в лесу», «На озере» и т. п.). Сочинение стихотворений о природе. Иллюстрирование любимых книг о природе. Подбор музыкальных произведений к стихотворным текстам. Сопоставление стихотворений разных поэтов по настроению и авторской позиции

Урок внеклассного чтения

1

Раздел 3.

Человек и животные в литературных произведениях

А. И. Куприн. «Сапсан»

Дж. Лондон. «Бурый Волк»

2

3

Литературно-художественная и аналитическая деятельность

Сочинение рассказов о домашних животных. Иллюстрирование произведений. Сочинение-описание «Портрет животного». Составление киносценария по эпизоду рассказа А. И. Куприна или повести Дж.Лондона. Подбор и систематизация научных и научно-популярных произведений о природе. Сравнение научных и художественных произведений о природе

Урок развития речи

1

Урок внеклассного чтения

1

Контрольная работа

1

Раздел 4.

Дороги, связующие мир человека и мир природы

И. В. Гёте. «Лесной царь»

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Листок»

1

2

1

Проектная деятельность

Составление и исполнение литературно музыкальной композиции «Человек и природа». Составление и оформление сборника баллад, литературного сборника «Дорога»

Литературно художественная и аналитическая деятельность Выразительное чтение. Иллюстрирование баллады Гёте.

Выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы». Иллюстрирование изучаемых произведений.

Выразительное чтение. Устное словесное рисование пейзажа

Уроки внеклассного чтения

1

Тема 4. Дороги к счастью

26

Проектная деятельность

Театральная постановка пьесы- сказки. Проект литературного музея или музея сказочного героя

Раздел 1. Литературная сказка

Братья В. и Я. Гримм. «Шиповничек»

Братья В. и Я. Гримм. «Снегурочка»

Ш. Перро. «Спящая красавица»

В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

1

1

2

1

3

5

4

4

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение сказок. Сопоставление иллюстраций к сказкам. Отзыв о мультфильме, кинофильме, созданных на основе словесного художественного произведения. Отзыв о кинофильме «Осенние колокола» (режиссер В. Гориккер) по сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне. Поиск фольклорных сказок со сходными фабулами и составление их каталога. Отзыв о спектакле по сказке.

Творческие пересказы от лица персонажей (по одной из глав). Отзыв об иллюстрациях к сказке.

Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сочинение забавных историй с использованием языковых средств создания комического. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки (В. Набоков, В. Орел, Н. Демурова, Б. Заходер, Л. Яхнин). Анализ экранизаций «Алисы в Стране Чудес».

Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование эпизодов, составление киносценария по эпизоду. Сопоставление образов Суок и Тутти в образах Герды и Кая из сказки Х. К. Андерсена. Сочинение пародий и шаржей.

Уроки развития речи

2

Уроки внеклассного чтения

3

Тема 5. Мир — сообщество людей

26

Проектная деятельность

Выпуск газеты или журнала «Война и дети».

Проектная деятельность 

Сочинение сценария и постановка спектакля по произведениям писателей разных эпох «Серьезное, грустное и смешное рядом». Выпуск сборника детских юмористических произведений.

Проектная деятельность

Выпуск журнала о современных творческих деятелях

Раздел 1. Тема защиты Родины в литературе

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

2

3

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение стихотворения. Отзыв об иллюстрациях к стихотворению. Сопоставление стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Поле Бородина»

Выразительное чтение и иллюстрирование эпизодов. Устное словесное рисование. Составление киносценария по эпизоду. Характеристика персонажей

Урок внеклассного чтения

1

Контрольная работа

1

Раздел 2. Отношения людей

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского)

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

2

1

2

Литературно художественная и аналитическая деятельность Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование басен Крылова. Анализ иллюстраций разных художников к басням Крылова. Толкование аллегорий. Сочинение басни на современный сюжет. Сравнение басен разных авторов на один сюжет

Выразительное чтение. Составление киносценария по балладе. Устное словесное рисование. Иллюстрирование баллад. Сопоставление переводов

Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Сочинение юмористического рассказа о человеческом недостатке

Урок развития речи

1

Уроки внеклассного чтения

2

Раздел 3. Идеалы и ценности

В. Г. Короленко. «Мгновение»

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

3

3

Литературно художественная и аналитическая деятельность

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Передача своих эмоций и ассоциаций в рисунках. Подбор заглавий к каждой из частей рассказа.

Сочинение- мечта «Я и море». Очерк о парусных кораблях «История одного парусника» или о русских моряках. Подбор картин на морскую тематику.

Урок развития речи  

1

Урок внеклассного чтения

2

Контрольная работа

1

Викторина по итогам года

1

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока:

Теория литературы

Контроль

1 четверть. 23 часа

Тема 1. Мир человека и его изображение в фольклоре (12)

1

1

04.09

Открытие мира на уроках литературы.

Понятие о мифе. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора. Культурное пространство. Мифы народов мира, славянская мифология.

2

2

07.09

Миф как исток фольклора. Духовный стих «Голубиная книга».

3

3

08.09

Жанры фольклора. (Обобщающее повторение изученного в начальной школе). Обрядовые песни: веснянка «Весна красна...», свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит…»

Понятие о жанре.

Обряд. Фольклорная лирическая поэзия.

4

4

11.09

Малые жанры фольклора.

Загадки, пословицы и поговорки.

Отличия фольклора от литературы и их связи. Представление о жанрах. Жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка.

5

5

14.09

Русские народные сказки. Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Жанр сказки. Виды фольклорной сказки.

6

6

15.09

Волшебные сказки. Сказка «Иван Быкович».

«Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы. Роль повторов.

7

7

18.09

Художественный мир сказки «Иван Быкович».

8

8

21.09

Тайны волшебной сказки. Идея добра в сказках.

9

9

22.09

Бытовые сказки. Их юмор и поучительный смысл.

10

10

25.09

Бытовая сказка «Мудрая дева».

11

11

28.09

Р.р. Проект «Сказки, сочинённые нами». Конкурс исполнителей сказок

Р.р.

12

12

29.09

Вн.чт. Сказки народов мира. Русские народные сказки.

Вн.чт.

Тема 2. Мой дом — мой мир (8)

13

1

02.10

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне».

Представление о литературных родах (эпос, лирика). Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения к изображаемому в лирике и эпосе. Лирическое стихотворение. Звукопись в лирическом стихотворении. Авторская интонация.

Тропы: сравнение, эпитет.

14

2

05.10

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне».

Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы: сравнение, эпитет.

15

3

06.10

А. П. Чехов. «Гриша»

Рассказ как эпический жанр.

16

4

09.10

А. П. Чехов. «Гриша».

Мир художественного произведения:

композиция, фабула, конфликт.

Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Художественная деталь.

17

5

12.10

Н.М. Рубцов. «В горнице».

Представление о стихах и прозе. Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.

18

6

13.10

Н.М. Рубцов. «В горнице». Особенности стихотворного текста:

ритм, рифма, строфа.

19

7

16.10

Вн.чт. Образы дома и семьи в зарубежной

 и русской литературе

Вн.чт.

20

8

19.10

Р.р. Сочинение рассказов и стихотворений

 о дорогом и близком.

Р.р.

21

9

20.10

Контрольная работа за 1 четверть.

К.р. №1

Тема 3. Природа — мир, окружающий дом (28)

22

1

23.10

Мир природы в эпических произведениях (10)

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Таинственная жизнь  природы.

Рассказ. Композиция и ее элементы. Описания природы и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Образ повествователя. Речевая характеристика. Первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения.

23

2

26.10

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы мальчиков в рассказе

2 четверть. 24 часа

24

3

06.11

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Тайна Павлуши.

25

4

09.11

М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

 Жизнь Насти и Митраши.

Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей. Образ повествователя и его роль в произведении. Отношение повествователя к персонажам. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения. Первоначальное представление

о пейзаже в литературном произведении. Авторское отношение к персонажам.

26

5

10.11

М.Пришвин. «Кладовая солнца». Испытания Насти и Митраши.

27

6

13.11

М.Пришвин. «Кладовая солнца». Мир природы в произведении.

28

7

16.11

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Законы тайги.

Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тема, проблема и идея произведения. Композиция и ее элементы. Пейзаж. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении.

29

8

17.11

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Можно ли выжить в тайге в одиночку?

30

9

20.11

Р.р. Учимся создавать художественное описание.

Вн.чт.

31

10

23.11

Вн.чт. Мир природы и мир человека в произведениях русских писателей ХХ века.

Р.р.

32

11

24.11

Мир природы в лирических произведениях (5)

Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Вечер».

Представление о лирическом стихотворении.

Представление о лирическом стихотворении. Первоначальное представление о теме и идее (пафосе) лирического произведения. Первоначальное представление о пейзажной лирике. Представление о цветописи. Изобразительно-выразительные средства языка: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. Способы выражения авторского отношения в лирическом стихотворении.

33

12

27.11

Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Вечер».

Метафора и олицетворение как виды тропов.

34

13

30.11

А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…» — Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…».

35

14

01.12

С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»,

«Прячет месяц за овинами…». Представление о цветописи.

36

15

04.12

Вн.чт. Урок-концерт. Мир природы в лирических

произведениях.

Вн.чт.

37

16

07.12

Человек и животные в литературных произведениях (7)

А. И. Куприн. «Сапсан»

Рассказ. Композиция и ее элементы. Портрет. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Идея произведения.

38

17

08.12

А. И. Куприн. «Сапсан»

39

18

11.12

Дж. Лондон. «Бурый Волк»

40

19

14.12

Дж. Лондон. «Бурый Волк»

41

20

15.12

Дж. Лондон. «Бурый Волк»

42

21

18.12

Вн.чт. Человек и животные в литературных произведениях.

Вн.чт.

43

22

21.12

Р.р. Сочинение-описание «Портрет животного».

Р.р.

44

23

22.12

Контрольная работа за 2 четверть.

К.р. №2

45

24

25.12

Дороги, связующие мир человека и мир природы (5)

И. В. Гёте. «Лесной царь»

Баллада. Вольный перевод. Изобразительно-выразительные средства языка. Звукопись. Ритм. Художественная идея.

46

25

28.12

 А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально-оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.

47

26

29.12

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»

3 четверть. 33 часа

48

27

11.01

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Листок»

Баллада. Образ-символ. Конфликт. Тропы. Авторская позиция.

49

28

12.01

Вн. чт. Английская и шотландская народная поэзия.

Вн.чт.

Тема 4. Дороги к счастью (26)

50

1

15.01

Литературная сказка (26)

Братья В. и Я. Гримм. «Шиповничек».

Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения.

51

2

18.01

Братья В. и Я. Гримм. «Снегурочка»

52

3

19.01

Ш. Перро. «Спящая красавица»

53

4

22.01

Ш. Перро. «Спящая красавица»

54

5

25.01

В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

55

6

26.01

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

56

7

29.01

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

57

8

01.02

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

58

9

02.02

Р. р. Отзыв о мультфильме, кинофильме, созданных на основе словесного художественного произведения

Р.р.

59

10

05.02

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер.

60

11

08.02

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

61

12

09.02

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

62

13

12.02

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

63

14

15.02

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

64

15

16.02

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры.

65

16

19.02

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

66

17

26.02

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

67

18

01.03

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

68

19

02.03

Вн.чт. Толкин «Хоббит»

Композиция. Конфликт. Время

и пространство в литературном

произведении и фольклоре.

Пейзаж. Портрет. Антитеза.

Изменение точки зрения на событие.

Тематика, проблематика и идея

произведения.

Вн.чт.

69

20

05.03

Вн.чт. Толкин «Хоббит»

Вн.чт.

70

21

08.03

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

71

22

09.03

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

72

23

12.02

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

73

24

15.03

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

74

25

16.03

Вн.чт. Русская и зарубежная литературная сказка.

Вн.чт.

75

26

19.03

Р.р. Сочинение забавных историй с использованием

 языковых средств создания комического.

Р.р.

Тема 5. Мир — сообщество людей (26)

76

1

22.03

Тема защиты Родины в литературе (6)

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Ритм. Строфа. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения.

77

2

23.03

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

78

3

26.03

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Субъективное обозначение жанра (быль).

Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении.

Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому.

Тема и идея произведения.

79

4

29.03

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

80

5

30.03

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

81

6

02.04

Контрольная работа за 3 четверть.

К.р. №3

82

7

05.04

Вн. чт. Тема защиты Родины в литературе.

Вн.чт.

4 четверть. 19 часов

83

8

16.04

Отношения людей (9)

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»

Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания.

84

9

19.04

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»

85

10

20.04

Вн.чт. Басни Крылова.

86

11

23.04

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского) .

Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея.

87

12

26.04

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и

В. А. Жуковского).

88

13

27.04

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».

Юмористический рассказ. Комическое. Фабула. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения.

89

14

03.05

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».

90

15

04.05

Р.р. Проект. Выпуск сборника детских юмористических произведений.

Р.р.

91

16

07.05

Вн. чт. Отношения людей

в русской и зарубежной литературе.

Вн.чт.

92

17

10.05

Идеалы и ценности (8)

В. Г. Короленко. «Мгновение»

Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ-символ.

93

18

11.05

В. Г. Короленко. «Мгновение»

94

19

14.05

В. Г. Короленко. «Мгновение»

95

20

17.05

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения.

96

21

18.05

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

97

22

21.05

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

98

23

24.05

Р.р. Сочинение-мечта «Я и море».

Р.р.

99

24

25.05

Контрольная работа за 4 четверть.

К.р. №4

100

25

28.05

Вн.чт. Идеалы и ценности в русской литературе.

Вн.чт.

101

26

31.05

Викторина «По страницам любимых книг»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс 2017-2018

Рабочая программа по литературе 6 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2017-2018 уч.г. (ФГОС)

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой....

Рабочая программа по литературе для 7 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...