Рабочая программа по литературе для 8 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета", "Содержание учебного  предмета", "Тематическое планирование уроков литературы" с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass_2017-2018.docx62.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

8 класс

Разработчик программы:

Ганеева Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Москва, 2017

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

– достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических

особенностей;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– в понимании ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

– понимании связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;

– умении анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– умении определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

– грамотном использовании элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– в приобщенности учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно-нравственными ценностями других народов;

– готовности сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

– готовности создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;

– умении понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

– в адекватном восприятии художественных произведений разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;

– умении пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

– умении писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;

4) в эстетической сфере:

– в умении понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; в сформированном эстетическом вкусе;

– умении понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:

– расширение читательского кругозора, воспитание у учеников потребности в чтении;

– развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);

– обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико-литературных знаний и читательских умений,

а также развитием литературных способностей;

– обучение школьников приемам литературно-творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;

– обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;

– развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;

– культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;

– развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Тема 1. О любви

Раздел 1. О любви — в лирике

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы его выражения в произведениях, сходных по тематике. Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения. Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

1. Данте Алигьери. «Новая жизнь». Фрагмент гл. XXVI

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте. Обожествление возлюбленной — идеала благородства и красоты. Условность образа возлюбленной. Художественные приемы создания ее образа.

2. Ф. Петрарка. Сонет 160

Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодоление (на примере сравнения с сонетом Данте). Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонетах Петрарки, противоречивость и изменчивость любовных переживаний. Музыкальность стиха Петрарки, драматизм сонетов и художественные средства создания образов.

 3. У. Шекспир. Сонет 130

Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос идеала с небес на землю.

4. А. С. Пушкин. «Мадона»

Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства.

Культурное пространство. Италия эпохи Возрождения. Итальянская живопись Ренессанса. Рыцарское служение Прекрасной Даме. Истории любви Данте и Петрарки. Поэтические диалоги о любви

5. А. С. Пушкин. «Я вас любил…»

6. М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…» Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова. Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя.

7. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»

8. Н. А. Некрасов. «Горящие письма» Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины. Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа.

9. А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»

10. А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…» История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения  Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный мир человека. Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Петрарки и Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока.

Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины — адресаты их любовной лирики.

Раздел 2. О любви — в эпосе

Истории любви и отражение в них реальной действительности. Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви. Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой. «Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия. Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Характер Гринева и художественные средства его создания. Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними. Милосердие как право монарха и потребность сердца. Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения.

Культурное пространство. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Портреты Екатерины II работы В. Л. Боровиковского и Ф. С. Рокотова. Картина В. Перова «Суд Пугачева»

2. Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные»

Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского. Отношение Н. С. Ихменева к чести. «Особенная гордость» бедных людей. Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина («Дубровский», «Станционный смотритель») и Гоголя («Шинель»). Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия. Образ Наташи: чувства девушки к Алеше и к родителям, причины ее выбора. Причины и суть конфликта между Ихменевым и Наташей как конфликта чувства и долга. Смысл истории семьи Смита и ее роль в романе. Сопоставление сюжета о семье Смита с историей пушкинского станционного смотрителя Самсона Вырина.

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

3. И. С. Тургенев. «Ася» Ситуация rendez-vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси. Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность Н. Н. на поступок. Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям  и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести.

Культурное пространство. Полина Виардо. История любви И. С. Тургенева. Линц — место действия повести «Ася».

4. И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея. Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Культурное пространство. В. Н. Бунина и ее роль в жизни писателя. Россия в период Первой мировой войны и революции. Кинофильмы по рассказам И. А. Бунина.

Раздел 3. О любви — в драме

Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Основатели русского театра. А. Н. Островский — драматург. История создания пьесы «Снегурочка». Московский Малый театр, театры оперы и балета. Опера, балет и драматическое искусство.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры литературы. Любовная лирика. Сонетная форма. Образ символ. Аллегория. Повесть и исторический роман как эпические жанры. Драма как литературный род и жанр. Компоненты драматического текста. Способы выражения авторского отношения и авторской позиции в литературных произведениях разных родов и жанров. Композиция лирического стихотворения, повести, романа, драмы. Рамочные компоненты текста. Лирический и эпический сюжет. Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

Внеклассное чтение (ко всей теме). с. Д. Артамонов. «Литература эпохи Возрождения»; Н. Н. Томашевский. «Франческо Петрарка»; А. Аникст. «Шекспир»; А. С. Пушкин. «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»), «Сонет» («Поэт, не дорожи любовию народной…»); «Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники» (в 2 т.); «Петербургские встречи Пушкина» (сост. Л. Е. Кошевая); А. С. Пушкин. «История Пугачева»; Г. Г. Красухин. «Путеводитель по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”»; М. И. Цветаева. «Пушкин и Пугачев»; В. Скотт. «Айвенго»; Ш. Бронте. «Джейн Эйр»; П. Мериме. «Кармен»; Ф. М. Достоевский. «Неточка Незванова», «Кроткая»; с. в. Белов. «Ф. М. Достоевский»; М. Басина. «Сквозь сумрак белых ночей»; И. С. Тургенев. «Первая любовь», «Вешние воды»; О. В. Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н Островский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся», «Горячее сердце»; В. Лакшин. «А. Н. Островский»; И. А. Бунин «Ворон», «Руся», «Галя Ганская», «Чистый понедельник»; А. Н. Беляев. «Человек- амфибия».

Тема 2. О Родине

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы-символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов.

 И. Северянин. «Запевка».

Раздел 1. О родине — в лирике

1. М. Ю. Лермонтов. «Родина» «Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

 2. Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…» Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

 3. А. А. Блок. «Россия» Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины.

 4. С. А. Есенин. «Русь» Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока.

5. И. А. Бродский. «Стансы городу» Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения.

6. Н. М. Рубцов. «Звезда полей» Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Размышления поэта о скоротечности жизни. Романтические образы в произведении.

7. А. А. Ахматова. «Мужество»

Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

8. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике.

9. К. Ш. Кулиев. «Стихи о Родине»

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа.

Культурное пространство. Любовь к Родине — одна из вечных тем русской литературы и искусства. Отношение к Родине М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского. Кавказские поэты России.

Раздел 2. О родине — в эпосе

1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» — обзорное изучение

История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву». Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении.

 2. И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в произведении. Образ России. Особенности художественного времени и пространства.

 3. А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Автор и повествователь. Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души. История жизни и смерти Матрены. Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома. Образная параллель «Россия — Матрена». Герои — созидатели и разрушители. Способы выражения авторского отношения. Авторская идея рассказа.

Культурное пространство. Идеи Просвещения. А. М. Кутузов. Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели».

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Роды и жанры литературы. Патриотическая лирика. Образы- символы. Выразительные средства композиции. Синтаксические средства выразительности. Стансы. Автор, повествователь и рассказчик в эпическом произведении. Авторское отношение и авторская позиция. Художественное обобщение и конкретность образа. Роль детали в художественном тексте. Образ пространства- времени (хронотоп) в эпосе. Индивидуальный стиль писателя.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия…»; Ф. И. Тютчев. «Слезы людские…», «Умом Россию не понять…»; А. А. Блок. «Русь», «На поле Куликовом», «Скифы»; С. А. Есенин. «Пугачев»; И. А. Бродский. «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «От окраины к центру», «Рождественский романс»; о. Д. Форш. «Радищев»; в. А. Чивилихин. «Память»; С. Т. Алексеев. «Аз Бога ведаю».

Тема 3. О страшном и страхе

Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом.

Раздел 1. О страшном и страхе — в лиро-эпических произведениях

В. А. Жуковский. «Светлана» История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лиро-эпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе.

Культурное пространство. Баллады В. А. Жуковского. Святочные гадания. Иллюстрация К. П. Брюллова к балладе «Светлана».

Раздел 2. О страшном и страхе — в эпических произведениях

1. А. С. Пушкин. «Гробовщик» История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении. Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи.

 2. Э. А. По. «Падение дома Ашеров» Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция. Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи.

Культурное пространство. Э. А. По — американский писатель. Готический стиль. Интерпретации новеллы По на сцене и в кинематографе. Иллюстрации к повести Пушкина и новелле По.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив. Баллада, новелла, повесть. Мистические и фантастические образы в литературе. Страшное, ужасное как эстетическая категория. Лирический герой. Романтический герой. Антитеза, контраст как художественные приемы. Ирония и ее оттенки. Художественная деталь. Пейзаж. Портрет. Сюжет и фабула. Композиция и система образов в произведении.

Внеклассное чтение. Р. Л. Стивенсон. «Странная история доктора Джеккиля и мистера Хайда»; Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы, «Истории Огюста Дюпена»; А. А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; Н. В. Гоголь. «Нос»; А. К. Толстой. «Упырь».

Тема 4. Об Обманах и искушениях

 Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи.

Раздел 1. Об обманах и искушениях — в драме

Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера-комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество Мольера в оценках критиков.

Диагностическая работа. Ж. Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» (работа выполняется по одной из комедий по выбору учащихся). Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Смысл названия пьесы «Мизантроп». Система образов. Средства создания комических ситуаций. Характерные черты классицизма в комедии.

Культурное пространство. Эпоха Людовика XIV и французское общество. «Общество святых даров». Спектакли и экранизации комедий Мольера (А. Эфрос, Я. Фрид, В. Шлезингер, Р. Кожио, П. Бадель и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностями двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции. «Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе. Женские образы в комедии, их художественная роль. Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины. Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга. Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление. Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора» в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков.

Культурное пространство. История создания комедии «Ревизор» и ее премьера. Интерпретации образа Хлестакова в российском театре и кино (И. Горбачев, С. Мигицко, А. Миронов, Е. Миронов). Иллюстрации к комедии (Н. В. Гоголь, А. И. Константиновский, П. М. Боклевский).

Раздел 2. Об обманах и искушениях — в эпосе

1. А. С. Пушкин. «Пиковая Дама» Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини  и его роль. Образ Сен-Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Культурное пространство. Карточная игра. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Кинофильм И. Масленникова «Пиковая дама». Иллюстрации к повести (А. Н. Бенуа, В. И. Шухаев, Ю. М. Игнатьев и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения. Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства. Представления Гоголя о назначении искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать. Многозначность художественной идеи произведения.

Культурное пространство. Мировоззренческие основы эпохи Возрождения. Н. В. Гоголь в Риме. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу». Иллюстрации к повести.

Раздел 3. Об обманах и искушениях — в лирике

А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…» История создания стихотворения «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. Композиция. Зрительные и слуховые образы — и чувства читателя. Цветопись и звукопись как художественные средства создания образов. Тропы и их роль в стихотворении. Образ лирического героя и его отношение к происходящему. Авторское отношение к изображаемому. Неотчетливость изображения и ясность чувств лирического героя. Размер и ритм стихотворения. «Ты смотришь в очи ясным зорям…». Динамика читательских чувств и причины изменения настроения. Мотив обмана и разочарования в стихотворении. Стихотворение как диалог лирического героя (поэта) с его alter ego (представленное в тексте лирическим «ты») и городом. Образ alter ego поэта. Образ города- обманщика и средства его создания. Роль тропов в создании образов и атмосферы стихотворения. Композиция, роль антитез «повседневность — тайна», «мечта — действительность», «надежда — разочарование». Образы символы и их значение. Роль риторических вопросов. Контраст между знанием сущности города и чувством, которое он вызывает. Неуловимая прелесть Петербурга, пленяющая душу.

Культурное пространство. Петербург начала ХХ века.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Жанры драмы. Трагедия, комедия, драма. Комедия как драматический жанр. Конфликт, развитие действия и развязка в комедии. Средства создания комического в драме. Способы выражения авторского отношения и авторской идеи в комедии. Постановка пьесы на сцене как вид художественной интерпретации. Синтетическая природа драматического искусства. Образы двойники в литературе. Реальное и фантастическое в реалистическом произведении. Литературные аллюзии. Художественная и композиционная детали. Тип и характер в литературе. Индивидуальное и типическое. Композиция драматического и эпического произведения. Сюжет и фабула. Юмор и сатира. Художественные средства сатиры. Лирический герой и герои в лирике. Образы- символы. Тропы. Цветопись, звукопись. Размер и ритм стихотворения. Тематика, проблематика и идея произведения.

Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. «Скупой», «Дон Жуан»; н. в. Гоголь. «Женитьба», «Записки сумасшедшего»; М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; А. А. Блок. «Незнакомка»; И. Ф. Анненский. «Петербург»; В. В. Маяковский. «Последняя Петербургская сказка»; В. В. Набоков. «Пассажир», «Сказка».

Тема 5. О нравственном выборе

Жизненная позиция человека, условия ее формирования. Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою жизнь и жизнь других людей.

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер») Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме.

Культурное пространство. Сценическая судьба «Кабалы святош». Эпоха Людовика XIV и французское общество.

Раздел 2. О нравственном выборе — в лиро-эпических произведениях

1. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа. Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри. Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Кавказская война и ее последствия. Природа Кавказа. Образ Кавказа в русском искусстве. Кавказские натюрморты М. Ю. Лермонтова. История создания «Мцыри».

2. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор» Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева. Романтика приключений и вызов судьбе — готовность принять жизнь такой, какая она есть. Поединок с судьбой и смертью как средство создания характера героя. Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою и средства его выражения.

Культурное пространство. Судьба Н. С. Гумилева. Конквистадоры.

Раздел 3. О нравственном выборе — в эпосе 

1. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Культурное пространство. Образ ребенка в мировом искусстве. Петербург Достоевского.

2. А. П. Чехов. «Пари»

Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений. Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Пари. Художественный фильм В. Мотыля «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад».

3. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов персонажей. Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого героя. Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина. Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении. Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе.

Культурное пространство. Художественный фильм В. Бортко «Собачье сердце». Россия в 1920-е годы.

4. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери. Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Авторская логика, которой подчинено путешествие героя. Встречи Маленького принца и его открытия. Смешное и грустное в произведении. Образ Земли и людей. Образ Лиса, его художественная роль. Уроки Лиса и выводы читателя. Образ летчика-повествователя, динамика его отношений к принцу и открытия, которые он делает благодаря встрече с героем. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. Роль образа змейки. Многозначность образов символов. Роль композиции сказки, смысл финала. Особенности жанра притчи. Текст и авторские иллюстрации к нему как художественное целое. Культурное пространство. Иллюстрации А. де Сент-Экзюпери к повести «Маленький принц».

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Романтический герой. Романтика жизни и романтизм как мировосприятие. Образ символ. Поэма и баллада как лиро-эпические произведения. Способы выражения авторской позиции в драме. Роль музыки и света в спектакле. Образ автора и образ повествователя. Повесть, рассказ, литературная сказка. Жанр святочного (рождественского) рассказа. Композиция эпического произведения. Система образов. Тип и характер. Средства создания характера героя и образа автора. Тема, проблема и идея художественного произведения. Условность, вымысел в художественном произведении. Реалистическое и романтическое в структуре художественного целого.

Внеклассное чтение (ко всей теме). М. Ю. Лермонтов. «Беглец»; Л. Н. Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С. Гумилев. «Капитаны»; М. А. Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр Пушкин»), «Дон Кихот»; Ш. де Костер. «Легенда об Улиншпигеле»; А. де Сент-Экзюпери. «Земля людей» («Планета людей»); Т. Капоте. «Луговая арфа» («Голоса травы»); Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

 Библиографическая деятельность ученика 8 класса. Составление библиографии по теме, поиск научной и художественной литературы, аннотирование прочитанных книг, реферирование, составление тезисов и резюме критической статьи.

Раздел 3. Тематическое планирование уроков литературы

(68 часов; из них 61 час — на изучение произведений, 2 часа — на уроки развития речи, 1 час — на уроки внеклассного чтения, 4 часа — на контрольные работы)

Тема, раздел

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Тема 1. О любви

23

Проектная деятельность

Подготовка литературной композиции «Лики любви». Выпуск литературно-художественного альманаха произведений

учеников о любви. Подготовка и  проведение литературно-музыкальной гостиной «Но и  любовь — мелодия». Создание  музея «Чудное мгновенье».

Раздел 1. О любви – в лирике.

8

Литературно художественная и аналитическая деятельность Анализ текста. Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Сопоставление оригинального текста и перевода. Отзыв о переводе. Сравнение переводов. Сочинение по картине одного из итальянских художников эпохи Возрождения.

Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение

музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы

о музыкальных интерпретациях стихотворений.

Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ сонета.

Раздел 2. О любви – в эпосе.

12

Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение

фабулы и системы образов романа с  фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа.

Анализ текста. Письменный анализ эпизода «Свидание господина Н. Н. с Асей». Подбор репродукций картин для иллюстрирования повести. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, звучащих в повести.

Анализ текста. Создание киносценария по рассказу «Темные аллеи». Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи». Сочинение- рассуждение на основе высказывания одного из героев писателя «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена…». Отзыв об одном из фильмов по рассказу «Темные аллеи» (В. Богачев, 1991 г., И. Зайцев, 2004 г.) и по фильму Л. Цуцульковского «Посвящение в любовь».

Раздел 3. О любви – в драме.

4

Сравнительный анализ образов персонажей. Составление

словаря устаревших слов. Анализ критических отзывов о пьесе Островского. Сочинение- рассуждение по критическому отзыву с аргументированной формулировкой позиции автора и своей собственной позиции. Сочинения «Все живое должно любить», «Уроки Островского», «Что может рассказать о человеке история его любви?»

Тема 2. О Родине

12

Проектная деятельность

Выпуск литературно художественного журнала «Родина». Очерк об отношении к России человека с ярко выраженным чувством любви к Родине

Раздел 1. О Родине – в лирике.

6

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. Сопоставление стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» и картин И. И. Левитана «Над вечным покоем», «Озеро (Русь)». Сопоставление стихотворения С. А. Есенина «Русь» и картины А. М. Васнецова «Родина». Сопоставление стихотворения Рубцова «Звезда полей» и романса «Гори, гори, моя звезда». Сравнение интерпретаций романса разными исполнителями (О. Погудиным, И. Козлов ским, Б. Штоколовым).

Раздел 2. О Родине – в эпосе.

6

Поиск материала о христианских праздниках, описанных в произведении. Создание устных словесных портретов героев и описаний интерьера. Сравнение баллады В. А. Жуковского «Светлана» и главы «Святки» из повести И. С. Шмелева. Сопоставление главы «Крестный ход (Донская)» из повести И. С. Шмелева и картины И. Е. Репина «Крестный ход на Пасху». Сравнение образов отца Вани и подрядчика из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Сопоставление повестей Л. Н. Толстого «Детство», А. Н. Толстого «Детство Никиты», М. Горького «Детство» и И. С. Шмелева «Лето Господне» (характеры главных героев, семейные отношения, социальная среда, жизненные ценности).

Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Сопоставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет». Создание или описание проекта плаката на одну из злободневных тем

Тема 3.О страшном и страхе

7

Проектная деятельность

Выпуск сборника новелл и баллад, написанных школьниками. Создание литературного каталога «Книги о страшном, или Страшные истории, которые помогают преодолеть страх». Литературная гостиная «В гостях у страхов»

Раздел 1. О страшном и страхе в лиро-эпических произведениях.

2

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Анализ текста. Выразительное чтение. Поиск информации в Интернете о святочных гаданиях. Сочинение «Пейзаж и его значение в балладе В. А. Жуковского “Светлана”». Иллюстрирование баллады. Сопоставление баллад В. А. Жуковского «Светлана» и «Людмила» по теме и художественной идее. Сопоставление образов страха в балладах В. А. Жуковского «Светлана» и «Людмила» и в балладе И. В. Гёте «Лесной царь». Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Раздел 2. О страшном и страхе в эпических произведениях.

5

Анализ текста. Составление плана повести. Письменный анализ сна Адрияна Прохорова. Сравнение иллюстраций В. Бубновой и В. Милашевского. Подбор своих иллюстраций к повести при помощи интернет- ресурсов. Сочинение «Юмор против уныния».

Описание иллюстрации- диптиха: дом Ашеров в начале новеллы и перед разрушением. Анализ иллюстрации В. Алексеева к новелле. Создание киносценария по одному из эпизодов произведения («Похороны леди Мэдилейн», «Буря над домом Ашеров» и др.). Подготовка сообщения об экранизациях и театральных постановках «Падения дома Ашеров»

Тема 4. Об обманах и искушениях

13

Проектная деятельность

Сочинение сатирических сценок и их постановка или составление композиции из фрагментов сатирических и юмористических пьес и ее постановка. Выпуск школьного сатирического (юмористического) журнала или газеты. Подготовка литературной экскурсии «Легенды о Пиковой Даме». Выпуск литературной радиопередачи для школьников «Герои- обманщики»

Раздел 1. Об обманах и искушениях – в драме.

7

Анализ текста. Сочинение «Несколько способов распознать ханжу и лицемера». Анализ высказываний критиков о Мольере, подбор цитат для аргументации своей точки зрения. Инсценирование одного из явлений комедии.

Выразительное чтение одной из сцен комедии. Составление внутреннего монолога каждого из чиновников, дающих взятку Хлестакову. Воссоздание мыслей и переживаний каждого персонажа при чтении письма Хлестакова. Письменный анализ эпизода пьесы («Обед в доме городничего», «Хлестаков и купцы» и др.) по плану. Сочинение на одну из тем: «Хлестаков и хлестаковщина», «Хлестаков и городничий», «Смех сквозь невидимые миру слезы». Анализ трактовок пьесы, данных В. Г. Белинским и В. В. Набоковым, и формулирование своего отношения к тезисам критиков. Сравнение комедии Мольера «Тартюф» и комедии Гоголя «Ревизор». Журналистский очерк о чиновниках уездного города. Сочинение- сопоставление интерпретаций: «Два Хлестакова», «Что предается осмеянию в каждой постановке гоголевского “Ревизора”?»

Раздел 2. Об обманах и искушениях – в эпосе.

5

Анализ текста. Сочинение диалога, в котором сталкиваются разные жизненные позиции по отношению к богатству. Сопоставление иллюстраций к повести. Письменный анализ эпизода «Германн у графини». Сравнение образов Германна и графини в повести А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского. Выявление режиссерских акцентов и анализ образа повествователя в кинофильме И. Масленникова «Пиковая Дама».

Сопоставление образов персонажей повести. Выявление связей между персонажами и собственная интерпретация повести. Сочинение рассуждение «Внутренняя жизнь художника Чарткова». Сопоставление повестей «Портрет» и «Пиковая Дама» (художественная идея, образы главных героев, стиль авторов). Сравнение художественного смысла повести Н. В. Гоголя и картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». Сравнение портрета и его роли в повести Н. В. Гоголя и в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Раздел 3. Об обманах и искушениях – в лирике.

1

Выразительное чтение стихотворений. Письменный анализ стихотворения «Фабрика». Подбор музыкального сопровождения к стихотворению «Фабрика» и его мелодекламация. Иллюстрирование стихотворения. Сочинение- рассуждение о самых сильных человеческих искушениях и способах им противостоять.

Тема 5. О нравственном выборе

12

Проектная деятельность

Вернисаж литературно- художественной выставки творческих и исследовательских работ учеников. Инсценирование сказки А. де Сент Экзюпери «Маленький принц». Подготовка и проведение литературной гостиной «Подросток и его нравственный выбор»

Раздел 1. О нравственном выборе – в драме.

2

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Создание словесных портретов трех персонажей пьесы. Анализ одного из эпизодов произведения («Мольер обедает с королем», «Ссора Мольера с Одноглазым» и др.). Сравнение пьесы «Кабала святош» с романом М. А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Описание или рисование афиши к спектаклю. Описание или создание декораций к каждому действию пьесы

Раздел 2. О нравственном выборе – в лиро-эпических произведениях.

3

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Раскрытие образов- символов. Письменный анализ образа мцыри. Анализ фрагмента черновой редакции поэмы для выявления авторского замысла и отношения к главному герою. Описание или создание обложки к «Мцыри». Сопоставление иллюстраций к поэме

Раздел 3. О нравственном выборе – в эпосе.

7

Анализ текста и системы образов персонажей. Письменный анализ одного из образов (Шариков, Швондер и др.) или эпизодов повести («Прием пациентов», «Операция» и др.). Описание иллюстрации «Встреча Шарика с профессором Преображенским». Прослушивание музыкальных произведений, звучащих в повести, и определение их роли в создании образов персонажей. Сопоставление позиции М. А. Булгакова с позицией В. Бортко, выраженной в художественном фильме «Собачье сердце». Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце» и формулирование своего отношения к этим суждениям

Анализ текста. Составление плана произведения. Расшифровка образов- символов. Сочинение- рассуждение, раскрывающее смысл одного из афоризмов Сент- Экзюпери. Сочинение- рассуждение «Герой, будь прежде человек»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока:

Теория литературы

Контроль

1 четверть. 16 часов

Тема 1. О любви (24)

1

1

04.09

О любви – в лирике. Введение в тему.

Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Способы выражения авторского отношения и авторской позиции в литературных произведениях разных родов и жанров. Композиция лирического стихотворения, повести, романа, драмы. Рамочные компоненты текста. Лирический и эпический сюжет.

Роды и жанры литературы. Любовная лирика. Сонетная форма. Образ-символ. Аллегория.

2

2

07.09

Сопоставительный анализ сонетов Данте и Петрарки.

3

3

11.09

Сонет Шекспира СХХХ.

4

4

14.09

Сонет А.С. Пушкина «Мадона».

5

5

18.09

А.С. Пушкин. «Я вас любил…» - М.Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…»

6

6

21.09

А.С. Пушкин. «Сожженное письмо» - Н.А. Некрасов. «Горящие письма»

7

7

25.09

А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» - А.А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

8

8

28.09

Художественные интерпретации изученных стихотворений о любви.

9

9

02.10

О любви – в эпосе. А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка". История создания.

Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Повесть и исторический роман как эпические жанры.

10

10

05.10

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Петр Гринев в системе образов романа.

11

11

09.10

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Петр Гринев в системе образов романа.

12

12

12.10

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

13

13

16.10

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Нравственные уроки произведения.

14

14

19.10

Ф.М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные» (обзор).

К.р.№1

15

15

23.10

Контрольная работа за 1 четверть

16

16

26.10

Ф.М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные». (обзор).

2 четверть. 16 часов

17

17

06.11

И.С.Тургенев. «Ася»

18

18

09.11

И.С.Тургенев. «Ася». Образ Аси в повести.

19

19

13.11

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи».

20

20

16.11

И.А. Бунин. «Холодная осень».

21

21

20.11

О любви – в драме. А.Н. Островский. «Снегурочка». История создания.

Драма как литературный род и жанр. Компоненты драматического текста Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

22

22

23.11

А.Н. Островский. «Снегурочка». Снегурочка в мире берендеев.

23

23

27.11

А.Н. Островский. «Снегурочка». Конфликт любви и «сердечной остуды».

24

24

30.11

Урок развития речи. Классное сочинение по теме «О любви»

Р.Р.

Тема 2. О Родине (12)

25

1

04.12

О Родине – в лирике. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Роды и жанры литературы. Патриотическая лирика. Образы- символы. Выразительные средства композиции. Синтаксические средства выразительности. Стансы. Автор, повествователь и рассказчик в эпическом произведении. Авторское отношение и авторская позиция. Художественное обобщение и конкретность образа. Роль детали в художественном тексте. Образ пространства- времени (хронотоп) в эпосе. Индивидуальный стиль писателя.

26

2

07.12

Стихотворения Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…» и А.А. Блока «Россия».

27

3

11.12

С.А. Есенин «Русь».

28

4

14.12

И.А.Бродский. «Стансы городу».

29

5

18.12

Тема Родины в лирике народов России.

30

6

21.12

Контрольная работа за 2 четверть

К.р.№2

31

7

25.12

О Родине – в эпосе. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

32

8

28.12

И.С. Шмелёв. «Лето Господне». Образ русского народа в повести.

3 четверть. 23 часа

33

9

11.01

И.С. Шмелёв. «Лето Господне». Воспитание личности.

34

10

15.01

Художественные образы рассказа И.А. Солженицына «Матрёнин двор»

35

11

18.01

Художественный смысл рассказа И.А. Солженицына «Матрёнин двор»

36

12

22.01

Урок внеклассного чтения. Тема Родины в произведениях русских писателей и поэтов.

Вн. чт.

Тема 3. О страшном и страхе (7)

37

1

25.01

О страшном и страхе в лиро-эпических произведениях.

В.А.Жуковский. «Светлана». Символика сна Светланы.

Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив. Баллада, новелла, повесть. Мистические и фантастические образы в литературе. Страшное, ужасное как эстетическая категория. Лирический герой. Романтический герой. Антитеза, контраст как художественные приемы. Ирония и ее оттенки. Художественная деталь. Пейзаж. Портрет. Сюжет и фабула. Композиция и система образов в произведении.

38

2

29.01

Повествователь и позиция автора в балладе «Светлана».

39

3

01.02

О страшном и страхе в эпических произведениях.

А.С. Пушкин. «Гробовщик». И.П. Белкин и его герой Адриян Прохоров.

40

4

05.02

А.С. Пушкин. «Гробовщик».Художественный смысл повести.

41

5

08.02

Э.А. По. «Падение дома Ашеров».

42

6

11.02

Интерпретация новеллы «Падение дома Ашеров».

43

7

15.02

Урок развития речи. Классное сочинение по теме «О страшном и страхе»

Р.Р.

Тема 4. Об обманах и искушениях (13)

44

1

19.02

Об обманах и искушениях – в драме.

Ж.Б.Мольер и его комедия «Тартюф».

Жанры драмы. Трагедия, комедия, драма. Комедия как драматический жанр. Конфликт, развитие действия и развязка в комедии. Средства создания комического в драме. Способы выражения авторского отношения и авторской идеи в комедии. Постановка пьесы на сцене как вид художественной интерпретации. Синтетическая природа драматического искусства. Образы двойники в литературе. Реальное и фантастическое в реалистическом произведении. Литературные аллюзии. Художественная и композиционная детали. Тип и характер в литературе. Индивидуальное и типическое. Композиция драматического и эпического произведения. Сюжет и фабула. Юмор и сатира. Художественные средства сатиры. Лирический герой и герои в лирике. Образы- символы. Тропы. Цветопись, звукопись. Размер и ритм стихотворения. Тематика, проблематика и идея произведения.

45

2

26.02

Ж.Б.Мольер. «Тартюф». В доме господина Оргона.

46

3

01.03

Ж.Б.Мольер. «Тартюф». Многоликий Тартюф.

47

4

05.03

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии.

48

5

08.03

Конфликт в пьесе «Ревизор».

49

6

12.03

Хлестаков и хлестаковщина.

50

7

15.03

Интерпретация комедии «Ревизор».

51

8

19.03

Об обманах и искушениях – в эпосе.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама».

52

9

22.03

А.С. Пушкин. «Пиковая дама».

53

10

26.03

Н.В. Гоголь. «Портрет».

54

11

29.03

Контрольная работа за 3 четверть

К.р.№3

55

12

02.04

Н.В. Гоголь. «Портрет».

4 четверть. 13 часов

56

13

16.04

Об обманах и искушениях – в лирике.

А.А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

Тема 5. О нравственном выборе (12)

57

1

19.04

О нравственном выборе – в драме.

М.А. Булгаков. «Кабала святош».

Романтический герой. Романтика жизни и романтизм как мировосприятие. Образ символ. Поэма и баллада как лиро-эпические произведения. Способы выражения авторской позиции в драме. Роль музыки и света в спектакле. Образ автора и образ повествователя. Повесть, рассказ, литературная сказка. Жанр святочного (рождественского) рассказа. Композиция эпического произведения. Система образов. Тип и характер. Средства создания характера героя и образа автора. Тема, проблема и идея художественного произведения. Условность, вымысел в художественном произведении. Реалистическое и романтическое в структуре художественного целого.

58

2

23.04

М.А. Булгаков. «Кабала святош».

59

3

26.04

О нравственном выборе – в лиро-эпических произведениях.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

60

4

03.05

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

61

5

07.05

Н.С. Гумилёв. «Старый конквистадор».

62

6

10.05

О нравственном выборе – в эпосе.

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке»

63

7

14.05

А.П. Чехов. «Пари».

64

8

17.05

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

65

9

21.05

Контрольная работа за 4 четверть.

К.р.№4

66

10

24.05

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

67

11

28.05

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

68

12

31.05

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Подведение итогов года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе для 5 класса. УМК И.Н.Сухих. 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...

Рабочая программа по литературе для 7 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...