Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописи как источник художественного творчества.
    методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

    Аверина Наталия Евгеньевна

    Урок литературы в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesn_o_veshchem_olege.pptx1.04 МБ
    Microsoft Office document icon literatura_7_kl_pesn_o_veshchem_olege.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1822 г. «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин

    Слайд 2

    Истоки баллады На берегу Волхова, около Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, иногда и сейчас называют могилой вещего Олега, киевского князя, правившего в X веке.

    Слайд 3

    Что мы знаем о князе Олеге? Согласно «Повести временных лет» , Олег был родичем (соплеменником) Рюрика , возможно, его шурином . Предполагают, что после смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 г. Олег стал княжить в Новгороде как опекун над малолетним сыном Рюрика Игорем , но летописи об этом умалчивают.

    Слайд 4

    В 907 г., снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу » . Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

    Слайд 5

    Фрагмент из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: « Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Окруженный знаками побед и славы, государь народов многочисленных, повелитель войска храброго, он мог казаться грозным и в самом усыплении старости. …Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его; но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня…» Истоки баллады

    Слайд 6

    Понятие «баллада» Баллада – небольшое стихотворное произведение повествовательного характера.

    Слайд 7

    « Товарищеская любовь князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Пушкин в письме к Бестужеву Что заинтересовало Пушкина?

    Слайд 8

    Это события глубокой истории, поэтому прежде чем читать балладу, нужно знать значения некоторых родных нам, но далеких слов. Кудесник ? Отрок ? Внемлет ? Волхв ? Воитель ? Ретивый ? Жребий ? Тризна ? Грядущий ? Чело ? Язык баллады Слова для справок: будущий, слушает, рок, судьба, чародей (колдун), мальчик, воин, усердный, подросток, лоб, волшебник, пиршество в память умершего, поминки. Теперь читаем балладу!

    Слайд 9

    Иллюстрации В. М. Васнецова

    Слайд 10

    Иллюстрации В. М. Васнецова

    Слайд 11

    Иллюстрации В. М. Васнецова

    Слайд 12

    План летописного отрывка Предсказание волхвов. Князь перестал ездить на коне. Через 4 года князь вспомнил о предсказании и посмеялся над волхвами. Князь захотел увидеть кости коня и погиб. История и литература План баллады Предсказание волхва. Сомнения князя. Отказ от коня и прощание с ним. Наставление слугам. Горе князя, узнавшего о смерти коня. Князь захотел увидеть кости коня. Холм у берега Днепра. Слова любви к умершему коню. Смерть князя. Тризна. ???

    Слайд 13

    Почему для Пушкина оказывается важной любовь князя к коню, зачем так трогательно описано прощание князя с конем-товарищем? Зачем и почему князь едет на место кончины коня-товарища? Почему же, по-вашему, погиб Олег? Можно ли сказать, что с этой смертью закончилась жизнь? Какие слова баллады помогают понять мысль автора? Символом чего являются появившиеся в конце баллады князь Игорь и его жена Ольга? Как вы поняли балладу?

    Слайд 14

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»



    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

    7 класс

    А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»:

    особенности композиции, язык баллады, характеры и нравы той эпохи

    Цели и задачи урока:

    • знакомство с жанром баллады;
    • сопоставление баллады с легендой;
    • совершенствование умения анализировать литературное произведение;
    • раскрытие картины нравов, характеров и отношений эпохи;
    • воспитание «чуткого читателя».

    Наглядность:   презентация с теоретическим и иллюстративным материалом.

    Ход урока

    (слайд 1)

          Сегодня мы поговорим с вами об одном из интереснейших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Перед нами раскроется удивительный мир Древней Руси. Баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана поэтом в 1822 году. Тогда ему была 23 года, он находился в ссылке за свои свободолюбивые стихотворения. Легенда о смерти Олега поразила воображение Пушкина, и ему захотелось воскресить ту эпоху…

    «Влечет меня старинный слог…»


          И под пером Пушкина возникает далекое время. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет читателя услышать старинную речь, увидеть  князя и его дружину, испытать разнообразные чувства.

    (слайды 2-5)

          Итак, истоки баллады…  Мы видим незаурядную личность, достойную пера великого поэта. Дома вы читали  отрывок из летописи, отметили, в чем состоит сходство и различие произведений.

    (слайд 6)

         Давайте определим, что такое жанр баллады. Почему же поэт для этой истории выбирает этот жанр? Что его заинтересовало? Обратимся к фрагменту письма Пушкина к Бестужеву (слайд 7).

          Давайте окунемся в язык баллады. В нем много устаревших слов, характерных для той эпохи. Разберемся с их значением (слайд 8).

    Чтение учителем «Песни о вещем Олеге». Показ иллюстративного ряда (слайды 9-11).

         Поработаем литературоведами. Используя ваши домашние заметки, сравним план летописного отрывка и баллады (слайд 12).

    Сделайте выводы, ответив на вопросы (слайд 13).

    Слайд 14. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть, написать миниатюру «Каким я вижу князя Олега после прочтения «Песни».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

    Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

    План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".

    План- конспект урока по литературе "  Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....

    Урок литературы в 7 классе. Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге».

    Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге»....

    Урок литературы по балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

    Урок по литературе по балладе Пушкина "Песнь о вещем Олеге " для учащихся восьмого класса....

    Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге ». На уроке обучающиеся знакомятся с летописным источником произведения, развивают навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, расширяют сло...

    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

    Презентация: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе....