Система уроков по сказкам Г.Х.Андерсена
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

1. Биография писателя. Анализ сказки "Принцесса на горошине".

2. Подробное сравнение двух птичек из сказки "Соловей" и вывод: зачем они такие нужны.

3. Беседа по сказке "Новое платье короля" и заключительный вывод из трёх сказок.

4. Темы сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Skazki_Andersena17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЛР4-ЛР7 Г.Х.Андерсен

ЛР 4 Краткая биография.

«Принцесса на горошине». Характеры главных героев. Скрытый смысл сказки.

Чтение вслух.

О чем сказка и чему учит, или Тема и Идея? (на доске записываю все варианты)

Какова история принца?

Что в вашем понимании значит «настоящая принцесса»?

Как появилась принцесса?

Почему королева все-таки решилась «проверить» принцессу?

Какая это принцесса? (изнеженная, слишком чувствительная)

Кто такие Король, Королева, Принц и Принцесса? (статус, помазанник Божий)

Как они должны жить по отношению к государству?

Значит, как опытные читатели, можем мы предположить, что Андерсен писал не про принцессу-капризульку, которая чувствует твердую сушеную горошину под гагачьими пуховыми перинами, а про тонко чувствующую душу, которая даже в своем комфортном житии «плохо спит», потому что чувствует боль своего народа?

Значит, что (кого) же искал принц? Того, кто сможет ему помочь выжить в этом государстве и править им мудро.

Почему не нашел? Потому что иногда ты можешь не видеть свою судьбу, и тебе надо не носиться, а замереть и прислушаться – она сама тебя найдет.

Почему Королева додумалась до горошины? Потому что она Женщина и она сама была принцессой, она знает, что необходимо для того, чтобы быть настоящей Королевой.

Какими пословицами можно выразить некоторые из этих идей?

Не все то золото, что блестит.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Счастье придет и на печи найдет.

А что с горошиной? Зачем в кунсткамеру (кстати, что это), зачем эта последняя фраза? Возможно, именно для того, чтобы запутать наивного читателя и внушить ему мысль, что это не Великая Философская Притча – а обычная сказка из реальной простенькой жизни.

Что же на самом деле имел в виду автор? Понятия не имею.

Вывод: любое произведение создается дважды и у него два автора – писатель и читатель. Потому что каждый на своем уровне развития находит и видит свой смысл.

ДЗ Читаем сказки «Соловей» к среде и «Новое платье короля» к четвергу. Делаем дома таблицу «Два соловья», заполняем одну любую колонку.

ЛР 5«Соловей». Ход событий (сюжет). Нравственный уровень героев сказки. Смысл сказки.

Сравнить двух соловьев. Что же главное? (жизнь, живое, естественное) И только тот человек, который видит жизнь, участвует в ней, способен её понять, имеет право быть живым и может быть императором.

ДЗ Написать 7 качеств настоящего короля.

ЛР 6 «Новое платье короля». Остроумие авторского замысла и мастерство его реализации. Персонажи сказок в изображении Андерсена. Смысл сказок.

Что любит король? Соответствует ли он тому образу правителя, о котором мы говорили на предыдущих уроках? (ответственность, радение за свой народ, забота о своей стране, божественность, чуткость, умение слышать все невзгоды и решать их) не соответствует! Значит ли это, что он плохой человек? Нет, это значит, что он плохой король! Не на своём месте. Способен он увидеть волшебную ткань, даже если бы она на самом деле существовала? Нет!

А почему никто не сказал королю правды? Все боялись, все не уверены в себе, своем месте. Может ли быть построено хорошее и крепкое государство такими людьми? Нет.

Почему мальчик сказал то, что увидел? Ему нечего терять. У него нет «комплексов» и «предрассудков».

Андерсен вложил эти слова в уста ребенку, потому что дети в европейской традиции считаются чистыми душами, правдивыми, еще не научившимся врать ради выгоды. (устами младенца глаголет истина) А раз ребенку не надо врать, раз ему нечего терять – он по-настоящему свободен. А кто свободен – тот и силен, и светел, и может найти своё место в жизни, и настоящую принцессу, и всё-всё-всё.

В этих трех сказках Андерсена мы какие смыслы можем найти?

Главное – свобода; от напускного, от лжи. Естественность – нужно быть живым, как простая птичка соловей. И умение быть на своем месте: искать или ждать его, но обязательно к нему стремиться.

ДЗ В чем смысл жизни?

ЛР 7Свободное сочинение на тему «Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!»

ИЛИ

Сочинение по цитате:

Искусство – ложь, которая делает нас способными осознать правду (П.Пикассо)

Правда всегда отважна (Ч.Диккенс)

Самого главного глазами не увидишь (А.Экзюпери)

А в чём сила, брат? (Д.Багров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Презентация помогает подробно проанализировать сказку Г.Х.Андерсена....

Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"

Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"...

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Технологическая карта по ФГОС...

Конспект урока по сказке Г. Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб"

Данная статья представляет собой конспект урока «Урок – размышление по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб». Урок посвящен духовно-нравственному восп...