урок-исследование по литературе в 7 классе "Песнь о вещем Олеге" - художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ирина Георгиевна Татевосян

Разработка урока содержит материалы из летописи о князе Олеге, вопросы, задания, презентацию, материалы для чтения и исследования. С их помощью школьники смогут глубже изучить материал, вновь перечитать текст, поразмышлять над особенностями художественного произведения. Предложенные работы помогают учителю приобщить учащихся к серьезной мыслительной деятельности, воспитать внимательных слушателей и вдумчивых читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по литературе в 7 классе

Учитель русского языка и

литературы  высшей категории

МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А.Гречко

 Ирина Георгиевна Татевосян

А.С.Пушкин «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

А.С.Пушкин

                                                                                                                           

ТЕМА:  Баллада А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?..

ЦЕЛЬ :  выявить сходство и различия летописи и баллады;

              -определить, в чем особенности композиции баллады и  своеобразие ее языка;

              -увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов   Древней Руси;

              - понять, в чем основная мысль баллады Пушкина;

развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки работы над характеристикой персонажей и выразительным чтением;

  • Выйти на основную проблематику баллады.
  • Увидеть связь истории, искусства и летописания.
  • Углубить представление учащихся о летописном источнике баллады.
  • Практическая работа по нахождению средств художественной выразительности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: рассказ учителя, работа с картой,

выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ :  -портрет А.Пушкина

                                     -иллюстрации В. Васнецова  к балладе

                                    -индивидуальные и групповые карточки

                                    -тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».

 летописный источник; карта «Восточная Римская (Византийская) империя в VI– XI вв».

                                           ХОД УРОКА

1-Й ЭТАП

УЧИТЕЛЬ:  (портрет А.С.Пушкина)

А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость.  А.С.Пушкин писал   стихотворения, сказки,  повести ,  поэмы, то есть талантлив был  во всех жанрах. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он  знал труды известных историков , был учеником и другом Карамзина. Александр Сергеевич  хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения.

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

В «Песни о вещем Олеге» Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности.

И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта.   Мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, будем  исследовать  древнюю летопись и балладу »Песнь о вещем Олеге».

Задание: К уроку подготовлен эпиграф, но   слова в нём рассыпались. Предлагаю  собрать их в нужном порядке.

(СЛАЙД –высыпаются слова)

Дела давно минувших дней,

Предания старины глубокой…

  • Вводная беседа:

-Как вы предполагаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

      -Почему многие поэты и писатели обращались к    

       прошлому, читали удивительные легенды и  

       предания и на их основе создавали свои

       произведения?

   

    ? А для чего нам нужно знать уроки истории?

      -Перед вами картина В.М.Васнецова, на которой

       изображено реальное историческое лицо.

     1)  Кто изображён на картине художника?

     2)  Кто такой князь Олег?

     3) А героем  произведения какого великого   русского поэта является князь Олег?

 Кстати,    именно этому поэту принадлежат строчки   эпиграфа к нашему уроку. («Песнь о вещем   Олеге» А.С. Пушкина)

Темой урока является проблемный вопрос, на который мы с вами дадим ответ, когда проведем исследование.  Да, именно исследование!  

Каждая группа вела предварительную исследовательскую работу(после первого прочтения текста) по 3 –м различным направлениям:

1 –ая    группа  историков  исследовала эпоху, изображаемую в летописи.

2 -ая   группа  литературоведов  занималась исследованием героев и событий, изображаемых  на страницах «Песни..»

3-  я  группа языковедов     исследовала язык и художественные средства как один  из методов реализации замысла «Песни…»                                

По этим основным направлениям мы продолжим нашу исследовательскую  работу над произведением А.С.Пушкина  «Песнь о вещем Олеге» и древними летописными источниками.

       Давайте попробуем!

Ребята, вы прочитали летопись и балладу. Как вы думаете: Пушкин просто  пересказал летопись или создал новое художественное произведение?

Ответы учеников

? -Как бы вы сформулировали тему нашего исследования?

Ответы учеников

    ? Кто догадался, какая тема урока?

       (Записывается тема урока) 

Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?..

 Учитель: Проводя исследовательскую работу, попробуйте делать некоторые выводы из сказанного и записывать главное.

      Кроме того, мы часто будем пользоваться текстами, поэтому обратите внимание на ПАМЯТКУ «Выразительное чтение»

2-Й ЭТАП(ЭВРИСТИЧКСКАЯ БЕСЕДА)

Обратимся к истории!

? Какие вопросы нас могут интересовать?

Учащиеся:

  1.  Кто такой князь Олег?
  2. В какое время он княжил?
  3.  Почему его  называют  вещим?
  4. Где происходят события?

Учитель: Итак перенесемся в 10 век.

(группа историков)

Открывается карта

Ученик 1 (Рассказывает и показывает на карте) :

Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда.

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

Учитель:

Ребята!  Вспомните: на месте столицы Византийской империи – Константинополя, а по-русски – Царьграда, сейчас расположено  какое государство

Ученик 2:

В летописи   882 года  рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир. Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию.  Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.

Ученик 3:

Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.

Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота.

Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху, мучаху, расстреляху, и ина многа зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят».

И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.

Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.

Олег остановил воинов, и греки вынесли ему съестные припасы и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:

- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом

Ученик 4: ( делает вывод)

Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнали , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г., а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат слова: «Это будет мать городов русских».

Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи)  как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.

Учитель: Послушаем ГОЛОС СТОЛЕТИЙ.      

(  откроем текст Летописи, прочитаем отрывок из летописи)

Перевод фрагмента летописи на современный русский язык

Олег   рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой»

УЧИТЕЛЬ:
-Сейчас мы познакомились с легендами  из древнерусской летописи о князе Олеге.  А теперь сравним  их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

С какой целью мы будем сравнивать?

Ученики:  чтобы найти   сходства и различия.

Учитель:

Итак,  ЛЕТОПИСЬ и БАЛЛАДА      ( ТАБЛИЦА)

Ребята , давайте разберемся в жанровом своеобразии баллады

? -Зачем Пушкин берется за сюжет, уже описанный в древнерусской литературе?   Вероятно, его волнует вечность проблематики: вера и неверие, мужество и страх, верность и предательство и уроки истории для современного человека

? В чем вы видите разницу между летописным источником и балладой великого поэта?    

 (составление  таблиц)

? В чем сходство  летописи и баллады?

Ответы учеников  

(После ответов на слайде появляется таблица СХОДСТВО)

Сходство

Примеры

  1. В сюжете

И сказал ему один кудесник так:»Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина»

  1. В отношении Олега к коню

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…»

«Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите»

А в чем заключается отличие?

Отличие летописи от баллады

Летопись

Баллада

  1. Жанр литературы
  1. Жанр литературы

Летопись- погодовой более или менее подробный рассказ о события, который обычно начинался словами «в лето»- отсюда название летопись

Летопись –это жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности.

Баллада- это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит историческое событие, предание с напряженным сюжетом

  1. Только констатирует факт истории

2.Сохранив дух времени, по-новому осмысливает общечеловеческие проблемы

  1. Прозаический текст

3.Поэтический текст

  1. Стиль летописи тяжел и сух для современного человека

4.Легкий «пушкинский» стиль

  1. Названы герои и поступки

5.Сздаются яркие образы, дается им оценка

6.Множество средств художественной выразительности

7.Авторская позиция

(После ответов на слайде появляется таблица     ОТЛИЧИЕ)

Учитель:    общим является то, что  обе основаны на историческом событии.          

Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Его  поразил этот эпизод летописи.  УЧИТЕЛЬ( обращается  к ученикам 2-й группы):

  1.  Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи?
  2.  Почему он пишет свою «Песнь о вещем Олеге»?
  3.  А как об этом говорит сам автор?

( сообщение  ученика -  «Из письма А. Бестужеву)

В письме к Александру Бестужеву  Александр Сергеевич Пушкин писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»

УЧИТЕЛЬ:   Ребята,  давайте прочитаем отрывок из произведения и подумаем почему же оно называется Песнь?

?-За что поэт  славит князя?

(открываем учебник -  стр. 179  от слов « Победой прославлено имя твое

Твой щит на вратах Цареграда»     до слов «Незримый хранитель могущему дан»

УЧЕНИКИ:   Произведение называется «ПЕСНЬ».  Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь   и подвиги.

Славит поэт Олега за то, что он воин, победитель   «Победой прославлено имя твое…»

Учитель:  Ребята!  В чем же особенности баллады именно как художественного произведения?

  1. ПУШКИН   наделяет «Песнь» общими чертами с фольклорными произведениями
  2. Найдите эти черты в тексте

Ученики:

  1. Напевность
  2. Мелодичность
  3. Использование  частиц (например, «Как ныне сбирается вещий Олег…», «Вот едет могучий Олег…»
  4. Эпитеты: вещий Олег, мудрый старец, верный конь, дивная судьба, плачевная тризна
  5. Олицетворения:   ковши кипят, годы таятся, дожди моют
  6. Сравнения:  змея-лента
  7. Метафора:  товарищ, слуга – к коню
  8. Инверсия: «Спи, друг одинокий..»

УЧИТЕЛЬ:   в балладе мы можем наблюдать элементы древнерусских  обрядов   и поверий:

  1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье

  2- во время тризны нельзя печалиться

  1.  Образ ВОЛХВА  -волшебника – придает произведению загадочность.

 Учитель: Давайте поближе познакомимся с героями произведения  и раскроем их характеры

(Характеристика каждого героя. Чтение отрывков

Олег  - стр. 179

Кудесник – стр. 178)

Каким изображен Олег и кудесник?  Что общего в их изображении?

Ученики: Общее то, что оба сильные (Олег – Земной властью, а Кудесник тем, что способен понять то, что неведомо простым смертным)

Олег: Победой прославлено имя твое. Твой щит на вратах Цареграда.

Это воин, победитель. Он имеет власть над городами. Но вто же время автор обращает внимание на то, что,  по предсказанию Кудесника,  умрет он не от ран, как воин, и  не от старости или болезни, как праведник, а от коня.  Могучий воин меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность и преданность. С годами Олег не изменился. У него осталось такое же презрительное, насмешливое отношение к  кудеснику: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»

Кудесник: любимец богов – покорный Перуну старик одному – вестник- мудрый старец

Перед князем ведет себя свободно, беспристрастно.

Ему не нужны материальные богатства, у него есть больший дар – пророчество. Сила вещуна    в его «вещем» слове, «правдивом и верном»

Вывод: Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств.

СИНКВЕЙН  ( ученики  составляют  синквейн на ноутбуках)

Олег:

  1. Вещий Олег
  2. Разумный, справедливый, могучий.
  3. Расширял, объединял, заключал
  4. Славной победой прославил он имя свое
  5. Князь (Киевский)

  1. Вещий Олег
  2. Великий, мужественный, знающий
  3. Присоединял, воевал, покорял
  4. Овладел столицей Византийского государства
  5. Воевода

Кудесник:

  1. Кудесник
  2. Вдохновенный, смелый, мудрый
  3. Прорицает, заклинает, знает
  4. Он знает прошлое и будущее
  5. Волхв

  1. Кудесник
  2. Знающий, независимый, мудрый
  3. Использует, толкует, осуществляет
  4. Обладает многообразными знаниями и способностями
  5. Жрец.

                                З А П И С Ь   В   Т Е Т Р А Д Ь

   --- Кудесник ( какой он);  Князь Олег (какой он ?)

Ученик:    Важнейшие исторические события отобразились не только в литературных памятниках. Мы попробовали проанализировать, как смогли отобразить эти же исторические события художники:   мы взяли иллюстрации Васнецова к произведению А.С.Пушкина  и обнаружили, что понять характер героев  «Песни…»

  1. помогает одежда, соответствующая той эпохе,
  2. изображение лиц и движений героев;
  3. композиция  картины

Учитель: А давайте все вместе побудем  в роли музыкантов и попробуем подобрать музыку к произведению.

(прослушивание 2-х отрывков   1-современная поп-музыка;

2- отрывок из кантаты Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге»)

? Какая музыка подходит больше? Почему?

Ученики: во время прослушивания 2-го отрывка представляешь события тех давних времен и испытываешь те же чувства и эмоции, что и во время чтения:

-гордость за силу и мужество наших предков, -уважение кудесника за его смелость и величие духа.

Ученики   3  группы    (языковеды)

Мы провели частичный лингвистический   анализ текста. Исследовали Синтаксис и Лексические средства выразительности, используемые автором  (стр. 178)Обратимся к тексту.

        Первая особенность, на которую мы обратили внимание,- диалоги и монологи. Кто с кем общается? ( Олег – кудесник (3-7); Олег -  дружинники (12)

Учитель: Зачем нужны диалоги и монологи?

Они «оживляют произведение, читатель лучше представляет себе характеры персонажей, т.к. разносторонне раскрывается их внутренний мир, их мысли и чувства.

Ученики: 2. Поэт использует такие синтаксические средства как

  1. Инверсия , например, «Спи, друг одинокий»
  2. Краткие прилагательные и причастия, например, «А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…»

  1. Синтаксический параллелизм:

«Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник

Вывод: эти синтаксические средства помогают раскрыть наиболее глубоко образ кудесника, как свободного и назависящего от воли владык.

3.ЛЕКСИКА

Учитель: Ребята, скажите, с помощью чего Пушкину удалось перенести нас в далекое прошлое, почти на 1000 лет назад?

Ученики: С помощью лексики. Например, с помощью устаревших слов высокого стиля и старославянизмов:

вещий-мудрый, предвидящий будущее;

хозары- внешние враги Киевской Руси, кочевой народ;

чело-лоб;

пращ-старинное ручное оружие;

отроки-младшие воины;

тризна- поминки по умершему;

ретивый конь-резвый.

Учитель: Устаревшие слова, старославянизмы придают торжественность, приподнятость произведению, погружают в давние времена и помогают почувствовать дух эпохи.  Какие особенные слова и выражения помогают лучше представить события и героев?

Ученики:

Это средства художественной выразительности

  1. Эпитеты: неразумные хозары, буйный набег, могучий владыка, грядущие годы, синее море, грозная броня, верный слуга, друг одинокий, гробовая змея
  2. Олицетворения: ковши круговые, запенясь, шипят;

Грядущие годы таятся во мгле;

Мне смертию кость угрожала.

3.Сравнения: и кудри их белы, как утренний снег (о воинах);

как черная лента, вкруг ног обвилась.

4.Гипербола: в мольбах и гаданьях проведший весь век;

и волны , и суша покорны тебе;

и холод, и сеча ему ничего

Ученик на доске рисует  кластер

Учитель: язык «Песни..», средства художественной выразительности, безусловно, делают произведение более ярким, эмоционально насыщенным, помогают развивать воображение.

Заключительный этап.  Учитель: Итак, ребята, наше исследование подходит к концу. Но мы еще не сказали главного: зачем Пушкин пишет это произведение? Какова его идея?

  1. Пушкин интересуется историей своего народа, поэтически оживляет исторические события и образы.
  2. Поэт сравнивает волхва со смелым поэтом, который не боится власти. Он независим от неё.
  3. И, конечно, Пушкин осуждает неверность другу, пусть даже четвероногому, и утверждает такие моральные ценности, как умение дружить, быть верным своему другу.
  4. Что относительно идеи «Песни»:  она заключается в утверждении  ценности дружбы и доверия во всех их проявлениях.

Давайте обратимся к нашему проблемному вопросу. Смогли ли мы дать на него ответы? Да, конечно.

        Сравнивая летопись и балладу «Песнь о вещем Олеге», мы можем утверждать, что А.С.Пушкин преследовал цель не пересказать известную легенду, а написать самостоятельное художественное произведение, которое помогает читателю увидеть яркие образы, осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения  и делать нравственный выбор в сложных ситуациях.

«Песнь о вещем Олеге»-это нравственный урок седой истории, навеки запечатленный древними   летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова-Пушкина. И это ему удалось.

Домашнее задание:

  1. Выразительное чтение баллады «Песнь о вещем Олеге»
  2. Образы князя и кудесника. Роль художественных средств в их создании.
  3. Написать киносценарий по одному из эпизодов

А) Встреча с кудесником

Б) Олег на могиле своего коня.

Оценивание учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»

Урок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.»...

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.

Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина....

Презентация к уроку исследованию по литературе на тему: "Песнь о вещем Олеге".

Использование презентации позволяет сократить время на усваение материала за счёт болей наглядности и активизации зрительной памяти. Компьтер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, п...