Рабочая программа по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Рабочая программа по литературе  10  класс 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_lit_set.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Рабочая  программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень  и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.  Я.  Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)  с учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях).

         В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

         В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

 В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

        Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

        В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.      

        Программа рассчитана на 105 часов учебного времени ( 3 часа в неделю) 

       

Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

-  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.                                                                                     

        Содержание тем учебного курса        

Введение(3 часа)        Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)

        Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

Литература первой половины ХIXвека (28 часа)        

А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.

        Романтическая лирика А. С. Пушкина.

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

        Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

        Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

        Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...».

        Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

        Диалектика пушкинских взглядов на историю России

        Контрольная письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.

        М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта

        Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;

        Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,

«Сон», «Завещание»

        Философские мотивы лирики  Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»

        Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

        Проверочная работа по лирике Лермонтова.

        Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

        «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Аналитический характер русской прозы.

        Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода

        Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Литература второй половины XIX века (67 часов)

        Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы

        И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

        Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

        «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

        Обломов и Штольц

        «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

        А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.

        Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

        Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества

        Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

        Семейный и социальаный конфликт в драме «Гроза»

        Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»

        Проверочная работа по творчеству  А.Н.Островского

        И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

        Расцвет русского романа.   И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

        Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

        «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

        «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».

        Любовь в романе «Отцы и дети»

        Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

        Зачётная работа за первое полугодие

        Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

        Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

        Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)

        А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

        Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета

        А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

        Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

        Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

        Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

        Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

        «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".

        Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

        Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.

        Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

        Письменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова

        М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина

        Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

        Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

        Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

        История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

        Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

        Духовные искания  Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

        Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.

        Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.

        Тема народа в романе «Война и мир».

Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

        Кутузов и Наполеон.

Историзм в познании закономерностей общественного развития

        Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.

        Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения ««Первый бал» из романа Л.Н.Толстого.»

        Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»

        Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

        Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

        История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

        Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности  своеволия и прагматизма.

        «Двойники» Раскольникова

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

        Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

        Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.  Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».

        Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

                Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

        А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

        Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

        Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

        Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова

        «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

        Будущее в пьесе«Вишневый сад».  Символ сада. Своеобразие чеховского стиля

        Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера

Из литературы народов России(1час)        Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

Из зарубежной литературы(4часа)        «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

        Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

        Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Учебно- тематический план

Содержание

Количество часов

Контрольные работы

Введение

3

1

Литература первой половины XIX века

28

6

Литература второй половины XIX века

67

5

Литература народов России

1

Зарубежная литература

4        

Резерв

2

Итого

105

12

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса                                                                                                                                                                                                                                    Знать/понимать:

-  образную природу словесного искусства;                                                                                    

-     содержание изученных литературных произведений;

-  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                                          

-   основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  выявлять авторскую позицию;                                                                                              

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;                              

 4)определения своего круга чтения  и оценки литературных произведений.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола  mp3

3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества

 Для учителя:

  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
  2. «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией   В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература».
  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
  5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2014
  6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2014
  7. Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2012.
  8. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
  9. В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2011. СПб  

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

                

№ урока

Наименование

раздела

Тема урока

План.

дата

Факт.

дата

Виды контроля

Введение

(3 часа)

1

Общая характеристика  русской литературы первой половины XIX

План-конспект статьи учебника.

2

Поэтические предшественники А.С.Пушкина : Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

Сообщения о поэтах

3

Входная контрольная работа (тестирование)

Русская литература первой половины ХIХ века

(28 часов)

А.С.Пушкин

4

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина

5

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике

 

6

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Анализ лирического текста с выразительным чтением

7

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Идейно-тематический анализ

текстов стихотворений

 8-9

Религиозно-философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

Идейно-тематический анализ

текстов философской лирики

10

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

 11

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

12-13

РР  Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Сочинение

М.Ю.Лермонтов

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

Схематизация материала,

составление плана-конспекта

15

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

Анализ лирических

на тему молитвы как жанра

16-17

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

 

Анализ лирических стих. на тему жизни и смерти

18-19

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Мечта о гармоничном мире.

Анализ философских

Лирических стих.

20-21

Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Анализ лирических стих. на  любовную тему

22

РР Обучение написанию реферата на литературную тему.

Структурные особенности реферата

23

РР Контрольное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сочинение

Н.В.Гоголь

24-25

 Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. (повторение ранее изученного). Романтические произведения. Обзор.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектиро

вание материала

26

«Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

27

Н.В.Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести.

Анализ эпизода, монологическая

речь, элементы анализа стиля

 автора текста, проблемное

изложение материала

28

 РР Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

29

Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.

Анализ прозаического произведения на основе художественного

 концепта и проблематики

 

30-31

Контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

Сочинение

Русская литература второй половины ХIХ века

(67 часов)

32

Обзор русской литературы второй половины 19 века

Конспект лекции

Иван Александрович

 Гончаров

33

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста

34

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

35

Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ,

развернутое обоснованное

суждение

 

36

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Аналитический пересказ текста

Александр Николаевич

Островский

37

 А.Н.Островский. Личность и судьба драматурга

Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе

38-39

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Характеристика персонажей

 в системе образов

40

Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «темного царства»

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

41

Протест Катерины против «темного царства»

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе

42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

 

Домашнее сочинение

Иван Сергеевич

Тургенев

43

 И.С.Тургенев. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

44

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации

45

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения

46

Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.

Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика

47

Любовь  и счастье в романе «Отцы и дети»

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера

48-49

РР Анализ эпизода «Смерть Базарова» Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению

Анализ эпизода романа.

Краткий конспект.

Сообщение-рассуждение на основе литературной критики

50

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика)

Федор Иванович Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

51-52

Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)

Анализ философских стих.поэта

53

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)

Анализ лирических стихотворений поэта

54

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),

Анализ любовных лирических стих. поэта

 

55

Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря пощается с землею…»)

Сообщение о поэте. Анализ стих.

56

Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи.

Анализ стих. о любви

57

Урок внеклассного чтениия. А.К.Толстой Основные мотивы лирики

Коллективная

Николай Алексеевич

Некрасов

58

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)

Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)

 

Сообщение о поэте.

анализ стих. Презентация о поэте, писателе и журналисте

 А.Н.Некрасове

59

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)

Анализ стих. поэта с точки

 зрения их идейного содержания и формы

60

Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»)

Анализ стих. поэта, формулировка основных выводов

61

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

Анализ стих-ий поэта с

 точки зрения их идейного

содержания и формы

62

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей

63

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

 

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом

64

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом

65

РР Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности

 

 

Михаил Евграфович

 Салтыков - Щедрин

66

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок

Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики

 и поэтики сказок

67-68

Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Характеристика образов градоначальников

Лев Николаевич

Толстой

69

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути

Сообщения о писателе

70

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Анализ эпизодов

71

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

План-конспект;

сообщения об истории создания романа

72-73

Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера

 Безухова

74

Женские образы в романе «Война и мир»

Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману

75

«Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и  Болконских, Бергов и Курагиных.

Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов

 

76-77

Тема народа в романе «Война и мир». Картины войны 1812 года. Осуждение войны.

Анализ эпизодов

 

78

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона

Сопоставительная характеристика величие Кутузова ,

 тщеславие и  безнравственность Наполеона.

 

Сравнительная характеристика, составление таблицы

79-80

Нравственно-философское осмысление добра и зла в романе.  Всемирное значение Толстого художника и мыслителя.

Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон

 Щербатый.

Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев

 

81

РР Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Домашнее сочинение

Федор Михайлович

Достоевский

82

 Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Этапы творческого пути

Сообщения о писателе, об особенности его творческого

 метода

83

Петербург Ф.М.Достоевского

Развернутые рассуждения о Петербурге на основе

комментария текста

84

История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

Развернутые сообщения

85

Теория Раскольникова и истоки его бунта

Развернутые ответы на основе

 работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова

86

«Двойники» Раскольникова

Развернутые ответы на основе

работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова:

Лужина и Свидригайлова

87

Символическое значение образа Сони Мармеладовой в романе

Развернутые ответы на основе

работы с текстом

88

РР Контрольное сочинение

Анализ эпилога, его

художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. Сочинение.

Николай Семенович

Лесков

89-90

Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.

Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.

Анализ эпизодов-глав романа

91

Катерина Измайлова в рассказе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

  

Сравнительная характеристика

Антон Павалович Чехов

92

Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)

Анализ рассказов

93

Проблематика и поэтика рассказов Чехова  «Дама с собачкой», «Черный монах»

Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей

94

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

 

Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей

 95-96

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда

Чтение пьесы по ролям, игра

 голосом: выявление проблематики

 и конфликта

 

97

Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

Сочинение по творчеству

А.П.Чехова

98

Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие

Тестовые задания

Из литературы народов России(1час)

99

 

Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

Инд. сообщение о жизни и

творчестве Косты Хетагурова (презентация). Анализ

стихотворений

Зарубежная литература.

(4ч.)

100-101

 

Г.Ибсен «Кукольный дом»,  как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии

Инд. сообщение о жизни и

творчестве Ги де Мопассана ( презентация).

Анализ сцен драмы

«Кукольный дом» Г.Ибсена

102-103

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Тест

104-105

Резервные

 

        

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5а класс 2017-2018

рабочая программа 5а класс...

рабочая программа 8б класс 2017-2018

рабочая программа 8б класс...

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год

Вашему вниманию представлены рабочие программы по информатике:8-9 класс на 105 часов, на основе программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л...

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год...