Урок русской словесности в 6 классе "Героический подвиг аргонавтов"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Герасименко Вера Викторовна

Данный урок способствует формированию знаний и пониманию  содержания мифологических текстов, умению излагать художественное произведение в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskiy_podvig_argonavtov.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Открытый урок по литературе в 6 классе

Тема: Миф об аргонавтах. Происхождение золотого руна. Символика образа золотого руна. Героический поход аргонавтов. Судьба Ясона. Отражение мифа в литературе.

Цели: 

обучающие: способствовать формированию знаний о сюжете и образах мифа «Аргонавты»;         развивающие: уметь читать и при ответе на вопросы демонстрировать знание и понимание содержания мифологических текстов, выявлять мифологические сюжеты и образы в литературном произведении;

воспитательные: привитие навыков выражения активной читательской позиции, умения излагать свое понимание художественного произведения в устной и письменной форме.

Задачи урока:

изучить композицию и содержание мифов об аргонавтах;

развивать аналитическое мышление учащихся, внимание, память, речь, умение работать в группах, творческие способности;

содействовать формированию интереса к чтению произведений античной мифологии, воспитанию чувства коллективизма, силы воли, настойчивости в достижении цели.

Тип урока: Урок - путешествие.

Форма работы: работа в группах.

Методические приемы: слово учителя, объяснительно – иллюстративный, метод проблемного изложения.

Ожидаемый результат: учащиеся знают содержание мифов о путешествии аргонавтов; умеют развёрнуто отвечать на вопросы, пересказывать мифы.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.  «Черный ящик»

Ребята получают каждый свой предмет и рассказывают о том, как он связан с темой урока.

1 группа – тучка ( о Фриксе и Гелле, Геллеспонт)

2 группа - золотое руно (о происхождении золотого руна, о значении выражения в современном языке. Иносказательно золотое руно является символом богатства, которым стремятся овладеть. А вот само слово руно означает, согласно разным толковым словарям русского языка не столько шкуру овцы или барана, сколько шерсть овцы, сохраняющуюся при стрижке в виде одного сплошного пласта. Слово это ныне считается устаревшим и отдельно от прилагательного «золотое» практически не используется.)

3 группа – сандалия (о Язоне, его учителе и его испытании, о хитрости Пелия, хотевшего править в Иолке)

Ребята определяют тему урока – Героический поход аргонавтов  ( Запись в тетрадях)

Психологический настрой (учитель) под музыку «Сиртаки» в исполнении грузинского ансамбля «Иверия»

- Слушайте, добрые люди, про то, что случилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы с рожденья. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан! В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!

Вводное слово. Сегодня на уроке мы, ребята, в очередной раз соприкоснемся с увлекательным миром античности. В каких измерениях был представлен мир у древних богов? (мир духов, мир людей и мир богов) Такое деление мира послужит нам сегодня шкалой оценивания вашей работы на уроке.

  1. Итак, ребята, мы отправляемся с вами в длительное и опасное путешествие по следам аргонавтов.

-Чтобы отправиться в путешествие за золотым руном, что нужно было сделать Язону в первую очередь?

- Построить корабль и собрать команду.  Как назвали корабль? («Арго»)

- А что нужно вам, чтобы отправиться в путешествие, какое ваше главное испытание?     (знание текста)

Задание № 1 – Из перечисленных героев Древней Греции собрать команду Язона и исключить лишних.

Геракл, Полидевк и Кастор, Персей, Парис, Орфей, Гилас, Ахиллес, Адмет, Лаэрт, Гектор, Анкей. (Лишние – Персей, Парис, Ахилл, Гектор)

- Сколько всего юношей отправилось в путешествие вместе с Язоном (какие это были люди? (50, Цвет Греции, самые сильные и отборные юноши)

- Какая богиня покровительствовала аргонавтам? (Гера)

Задание№ 2 - Просмотр фрагмента мультфильма «Аргонавты»

- Как называлось это препятствие аргонавтов и как они справились с ним?                                                                     

 - Симплегады, аргонавты пустили голубя, чтобы он указал им путь.

 А кто помог арнонавтам преодолеть это препятствие? (Гера. Левой рукой она остановила скалу, а правой толкнула вперед «Арго». Скалы будто обиделись и уже больше не сдвигались.)

Задание № 3 - Разместить эпизоды в хронологической последовательности.

  1. Пиры и веселье на острове Лемнос.
  2. Между движущимися скалами Симплегадами.
  3. Испытание стимфалидами – медными птицами бога войны.
  4. Встреча с сыновьями Фрикса.
  5. Аргонавты приплыли в Колхиду, к царю Ээту.
  6. Встреча с волшебницей Медеей.
  7. Испытание на поле Ареса.
  8. Похищение золотого руна.
  9. Между Сциллой и Харибдой.
  10. Остров Сирен.
  11. Скитания в Ливийской пустыне.
  12. Встреча с медным великаном.
  13. Возвращение домой.

Задание № 4.

Работа с текстом.

Закончить фразы, пользуясь текстом (5минут) и озвучить.  Раздаются конверты.

 «Я служу Гекате и знаю многое, чего не знают простые люди.( Я могу оживить убитого и сделать старого молодым. Могу принести в дом несчастье, наслать страх и тоску на человека, отнять у него покой ) Сам царь, мой отец, боится меня!» (Медея)

«Тогда …взял свою кифару и запел сильным голосом (, заглушая сирен. Он пел об отважных моряках, пересекающих пространства морей и презирающих лень и негу, о родной земле, которая их ожидает. Слушая …, опомнились аргонавты и) быстро миновали опасный остров.»  (Орфей)

«Чудесные птицы с женскими головами сидели на камнях и (пели человеческим голосом. Они звали усталых моряков отдохнуть на цветущих лугах, обещали покой и наслаждение, манили)  ласковыми словами» (Сирены)

Задание №5 Творческая работа

Золотое руно является олицетворением благоденствия и богатства страны. А что для вас символизирует Золотое руно в сфере учебы?

Задание № 6.

Вопрос-ответ.

I группа

1) Кто был женой орхоменского царя Афамата? (воздушная нимфа Нефела)

2) Как звали детей царицы Нефелы? (близнецы Фрикс и Гелла)

3) Какой план придумывала царица Ино, чтобы избавиться от Фрикса? (она пожарила зерна и выдала народу семена, непригодные для посева)

4) Как нимфа Нефела помогла своим детям избежать гнева орхоменцев? (она подарила им золоторуного барана)

5) Кто принял у себя в царстве Фрикса? (царь Ээт, сын солнца)

II группа

1) Какое задание дает царь Ээт Язону и что помогло ему избежать гибели на поле Ареса? (видео) (вспахать поле, засеять его семенами; то, что он натер чудесной мазью свое тело и оружие)

2) Кто изготовил эту мазь? (Медея, дочь Ээта)

3) Что выросло из зубов дракона? (воины с мечами и щитами)

4) Какой хитрый совет Медеи вспомнил Язон? (поднял огромный камень и бросил в середину войска)

5) Как поступил царь Ээт, увидев победу Язона? (в бешенстве ударил по лошадям и уехал прочь с поля)

III группа

1) Вспомните, как Ээт решил наказать аргонавтов? (он приказал окружить греческий корабль и сжечь его со всеми аргонавтами)

2) Расскажите, как Язону удалось избежать гибели? (его предупредила Медея)

3) Каким образом Медея помогла Язону добыть золотое руно? (усыпила дракона, охранявшего руно в роще Ареса)

4) Как Язон поступил с Медеей? (взял с собой на «Арго»)

5)  Кого назначил Ээт предводителем отрядов полков, отправленного в погоню за аргонавтами? Как поступили с ним Язон и Медея? (своего сына Апсирта; обманом заманили в храм, убили, за что были наказаны богами)

    Задание №7

«Да-нет»

На этом этапе каждой группе дается по три утверждения, которые члены команды должны утвердить или отрицать. 

I группа:

1) Верите ли вы, что нимфа полюбила человека и стала его женой? (да)

2) Верите ли вы, что Афамат сильно состарился, и все ждали, что царицей Орхомене станет Ино.(нет, Фрикс, сын Нефелы)

3) Фрикс и Гелла сели на тучу и улетели к матери на небо. (нет, они сели на спину золоторунного барана, и он унес их от злой мачехи в царство Ээта)

II группа:

1) Верите ли вы, что как первые ростки, показались из земли головы разъяренных быков? (нет, головы воинов)

2) Верите ли вы, что царь Колхиды надел доспехи, подаренные богиней Афиной, сел на колесницу и поехал к роще Ареса? (нет, доспехи подаренные Аресом, поехал на поле Ареса)

3) Верите ли вы, что к вечеру чудесная сила покинула Язона, и аргонавты отвели его на корабль? (да)

III группа:

1) Верите ли вы, что вечером во дворце Ээта пришли знатные полки и, заперлись с царем, стали совещаться, как отблагодарить аргонавтов? (нет, погубить их)

2) Верите ли вы, что Медея призвала на помощь богиню страхов Гекату, которой она служила и заклинаниями умиротворила дракона? (нет, призвала Гиппоса, а дракона усыпила )

3) Верите ли вы, что Язон снял с дуба золотое руно, накинул его на плечи, как плащ и покинул рощу Ареса? (да)

Составить синквейн « Аргонавты» Вывод: Ребята, как вы думаете, вы преодолели трудности вместе с аргонавтами, достаточно ли хорошо вы усвоили текст?

Выставление оценок.

Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Какие задания вам понравилось выполнять? - Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Как бы вы продолжили фразу: «Оказывается...»

- Что я узнал после сегодняшнего урока? Чему я научился?

Задание на дом: 1. Мини-сочинение «Мой любимый герой мифов»  2.Коллаж или рисунок «Мой любимый герой мифов» 3.Энциклопедия «Боги Древней Греции» (по выбору учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Уроки русской словесности"

Спецкурс «Уроки русской словесности» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности. Создан для учащихся 9-ых классов общеобразовательной шко...

Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 6 классе (34 часа)...

Урок русской словесности в 7 классе на тему «Разряды предлогов по происхождению».

Познакомить учащихся с понятиями производные и непроизводные предлоги...

Урок русской словесности

Сегодня у нас необычный урок-урок русской словесности. В этом уроке будут объединены и русский язык и литература. Русская словесность…Каждый русский человек стремиться познать свои истоки, свою ...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...