"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Веселова Анна Александровна

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_priroda_v_lirike_muzyke_i_zhivopisi.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе.

Времена года

  «Родная природа в стихотворениях русских поэтов, музыке и живописи».  (6 класс)

Цель:  Дать представление о пейзажной, музыке, живописи, лирике, особенностях поэтического пейзажа, проанализировать стихотворения с точки зрения образности и художественных средств.

Задачи:  Образовательные – 

Повторение и обобщение сведений о лирических произведениях, средствах выразительности, обучение  анализу лирического произведения, развитие навыков выразительного чтения учащихся.

 Развивающие -         

Развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся, творческих способностей детей, их речи, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос. Приобщение к искусству (музыке, живописи).

 Воспитывающие -

 Воспитание интереса к творчеству русских поэтов, музыкантов и живописцев.

 

Тип урока: интегрированный урок-практикум.

Подход: личностно-ориентированный.

Технологии: групповая, разноуровневой дифференциации, ИКТ, здоровьесберегающая.

Оборудование: Слайд-презентация, раздаточный материал (схема анализа стихотворения, учебник, карточки для творческого задания).

     Урок интегрированный.

        Литература – стихотворения С.Есенина, А.Блока,  И.Бунина.

        Живопись – пейзажи И.Левитана, Ф Васильева, И.Шишкина, А.Грабаря.

        Музыка – П.И.Чайковский «Времена года»

   Класс разделен на 3 группы. Каждая готовим мини-сообщение о поэте, анализирует стихотворение о каждом времени года.

         Вступление. (учитель):  Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень, зима, весна, лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной природе для русского поэта -это вера в народ и его возможности. Своими моральными качествами, творчеством и моральной силой наш народ обязан и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Тургенева, Пришвина, Тютчева, Паустовского, Чайковского.  Конечно же не было бы плеяды таких замечательных художников-пейзажистов: Саврасова,  Левитана, Крымова, Васильева, Шишкина.

      Сегодня на уроке мы не только поговорим о пейзажной лирике Есенина, Блока, Бунина и Бальмонта. Мы послушаем замечательные музыкальные картинки Чайковского из «Времен года», посмотрим пейзажи Ф.Васильева, И.Левитана, И.Шишкина, А.Грабаря.

Класс поделен на три группы. Каждая получает задание: Дать анализ стихотворений по плану, который есть у каждого. При ответе можно использовать тетради с теоретическим материалом. 1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето. Работа идет под музыку. Время на подготовку – 5 минут.

    Слайд  «Здравствуй, гостья-зима!»

     Снег мягким пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Вот как передали красоту зимней природы художники А.Грабарь и И.Шишкин.( на слайдах картины на фоне музыки). Показ слайдов.

     Теперь обратимся к стихотворениям.  

     И.Бунин (слайд)   -    «Я родился в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе… Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой безграничное снежное море, летом- море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…» - так описывает Бунин место, где родился он и его поэзия, тонкое чувство прекрасного.          -      Поэзия Бунина дает нам чувство радости и счастья. У поэта много стихотворений, лирический герой которых ребенок, в его поэзии живет душа ребенка, не устающего радоваться жизни, восхищаться ей. Прекрасна природа в любую пору, даже в долгий зимний вечер.

     Чтение (наизусть) и анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер».

     

- Какова тема этого стихотворения? Основная мысль?

- Какое настроение у лирического героя?

- Меняется ли оно на протяжении стихотворения?

 - Какие картины возникают при чтении стихотворения (вспомним, что это называется предметный ряд).

  - Какие средства выразительности использует автор? Найдите эпитеты, олицетворения, метафору.

  - В третьей строфе повторяется слово «позабудь». Как называется такой прием? Для чего его использует автор?

     - Вспомните, что нужно сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении. (памятки лежат на столе).

  •  Название и автор
  • Тема, основная мысль. Как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает, какие образные картины возникают при чтении (предметный ряд), какие мысли и чувства.
  • Настроение.
  • Приемы выразительности (тропы)
  • Какие строки больше всего запомнились и почему?.

Физкультминутка (Динамическая)

С.Есенин. (слайд) – «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

    «Поет зима – аукает» (выразительное чтение наизусть)

    Беседа по вопросам.

    - Какие беды связывает поэт с грозной зимой?

    - Как описал поэт жизнь воробышков в зимнюю пору?

    - Назовите предметный ряд.

    - Найдите эпитеты, характеризующие воробышков.

    - Найдите другие средства выразительности (олицетворения, сравнение)

    - Происходит ли смена настроения? В какой строфе?

    - Какова тема и основная мысль стихотворения?

А.Блок (слайд)  «Русь, опоясана реками

                             И дебрями окружена,

                             С болотами и журавлями

                             И с мутным взором колдуна.»                                                                                     -   Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии. Александр Александрович Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

     «Ветер принес издалека». (чтение наизусть)

     Беседа по вопросам

      - Какой время года изображено в стихотворении? Как вы догадались?

      - Как удается поэту передать постоянное движение в природе?

      - Каким настроением проникнуто стихотворение? Какими словами это выражено?

      - Какими средствами выразительности?

Слайд   «О. весна! Без конца и без краю!»  (учитель) – Пройдет зима, и ласковое солнце, шум ручьев, таяние снега, радостные крики птиц, возвращающихся с юга, возвестят о приходе весны. Пробуждение  природы от зимней спячки воодушевляли художников на написание картин, композиторов – музыки, а поэтов – стихотворений.

Показ слайдов.  1 слайд – сообщение о Левитане.

С.Есенин.  «Черемуха» (чтение наизусть)

    Беседа по вопросам.

     - Какое настроение возникает после чтения стихотворения?

     - Назовите слова, которые передают цветовую гамму. (это называется цветописью) .Есенин часто использует этот прием.

      - Какие слова передают звуки? (это звукопись)

       -Назовите предметный ряд.

      - Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.

«Весенний вечер». (выразительное чтение)

Беседа.

   - Какое настроение возникает? Какими словами это передается?

   - Как называется такой литературный прием? «в царстве весны», « рог луны».

   - С чем сравнивается заря?

   - Какова тема и основная мысль стихотворения?

  А вот как изображал весну Исаак Ильич Левитан.

Слайд   «Ах, лето красное…»

   Лето … Как радостно на душе! Для художников , поэтов, музыкантов все становится предметом изображения: жаркий летний день, волнующаяся рожь в поле, лазурное небо с плывущими облаками, тихий вечер, рассвет перед ясным солнечным днем, летний дождь, гроза.

И.Бунин. « Детство» (чтение наизусть)

Беседа.

   - Что снилось герою стихотворения?

   - Почему в первой и последней строфе слово «снилось» повторяется 5 раз? О каком настроении автора это говорит? (вспомните, что Бунин в своих произведениях часто возвращается памятью в детство).

   - Где еще вы встречались со словом «лукоморье» Что оно обозначает?

   - Почему стихотворение названо сказка? Что важнее для поэта описании е лета или воспоминания о детстве?

А.Блок «Полный месяц встал над лугом» (чтение наизусть)

  Беседа.

   - Какие слова доказывают, что речь идет о лете?

   - Какое настроение у автора? Докажите.

   - Приведите примеры эпитетов, олицетворений.

Показ слайдов на фоне музыки. 1 – сообщение о Ф.Васильеве. Краткий анализ картин

«Мокрый луг», «Рожь», «Лесные дали», «Корабельная роща».

Слайд  «Унылая пора! Очей очарованье!»

     Осенью преображаются луга, леса, поля. Природа как бы достает из своих сундуков все яркие праздничные одежды. Все кругом становится багряным, желтым, золотым, коричневым, светло-зеленым, красным, лимонным. Какое обилие красок, какой простор для фантазии художника! Но не только радостное настроение передают поэты  в своих стихотворениях – в них звучит и печаль расставания с уходящим летом.

    - Мы познакомились со стихотворениями Бунина, Блока, Есенина о зиме, весне, лете.

Физкультминутка для шейного отдела позвоночника  (по Норбекову)

Конкурс «Восстанови стихотворение» ( 3 задания – по группам).

    2 группа.  Нивы сжаты, рощи ……,                                  Нивы сжаты, рощи голы.

                      От воды туман и ………                                  От воды туман и сырость.

                      Колесом за сини горы                                       Колесом за сини горы

                      Солнце тихое скатилось.                                  Солнце тихое скатилось.

                      Дремлет взрытая дорога..                                  Дремлет взрытая дорога.

                      Ей сегодня примечталось,                                 Ей сегодня примечталось,

                      Что совсем-совсем …….                                   Что совсем-совсем немного

                      Ждать ….. седой осталось.                                Ждать зимы седой осталось.

                      Ах, и сам я в чаще (какой?)………                    Ах, и сам я в чаще звонкой

                      Увидал вчера в (чем?)……………                     Увидал вчера в тумане:

                      Рыжий месяц  жеребенком                                 Рыжий месяц жеребенком

                      Запрягался в наши сани  (С. Есенин).                Запрягался в наши сани.

Подсказка ( Осенью  деревья сбрасывают листву, становятся голыми. Воздух становится сырым. Совсем скоро наступит зима, но в чаще еще можно услышать звон.)

Конкурс «Собери стихотворение»  (каждой группе  должна собрать по отдельным строкам стихотворение  С.Есенина  - « Отговорила роща золотая».   Кто быстрей?

   Затем стихотворение выразительно читают.

Заключение.

Раздаточный материал

Схема анализа стихотворения.

  • Название и автор
  • Тема, основная мысль. Как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает, какие образные картины возникают при чтении (предметный ряд), какие мысли и чувства.
  • Настроение.
  • Приемы выразительности (тропы)
  • Какие строки больше всего запомнились и почему?

                      Нивы сжаты, рощи ……,                                  .

                      От воды туман и ………                                  .

                      Колесом за сини горы                                      

                      Солнце тихое скатилось.

                      Дремлет взрытая дорога..                                  .

                      Ей сегодня примечталось,                                 ,

                      Что совсем-совсем …….                                  

                      Ждать ….. седой осталось.                                 .

                      Ах, и сам я в чаще (какой?)………                    

                      Увидал вчера в (чем?)……………                     :

                      Рыжий месяц  жеребенком                                

                      Запрягался в наши сани  (С. Есенин).              

 Подсказка ( Осенью  деревья сбрасывают листву, становятся голыми. Воздух становится сырым. Совсем скоро наступит зима, но в чаще еще можно услышать звон.)

                        Отговорила роща золотая

                        Березовым, веселым языком,

                        И журавли, печально пролетая,

                        Уж не жалеют больше ни о чем.

                        Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

                        Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

   

                        О всех ушедших грезит конопляник

                        С широким месяцем над голубым прудом.

                        Стою один среди равнины голой,

                        А журавлей относит ветер в даль,

                        Я полон дум о юности веселой,

                         Но ничего в прошедшем мне не жаль.

                         Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

                         Не жаль души сиреневую цветь.

                         В саду горит костер рябины красной,

                         Но никого не может он согреть.

                         Не обгорят рябиновые кисти,

                         От желтизны не пропадет трава,

                         Как дерево роняет тихо листья,

                         Так я роняю грустные слова.

                         И если время, ветром разметая,

                         Сгребет их все в один ненужный ком…

                         Скажите так…, что роща золотая

                         Отговорила милым языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"

конспект урока + презентация урока " "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"...

Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века

Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.

Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка,  литература и живопись.  Цель: Показать, как муз...

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...