Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", а также рассматривается историческая основа создания романа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 8 классе24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

Учитель русского языка и литературы:

Рылина Елена Борисовна

Цели: расширить представление учеников о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; рассказать об особенностях жанра и композиции; развить умение связно мыслить и логично отвечать на поставленные вопросы.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, блиц-опрос, сжатый пересказ, комментарий учителя.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение изученного. Слайд 1.

В этом году мы вновь обратимся к творчеству А.С. Пушкина, и наш урок мне бы хотелось начать с проверки домашнего задания. Я задавала прочитать статью из учебника про жизнь и творчество Александра Сергеевича и для  проверки выполнения задания, я проведу блиц-опрос, состоящий из 8 вопросов. Слайд 2.

  • 1. В каком городе родился Пушкин?
  • 2. Любимое время года поэта?
  • 3. Назовите фамилию, имя и отчество няни.
  • 4. Что в переводе с греческого означает имя Александр?
  • 5. Кому Пушкин посвятил эти строки:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты…

  • 6. Перечислите повести Белкина.
  • 7. Как звали станционного смотрителя?
  • 8. Как звали капитанскую дочку?

(После написания ответов, учащиеся обмениваются тетрадями, и с помощью ответов на слайде 3 проверяют друг друга, кто не допустил ни одной ошибки, получает оценку «5»).

  1. Вступительное слово. Слайд 4.

В 8 классе мы познакомимся с повестью «Капитанская дочка», с последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина, прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Мысли писателя по поводу исторических событий и персонажей актуальны и в наши дни.

Тема нашего урока: «А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка. Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр повести». (запись в тетрадь). Слайд 5.

 В ходе урока нам предстоит выполнить сл.задачи (слайд 6):

расширить представление о личности Пушкина как историка; познакомиться с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; узнать об особенностях жанра и композиции.

  1. Беседа по вопросам.

- Какие произведения А.С. Пушкина на исторические темы вам известны? («Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», а также незаконченная повесть «Арап Петра Великого»). Слайд 7.

- О каком историческом событии идет речь в повести «Капитанская дочка»? (о Пугачевском бунте).

- Что вам известно об этой эпохе и о причинах восстании?

        IV. Сообщение ученика об эпохе Екатерины II и причинах Пугачевского бунта. (Слайд 8-9).

XVII век - век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

        Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

        Екатерина II была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются для «воспитания граждан». В годы ее правления выросли налоги. Вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Положение крепостных крестьян ухудшалось, их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета, толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

        В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли, ведь в народе всегда жила вера в «доброго» царя.

        В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

V. Слово учителя. Пушкин – историк. Пушкин – писатель.

 (Слайд 10). В начале 30 годов 19 века после подавления кровавого бунта военных поселений в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионально историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».        

Сначала Пушкин работал над историческим произведением, он посетил места, где произошли главные события времен пугачевского бунта, сравнивая документы с воспоминаниями еще живых, но уже старых очевидцев.

В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействие властей. Главная цель этого исторического труда была вполне современной: указать на необходимость преобразований в стране. В повести «Капитанская дочка» решались более глобальные проблемы: как достичь единства нации, как примирить противоречия, как добиться улучшения нравов, как избежать насильственных потрясений.

«История Пугачева» была завершена в ноябре 1833 года и опубликована в 1834 году. Цензором книги являлся сам император – Николай I , который изменил ее на «Историю Пугачевского бунта». Первая часть содержания – сама история пугачевского бунта, а вторая – приложения, состоящие из документов, манифестов, донесений, мемуаров и др.исторических памятников, относящихся к событиям 1773-1775 гг.

«Историю Пугачевского бунта» вышла в декабре 1834 года, в количестве 3 тыс. экземпляров, но успеха у читателя не имела, в отличие  от вышедшей позднее «Капитанской дочки».

(Слайд 11). Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», - говорит устами главного героя автор повести.

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, которых станет главным в окончательном тексте – Гринев, эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в « сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

VI. Жанровое своеобразие и композиция.

 - А теперь мы с вами попробуем определить жанр «Капитанской дочки». (слайд 12). 

- Что же это?

  • Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
  • Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
  • Исторический роман— роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий.
  • Хроника — историческое описание событий в хронологическом порядке.
  • Мемуары – воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.

-  (Слайд 13)Сам Пушкин, направив первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть.

ТАК И ПОШЛО:

1. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом.

2. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть, а М. Горький был убежден, что Пушкин написал исторический роман

(Слайд 14).

В строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как она создана творческим воображением писателя, но все же в форме мемуаров, семейных записок, показывает быт и нравы частных лиц, но вместе с тем изображает и исторических деятелей.

Поэтому заключает в себе особенности всех этих жанров. Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Давайте запишем в ваши тетради определение повести.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

(Слайд 15). Композиция.

1. Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение».

2. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.  

(Слайд 16). Три цикла глав.

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл.  - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем  анализировать на следующих уроках.

VII. Итого уроки (Слайд 17).

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

4. В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

VIII. Домашнее задание. (Слайд 18).

Прочитать 1-2 гл. повести.

Подготовить пересказ отрывка «Встреча с вожатым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Историческая основа повести, особенности композиции

Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести  А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....

А.С.Пушкин. Роман "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА". ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ СНА ГРИНЁВА.

Сон П.Гринёва в романе "Капитанская дочка" имеет особое значение и смыл.Именно они и раскрываются в представленном материале....

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Викторина по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина

Викторина содержит вопросы по содержанию романа "Капитанская дочка"...