Великая отечественная война в лирике 20 века.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе.
Класс: 8
Дата: 4.04.2016г
Тема: Великая отечественная война в лирике 20 века.
Цель урока:
формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.
Задачи:
- обучающие:
-познакомить с русскими поэтами 20 века
-дать представление о Великой Отечественной войне в стихотворениях тех лет,
-показать значение поэзии в годы войны;
2. развивающие:
-способствовать развитию речи;
-продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
-продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;
-развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);
-активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: устный журнал
Оборудование: презентация, звукозаписи песен военных лет, выставка книг о ВОВ, военная форма и атрибуты для инсценировки.
Проектор, компьютер. выставка экспонатов из школьного музея_ учащихся школы, выставка экспонатов из школьного музея.
Ход урока.
I .Организационный момент
Здравствуйте, присаживайтесь
II. Психологический настрой.
Инсценировка
Июнь… клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло лето…
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это всё только завтра случится,
Через 24 часа…
( На сцене появляются выпускники школы 1941 года)
Девушка1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.
Юноша1: Всё когда – нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
Юноша2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, прощай учителя, прощайте однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…
Девушка2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка2: Ты правда собираешься уехать в тайгу?
Юноша3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Девушка2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда.
Юноша1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все: Давайте!
Юноша2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года.
Юноша1: Мы молоды и счатливы…
Девушка2: Мы мечтаем о подвигах, о славе…
Девушка3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…
Девушка2: Я мечтаю стать стать учителем.
Юноша3: Я мечтаю приносить добро людям.
Девушка1: Я мечтаю о любви.
Юноша2: Я мечтаю…
Девушка3: Я мечтаю…
Юноша1: Мечтали…
Эхо: мечтали, мечтали, мечтали…
Звучит голос Левитана
Звучит музыка « Священная война»
II . Актуализация темы, формулировка учащимися цели урока.
Скажите, как вы думаете, о каком событии в жизни нашей страны идёт речь?
Правильно, о начале Великой Отечественной войне.
Более полувека отделяет нас от врёмен ВОВ. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия.
Ребята, а какой период в русской литературе мы изучаем с вами?
Верно, мы начали изучать литературу XX века
Давайте сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете о чём мы будем говорить? (О войне) .Верно, тема нашего сегодняшнего урока
«Великая Отечественная война в лирике 20 века»
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет.
На прошлом уроке мы разделились на группы, у каждой группы было задание, создать страничку для сборника стихов.
Сегодня на уроке мы завершим выполнение этого коллективного проекта. Я вам уже говорила, что ты постараемся создать сборник стихов, посвящённых Великой Отечественной войне, который я предлагаю назвать «Подвигу народа жить в веках!». В конце урока мы попробуем понять правильное ли мы выбрали заглавие для данного сборника
А вашим домашним заданием было для каждой группы подготовить защиту своей странички этого сборника стихов.
IV. Вводное слово учителя
Прочитайте эпиграф к нашему сборнику:
Сохранить память о героях – наш долг.
Как вы понимаете этот эпиграф?
Тема Великой Отечественной войны нашла яркое отражение в литературе. В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.
V. Работа по теме урока
- Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, не на войне было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
Тема войны – особая тема в русской литературе 20 века. Поэзия этого периода – явление уникальное.
Война стала ведущей темой в поэзии двадцатого века. Многие поэты создавали стихотворения и поэмы, которые спустя годы разрывают сердца своим трагизмом. Наиболее известными поэтами, которые проникновенно писали о войне, считаются Симонов, Рождественский, Булат Окуджава и Твардовский. Отдельные стихотворения были настолько необычными, что их положили на музыку.
Нет ничего ценней тех произведений о войне, авторы которых сами прошли через нее. Именно они написали о войне всю правду, и, слава Богу, в русской советской литературе таких немало.
- Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве.
- Знакомство с биографией и творчеством Семена Гудзенко.
1 страница «Перед атакой»
УЧИТЕЛЬ:
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали —
Так началась война.
Первая страница называется «Перед атакой»
Когда началась война, многие студенты московского Института философии, истории и литературы ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, -
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягивая мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи,
Бой был коротким.
А потом
Я выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 года.
С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.
1.Как вы понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?
2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?
Вывод: Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале
3) Знакомство с биографией и творчеством Константина Михайловича Симонова
2. страница «Жди меня»
Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе требовалось время. Безусловно, писатели изображают в своих произведениях военные действия : атаки, отступления, слезы, кровь, смерти, ранения. Но война – это также и испытание для человека, заставляющее сделать нравственный выбор. Иногда по вине военачальников гибли сотни, тысячи людей.
Вторая страница называется «Жди меня»
Начало войны наложило отпечаток на творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт.
Перед смертью в 1979 году К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.
В первые, особенно сложные, месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины….»
Это стихотворение, написанное в 1941 году, обращено не только к его товарищу, поэту-фронтовику Алексею Суркову. Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.
Ребята, давайте прочитаем стихотворение Константина Михайловича Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», откройте учебники на странице167
-Какие чувства вызывает это стихотворение?
-Стихотворение передает чувство огромного горя русского народа.
Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»? Что является Родиной для лирического героя?
Какое слово чаще всего повторяется в стихотворении?
В последней строфе поэт троекратно повторяет: РУССКАЯ мать, РУССКАЯ женщина, ПО-РУССКИ три раза меня обняла. В целом стихотворении слово РУССКИЙ повторяется многократно, в чем выражается гордость за «самую милую, за горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину и защитить ее от врагов.
Какие образы предстают перед вами, прочитав это стихотворение?
Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт и образ Дороги, которая названа разными словами – это и дороги, и тракт, и проселки. Этот образ ассоциируется с понятием жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Военная страда — это нелегкое испытание, выпавшее на долю целого народа, а поэт-солдат должен пройти этот путь вместе с Родиной. Вечной ценностью предстает и образ Дома, который понимается как Родина в целом, и простому русскому солдату нужно защитить свою Родину, свой Дом.
Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике.
Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности. В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут?
- О чем же стихотворение Симонова? ( О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)
Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.
4) Знакомство с биографией и творчеством Юлии Владимировны Друниной.
3. Страница «Говорят, что у войны «не женское лицо».
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…
(Ю.Друнина)
Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина…
Третья страница нашего сборника «Говорят, что у войны «не женское лицо».
17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась».
(Инсценировка стихотворения на фоне клипа из фильма «А зори здесь тихие»)
1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал под Оршей
Нам потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
О чём это стихотворение?
о самой войне, её тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию многих семей.
Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая – потому что выжила в этой войне и стала поэтом.
5) Знакомство с биографией и творчеством Анны Андреевны Ахматовой
4 страница - «Мужество»
Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Стихотворение «Мужество» написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
- К чему призывает стихотворение А. Ахматовой?
( Защищать свою Родину, быть мужественными…)
- Как вы понимаете слова « Мы знаем, что ныне лежит на весах»
( На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Великая Отечественная война- Мировая война)
- С чем можно сравнить стихотворение?
( С клятвой)
6) Знакомство с биографией и творчеством Алексея Суркова
5 страница «Землянка»
Пятая страница называется «Землянка»
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное , лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка… «Письма в стихах были одним из распространённых и вовсе не литературных жанров самого тяжёлого периода ВОВ» - так рассказывает о землянке поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях».
Видео песня «Землянка»
7) Знакомство с биографией и творчеством Сергея Сергеевича Орлова
6 страница «Его зарыли в шар земной»
Ожидание матери, сестры, любимой порой страшней атаки. Но война без жертв не обходится. Две трети погибших войнов похоронены как неизвестные За 4 военных года миллионы простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах.
Об этом рассказывается в стихотворении Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной»
Шестая страница- «Его зарыли в шар земной»
Поэт-фронтовик, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов написал это стихотворение в 1944 году. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах.
Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Учитель: -Почему солдата « зарыли», а не похоронили?
- Скажите, какими словами можно описать русского солдата?
( Мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, доблестный, отважный, выносливый, закалённый…)
Стихотворение Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной» можно назвать памятником Неизвестному солдату, Вечным огнём, зажжённым в его честь.
8) Знакомство с биографией и творчеством Владимира Семеновича Высоцкого
7 страница «Песня о Земле»
«Кто сказал, что надо бросить
песню на войне?
После боя сердце просит
музыки вдвойне».
(В. Лебедев-Кумач 1943г.)
Современные поэты тоже не остаются равнодушными к теме ВОВ. Их много, но мы хотим остановиться на лирике о войне Владимира Семеновича Высоцкого.
Все, что связано с армией, с людьми, которые служат в ней, с защитой отечества, было для Высоцкого в высшей степени священным понятием. Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшем в танке, не ходившим в разведку, не сражавшемся в воздушном бою, не хоронившем боевых друзей и, более того, - ни дня не служившем в армии.
Тема войны для Высоцкого – это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.
Клип «Песня о Земле»
- Каковы первые впечатления?
-Какие чувства лирического героя передает автор?
- Что олицетворяет собой Земля в песне?
Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русской музыке. Написанные в годы тяжелых испытаний, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед нами как памятники истории, овеянные романтикой военного героизма. Песни не утратили своего воздействия, трогают сердца слушателей величием подвига людей на войне
9) Тема войны в современном обществе
8 страница «Мы не знали войны»
С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. В нашем поселении уже нет ветеранов ВОВ. на первом этаже у нас есть стенд, посвященный героям Великой Отечественной войны, нашим землякам
9 мая исполняется 66 года со дня Великой Победы. Этот праздник всегда будет самым светлым для нашего народа, для всех добрых людей, ведь это праздник мира и добра, праздник победы над фашизмом.
Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что это наша история. Мне очень приятно, что и в нашей школе есть талантливые ученики, которые не остались равнодушными с теме войны. Ученица нашей школы Егорова Дарья участвовала в районном конкурсе стихов о Великой Отечественной войне и заняла 3 место.
И на восьмую страницу нашего сборника я бы хотела поместить стихотворение Дарьи и надеюсь, что сборник будет пополняться ещё стихами учеников нашей школы.
Так уж вышло
Так уж вышло , что в России Было очень много войн. Много крови и насилия С незапамятных времен
Каждый раз объединялись, Чтобы дать отпор врагу. И не разу не сломались Мы за Родину свою.
Много чести и отваги Проявили мы тогда, Чтобы в будущем однажды, Снова не пришла война.
И боев лихих в России С тех времен не сосчитать. Мы готовы и сегодня За Россию жизнь отдать.
Всем защитникам отчизны Поклонюсь я до земли, Тихо попрошу у бога Чтобы не было войны
Ну, а если вновь придется За Россию умирать, С честью, силой и отвагой Будем бой мы принимать.
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний
Наш сборник практически готов, но скажите чего не хватает для полного завершения нашей работы? Как же завлечь нам читателей,чтобы они прочитали наш сборник стихов
Верно не хватает аннотации к сборнику.
А что такое аннотация?
Аннотация –это краткое содержание к книге. Главная цель аннотации- вызвать интерес читателя к книге.
Сейчас мы постараемся вместе написать аннотацию к нашему сборнику стихов. Я вам даю лист бумаги, на нём вы должны написать каждая группа по одному предложению, которое будет призывать читателей прочитать сборник.
Идёт видео, дети пишут аннотацию.
Теперь давайте прочитаем, что же у нас получилось?
Итак, ребята, а теперь я хочу вернуться к названию нашего сборника «Сохранить память о героях – наш долг» Скажите, как вы думаете, почему мы именно так назвали наш сборник.
Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
Рефлексия.
- Что вы чувствовали, когда создавали этот сборник?
- Какое задание было самым интересным?
- Что было самым трудным при создании сборника?
-Что вы чувствуете теперь, когда работа над проектом завершена?
VII. Домашнее задание
Откройте дневники и запишите домашнее задание
Вам необходимо написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
Давайте вспомним, что такое эссе?
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.
VIII. Итог урока. Оценивание.
Сегодня на уроке вы все проявили своё творчество, воображение, трудолюбиепоэтому сегодня все за урок получают оценку пять
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Спасибо за урок!
-Чтение стихотворения Андрей Дементьев «Баллада о матери»
БАЛЛАДА О МАТЕРИ
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги...
Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....
Тест по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка",тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.
Тесты рекомендуются как итоговый контроль....
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
8 класс Великая Отечественная война в лирике XX века
Великая Отечественная война в лирике XX века.А.Ахматова "Клятва", "Мужество"; А.А.Прокофьев "Москве"; К.М.Симонов "Ты помнишь Алеша дороги смоленщины..."; А.Т.Т...
Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».
Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)....
«Великая Отечественная война в лирике».
Использование данного материала актуально в преддверии празднования Дня Победы....
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...