Рабочая программа по чтению и развитию речи в коррекционной школе
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Данная программа предназначена для учителей,работающих в старших классах коррекционной школы 8 вида. В ней отражены основные требования к знаниям, умениям и навыкам по чтению для учвщихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trishkina_chtenie_2017-18g.docx | 85.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 города Белово»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей по коррекции устной и письменной речи протокол № 1 « 29 » августа 2017 г. _________/Бердникова Е.В. / | «Согласовано» решением методического совета протокол № 22 « 30 » августа 2017г. _________/Володина Н.В./ | «Утверждено» Директор школы-интерната №15 города Белово _______/О.Г. Погорелова / Приказ № 78 от « 31 » августа 2017г. |
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
для 5, 6, 7 классов
Срок реализации 1 год
Составитель:
Тришкина Л.В.
Белово
2017
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3 | |
2. Чтение и развитие речи 5 класс | |
2.1. Учебно-тематический план…………………………………………………………..5 | |
2.2. Содержание программы ……..……………………………………………………...6 | |
2.3. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….7 | |
2.4. Календарно-тематический план…………………………………………………….8 | |
3. Чтение и развитие речи 6 класс | |
3.1. Учебно-тематический план…………………………………………………………14 | |
3.2 .Содержание программы………………………………………………………….…15 | |
3.3. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………...16 | |
4. Чтение и развитие речи 7 класс | |
4.1. Учебно-тематический план……………………………………………………….. 22 | |
4.2. Содержание тем учебного курса……………………….………………………….23 | |
4.3 Требования к уровню подготовки учащихся ……………..……………………..25 | |
4.4 Календарно-тематический план………..………………………………………….26 |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 6-9 классы под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2012. – Сборник 1; Раздел Русский (родной) язык, автор В.В. Воронкова.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Школьники с нарушениями интеллектуальной сферы трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемого произведения. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе и эмоционального плана.
Основная цель данной программы:
- формирование умения читать доступный пониманию текст в слух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать.
Изучение произведений различных жанров в школе направлено на решение следующих задач:
- Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к произведениям мировой литературы как явлению культуры, формировать интерес и любви к чтению, расширять общий кругозор воспитанников;
- Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативных умений и навыков, развивать готовность и способность к речевому взаимодствию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
- Формировать умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать литературные и жизненные факты, оценивать их с точки зрения нравственности, соответствия ситуации, сфере общения, умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, находить художественные деталь.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы: Малышева З.Ф. Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2013г.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение: учебник для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение,2014г.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы: Аксёнова А.К.. Чтение: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2014г
Учебно-тематический план
5 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 6 |
2 | Сказки | 17 |
3 | Картины родной природы | 17 |
4 | О друзьях товарищах | 9 |
5 | Басни А.И. Крылова | 4 |
6 | Спешите делать добро | 12 |
7 | Картины родной природы | 25 |
8 | О животных | 16 |
9 | Из прошлого нашего народа | 16 |
10 | Из произведений зарубежных писателей | 18 |
Всего: | 140 |
Содержание программы
5 класс
Разделы | Содержание тем учебного курса |
Устное народное творчество | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. |
Сказки | Сказка «Никита Кожемяка». Сказка «Как наказали медведя». Сказка «Морозка». Сказка «Два Мороза». сказка «Морозко». сказка «Три дочери». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». |
Картины родной природы | Произведения Г. Скребицкого, И. Сурикова, А. Платонова, А. Прокофьева, Ю. Гордиенко, И. Соколова-Микитова, К. Бальмонта, В. Бианки, В. Астафьева, И. Бунина. |
О друзьях-товарищах | Произведения Ю. Яковлева, Н. Носова, В. Медведева, Л. Воронковой, Я. Акима. |
Басни А.И. Крылова | «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». |
Спешите делать добро | Произведения М. Хмелика, О. Бондарчука, О. Осеева, А. Платонова, В. Распутина, В. Брюсова, Р. Рождественского. |
Картины родной природы | Произведения Ф.Тютчева, Г. Скребицкого, К. Бальмонта, С. Есенина, А.С. Пушкина, А. Толстого, А. Блока, Е. Серова, И. Соколова – Микитова, Я. Акима. |
О животных | Произведения Н. Гарина – Михайловского, А. Толстого, А. Куприна, К. Паустовского, Б. Житкова, Э. Асадова, Ф.Абрамова, С.Михалкова |
Из прошлого нашего народа | Произведения О. Тихомирова, С.Алексеева, Н.Некрасова, А.Куприна, Л. Жарикова, Ю. Коренца. |
Из произведений зарубежных писателей | Произведения В. Гюго, Марка Твена, С. Лагерлеф, Г.-Х. Андерсена. |
Требования к уровню подготовки
5 класс
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задание учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
Календарно-тематический план
5 класс
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | Сроки | Изменения |
Устное народное творчество | 6 | ||||
1 | Устное народное творчество. Обзор. | 1 | |||
2 | Считалки. | 1 | |||
3 | Заклички-приговорки. | 1 | |||
4 | Потешки. | 1 | |||
5 | Пословицы и поговорки. | 1 | |||
6 | Загадки. | 1 | |||
Сказки | 17 | ||||
7 | Сказки. Волшебные и бытовые сказки. | 1 | |||
8 | Сказка «Никита Кожемяка». | 1 | |||
9 | Сказка «Как наказали медведя». | 1 | |||
10 | Сказка «Золотые руки». | 1 | |||
11 | Сказка «Морозко». | 1 | |||
12 | Сказка «Морозко».Тема справедливости в произведении. | 1 | |||
13 | Сказки народов мира. Внеклассное чтение. | 1 | |||
14 | Сказка «Два Мороза». | 1 | |||
15 | Сказка «Три дочери». | 1 | |||
16 | А Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». | 1 | |||
17 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Образ главной героини. | 1 | |||
18 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…».Персонажи произведения. | 1 | |||
19 | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 1 | |||
20 | Д.Мамин-Сибиряк«Серая Шейка».Герои сказки. | 1 | |||
21 | Д.Мамин-Сибиряк»Серая Шейка».Анализ эпизода. | 1 | |||
22 | Составление рассказа «Почему я люблю сказки». | 1 | |||
23 | Устное народное творчество.Обобщение знаний. | 1 | |||
Картины родной природы | 17 | ||||
24 | Г. Скребицкий «Июнь». | 1 | |||
25 | И. Суриков «Ярко светит солнце». | 1 | |||
26 | А. Платонов «Июльская гроза». | 1 | |||
27 | А Платонов «Июльская гроза».Картины природы в рассказе. | 1 | |||
28 | А. Платонов «Июльская гроза».Персонажи рассказа. | 1 | |||
29 | А. Платонов «Июльская гроза».Образ главной героини. | 1 | |||
30 | А. Прокофьев «Березка». | 1 | |||
31 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето…». | 1 | |||
32 | Г. Скребицкий «Сентябрь». | 1 | |||
33 | И. Соколов-Микитов «Золотая осень». | 1 | |||
34 | К. Бальмонт «Осень». | 1 | |||
35 | Г. Скребицкий «Добро пожаловать». | 1 | |||
36 | В. Бианки «Музыкальная канарейка». Внеклассное чтение. | 1 | |||
37 | В. Астафьев «Осенние грусти». | 1 | |||
38 | И. Бунин «Первый снег». | 1 | |||
39 | Картины родной природы в произведениях поэтов и писателей. Обобщающий урок. | 1 | |||
40 | Творчество П. Бажова. Внеклассное чтение. | 1 | |||
О друзьях-товарищах | 9 | ||||
41 | Ю. Яковлев «Колючка». | 1 | |||
42 | Ю.Яковлев «Колючка».Образ главного героя. | 1 | |||
43 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». | 1 | |||
44 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | |||
45 | Н.Носов«Витя Малеев в школе и дома».Анализ эпизода повести. | 1 | |||
46 | В. Медведев «Фосфорический мальчик». | 1 | |||
47 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». | 1 | |||
48 | Л.Воронкова «Дорогой подарок.»Тема добра в рассказе. | 1 | |||
49 | Я. Аким «Твой друг». | 1 | |||
Басни И. Крылова | 4 | ||||
50 | Басня как жанр литературы. | 1 | |||
51 | И. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | |||
52 | И. Крылов «Кот и Щука». | 1 | |||
53 | И. Крылов «Квартет» | 1 | |||
Спешите делать добро | 12 | ||||
54 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». | 1 | |||
55 | О. Бондарчук «Слепой домик». | 1 | |||
56 | В. Осеева «Бабка». | 1 | |||
57 | В. Осеева «Бабка».Герои рассказа. | 1 | |||
58 | В.Осеева «Бабка».Тема добра в произведении. | 1 | |||
59 | В Осеева «Бабка».Анализ эпизода рассказа. | 1 | |||
60 | А. Платонов «Сухой хлеб». | 1 | |||
61 | А. Платонов «Сухой хлеб».Герои рассказа. | 1 | |||
62 | В. Распутин «Люся». | 1 | |||
63 | В. Брюсов «Труд». | 1 | |||
64 | В.Осеева «Синие листья». .Внеклассное чтение. | 1 | |||
65 | Р. Рождественский «Огромное небо». | 1 | |||
Картины родной природы. | 25 | ||||
66 | Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою». | 1 | |||
67 | Г. Скребицкий «Декабрь». | 1 | |||
68 | К. Бальмонт «К зиме». | 1 | |||
69 | Г. Скребицкий «Всяк по - своему». | 1 | |||
70 | Написание сочинения-описания «Как зайцы зимуют». | 1 | |||
71 | С. Есенин «Поёт зима -аукает». | 1 | |||
72 | С. Есенин «Березка». | 1 | |||
73 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога». | 1 | |||
74 | Г. Скребицкий «Март». | 1 | |||
75 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». | 1 | |||
76 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». | 1 | |||
77 | Г. Скребицкий «Весна – красна». | 1 | |||
78 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели». | 1 | |||
79 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик». | 1 | |||
80 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу». | 1 | |||
81 | Составление рассказа о весне по личным наблюдениям. | 1 | |||
82 | А. Толстой «Весенние ручьи». | 1 | |||
83 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | |||
84 | А. Блок «Ворона». | 1 | |||
85 | Е. Серов «Подснежник». | 1 | |||
86 | И. Соколов-Микитов «Весна». | 1 | |||
87 | И. Бунин «Крупный дождь». | 1 | |||
88 | С. Есенин «Черёмуха». | 1 | |||
89 | Я. Аким «Весна, весною, о весне…» | 1 | |||
90 | Г.Скребицкий «Лесной голосок».. Внеклассное чтение.. | 1 | |||
О животных | 16 | ||||
91 | Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» | 1 | |||
92 | Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».Герои рассказа. | 1 | |||
93 | А. Толстой «Желтухин». | 1 | |||
94 | А. Толстой «Желтухин».Характеристика персонажей рассказа. | 1 | |||
95 | А.Толстой «Желтухин».Анализ эпизода рассказа. | 1 | |||
96 | К.Паустовский. «Кот Ворюга» | 1 | |||
97 | К. Паустовский «Кот Ворюга».Анализ рассказа. | 1 | |||
98 | Составление устного сочинения «Моё домашнее животное». | 1 | |||
99 | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | |||
100 | Б.Житков «Про обезьянку».Характеристика персонажей рассказа. | 1 | |||
101 | Б.Житков «Пожар в море». Внеклассное чтение. | 1 | |||
102 | Э. Асадов «Дачники». | 1 | |||
103 | Э. Асадов «Дачники».Картины природы в стихотворении. | 1 | |||
104 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны». | 1 | |||
105 | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | |||
106 | С.Михалков «Будь человеком». Тема нравственности в стихотворении. | 1 | |||
Из прошлого нашего народа | 16 | ||||
107 | О. Тихомиров «На поле Куликовом». | 1 | |||
108 | О. Тихомиров «На поле Куликовом».Тема Родины в произведении. | 1 | |||
109 | О. Тихомиров «На поле Куликовом».Герои произведения. | 1 | |||
110 | С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». | 1 | |||
111 | С.Алексеев. «Рассказы о войне 1812 года».Герои произведения. | 1 | |||
112 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». | 1 | |||
113 | А. Куприн «Белый пудель». | 1 | |||
114 | А.Куприн «Белый пудель».Герои произведения. | 1 | |||
115 | А.Куприн «Белый пудель».Тема справедливости в произведении. | 1 | |||
116 | А.Куприн «Белый пудель».Анализ эпизода рассказа. | 1 | |||
117 | А. Куприн. «Белый пудель».Устное сочинение.. | .1 | |||
118 | Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью». | 1 | |||
119 | Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».Персонажи рассказа. | 1 | |||
120 | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». | 1 | |||
121 | Составление устного рассказа о защитниках Родины в военное время. | 1 | |||
122 | Произведения о войне. Внеклассное чтение. | 1 | |||
Из произведений зарубежных писателей | 18 | ||||
123 | Произведения зарубежных писателей.Обзор. | 1 | |||
124 | В. Гюго «Гаврош». | 1 | |||
125 | В.Гюго «Гаврош».Тема детства в произведении. | 1 | |||
126 | В.Гюго «Гаврош».Характеристика героя рассказа. | 1 | |||
127 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | |||
128 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Юмор и сатира в произведении. | 1 | |||
129 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»Характеристика персонажей. | 1 | |||
130 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Анализ эпизода произведения. | 1 | |||
131 | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса…». | 1 | |||
132 | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса…» Картины природы в сказке. | 1 | |||
133 | Написание выборочного изложения по сказке «Чудесное путешествие Нильса…». | 1 | |||
134 | Г-.Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | |||
135 | Г-.Х. Андерсен «Русалочка».Тема добра в сказке. | 1 | |||
136 | А.Волков «Волшебник изумрудного города». Внеклассное чтение. | 1 | |||
137 | Тема и идея произведения. | 1 | |||
138 | Характеристика литературного героя. | 1 | |||
139 | Анализ эпизода произведения | 1 | |||
140 | Что читать летом. Обзор литературы | 1 |
Учебно-тематический план
6 класс
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Произведения о природе | 31 |
2 | О прошлом нашей страны | 31 |
3 | Времена года | 37 |
4 | Произведения русских и зарубежных писателей | 41 |
Всего: | 140 |
Содержание программы
6 класс
Разделы | Содержание тем учебного курса |
Произведения о природе | Творчества В. Пескова, М. Ножкина, В. Бианки, И. Бунина, Ю. Качаева, Б. Житкова, А. Белорусца, К. Паустовского, И. Тургенева, Е. Носова, С. Михалкова, Б. Заходера. |
О прошлом нашей страны | Былины, произведения С. Алексеева, Е. Холмогоровой. |
Времена года | Творчество В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, И. Сурикова, С. Смирнова. |
Произведения русских и зарубежных писателей | Произведения А.С. Пушкина, А. Чехова, М. Зощенко, С. Маршака, В. Астафьева, В. Медведева, Д. Родари, Р. Киплинга, А. де Сент-Экзюпери. Произведения зарубежных писателей и поэтов поэтов. |
Требования к уровню подготовки 6 класс
Учащиеся должны знать:
- наизусть8-10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, выразительно,«про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану, и выборочно;
Календарно-тематический план
6 класс
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | Сроки | Изменения |
Произведения о природе | 31 | ||||
1 | В. Песков. «Отечество». | 1 | |||
2 | М. Ножкин. «Россия». | 1 | |||
3 | М. Пришвин. «Моя Родина». | 1 | |||
4 | В. Бианки .«Сентябрь». | 1 | |||
5 | И. Бунин. «Лес, точно терем…». | 1 | |||
6 | Ю. Качаев .«Грабитель». | 1 | |||
7 | Составление рассказа об осенней природе. | 1 | |||
8 | Б. Житков. «Белый домик». | 1 | |||
9 | Б. Житков. «Белый домик». Анализ рассказа. | 1 | |||
10 | В.Астафьев. «Васюткино озеро». Внеклассное чтение. | 1 | |||
11 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | |||
12 | А Белорусец .«Звонкие ключи».Картины природы в рассказе. | 1 | |||
13 | А.Белорусец. «Звонкие ключи».Характеристика героев рассказа. | 1 | |||
14 | Составление рассказа по наблюдениям | 1 | |||
15 | К. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | |||
16 | К.Паустовский. «Заячьи лапы».Герои рассказа. | 1 | |||
17 | Составление рассказа по иллюстрациям | 1 | |||
18 | И. Тургенев .«Осенний день». | 1 | |||
19 | Е. Носов. «Хитрюга». | 1 | |||
20 | Е.Носов.«Хитрюга».Картины осенней природы в рассказе. | 1 | |||
21 | Е.Носов. «Хитрюга».Герои рассказа. | 1 | |||
22 | В. Бианки. «Октябрь». | 1 | |||
23 | С. Михалков. «Будь человеком». | 1 | |||
24 | Б. Заходер. «Петя мечтает». | 1 | |||
25 | Д. Биссет .«Слон и муравей». | 1 | |||
26 | Д. Биссет .«Кузнечик Денди». | 1 | |||
27 | Дж. Родари. «Как один мальчик….». | 1 | |||
28 | Дж. Родари. «Пуговкин дом». | 1 | |||
29 | Дж.Родари. «Пуговкин дом».Герои сказки. | 1 | |||
30 | Сказки народов мира. Внеклассное чтение. | 1 | |||
31 | Составление устного сочинения «Каким должен быть настоящий человек». | 1 | |||
О прошлом нашей страны | 31 | ||||
32 | Былины как жанр устного народного творчества. | 1 | |||
33 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | 1 | |||
34 | Ф. Глинка. «Москва». | 1 | |||
35 | В. Бианки. «Ноябрь». | 1 | |||
36 | В. Бианки. «Ноябрь».Приметы зимы в рассказе. | 1 | |||
37 | С. Алексеев. «Без Нарвы не видать моря». | 1 | |||
38 | С. Алексеев. «На берегу Невы». | 1 | |||
39 | Образ Петра в исторических произведениях. | 1 | |||
40 | Рассказы о русском подвиге. Обзор. | 1 | |||
41 | С. Алексеев .«Медаль». | 1 | |||
42 | С. Алексеев «Гришенька» | 1 | |||
43 | Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь». | 1 | |||
44 | Е. Холмогорова. «Боевое крещение». | 1 | |||
45 | Е. Холмогорова. «День рождения Наполеона». | 1 | |||
46 | Е. Холмогорова. «В дни спокойные». | 1 | |||
47 | Л.Кассиль «Улица младшего сына». Внеклассное чтение. | 1 | |||
48 | Н. Носов. Рассказы про Незнайку. Обзор | 1 | |||
49 | Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» | 1 | |||
50 | Н.Носов. «Как Незнайка сочинял стихи».Характеристика героя рассказа. | 1 | |||
51 | Е. Пермяк. «Тайна цены». | 1 | |||
52 | Е.Пермяк. «Тайна цены».Художественный пересказ по составленному плану. | 1 | |||
53 | Д. Гальперина. «Здравствуйте!». | 1 | |||
54 | Составление рассказа о вежливости | 1 | |||
55 | В. Бианки .«Декабрь». | 1 | |||
56 | Е. Благинина .«Новогодние загадки». | 1 | |||
57 | А. Никитин .«Встреча зимы». | 1 | |||
58 | А. Дорохов. «Теплый снег». | 1 | |||
59 | Стихи о зиме. Внеклассное чтение. | 1 | |||
60 | А. Пушкин. Обзор творчества. | 1 | |||
61 | А. Пушкин .«Вот север тучи нагоняя….». | 1 | |||
62 | Д. Хармс. «Пушкин». | 1 | |||
63 | В.Катаев «Белеет парус одинокий». Внеклассное чтение | 1 | |||
Времена года | |||||
64 | В. Бианки «Январь» | 1 | |||
65 | Х.-К. Андерсен «Ель» | 1 | |||
66 | Х.-К.Андерсен. «Ель».Герои сказки. | 1 | |||
67 | Х.-К.Андерсен. «Ель».Инсценирование сказки. | 1 | |||
68 | Х.-К.Андерсен. «Ель».Художественный пересказ эпизода сказки. | 1 | |||
69 | А. Чехов. «Ванька». | 1 | |||
70 | А.Чехов. «Ванька».Характеристика героя рассказа. | 1 | |||
71 | А.Чехов.«Ванька».Художественный пересказ произведения. | 1 | |||
72 | И. Никитин. «Весело сияет месяц…». | 1 | |||
73 | И. Суриков. «Белый снег пушистый…». | 1 | |||
74 | М. Зощенко. «Леля и Минька». | 1 | |||
75 | М. Зощенко. «Елка». | 1 | |||
76 | А.Гайдар «Тимур и его команда». Внеклассное чтение. | 1 | |||
77 | Ю. Рытхэу «Пурга» | 1 | |||
78 | Составление по иллюстрациям. | 1 | |||
79 | Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость». | 1 | |||
80 | В. Бианки. «Февраль». | 1 | |||
81 | С. Маршак. «Двенадцать месяцев». | 1 | |||
82 | С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Герои пьесы. | 1 | |||
83 | С.Маршак. «Двенадцать месяцев». Сравнительная характеристика персонажей. | 1 | |||
84 | С.Маршак.«Двенадцать месяцев».Зло и Добро в пьесе. | 1 | |||
85 | С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Образы месяцев в пьесе. | 1 | |||
86 | С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Инсценирование отрывков из пьесы. | 1 | |||
87 | С. Маршак. «Быль-небылица». Внеклассное чтение. | 1 | |||
88 | Х.-К. Андерсен. «Снежная Королева». | 1 | |||
89 | Х.-К.Андерсен «Снежная королева».Сюжет и композиция сказки. | 1 | |||
90 | Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Персонажи сказки. | 1 | |||
91 | Х.-К.Андерсен « Снежная Королева».Сравнительная характеристика героев. | 1 | |||
92 | Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Добро и Зло в сказке. | 1 | |||
93 | Х.-К.Андерсен. «Снежная королева».Тема и идея сказки. | 1 | |||
94 | Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Художественный пересказ эпизодов сказки. | 1 | |||
95 | Сказки Х.-К. Андерсена. Внеклассное чтение. | 1 | |||
96 | С. Смирнов. «Первые приметы». | 1 | |||
97 | Составления устного сочинения «Мое любимое время года». | 1 | |||
98 | Б. Бианки. «Март». | 1 | |||
99 | В. Песков .«Весна идет». | 1 | |||
100 | М. Пришвин. «Жаркий час». | 1 | |||
Произведения русских и зарубежных писателей | 41 | ||||
101 | Г. Скребицкий. «Весенняя песня». | 1 | |||
102 | Г.Скребицкий. «Весенняя песня».Картины природы в сказке. | 1 | |||
103 | Творчество Г. Скребицкого. Внеклассное чтение. | 1 | |||
104 | В. Жуковский. «Жаворонок». | 1 | |||
105 | А. Толстой. «Детство Никиты». | 1 | |||
106 | А.Толстой. «Детство Никиты».Характеристика героев рассказа. | 1 | |||
107 | А. Твардовский. «Как после мартовский метелей…». | 1 | |||
108 | А. Плещеев .«И вот шатер свой голубой…». | 1 | |||
109 | В. Бианки. «Апрель». | 1 | |||
110 | К. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | |||
111 | К.Паустовский. «Стальное колечко».Герои сказки. | 1 | |||
112 | К.Паустовский. «Стальное колечко».Картины природы в сказке. | 1 | |||
113 | К Паустовский. «Стальное колечко».Тема и идея сказки. | 1 | |||
114 | В. Астафьев. «Злодейка». | .1 | |||
115 | В. Драгунский. «Кот в сапогах». | 1 | |||
117 | Ю.Олеша «Три толстяка». Внеклассное чтение. | 1 | |||
118 | Д. Хармс. «Заяц и еж». | 1 | |||
119 | И. Крылов. «Зеркало и Обезьяна». | 1 | |||
120 | Р. Киплинг. «Рикки -Тикки- Тави». | 1 | |||
121 | Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Герои произведения. | 1 | |||
122 | Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Характеристика персонажей сказки. | 1 | |||
123 | Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави»Тема и идея сказки. | 1 | |||
124 | Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Пересказ эпизодов сказки. | 1 | |||
125 | Д. Родари. «Путешествие голубой стрелы». | 1 | |||
126 | В. Набоков. «Дождь пролетел». | 1 | |||
127 | В. Бианки. «Май». | 1 | |||
128 | М Дудин .«Наша песня спета на войне». | 1 | |||
129 | В. Медведев. «Звездолет «Брунька». | 1 | |||
130 | В.Медведев. «Звездолет Брунька».Герои рассказа. | 1 | |||
131 | К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | |||
132 | К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».Тема и идея произведения. | 1 | |||
133 | А. де Сент-Экзюпери .«Маленький принц». | 1 | |||
134 | В. Астафьев. «Зорькина песня». | 1 | |||
135 | Н. Рыленков. «Нынче вечер…». | 1 | |||
136 | Сказки народов мира. Внеклассное чтение | 1 | |||
137 | Понятие о теме и идее произведения. | 1 | |||
138 | Характеристика литературного героя. | 1 | |||
139 | Анализ эпизода произведения. | 1 | |||
140 | Что читать летом. Обзор литературы. | 1 |
Учебно-тематический план
7 класс
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 10 |
2 | Из произведений русских писателей XIX века | 34 |
3 | Из произведений русских писателей XX века | 61 |
Всего: | 105 |
Содержание программы
7 класс
Разделы | Содержание тем учебного курса |
Устное народное творчество | Русские народные сказки «Сивка – бурка». Черты волшебной, богатырской и героической сказки. «Журавль и цапля». Особенности сказки о животных, герои-животные, народные представления в сказках о животных. «Умный мужик». Особенности бытовой сказки. Былины. «Три поездки Ильи Муромца». Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои. Персонажи положительные и отрицательные. Народные песни. Пословицы. Закладки. Понятие о загадке, пословицы, песне; разновидности, особенности построения. |
Из произведений русских писателей XIX века | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Близость сказки к произведениям устного народного творчества. Положительные и отрицательные герои. «Зимний вечер». Тема стихотворения, тон и темп, отношение поэта к няне. «У лукоморья» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника событий. И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». Развитие представлений о жанре басни, осмеяние человеческих пороков, образы животных. Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»,. Тяготы и невзгоды в жизни русского крестьянина. Речевые характеристики героев. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие оречевой характеристики героев. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Изображение жизни детей из богатой и бедной семьи. Доброта и сострадание героев. Портрет как средство характеристики героев. |
Из произведений русских писателей XX века | М.Горький «Детство». Условия жизни главного героя, отвращение к жутким порядкам в доме деда. Умение Алеши понять страдания других. «В людях». Нелегкая жизнь людей «влюдях». Ненависть к злу и жестокости; доброта и любовь к хорошим людям, честность, смелость – основные черты главного героя. М.В. Исаковский «Детство», «Вечер», «Весна». Основные темы стихотворений. Родина и ее природа, народ с его горестями и победами – герои Исаковского. М. Паустовский «Последний черт». Русская природа в произведении. Природа и человек. Нравственные проблемы произведений о природе и животных. М.М. Зощенко «Великие путешественники». Рассказы о детях и для детей – воспоминания автора о своем детстве.Смешное и комичное в рассказе. К. Симонов «Сын артиллериста». Реальные события, положенные с основу стихотворения. Основные черты характера Леньки. Память об уроках войны. В. Катав «Флаг». Историческая основа произведения. Мужественные защитники гранитного островка. Подвиг моряков. Н. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Все в тающей дымке». Природа и человек. Влияние природы на становление качеств человека. И. Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Животные - герои произведений Коваля. Очеловечивание животных. Доброта в отношениях человека и животного – главная мысль его рассказов. Ю. Яковлев «Багульник». Основные черты героев Яковлева – неумение жить без дела, нежелание мириться с несправедливостью. Уроки доброты через поступки героев. Р. Погодин «Время – говорит пора». Основная тематика произведений Погодина рассказы «веселых людях и хорошей погоде». К. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки», Понятие о лирическом стихотворении. В. Боков. Стихотворения беловских поэтов. |
Требования к уровню подготовки
7 класс
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений,
- знать содержание программных произведений.
Учащиеся должны уметь
- Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного;
Календарно-тематический план
Чтение 7 класс
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Форма контроля | Сроки | Изменения | |
Устное народное творчество | 10 | |||||
1 | Устное народное творчество. Обзор. | 1 | ||||
2 | Народные песни. | 1 | ||||
3 | Пословицы. Загадки. | 1 | ||||
4 | «Сивка – бурка». Русская народная сказка. | 1 | ||||
5 | «Сивка- бурка». Тема и идея сказки. | 1 | ||||
6 | «Журавль и цапля». Русская народная сказка. | 1 | ||||
7 | «Умный мужик». Русская народная сказка. | 1 | ||||
8 | А.Беляев «Чудесное око». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
9 | Былины. Жанровое своеобразие былин. | 1 | ||||
10 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | ||||
Из произведений русских писателей XIXвека | 34 | |||||
11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||
12 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Персонажи сказки. | 1 | ||||
13 | А.С.Пушкин«Сказка о Царе Салтане».Сюжет сказки. | 1 | ||||
14 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | ||||
15 | «У лукоморья». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | ||||
16 | Написания сочинения по прочитанным произведениям (на выбор). | 1 | ||||
17 | А.Гайдар «Судьба барабанщика». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
18 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | 1 | ||||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино».Тема патриотизма. | 1 | ||||
20 | И.А. Крылов. «Кукушки и Петух». | 1 | ||||
21 | И.А. Крылов. «Волк и Журавль». | 1 | ||||
22 | И.А. Крылов. «Слон и Моська». | 1 | ||||
23 | Басни И.А. Крылова .Сатирическое изображение действительности. | 1 | ||||
24 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
25 | Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса». | 1 | ||||
26 | Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин" | 1 | ||||
27 | Творчество И.А. Крылова и Н.А. Некрасова. Систематизация знаний. | 1 | ||||
28 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
29 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» | 1 | ||||
30 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».Сравнительная характеристика героев. | 1 | ||||
31 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».Тема патриотизма в повести. | 1 | ||||
32 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Тема дружбы и верности долгу в повести. | 1 | ||||
33 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
34 | А.П. Чехов. «Хамелеон». | 1 | ||||
35 | А.П.Чехов. «Хамелеон».Характеристика героев рассказа. | 1 | ||||
36 | А.П.Чехов. «Хамелеон».Юмор и сатира в рассказе. | 1 | ||||
37 | А.П. Чехов «Спать хочется». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
38 | В.Г. Короленко. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
39 | В.Г. Короленко. «Дети подземелья». | 1 | ||||
40 | В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Композиция и сюжет повести. | 1 | ||||
41 | В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Характеристика главных героев, их духовная близость. | 1 | ||||
42 | В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Тема справедливости в повести. | 1 | ||||
43 | В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Главная мысль произведения. | 1 | ||||
44 | В.Г.Короленко «Чудная». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
Из произведений русских писателей XX века | 61 | |||||
45 | М. Горький. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
46 | М. Горький. «Детство». | 1 | ||||
47 | М.Горький. «Детство».Персонажи произведения. | 1 | ||||
48 | М.Горький. «Детство».Характеристика главного героя повести. | 1 | ||||
49 | М. Горький. «В людях». | 1 | ||||
50 | М.Горький. «В людях».Жизненные искания героя произведения. | 1 | ||||
51 | Творчество М. Горького. Систематизация знаний. | 1 | ||||
52 | М.В. Исаковский. «Детство», | 1 | ||||
53 | М.В. Исаковский. «Ветер». | 1 | ||||
54 | М.В. Исаковский. «Весна». | 1 | ||||
55 | К.Г. Паустовский. «Последний черт». | 1 | ||||
56 | К.Г.Паустовский. «Последний черт».Сюжет и герои рассказа. | 1 | ||||
57 | К.Г.Паустовский «Степная гроза». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
58 | М.М. Зощенко. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
59 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». | 1 | ||||
60 | М.М.Зощенко.«Великие путешественники».Юмор в рассказе. | 1 | ||||
61 | К.М. Симонов. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
62 | К.М. Симонов. «Сын артиллериста». | 1 | ||||
63 | К.М.Симонов. «Сын артиллериста».Тема героизма в произведении. | 1 | ||||
64 | Уроки войны. Подвиги солдат и офицеров в наши дни. | 1 | ||||
65 | В.П. Катаев «Флаг». | 1 | ||||
66 | В.П.Катаев. «Флаг».Тема и идея рассказа. | 1 | ||||
67 | В.Катаев «Хуторок в степи» Внеклассное чтение. | 1 | ||||
68 | Н.И. Рыленков «Деревья». | 1 | ||||
69 | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи - кукушки». | 1 | ||||
70 | Н.И. Рыленков «…Все в тающей дымке». | 1 | ||||
71 | Написания сочинения о весне. | 1 | ||||
72 | Стихи о природе. Обобщающий урок. | 1 | ||||
73 | Ю.И.. Коваль. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
74 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». | 1 | ||||
75 | Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин».Юмор в произведении. | 1 | ||||
76 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». | 1 | ||||
77 | Ю.И.Коваль. «Картофельная собака».Сюжет и герои рассказа. | 1 | ||||
78 | Л.Лагин «Старик Хоттабыч». Внеклассное чтение. | 1 | ||||
79 | Ю.Я. Яковлев. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
80 | Ю.Я. Яковлев. «Багульник». | 1 | ||||
81 | Ю.Я.Яковлев. «Багульник».Портретная характеристика героя рассказа. | 1 | ||||
82 | Составление рассказа о животных. | 1 | ||||
83 | Р.П. Погодин. Творчество. | 1 | ||||
84 | Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». | 1 | ||||
85 | Р.П.Погодин.«Время говорит – пора».Сюжет произведения. | 1 | ||||
86 | Р.П.Погодин.«Время говорит – пора».Характеристика персонажей рассказа. | 1 | ||||
87 | А.Г. Алексин. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
88 | А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». | 1 | ||||
89 | А.Г.«Двадцать девятое февраля».Герои произведения. | 1 | ||||
90 | А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля».Тема любви и дружбы в рассказе. | 1 | ||||
91 | А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля».Становление личности героя. | 1 | ||||
92 | Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера».Внеклассное чтение. | 1 | ||||
93 | Тематика современной лирики. Обзор произведений. | 1 | ||||
94 | К.Я. Ваншенкин. «Мальчишка». | 1 | ||||
95 | К.Я.Ваншенкин «Мальчишка».Становление личности героя стихотворения. | 1 | ||||
96 | К.Я. Ваншенкин. «Снежки». | 1 | ||||
97 | К.Я. Ваншенкин. «Снежки».Изобразительные средства стихотворения. | 1 | ||||
98 | Час лирического стихотворения. Внеклассное чтение. | 1 | ||||
99 | В.Ф. Боков. Страницы творчества. | 1 | ||||
100 | Стихи беловских поэтов о природе. | 1 | ||||
101 | Творчество А.И. Курицына. | 1 | ||||
102 | Составление устного сочинения о родной природе. | 1 | ||||
103 | Тема идея произведения. | 1 | ||||
104 | Характеристика литературного героя. | 1 | ||||
105 | Что читать летом. Обзор литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса коррекционной школы
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса коррекционной школы, составленная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой, с небольшими дополнениями. К программе прилагает...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику З.Ф.малышевой "Чтение. 8 кла...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида...
Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...
Рабочая программа по письму и развитию речи в коррекционной школе
Данный учебный материал предназначен для выполнения Федеральных стандартов коррекционного образования....
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса коррекционной школы
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальны...