Рабочая программа по чтению и развитию речи в коррекционной школе
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Тришкина Лада Викторовна

Данная программа предназначена для учителей,работающих в старших классах коррекционной школы 8 вида. В ней отражены основные требования к знаниям, умениям и навыкам по чтению для учвщихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trishkina_chtenie_2017-18g.docx85.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 города Белово»

       

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

по коррекции устной и письменной речи

протокол №  1    

« 29 » августа  2017 г.

_________/Бердникова Е.В. /

«Согласовано»

решением методического совета

протокол № 22

«  30 » августа 2017г.

_________/Володина Н.В./

«Утверждено»

Директор  

школы-интерната №15

города Белово

_______/О.Г. Погорелова /

Приказ № 78 от

« 31 » августа 2017г.

Рабочая программа

по чтению и развитию речи

для  5, 6, 7 классов

Срок реализации 1 год

                                                                 

                                                                                          Составитель:

                                                                                            Тришкина Л.В.

Белово

2017

Содержание

1.     Пояснительная записка……………………………………………………………….3

2.     Чтение и развитие речи   5  класс

2.1.  Учебно-тематический план…………………………………………………………..5

2.2.  Содержание  программы ……..……………………………………………………...6

2.3.  Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….7

2.4.  Календарно-тематический  план…………………………………………………….8

3.     Чтение и развитие речи    6 класс

3.1.  Учебно-тематический план…………………………………………………………14

3.2  .Содержание программы………………………………………………………….…15

3.3.  Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………...16

4.      Чтение и развитие  речи 7 класс

4.1.  Учебно-тематический план………………………………………………………..  22

4.2.  Содержание  тем учебного курса……………………….………………………….23

4.3   Требования к уровню подготовки  учащихся  ……………..……………………..25

4.4   Календарно-тематический  план………..………………………………………….26

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 6-9 классы под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2012. – Сборник 1; Раздел Русский (родной) язык, автор В.В. Воронкова.

          На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

        Школьники с нарушениями  интеллектуальной сферы трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемого произведения. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

        На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе и эмоционального плана.

       Основная цель данной программы:

- формирование умения  читать доступный пониманию текст в слух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать.

     Изучение произведений различных жанров в школе направлено на решение  следующих задач:

  • Воспитывать  гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к произведениям мировой литературы как явлению культуры, формировать интерес и любви к чтению, расширять общий кругозор воспитанников;
  • Совершенствовать  речемыслительную деятельность, коммуникативных умений и навыков, развивать  готовность и способность к речевому взаимодствию и взаимопониманию, потребности  к речевому совершенствованию;
  • Формировать  умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать литературные и жизненные факты, оценивать их с точки зрения нравственности, соответствия ситуации, сфере общения, умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, находить художественные деталь.

Учебник, обеспечивающий реализацию программы:  Малышева З.Ф. Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2013г.

Учебник, обеспечивающий реализацию программы:

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение: учебник для 6 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение,2014г.

Учебник, обеспечивающий реализацию программы:  Аксёнова А.К.. Чтение: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2014г

 Учебно-тематический план

5 класс

Раздел

Количество часов

1

Устное народное творчество

6

2

Сказки

17

3

Картины родной природы

17

4

О друзьях товарищах

9

5

Басни А.И. Крылова

4

6

Спешите делать добро

12

7

Картины родной природы

25

8

О животных

16

9

Из прошлого нашего народа

16

10

Из произведений зарубежных писателей

18

Всего:

140

Содержание программы

5 класс

Разделы

Содержание тем учебного курса

Устное народное творчество

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

Сказки

Сказка «Никита Кожемяка». Сказка «Как наказали медведя». Сказка «Морозка». Сказка «Два Мороза». сказка «Морозко». сказка «Три дочери». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы

Произведения Г. Скребицкого, И. Сурикова, А. Платонова, А. Прокофьева, Ю. Гордиенко, И. Соколова-Микитова, К. Бальмонта, В. Бианки, В. Астафьева, И. Бунина.

О друзьях-товарищах

Произведения  Ю. Яковлева, Н. Носова, В. Медведева, Л. Воронковой, Я. Акима.

Басни А.И. Крылова

«Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет».

Спешите делать добро

Произведения М. Хмелика, О. Бондарчука, О. Осеева, А. Платонова, В. Распутина, В. Брюсова, Р. Рождественского.

Картины родной природы

Произведения Ф.Тютчева, Г. Скребицкого, К. Бальмонта, С. Есенина, А.С. Пушкина, А. Толстого, А. Блока, Е. Серова, И. Соколова – Микитова, Я. Акима.

О животных

Произведения Н. Гарина – Михайловского, А. Толстого, А. Куприна, К. Паустовского, Б. Житкова, Э. Асадова, Ф.Абрамова, С.Михалкова

Из прошлого нашего народа

Произведения О. Тихомирова, С.Алексеева, Н.Некрасова, А.Куприна, Л. Жарикова, Ю. Коренца.

Из произведений зарубежных писателей

Произведения В. Гюго, Марка Твена, С. Лагерлеф, Г.-Х. Андерсена.

Требования к уровню подготовки

5 класс

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задание учителя;
  •  отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;


Календарно-тематический план

5 класс

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Сроки

Изменения

Устное народное творчество

6

1

Устное народное творчество. Обзор.

1

2

Считалки.

1

3

Заклички-приговорки.

1

4

Потешки.

1

5

Пословицы и поговорки.

1

6

Загадки.

1

Сказки

17

7

Сказки. Волшебные и бытовые сказки.

1

8

Сказка «Никита Кожемяка».

1

9

Сказка «Как наказали медведя».

1

10

Сказка «Золотые руки».

1

11

Сказка «Морозко».

1

12

 Сказка «Морозко».Тема справедливости в произведении.

1

13

Сказки народов мира. Внеклассное чтение.

1

14

Сказка «Два Мороза».

1

15

Сказка «Три дочери».

1

16

А Пушкин «Сказка о мертвой царевне…».

1

17

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Образ главной  героини.

1

18

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…».Персонажи произведения.

1

19

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

1

20

Д.Мамин-Сибиряк«Серая Шейка».Герои сказки.

1

21

Д.Мамин-Сибиряк»Серая Шейка».Анализ эпизода.

1

22

Составление рассказа «Почему я люблю сказки».

1

23

 Устное  народное творчество.Обобщение знаний.

1

Картины родной природы

17

24

Г. Скребицкий «Июнь».

1

25

И. Суриков «Ярко светит солнце».

1

26

А. Платонов «Июльская гроза».

1

27

А Платонов «Июльская гроза».Картины природы в рассказе.

1

28

 А. Платонов «Июльская гроза».Персонажи рассказа.

1

29

 А. Платонов «Июльская гроза».Образ главной героини.

1

30

А. Прокофьев «Березка».

1

31

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето…».

1

32

Г. Скребицкий «Сентябрь».

1

33

И. Соколов-Микитов «Золотая осень».

1

34

К. Бальмонт «Осень».

1

35

Г. Скребицкий «Добро пожаловать».

1

36

В. Бианки «Музыкальная канарейка». Внеклассное чтение.

1

37

В. Астафьев «Осенние грусти».

1

38

И. Бунин «Первый снег».

1

39

Картины родной природы в произведениях поэтов и писателей. Обобщающий урок.

1

40

Творчество П. Бажова. Внеклассное чтение.

1

О друзьях-товарищах

9

41

Ю. Яковлев «Колючка».

1

42

Ю.Яковлев «Колючка».Образ главного героя.

1

43

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

1

44

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

1

45

Н.Носов«Витя Малеев в школе и дома».Анализ эпизода повести.

1

46

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

1

47

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

1

48

Л.Воронкова «Дорогой подарок.»Тема добра в рассказе.

1

49

Я. Аким «Твой друг».

1

Басни И. Крылова

4

50

Басня как жанр литературы.

1

51

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

52

И. Крылов «Кот и Щука».

1

53

И. Крылов «Квартет»

1

Спешите делать добро

12

54

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

1

55

О. Бондарчук «Слепой домик».

1

56

В. Осеева «Бабка».

1

57

 В. Осеева «Бабка».Герои рассказа.

1

58

В.Осеева «Бабка».Тема добра в произведении.

1

59

В Осеева «Бабка».Анализ эпизода рассказа.

1

60

А. Платонов «Сухой хлеб».

1

61

А. Платонов «Сухой хлеб».Герои рассказа.

1

62

В. Распутин «Люся».

1

63

В. Брюсов «Труд».

1

64

В.Осеева «Синие листья». .Внеклассное чтение.

1

65

Р. Рождественский «Огромное небо».

1

Картины родной природы.

25

66

Ф. Тютчев «Чародейкою-зимою».

1

67

Г. Скребицкий «Декабрь».

1

68

К. Бальмонт «К зиме».

1

69

Г. Скребицкий «Всяк по - своему».

1

70

Написание сочинения-описания «Как зайцы зимуют».

1

71

С. Есенин «Поёт зима -аукает».

1

72

С. Есенин «Березка».

1

73

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

1

74

Г. Скребицкий «Март».

1

75

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».

1

76

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

1

77

Г. Скребицкий «Весна – красна».

1

78

Г. Скребицкий «Грачи прилетели».

1

79

Г. Скребицкий «Заветный кораблик».

1

80

Г. Скребицкий  «В весеннем лесу».

1

81

Составление рассказа о весне по личным наблюдениям.

1

82

А. Толстой «Весенние ручьи».

1

83

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

84

А. Блок «Ворона».

1

85

Е. Серов «Подснежник».

1

86

И. Соколов-Микитов «Весна».

1

87

И. Бунин «Крупный дождь».

1

88

С. Есенин «Черёмуха».

1

89

Я. Аким «Весна, весною, о весне…»

1

90

Г.Скребицкий «Лесной голосок».. Внеклассное чтение..

1

О животных

16

91

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

1

92

Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».Герои рассказа.

1

93

А. Толстой «Желтухин».

1

94

А. Толстой «Желтухин».Характеристика персонажей рассказа.

1

95

А.Толстой «Желтухин».Анализ эпизода рассказа.

1

96

К.Паустовский. «Кот Ворюга»

1

97

К.  Паустовский «Кот Ворюга».Анализ рассказа.

1

98

Составление устного сочинения «Моё домашнее животное».

1

99

Б. Житков «Про обезьянку».

1

100

Б.Житков «Про обезьянку».Характеристика персонажей рассказа.

1

101

Б.Житков «Пожар в море». Внеклассное чтение.

1

102

Э. Асадов «Дачники».

1

103

 Э. Асадов «Дачники».Картины природы в стихотворении.

1

104

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны».

1

105

С. Михалков «Будь человеком».

1

106

С.Михалков «Будь человеком». Тема нравственности в стихотворении.

1

Из прошлого нашего народа

16

107

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

1

108

 О. Тихомиров «На поле Куликовом».Тема Родины в произведении.

1

109

 О. Тихомиров «На поле Куликовом».Герои произведения.

1

110

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

1

111

С.Алексеев. «Рассказы о войне 1812 года».Герои произведения.

1

112

Н. Некрасов «Мороз, Красный нос».

1

113

А. Куприн «Белый пудель».

1

114

А.Куприн «Белый пудель».Герои произведения.

1

115

А.Куприн «Белый пудель».Тема справедливости в произведении.

1

116

А.Куприн «Белый пудель».Анализ эпизода рассказа.

1

117

А. Куприн. «Белый пудель».Устное сочинение..

.1

118

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».

1

119

 Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».Персонажи рассказа.

1

120

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

1

121

Составление устного рассказа о защитниках Родины в военное время.

1

122

Произведения о войне. Внеклассное чтение.

1

Из произведений зарубежных писателей

18

123

Произведения зарубежных писателей.Обзор.

1

124

В. Гюго «Гаврош».

1

125

В.Гюго «Гаврош».Тема детства в произведении.

1

126

В.Гюго «Гаврош».Характеристика героя рассказа.

1

127

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1

128

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Юмор и сатира в произведении.

1

129

Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»Характеристика персонажей.

1

130

Марк Твен  «Приключения Тома Сойера».Анализ эпизода произведения.

1

131

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса…».

1

132

С. Лагерлеф  «Чудесное путешествие Нильса…» Картины природы в сказке.

1

133

Написание выборочного изложения по сказке  «Чудесное путешествие Нильса…».

1

134

Г-.Х. Андерсен «Русалочка».

1

135

Г-.Х. Андерсен «Русалочка».Тема добра в сказке.

1

136

А.Волков «Волшебник изумрудного города». Внеклассное чтение.

1

137

Тема и идея произведения.

1

138

Характеристика литературного героя.

1

139

Анализ эпизода произведения

1

140

Что читать летом. Обзор литературы

1


Учебно-тематический план

6 класс

Разделы

Количество часов

1

Произведения о природе

31

2

О прошлом нашей страны

31

3

Времена года

37

4

Произведения русских и зарубежных писателей

41

Всего:

140

Содержание программы

6 класс

Разделы

Содержание тем учебного курса

Произведения о природе

Творчества В. Пескова, М. Ножкина, В. Бианки, И. Бунина, Ю. Качаева, Б. Житкова, А. Белорусца, К. Паустовского, И. Тургенева, Е. Носова, С. Михалкова, Б. Заходера.

О прошлом нашей страны

Былины, произведения С. Алексеева, Е. Холмогоровой.

Времена года

Творчество В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, И. Сурикова, С. Смирнова.

Произведения русских и зарубежных писателей

Произведения А.С. Пушкина, А. Чехова, М. Зощенко, С. Маршака, В. Астафьева,  В. Медведева, Д. Родари, Р. Киплинга, А. де Сент-Экзюпери. Произведения зарубежных писателей и поэтов поэтов.

Требования к уровню подготовки  6 класс

Учащиеся должны знать:

  • наизусть8-10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух осознанно, выразительно,«про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • определять основные черты характера действующих лиц;
  • пересказывать текст по плану, и выборочно;


Календарно-тематический план

6 класс

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Сроки

Изменения

Произведения о природе

31

1

В. Песков. «Отечество».

1

2

М. Ножкин. «Россия».

1

3

М. Пришвин. «Моя Родина».

1

4

В. Бианки .«Сентябрь».

1

5

И. Бунин. «Лес, точно терем…».

1

6

Ю. Качаев .«Грабитель».

1

7

Составление рассказа об осенней природе.

1

8

Б. Житков. «Белый домик».

1

9

Б. Житков. «Белый домик». Анализ рассказа.

1

10

В.Астафьев. «Васюткино озеро». Внеклассное чтение.

1

11

А. Белорусец. «Звонкие ключи».

1

12

А Белорусец .«Звонкие ключи».Картины природы в рассказе.

1

13

А.Белорусец. «Звонкие ключи».Характеристика героев рассказа.

1

14

Составление рассказа по наблюдениям

1

15

К. Паустовский. «Заячьи лапы».

1

16

К.Паустовский. «Заячьи лапы».Герои рассказа.

1

17

Составление рассказа по иллюстрациям

1

18

И. Тургенев .«Осенний день».

1

19

Е. Носов. «Хитрюга».

1

20

Е.Носов.«Хитрюга».Картины осенней природы в рассказе.

1

21

Е.Носов. «Хитрюга».Герои рассказа.

1

22

В. Бианки. «Октябрь».

1

23

С. Михалков. «Будь человеком».

1

24

Б. Заходер. «Петя мечтает».

1

25

Д. Биссет .«Слон и муравей».

1

26

Д. Биссет .«Кузнечик Денди».

1

27

Дж. Родари. «Как один мальчик….».

1

28

Дж. Родари. «Пуговкин дом».

1

29

Дж.Родари. «Пуговкин дом».Герои сказки.

1

30

Сказки народов мира. Внеклассное чтение.

1

31

Составление устного сочинения «Каким должен быть настоящий человек».

1

О прошлом нашей страны

31

32

Былины как жанр устного народного творчества.

1

33

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

1

34

Ф. Глинка. «Москва».

1

35

В. Бианки. «Ноябрь».

1

36

 В. Бианки. «Ноябрь».Приметы зимы в рассказе.

1

37

С. Алексеев. «Без Нарвы не видать моря».

1

38

С. Алексеев. «На берегу Невы».

1

39

Образ Петра в исторических произведениях.

1

40

Рассказы о русском подвиге. Обзор.

1

41

С. Алексеев .«Медаль».

1

42

С. Алексеев «Гришенька»

1

43

Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь».

1

44

Е. Холмогорова. «Боевое крещение».

1

45

Е. Холмогорова. «День рождения Наполеона».

1

46

Е. Холмогорова. «В дни спокойные».

1

47

Л.Кассиль «Улица младшего сына». Внеклассное чтение.

1

48

Н. Носов. Рассказы про Незнайку. Обзор

1

49

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

50

Н.Носов. «Как Незнайка сочинял стихи».Характеристика героя рассказа.

1

51

Е. Пермяк. «Тайна цены».

1

52

Е.Пермяк. «Тайна цены».Художественный пересказ по составленному плану.

1

53

Д. Гальперина. «Здравствуйте!».

1

54

Составление рассказа о вежливости

1

55

В. Бианки .«Декабрь».

1

56

Е. Благинина .«Новогодние загадки».

1

57

А. Никитин .«Встреча зимы».

1

58

А. Дорохов. «Теплый снег».

1

59

Стихи о зиме. Внеклассное чтение.

1

60

А. Пушкин. Обзор творчества.

1

61

А. Пушкин .«Вот север тучи нагоняя….».

1

62

Д. Хармс. «Пушкин».

1

63

В.Катаев «Белеет парус одинокий». Внеклассное чтение

1

Времена года

64

В. Бианки «Январь»

1

65

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

66

Х.-К.Андерсен. «Ель».Герои сказки.

1

67

Х.-К.Андерсен. «Ель».Инсценирование сказки.

1

68

Х.-К.Андерсен. «Ель».Художественный пересказ эпизода сказки.

1

69

А. Чехов. «Ванька».

1

70

А.Чехов. «Ванька».Характеристика героя рассказа.

1

71

А.Чехов.«Ванька».Художественный пересказ произведения.

1

72

И. Никитин. «Весело сияет месяц…».

1

73

И. Суриков. «Белый снег пушистый…».

1

74

М. Зощенко. «Леля и Минька».

1

75

М. Зощенко. «Елка».

1

76

А.Гайдар «Тимур и его команда». Внеклассное чтение.

1

77

Ю. Рытхэу «Пурга»

1

78

Составление по иллюстрациям.

1

79

Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость».

1

80

В. Бианки. «Февраль».

1

81

С. Маршак. «Двенадцать месяцев».

1

82

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Герои пьесы.

1

83

С.Маршак. «Двенадцать месяцев». Сравнительная характеристика персонажей.

1

84

С.Маршак.«Двенадцать месяцев».Зло и Добро в пьесе.

1

85

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Образы месяцев в пьесе.

1

86

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».Инсценирование отрывков из пьесы.

1

87

С. Маршак. «Быль-небылица». Внеклассное чтение.

1

88

Х.-К. Андерсен. «Снежная Королева».

1

89

Х.-К.Андерсен «Снежная королева».Сюжет и композиция сказки.

1

90

Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Персонажи сказки.

1

91

Х.-К.Андерсен « Снежная  Королева».Сравнительная характеристика героев.

1

92

Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Добро и Зло в сказке.

1

93

Х.-К.Андерсен. «Снежная королева».Тема и идея сказки.

1

94

Х.-К.Андерсен.«Снежная королева».Художественный пересказ эпизодов сказки.

1

95

Сказки Х.-К. Андерсена. Внеклассное чтение.

1

96

С. Смирнов. «Первые приметы».

1

97

Составления устного сочинения «Мое любимое время года».

1

98

Б. Бианки. «Март».

1

99

В. Песков .«Весна идет».

1

100

М. Пришвин. «Жаркий час».

1

Произведения русских и зарубежных писателей

41

101

Г. Скребицкий. «Весенняя песня».

1

102

Г.Скребицкий. «Весенняя песня».Картины природы в сказке.

1

103

Творчество Г. Скребицкого. Внеклассное чтение.

1

104

В. Жуковский. «Жаворонок».

1

105

А. Толстой. «Детство Никиты».

1

106

А.Толстой. «Детство Никиты».Характеристика героев рассказа.

1

107

А. Твардовский. «Как после мартовский метелей…».

1

108

А. Плещеев .«И вот шатер свой голубой…».

1

109

В. Бианки. «Апрель».

1

110

К. Паустовский. «Стальное колечко».

1

111

К.Паустовский. «Стальное колечко».Герои сказки.

1

112

К.Паустовский. «Стальное колечко».Картины природы в сказке.

1

113

К Паустовский. «Стальное колечко».Тема и идея сказки.

1

114

В. Астафьев. «Злодейка».

.1

115

В. Драгунский. «Кот в сапогах».

1

117

Ю.Олеша «Три толстяка». Внеклассное чтение.

1

118

Д. Хармс. «Заяц и еж».

1

119

И. Крылов. «Зеркало и Обезьяна».

1

120

Р. Киплинг. «Рикки -Тикки- Тави».

1

121

Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Герои произведения.

1

122

Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Характеристика персонажей сказки.

1

123

Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави»Тема и идея сказки.

1

124

Р.Киплинг. «Рикки – Тикки – Тави».Пересказ эпизодов сказки.

1

125

Д. Родари. «Путешествие голубой стрелы».

1

126

В. Набоков. «Дождь пролетел».

1

127

В. Бианки. «Май».

1

128

М Дудин .«Наша песня спета на войне».

1

129

В. Медведев. «Звездолет «Брунька».

1

130

В.Медведев. «Звездолет  Брунька».Герои рассказа.

1

131

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

132

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».Тема и идея произведения.

1

133

А. де Сент-Экзюпери .«Маленький принц».

1

134

В. Астафьев. «Зорькина песня».

1

135

Н. Рыленков. «Нынче вечер…».

1

136

Сказки народов мира. Внеклассное чтение

1

137

Понятие о теме и идее произведения.

1

138

Характеристика литературного героя.

1

139

Анализ эпизода произведения.

1

140

Что читать летом. Обзор литературы.

1


Учебно-тематический план

7 класс

Разделы

Количество часов

1

Устное народное творчество

10

2

Из произведений русских писателей XIX века

34

3

Из произведений русских писателей XX века

61

Всего:

105

Содержание программы

7 класс

Разделы

Содержание тем учебного курса

Устное народное творчество

Русские народные сказки «Сивка – бурка». Черты волшебной, богатырской и героической сказки.

«Журавль и цапля». Особенности сказки о животных, герои-животные, народные представления в сказках о животных.

«Умный мужик». Особенности бытовой сказки.

Былины. «Три поездки Ильи Муромца». Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои. Персонажи положительные и отрицательные.

Народные песни. Пословицы. Закладки. Понятие о загадке, пословицы, песне; разновидности, особенности построения.

Из произведений русских писателей XIX века

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Близость сказки к произведениям устного народного творчества. Положительные и отрицательные герои.

«Зимний вечер». Тема стихотворения, тон и темп, отношение поэта к няне.

«У лукоморья» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника событий.

И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». Развитие представлений о жанре басни, осмеяние человеческих пороков, образы животных.

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»,. Тяготы и невзгоды в жизни русского крестьянина. Речевые характеристики героев.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие оречевой характеристики героев.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Изображение жизни детей из богатой и бедной семьи. Доброта и сострадание героев. Портрет как средство характеристики  героев.

Из произведений русских писателей XX века

М.Горький «Детство». Условия жизни главного героя, отвращение к жутким порядкам в доме деда. Умение Алеши понять страдания других.

«В людях». Нелегкая жизнь людей «влюдях». Ненависть к злу и жестокости; доброта и любовь к хорошим людям, честность, смелость – основные черты главного героя.

М.В. Исаковский «Детство», «Вечер», «Весна». Основные темы стихотворений. Родина и ее природа, народ с его горестями и победами – герои Исаковского.

М. Паустовский «Последний черт». Русская природа в произведении. Природа и человек. Нравственные проблемы произведений о природе и животных.

М.М. Зощенко «Великие путешественники». Рассказы о детях и для детей – воспоминания автора о своем детстве.Смешное и комичное в рассказе.

К. Симонов «Сын артиллериста». Реальные события,  положенные с основу стихотворения. Основные черты характера Леньки. Память об уроках войны.

В. Катав «Флаг». Историческая основа произведения. Мужественные защитники гранитного островка. Подвиг моряков.

Н. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Все в тающей дымке». Природа и человек. Влияние природы на становление качеств человека.

И. Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Животные  - герои произведений Коваля. Очеловечивание животных. Доброта в отношениях человека и животного – главная мысль его рассказов.

Ю. Яковлев «Багульник». Основные черты героев Яковлева – неумение жить без дела, нежелание мириться с несправедливостью. Уроки доброты через поступки героев.

Р. Погодин «Время – говорит пора». Основная тематика произведений Погодина рассказы  «веселых людях и хорошей погоде».

К. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки», Понятие о лирическом стихотворении.

В. Боков. Стихотворения беловских поэтов.

Требования к уровню подготовки

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений,
  • знать содержание программных произведений.

Учащиеся должны уметь

  • Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных  действующих лиц;
  • пересказывать содержание прочитанного;


Календарно-тематический план

Чтение 7 класс

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Сроки

Изменения

Устное народное творчество

10

1

Устное народное творчество. Обзор.

1

2

Народные песни.

1

3

Пословицы. Загадки.

1

4

«Сивка – бурка». Русская народная сказка.

1

5

 «Сивка- бурка». Тема и идея сказки.

1

6

«Журавль и цапля». Русская народная сказка.

1

7

«Умный мужик». Русская народная сказка.

1

8

А.Беляев «Чудесное око». Внеклассное чтение.

1

9

Былины. Жанровое своеобразие былин.

1

10

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

Из произведений русских писателей XIXвека

34

11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

12

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Персонажи сказки.

1

13

А.С.Пушкин«Сказка о Царе Салтане».Сюжет сказки.

1

14

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

15

«У лукоморья». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

1

16

Написания сочинения по прочитанным произведениям (на выбор).

1

17

А.Гайдар «Судьба барабанщика». Внеклассное чтение.

1

18

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

1

19

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».Тема патриотизма.

1

20

И.А. Крылов. «Кукушки и Петух».

1

21

И.А. Крылов. «Волк и Журавль».

1

22

И.А. Крылов. «Слон и Моська».

1

23

Басни И.А. Крылова .Сатирическое изображение действительности.

1

24

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.

1

25

Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса».

1

26

Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин"

1

27

 Творчество И.А. Крылова и Н.А. Некрасова. Систематизация знаний.

1

28

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.

1

29

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

30

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».Сравнительная характеристика героев.  

1

31

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».Тема патриотизма в повести.

1

32

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Тема дружбы и верности долгу в повести.

1

33

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

1

34

А.П. Чехов. «Хамелеон».

1

35

А.П.Чехов. «Хамелеон».Характеристика героев рассказа.

1

36

А.П.Чехов. «Хамелеон».Юмор и сатира в рассказе.

1

37

 А.П. Чехов «Спать хочется». Внеклассное чтение.

1

38

В.Г. Короленко. Жизнь и творчество.

1

39

В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

1

40

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Композиция и сюжет повести.

1

41

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Характеристика главных героев, их духовная близость.

1

42

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Тема справедливости в повести.

1

43

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Главная мысль произведения.

1

44

В.Г.Короленко  «Чудная». Внеклассное чтение.

1

Из произведений русских писателей XX века

61

45

М. Горький. Жизнь и творчество.

1

46

М. Горький. «Детство».

1

47

М.Горький. «Детство».Персонажи произведения.

1

48

М.Горький. «Детство».Характеристика главного героя повести.

1

49

М. Горький. «В людях».

1

50

М.Горький. «В людях».Жизненные искания героя произведения.

1

51

 Творчество М. Горького. Систематизация знаний.

1

52

М.В. Исаковский. «Детство»,

1

53

М.В. Исаковский. «Ветер».

1

54

М.В. Исаковский. «Весна».

1

55

К.Г. Паустовский. «Последний черт».

1

56

К.Г.Паустовский. «Последний черт».Сюжет и герои рассказа.

1

57

К.Г.Паустовский «Степная гроза». Внеклассное чтение.

1

58

М.М.  Зощенко. Жизнь и творчество.

1

59

М.М. Зощенко. «Великие путешественники».

1

60

М.М.Зощенко.«Великие путешественники».Юмор в рассказе.

1

61

К.М. Симонов. Жизнь и творчество.

1

62

К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

1

63

К.М.Симонов. «Сын артиллериста».Тема героизма в произведении.

1

64

Уроки войны. Подвиги солдат и офицеров в наши дни.

1

65

В.П. Катаев «Флаг».

1

66

В.П.Катаев. «Флаг».Тема и идея рассказа.

1

67

В.Катаев «Хуторок в степи» Внеклассное чтение.

1

68

Н.И. Рыленков «Деревья».

1

69

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи - кукушки».

1

70

Н.И. Рыленков «…Все в тающей дымке».

1

71

Написания сочинения о весне.

1

72

Стихи о природе. Обобщающий урок.

1

73

Ю.И.. Коваль. Жизнь и творчество.

1

74

Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин».

1

75

Ю.И.Коваль. «Капитан Клюквин».Юмор в произведении.

1

76

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

1

77

Ю.И.Коваль. «Картофельная собака».Сюжет и герои рассказа.

1

78

Л.Лагин «Старик Хоттабыч». Внеклассное чтение.

1

79

Ю.Я. Яковлев. Жизнь и творчество.

1

80

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

81

Ю.Я.Яковлев. «Багульник».Портретная характеристика героя рассказа.

1

82

Составление рассказа о животных.

1

83

Р.П. Погодин. Творчество.

1

84

Р.П. Погодин. «Время говорит – пора».

1

85

Р.П.Погодин.«Время говорит – пора».Сюжет произведения.

1

86

Р.П.Погодин.«Время говорит – пора».Характеристика персонажей рассказа.

1

87

А.Г. Алексин. Жизнь и творчество.

1

88

А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля».

1

89

А.Г.«Двадцать девятое февраля».Герои произведения.

1

90

А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля».Тема любви и дружбы в рассказе.

1

91

А.Г.Алексин. «Двадцать девятое февраля».Становление личности героя.

1

92

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера».Внеклассное чтение.

1

93

Тематика современной лирики. Обзор произведений.

1

94

К.Я. Ваншенкин. «Мальчишка».

1

95

К.Я.Ваншенкин «Мальчишка».Становление личности героя стихотворения.

1

96

К.Я. Ваншенкин. «Снежки».

1

97

К.Я. Ваншенкин. «Снежки».Изобразительные средства стихотворения.

1

98

Час лирического стихотворения. Внеклассное чтение.

1

99

В.Ф. Боков. Страницы творчества.

1

100

Стихи беловских поэтов о природе.

1

101

Творчество А.И. Курицына.

1

102

Составление устного сочинения о родной природе.

1

103

Тема идея произведения.

1

104

Характеристика литературного героя.

1

105

Что читать летом. Обзор литературы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса коррекционной школы

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса коррекционной школы, составленная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой, с небольшими дополнениями. К программе прилагает...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику З.Ф.малышевой "Чтение. 8 кла...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи в коррекционной школе

Данный учебный материал предназначен для выполнения Федеральных стандартов коррекционного образования....

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса коррекционной школы

Адаптированная рабочая программа по чтению   и развитию речи предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальны...