Технологическая карта урока по литературе
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Дюмина Марина Павловна

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

 

Предмет

Литература. Авторы  УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет

Литература. Авторы  УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

 Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

- «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

- Презентация с заданиями

- карточки с заданиями

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии  (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

- объяснительно-иллюстративный метод,

- проблемный метод.

Планируемые результаты

предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Формировать УУД:

 Личностные:

1 формирование волевых качеств личности на основе примеров из  произведения;

2 познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7 слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные: 

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

       

 Р 5

Слайд 1 (Картина)

- Как называется репродукция картины?

- Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

- Дайте определение морали, сказки?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайд 2 (А.С. Пушкин)

- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.  

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем.

 

Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

 Р 5

П 11

К 9

К 7

- Итак, ребята,  давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание)

Пересказывают содержание сказки.

К 8

К 7

3) Этап  локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной.

Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2

ФИЗМИНУТКА

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

 -Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Слайды с задания:

  1. Разместить по порядку эпизоды

Проверка своих ответов

  1. Узнай по описанию, о ком идёт речь

Проверка своих ответов

  1. Сравните героинь

Проверка ответов

  1. В чём отличие словосочетаний? Проверка ответов
  2. Найдите в пушкинской сказке черты народной сказки

Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке

- давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА)

- Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) - А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие

 Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.

Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

- Выставьте отметки друг другу, раздав фишки

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

 Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

                     - Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

                    - Чему нас может научить эта история?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

                    - Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3

Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

- Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?



Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».        

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

                                                                       

                                                                                 Эпиграф урока:

                                                                            Лишь добро одно                                    бессмертно.

                                                                            Зло подолгу не живет.

                                                                                                              Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

                                     

Ход урока

 1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

 2. Слово учителя.

                                      

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о  семи богатырях». Мы говорили о сюжете и  о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Проверка домашнего задания. 

Учитель: 

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся  зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.     

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):     «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

  • Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

… "Чего тебе надобно, старче?"

Слайд 2

  • Как называется это произведение?

Уч-ся: («Сказка  о рыбаке и  рыбке»)

Учитель: Правильно!Молодец!  

щелчок

  • Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали  другие сказки А.С.Пушкина ?

  • Проверим, хорошо ли вы  их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой-какого товару.

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

        Щелчок после ответа

Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
   «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой.(«Сказка о золотом петушке»)

        Щелчок после ответа

Слайд 4

3. Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица, -

   Говорит одна девица, -

  То на весь крещеный мир

  Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

        Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

4. Объяснение нового материала.

  1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда на экране):  

 

         

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

 

   2. Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

- На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. 
(Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. 
(Месяц.)

  •  Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

                                                  “Злая мачеха, вскочив,  

                                                   Об пол зеркальце разбив,        

                                                   В двери прямо побежала

                                                   И царевну повстречала    

                                                  Тут ее тоска взяла,                

                                                  И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

   5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.

читать с.95-112, ответить на вопросы с.112: 1,2 - устно, 3 - письменно.

6. Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.

Выставление и комментирование отметок.



Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 Герои и персонажи сказки

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
  • Развивать логическое мышление, память, речь.
  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер, доска магнитная, экран, презентация.

Оформление доски (Доска закрыта):  19 ноября  Тема урока : А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи «Сказки…»

Справа: Знать: содержание сказки

                Уметь: определять главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.

Центральная часть доски: таблица главные и второстепенные герои

Слева:  Портрет Пушкина, иллюстрации его сказок.

Вверху: табличка-схема для  гимнастики для глаз

Ход урока

I. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

  • Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

… "Чего тебе надобно, старче?"

Слайд 2

  • Как называется это произведение?

Уч-ся: («Сказка  о рыбаке и  рыбке»)

Учитель: Правильно!Молодец!  

щелчок

  • Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали  другие сказки А.С.Пушкина ?

  • Проверим, хорошо ли вы  их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой-какого товару.

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

        Щелчок после ответа

Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
   «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой.(«Сказка о золотом петушке»)

        Щелчок после ответа

Слайд 4

3. Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица, -

   Говорит одна девица, -

  То на весь крещеный мир

  Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

        Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз        Белый слайд!!!!       Табличка –схема  на доску

Учитель: Проведём гимнастику для глаз.

IV. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно. Как  эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет предположительно назвать тему нашего урока?

           Открывает доску

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

 Слайд 6 . А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учитель: А знаете, у неё очень интересная история. Пушкин    записывал  сказки  со  слов своей  няни Арины  Родионовны.

Слайд 7 : Няня и поэт

 В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот  одна  из  его  записей:  «Царевна  заблудилась  в  лесу.  Находит  дом  пустой,  убирает  его.  12  братьев  приезжают:  «Ах, -  говорят,  -  тут  был  кто-то,  али  мужчина,  али  женщина;  коли  мужчина,  будь  нам  отец  родной  али  брат  названый;  коли  женщина,  будь  нам  мать  али  сестра…»  

…Мачеха  её  приходит в  лес  под  видом  нищенки  -  собаки  ходят  на  цепях  и  не  подпускают  её.  Она  дарит  царевне  красивую рубашку,  которую  та,  надев,  умирает…»

  • Сюжет  этот  стал  «Сказкой  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях». 
  • Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно.

Учитель: Посмотрите на правую половинку доски, прочтите, что на ней написано. Попробуйте определить, цель урока ?

Уч-ся отвечают (определяют цели урока)

  • будем работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно . Цель урока: определить героев сказки, разделить их на группы. Поможет нам в работе таблица в  центральной части доски. У вас на столах тоже таблички.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные - без которых не было бы всех описанных  событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Работать будем в табличках, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки. Царица

  • Как же  царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)
  • Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки  стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

–  В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

 Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова.  

2. Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

  • Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой  герой ЗЕРКАЛО? Второстепенный положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

  • К чему привела чёрная зависть в сказке?(царица решила погубить царевну)
  • Почему царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)
  • Куда поместим Царицу за её дела? Главный отрицательный

3. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра  царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.

С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами?)

Определим её место в табличке. Главный положительный

  • Вы помните, что случилось с царевной? (царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)
  • Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

          Их место в таблице? Главный положительный

– Угадайте, где зашифровано это слово и по какому принципу его надо прочесть?

                       1      3         5       7           2       4          6     8       10   12        14    16      18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово- читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

  • Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

  • В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)
  • Его куда поместим? Главный положительный

IV. Физкультминутка

Учитель: Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

 Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. 
(Ветер.)

Садятся

  • Учитель показывает картинки:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. 
(Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. 
(Месяц.)

  •  Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)
  • Куда их поместим в табличке? Второстепенные положительные
  • А какие герои сказки остались неназванными? 

(Чернавка, собака Соколко

           Их куда поместим?  Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные+и-

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка- наделены и положительными чертами, и отрицательными.

  • По какому принципу произвели распределение?

По делам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся:  работали

Учитель: Цели, которые мы поставили  в начале  урока,  выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я  не устал/устал

4.Моё настроение /стало лучше/хуже.

Учитель:  На столах у вас лежат  картинки. На одной-тучка, на другой-солнышко. Поднимите  картинку, соответствующую вашему настроению.

Уч-ся поднимают  картинки.

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу

  • Выставление отметок. 

Домашнее задание: Работа над сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок. Чтобы он тоже был интересным, вам необходимо выполнить  следующее д/з.

1.Найти в тексте все эпизоды с участием  царицы и царевны. Подготовить их выразительное чтение .

2.Найти в Толковом словаре значение слов: ДОБРО, ЗЛО.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

               Царь + -

Царевна

Царица-мачеха

              Зеркальце+

Семь богатырей

              Солнце+

Королевич Елисей

              Ветер+

              Месяц+

             Собака Соколко+

             Чернавка - +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...