Интеллектуальная игра по русскому языку
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) на тему

Макарова Галина Николаевна

Игра рассчитнана на учащихся 5-6 классов. Требует знания курса литературы (русский фольклор - пословицы и поговорки). На один академический час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnirigra.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Интеллектуальная игра по русскому языку

 среди учащихся

5-6 классов

        В игре участвуют  команды 5-6 классов. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

        Оборудование:  плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход турнира:

        I. Вступление

        Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского язык   Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

         1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

        2.  «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

  Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

        Учитель:  Сегодня участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.     Итак, за стол игроков приглашается команды 5 класса  (представляются участники команды) и команда 6 класса

 Приветствие команд.

Команда «Умнички».

Мы весёлые ребята, // И не любим мы скучать,

С удовольствием все будем // На вопросы отвечать.

И пусть быстрей кипит борьба, // Сильней соревнование,

Успех решает не судьба, // А только наши знания.

Команда «Знатоки».

 Мы отвечаем дружно, // И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба // Владычицей побед.

И, соревнуясь вместе с вами, // Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней – // И наша дружба крепнет с ней 

Конкурс 1. Поединок капитанов (блиц- опрос )

 (правильный ответ – 1 балл)

 1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

 2.      Сколько  звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

 3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

 4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

 5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

 6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

 7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

 9.      Часть слова без окончания (основа).

10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

 11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика)

         Конкурс 2. «История русского языка».

Попробуем вспомнить устаревшую лексику.

1.Какому современному слову соответствует устаревшее слово «пиит»?  (поэт)                    

2. Поэты и писатели называли ланитами? (щёки)

3. Как в былые времена называли актёра? (лицедей)

4. Как в старину называли вора – грабителя? (тать)

5. Кого в старину называли отроком? (подростка) 

 (правильный ответ – 1 балл)

         Конкурс 3. «Расшифруй меня».

В нашем языке много слов с заимствованными элементами.

Что обозначает заимствованный элемент,  подберите с ним 2 примера:

1.  Био- (жизнь): биография, биология, НЕ биойогурт, биомакс, биотонус

2.  Терра- (земля): террариум, терраса, территория НЕ терроризм

3. Моно- (один): монолог, монография, монокль

4. Фон- (звук): фонетика, телефон, магнитофон, микрофон НЕ фонд, фонтан

5. Графо- (пишу): графика, графити, автограф

6. Библио- (книга): библиотека, библиография, библия, библиоман

         (правильный ответ – 1 балл)

        

         Конкурс 4. «Объясни значение фразеологизма».

1. Авгиевы конюшни (крайняя запущенность, загрязнённость)

2. Ахиллесова пята (уязвимое место)

3. Ариаднина нить (средство выйти из затруднения)

4. Сизифов труд (бесполезный, напрасный,тяжелый труд)

5. Эзопов язык (иносказательное выражение )

6. Ящик Пандоры (источник несчастий, великих бедствий)

                               

 (правильный ответ – 1 балл)

         Конкурс 5. «Мой друг- антоним».

        В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

 (правильный ответ – 1 балл)

                 Конкурс 6. «Третий лишний».

        Этот конкурс потребует от вас внимательности.

        В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.  

                       

1. Лес, лесничий, лестница.

Смешной, смешать, смешить.

Лев, левый, налево.

Водитель, водичка, водяной.

Честность, чесночный, чеснок.

(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)

2. Дивный, удивлённый, диванный.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

Водитель, вода, водить.

Запах, пахать, пахарь.

Море, измор, морской (берег).

(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)

За каждое слово – 1 балл.

         Конкурс 7. «В гостях  у феи Морфемики».

                Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!

1) Приставка такая же, как в слове полёт.

Корень такой же, как в слове дарить.

Суффикс такой же, как в слове дружок.

Окончание такое же, как в слове  лес.

За правильно составленное слово – 3 балла.

 2)     Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

 3)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

 4)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

 5)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

За правильно составленное слово – 3 балла.

 Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

   Конкурс 8. «Синтаксический».  Кто быстрее.

 Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

 1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

 2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

 3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

 4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

 5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

 6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

        

        Дополнительный вопрос на смекалку. (капитанам)

        Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».

        Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!»)

         Конкурс 9. «Зашифрованное слово».

        Этот  конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в  ваших интересах на него ответить. Что это? (Вода)

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его. (Трус)

За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)

Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»

А сколько это алтын? (3 копейки)

За правильный ответ – 1 балл.

         Конкурс 10. «Собери текст».

Текст №1

 И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

 Голова сказала: «Разойдемся!».

 

 Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

 Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди  

 Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь   вокруг дерева, ты с места не тронешься»  

 

Текст №2  

 Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду

 

 Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

 Они сказали: «Он велел делить все пополам»

 Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».  

 Они пошли судиться к соседу

 

 У одного отца было два сына.

 Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Занимательные вопросы.

 1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

 2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

 3.      Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)

 4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

 5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

 6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

 7.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

 8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

   Конкурс 11. «В мире пословиц».

Продолжи пословицу.

1. Не сиди сложа руки, ( не будет и скуки)

2.В гостях хорошо ,(а дома лучше)

3. Один за всех-(все за одного)

4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)

5. Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)

6. Скучен день до вечера , (коли делать нечего)

7. Семь раз отмерь , (один раз отрежь)

8. За двумя зайцами погонишься, (ни одного не поймаешь)

9. Поспешишь — (людей насмешишь)

10. Любишь кататься - (люби и саночки возить)

11. Ученье- свет , (а не ученье- тьма)

За правильный ответ – 1 балл.

Ответьте на вопрос , вспомнив известную пословицу или поговорку.

- Какой конь борозды не испортит? (старый)

- От чего  лучше всего танцевать? (от печки)

- Кем станет казак, если будет терпеть? (атаманом)

- Чего не вырубишь топором? (что написано пером)

- Чем долг красен? (платежом)

- Когда приходит аппетит ( во время еды)

- Где черти водятся? (в тихом омуте)

- Что любят деньги? (счет)

- Что знает кошка? (чьё мясо съела)

- Что надо сделать , когда назвался груздем? (залезть в кузов)

- На какой роток не накинуть платок? ( на чужой)

За правильный ответ – 1 балл.

 Конкурс 12. «Итоговый»

 каждой команде предстоит в течение  30 секунд ответить на несложные вопросы ведущего из области русского языка и литературы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Неправильный — 0 баллов.

Карточка№1

1.Как называется музыкальный ансамбль из басни Крылова? («Квартет»)

2. Замените одним словом: «прикусить язык»                (замолчать)

3. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? чему?).

4. Продолжите пословицу : не спеши языком…; (торопись делом)

5. Сколько Л в слове аллея? (2)

6. Что белеет в тумане моря голубом? (парус)

7. Кто автор «Красной шапочки»? (Шарль Перро)

        

Карточка№2

1. Как называется нравоучение в басне?  (мораль)

2. Замените одним словом: «рукой подать»  (близко) 

3. Изменяются ли глаголы по падежам? (Нет).

4. Продолжите пословицу:  Делу время… (потехе час)

 5. Сколько С в слове бассейн ? (2)

6.Кто ходит по цепи кругом? (кот учёный)

7.Кто автор «Снежной королевы»? (Ханс Кристиан Андерсен)

Карточка №3

1 Что тянули Лебедь,Рак и Щука?  (воз)    

2. Замените одним словом: «бежать во весь дух»  (быстро)

3. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 букв)

 4. Продолжите пословицу:  Труд человека кормит…  (а лень портит)

 5. Сколько Л в слове галерея? (1)

 6. Кого искала Герда? (Кая)

 7. Кто автор «Сказки о Золотом петушке»? (Пушкин)

Карточка№4

1.  Кто из героев басен осмелился лаять на слона? (Моська)     

2. Замените одним словом: «ставить палки в колёса»    (мешать)

 3. Назовите вопросы предложного падежа. (О ком? О чём?).

 4. Продолжите пословицу: что посеешь... (то и пожнёшь)            

 5. Сколько К в слове хоккей? (2)

 6. Близкий друг Тома Сойера  (Гекльберри Финн)

 7. Кто автор «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Пушкин)  

Карточка№5

1. Кому даёт совет муравей в басне? (Стрекозе) 

2. Замените одним словом: «ни свет ни заря»  (рано) 

 3. Сколько спряжений у глагола? (2 спряжения).

 4. Продолжить пословицу: ученье – свет…(а неученье тьма) 

 5. Сколько Н в слове теннис ? (2)

 6. К кому  обращается молодой  солдат в стихотворении «Бородино» ? (к дяде)

 7. Кто автор сказки«Гадкий утёнок»? (Ханс Кристиан Андерсен)

Карточка№6

1. Кто в басне примеряет очки?  (Мартышка)

 2. Замените одним словом: «задирать нос».  (Зазнаваться) 

 3. Назовите вопросы винительного падежа? (Кого? Что?).

 4. Продолжите пословицу: по одёжке встречают… (по уму провожают)

 5. Сколько М в слове  драма? (1)

 6. Кто из богатырей просидел 33 года на печи. (Илья Муромец)

 7. Кто автор сказки «Стойкий оловянный солдатик»?  (Ханс Кристиан Андерсен)

Дополнительно «Занимательная фразеология».

 Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык.

 

 Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

  Фразеологизмы:

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли

 

Пословицы:

 Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

 Слово – серебро, молчание – золото.

 + (собственные примеры)

 Мал язык, да всем телом владеет.

 Язык до Киева доведет.

 

        Итак, закончилась наша игра.  И, как ни грустно, но нам пора расставаться.

        Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...