Андрей Соколов – человек – борец
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цель урока:

1.      Дать краткий обзор произведений М. Шолохова о Великой Отечественной войне.

2.      Показать многообразие изображения человека на войне русскими и хакасскими писателями

3.      Побудить интерес к самостоятельному чтению.

Тип урока: Интегрированный урок с изучением нового материала.

Вид урока: урок с использованием учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sokolov_andrey.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Байкалова Маргарита Гавриловна

МОУ Красноключинская ООШ

                                                                                            Байкалова Маргарита  Гавриловна -

                                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                                   МБОУ «Красноключинская ООШ».

                                                                                                   

                                         План – конспект по литературе (9 класс) (на сайт)

Дата: 19.04.2016 г.

Тема: Андрей Соколов – человек – борец.

Планируемые результаты:

Личностные

-  понять значимость приобретаемых на уроке знаний и  умений; научиться выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме, осознание значимости урока, смыслообразование, духовно – нравственное оценивание собственных действий;

Метапредметные

- организация своего рабочего места, использование учебного материала как источника информации, ученик умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

-Предметные.

- знать биографию писателя, уметь работать с текстом, анализировать и выделять главную тему стихотворения «Живая кровь».

Тип урока: Изучение новой темы.

Оборудование: Портрет М.Шолохова, .книги о войне «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека», «Знакомство с Сергеем», произведения хакасских писателей М. Кильчичакова, Н. Доможакова, грамзапись «Священная война».

Техническое оборудование: 1. медиапроектор;

                                                   2. грамзапись;

                                                   3.  интерактивная доска;

                                                   4. слайдовая презентация..

Ход урока.

  1. Грамзапись «Священная война».
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: В грозные годы Великой Отечественной войны М.А.Шолохов, как и значительная часть советских писателей, идет в ряды армии, работает военным корреспондентом  «Правды». Писатель вместе с солдатами Советской армии и в тяжелое время отступления и в светлые, ликующие часы победы. За боевую работу в печати М.А.Шолохов в 1945 году был награжден орденом Отечественной войны I степени, 1965 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. ( Слайд)

          Широчайшую известность в годы войны приобрел рассказ М.Шолохова «Наука ненависти» (1942г.). Рассказ ведется от имени лейтенанта Герасимова. Он пошел с тем чувством уважения, доверия к трудовым массам, который видел в фашистах лишь обманутых трудовых людей. Он и его товарищи-воины Советской Армии - окружили пленных немецких солдат вниманием и заботой.

          Этот гуманизм советских людей противопоставлен художником с резкой обличительной силой контраста варварству фашистских захватчиков. Герасимов, попавший раненный в плен, вынес чудовищные издевательства. На глазах его гибли товарищи. Чудом ему удалось выжить и бежать.

          Во время войны, в 1943 - 1944 годах, в газетах «Правда», «Красная звезда» начали печататься  главы из романа М.Шолохова «Они сражались за Родину», где писатель обращает свое главное внимание на простых советских людей – тружеников, отстоявших в жестоких и кровавых битвах свою социалистическую отчизну.(слайд).

          В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается авторское начало в рассказе «Судьба человека», как вы узнали из прочитанного дома, автор включает себя в повествование.

Работа с учебником (проверка домашнего чтения).

            Учитель: Ребята, вы самостоятельно прочитали рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Сегодня на уроке постараемся раскрыть содержание рассказа, проверим, как вы усвоили тему и как построен рассказ. Работать в парах или группах.  На интерактивной доске вопросы по содержанию первой части рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».(слайд).

- Почему глаза героя «словно присыпаны пеплом»  и «наполнены смертной тоской»?

- Через какие нечеловеческие испытания пришлось пройти Андрею Соколову?

- Что рассказывает Соколов о войне?

- Как построен рассказ?

- Кто рассказывает обо всем – автор, повествователь, Соколов?

- Автор и повествователь одно и тоже лицо?

( Защита работы каждой пары).

- Охарактеризуйте повествователя? -  по этому вопросу проводится дискуссия, каждый может высказать свое мнение.

III. Подготовка к письменной работе. Все вопросы проецируются на интерактивной доске). (слайд)

          Учитель: - Для чего автор включает себя в повествование?

          Учащиеся:- Размышления, чувства автора-повествования не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного русского человека Андрея Соколова.

          Учитель: - Что отбирается автором из истории жизни Андрея Соколова?

          Учащиеся: - Только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь, в связи с трагической сущностью эпохи. Что позволяет крупно, обобщенно в огромной исторической перспективе  и непреходящей боли любящего, сострадающего сердца дать Человека и Воину.

          Учитель: - Сегодня на уроке мы конкретно остановимся на теме войны в рассказе «Судьба человека», раскрывая II часть.

Краткое раскрытие  содержания  II части рассказа. (Вопросы проецируются на интерактивной доске).

          Учащиеся: - Война, плен, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи.

          Учитель: - Какова героическая тема рассказа?

          Учащиеся: - Это нравственные понятия, которыми руководствовался Андрей Соколов- гражданин, в весомом изначальном смысле этого слова. Героическая тема рассказа - это утверждение  подвига верности Родине, воинского товарищества, самопожертвования как самых высоких  и прекрасных человеческих качеств, неиссякаемый источник жизненной силы и стойкости.

          Учитель: - В чем заключается основное «зерно» характера Андрея Соколова?

          Учащиеся: - «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести если к этому нужда позвала.»- в этих гордых и мужественных словах Андрея Соколова можно увидеть его основной характер. Они высказаны словно бы в невольном раздумье о том, как должен вести себя настоящий мужчина на фронте.

          Учитель: - Раскройте тему войны в рассказе, где она звучит во всю мощь?

          Учащиеся: - Когда он размышляет о том, каким должен быть настоящий солдат, и тогда, когда он говорит и о нелегком труде, женщинах и детях, оставшихся в тылу («Этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!), и тогда, когда он рассказывает об испытаниях плена. Андрей Соколов словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза был ранен, но оба раза по легкости». Но цепь эпизодов, сцен плена в полной мере проявляет то не показное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека. (Чтение отрывка из учебника).

           Учитель: - Есть старинная солдатская заповедь: «Сам погибай, а товарища выручай» Как вы понимаете эту заповедь?

          Учащиеся: - В ней – победоносно - человеческая мораль самопожертвования, верности. Когда надо было в сложнейших условиях боя, отступления доставить снаряды  на батарею, Андрей Соколов не думал о том, возможно, это или нет. На вопрос командира: «Проскочишь, Соколов?» он, не задумываясь, ответил: «Какой разговор! Я должен проскочить и баста!» - «Ну, - говорит,- дуй! Жми на всю железку!»

          Учитель: - В чем заключается верность и жизнелюбие Андрея Соколова?

          Учащиеся: - Андрей Соколов бежал из плена. Поймали. Травили собаками. Били. «Голого всего привезли в лагерь .Месяц отсидел в карцере за побег, но все таки живой остался»Этот же мотив веры в жизнь, той веры ,что давала силы и надежду, прозвучал в его речи: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я- крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе».Эта страстная, неукротимая жажда жизни, воодушевлявшая Андрея Соколова, тоже одно из свойств, прекрасного, стойкого, героического!

Учитель: - Как вы понимаете «лагерь войны и фашизма»?

Учащиеся: - Годы плена сводят Андрея Соколова лицом к лицу с фашистами. Фашисты - это бесчеловечность и в том мародере- солдате, молодом парне «Чернявом», который разул раненого Андрея Соколова и едва не убил его, и  в том «пожилом» ефрейторе-«хозяине», который остановил «чернявого», деловито ощупав мускулы Андрея Соколова, он показал ему рукой на дорогу, на запад: «Топай, мол, рабочая скотина, трудиться на наш рейх. Эти два мгновенных портрета рядовых фашистов, словно бы стоят у преддверия в тот фашистский ад, через который довелось пройти Андрею Соколову

          Учитель: - Прочитайте отрывок, где описываются яростное и мучительное воспоминание о пережитых страданиях унижениях неслыханных муках, все нарастающей силой, не прощающей ненависти к фашизму.

          Ученик: - «Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там в Германии, как вспомнишь всех друзей- товарищей, какие погибли замученные там в лагерях,- сердце уже не в груди, а в глотке, трудно становится дышать. А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали и резиновыми палками били. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору». Или вот сцена с комендантом строится, как моральный поединок, насыщенный чрезвычайно важным и значительным социально- историческим подтекстом, где вступает в действие тот моральный фактор, который нередко решает судьбы не только отдельных людей, но и целых народов. (Чтение отрывка из учебника).

          Учитель: - Так что же такое «война»?

          Учащиеся: - Идеология фашизма и война - это реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколова с этим самым страшным злом вступало в битву все доброе мирно-трудовое, человеческое, социально- прогрессивное. Человек мира социализма с его верой, с его надеждой, с его идеалами оказывался сильнее войны. Он устоял под сокрушающими ударами самой страшной бури. Он выходил из нее - победителем.

           Учитель: - В 1959 году в Голландии вышло второе издание рассказа «Судьба человека». В текст были заверстаны кинокадры из одноименного фильма, поставленного с Бондарчуком.

«Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ,- писала газета «Де Ваахейд»: Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Свидетельством того, с какой силой рассказ Шолохова захватывал сердца самых разных людей, могли бы стать читательские письма.

           Из множества читательских откликов, хочу прочитать бесхитростное, самое простое. В нем словно бы заговорило, чуткое, отзывчивое на беду народное сердце. Прочитайте на экране обращение жителей Мурманской области.

          «Дорогая редакция газеты «Правда».( Слайд).

          Обращаемся мы к вам с просьбой, Соловьев Алексей Николаевич и мой друг Егошин Леонид Петрович. В канун нового года, т.е. 31декабря 1956 года, мы нашли статью газеты

          «Правда» под заголовком «Судьба человека» и также ее продолжение за 1 января 1957 года. Автор ее любимый писатель всего нашего русского народа Михаил Шолохов.

Просим сообщить нам, где находится Соколов Андрей и его сын, приемный Ванюша, живы ли, а если живы и здоровы, то чем занимаются они.

Дорогая редакция, возможно, вас не затруднит сообщить нам адрес Соколова Андрея и его сына Ванюши.

Мы живем в Мурманской области, Печенского района, Ждановский рудник, пос. Пильгуярви, дом №3, кв.7. Наша квалификация, работаем шоферами, возраст нам – Соловьеву А. Н -. 30 лет, Егошину Леониду Петровичу 25 лет. Газету «Правда мы получаем, если вы можете нам сообщить, или письмом или по радио, радиоприемники у нас тоже есть.

Дорогая редакция, извольте удовлетворить нашу просьбу, о чем вас просим».

          Учитель: -  Какое впечатление оставило у вас в душе эта просьба? (обсуждение учащихся).

          Учитель: Вероломное нападение немецких фашистов вызвало бурю гнева в сердцах всех советских людей. С первых часов военного дня по всей Хакасии прошли многолюдные митинги по готовности защищать свою Родину. В первые же дни войны, хакасские писатели, как и все советские люди, заклеймили позором вероломное нападение немецких фашистов на Советский Союз. Все хакасские писатели и поэты вкладывали сокровенные мысли каждого воина - любой ценой добыть победу.

          Сегодня мы остановимся на анализе нескольких стихотворений, например, И. Котюшева «Охотник Тамачаан» кратко пролистаем стихи и других хакасских поэтов, которые были участниками Великой Отечественной войны, как М. Шолохов.

Кто читал это стихотворение, поможет мне раскрыть его содержание.

           Учитель: -  Как вы думаете, кто такой Тамачаан?

           Учащиеся: - Это главный герой стихотворения. Хакасский охотник Тамачаан уезжает на фронт. В мирные дни он был лучшим охотником, отличным стрелком, прозванным «хозяином тайги».

          Учитель: - Что помогает ему получить славу меткого стрелка?

          Учащиеся: - Славу меткого стрелка Тамачаан оправдывает на фронте. Большой опыт охотника помогает ему в упорной борьбе с «двуногими зверями»: здесь пригодилась и железная закалка, полученная в суровых условиях Сибири, и выдержка, и неутомимость следопыта, как пишет И. Котюшев «И, по плечи,  уйдя в сугроб, острых глаз не сводил он с цели, бил фашиста, как зверя, в лоб». Без промаха разить фашистов стало кровной обязанностью Тамачаана. Пока не будет уничтожен враг, он не сможет вернуться к своему любимому делу.

           Учитель: - Как изобразил И. Котюшев тему войны в своем стихотворении «Охотник Тамачаан»?

          Учащиеся: - От аллегорического изображения войны И. Котюшев подошел к реалистическому показу ее, стал глубже вникать в суровую действительность и полнее отражать черты военного времени, как и все поэты и писатели военных действий, был участником Великой Отечественной войны.

           Итог урока. Рефлексия.

          Учитель: На тему войны говорили много на тему войны русских писателей. Провели сравнительный анализ действующих героев в повести «Судьба человека» М.Шолохова и стихотворения «Охотник Тамачан» И. Котюшева. А теперь, послушаем ваши выступления из домашнего задания на тему войны русских и хакасских писателей.

          Ученик: - Период Великой Отечественной войны является яркой героической страницей в жизни многонациональной страны Советов. В тяжелые годы войны хакасская поэзия, как и вся поэзия народов СССР, была носительницей патриотических, гуманистических идей. До сего времени не теряют своей силы произведения Николая Доможакова «Наказ матери», «Галина»; Ивана Капчигашева «Мать», «О колосе»;  Ивана Костякова «Знакомство с Сергеем», где показана великая сила дружбы на войне. Два бойца, русский и хакас, становятся неразлучными боевыми друзьями. Хорошо зная фронтовую жизнь, автор ничего не придумывая, правдиво повествует об их боевых делах. А.Топанов в пьесе «Кровь за кровь» показал воина – хакаса в тылу врага. Он командир отряда, который действует вблизи украинской деревни. У гестаповцев находится член отряда комсомолка Таня Солнцева, попавшая в руки немцев при выполнения ответственного задания.. Партизанский отряд, возглавляемый командиром – хакасом, изображается как монолитная боевая единица, проявляющая героизм и стойкость в борьбе с фашистами. Немцам известно, что командир перешел линию фронта, командует партизанским отрядом, обладает хорошими качествами советского офицера: храбр, находчив, умен. Роман Ю.Бондарева «Горячий снег», в котором рассказывается о Сталинградской битве, где плавился металл и закалялись сердца. Повести Быкова «Сотников», «Облава», «Знак беды»; повесть Н. Тиникова «Песни Кавриса» и названные в начале урока произведения М. Шолохова, так как, прочитав произведения о войне, как пишет сам автор - «человек становится чище, всякая шелуха слетает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке - ядро» - это выражение должно стать эталоном жизни любого человека. Все эти произведения подняли до уровня глубочайшего понимания кровной дружбы советских людей, создали символический образ русского народа, объединившего все нации в единую семью во имя свободы своей Родины от фашистских захватчиков, утвердили превосходство советского человека над врагом.

          Домашнее задание.

          Написать сочинение по выбору на темы « Андрей Соколов – человек – борец»; «Образ Галины» в поэме Н. Доможакова «Галина»; «Судьба Кавриса» из повести Н. Тиникова «Песни Кавриса» и на любую тему войны прочитанными вами произведений.

                                                          Литература.

  1. Большая энциклопедия Абсолютных и относительных знаний. М. 2005./ «Лауреаты Нобелевской премии по литературе». С.985
  2. А. Г. Кутузова «В мире литературы», учебник 9 класса. М. 2002./ М. А. Шолохов. «Судьба человека». С. 459.
  3. Очерки истории хакасской советской литературы. Абакан, 1985./ «Хакасская литература периода Великой Отечественной войны». С. 57 – 69.
  4. Виктория Карамашева. «Творчество хакасских писателей в школе». Абакан,1995./ Н.Г. Доможаков. С. 52 – 53; М. Е. Кильчичаков. С. 79; Н. Е. Тиников. С. 146.
  5. А. С. Кизласов, В.Н. Тугужекова «Писатели и художники Хакасии». Абакан, 1997./ «Писатели Хакасии». С.24, 40.
  6. М. А. Шолохов. Рассказы.. М. 2002./ «Судьба человека». С. 177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

Байрон - поэт- гражданин и борец

Методические рекомендации к изучениюпоэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»на уроках литературы в средней общеобразовательной школе...

Вернуться в игру. Ульяновский борец оспорил дисквалификацию и отправляется за очередным «золотом».

История спортсменов  - это всегда истории преодоления изнурительных тренировок, травм и боли поражения. Но иногда и клеветы....

Загадочный борец

Русский народный художественный промысел «борецкая роспись» существует с восемнадцатого столетия в небольшом селе Борок.Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, о...

"поэт-борец Байрон"

Литературная гостиная.Разработка внекласного мероприятия....

Андрей Платонов и его "Сокровенный человек".

Анализ образа главного героя произведения Андрея Платонова "Сокровенный человек"....