Мастер-класс "БИНОМ ФАНТАЗИИ"
методическая разработка по литературе на тему

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого - «имя».

             Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например:  "запах" и "солнце". Таким образом, отказываясь от  логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы  пробуждаем  фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания,   провоцируем  ученика на поиск оригинальных ассоциаций.

 Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т.к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивает воображение ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binom_fantazii.doc38.5 КБ
PDF icon binom.pdf1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Мой любимый Бином фантазии

(выступление в рамках инновационного каскада)

Приветствую вас, коллеги!

Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.

…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды - это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск - рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит... Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и ... вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ - это и есть те самые каналы - направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать

ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ!

Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би - два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…

Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:

-книжка с голубем;

-голубь с книжкой;

-книжка в голубе;

-голубь в книжке;

-голубь под книжкой;

-книжка под голубем; и т. д.

Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.

Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.

БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» - отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.

Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений : мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному!) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).

Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.

Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.

На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» - безопасность – жилет – одежда и т. д.

Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):

  • мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
  • «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
  • конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.

Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.

До следующей встречи!

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Полет фантазии"

Подробное описание творческого проекта по технологии, участника регионального этапа олимпиады...

разработка открытого урока "Фантазии из соленого теста"

Технология поэтапного изготовления "венка" из соленого теста...

Фантазии в стиле декупаж

Урок декоративно-прикладного творчества. Является как бы  продолжением презентации "Декупаж"  На данном уроке учащиеся осваивают декупаж на ткани....

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

мастер-класс "Фантазия и творчество в графике"

Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Цель: обо...

План-конспект объединения "Природа и фантазия"

План-конспект объединения "Природа и фантазия"  первого года обучения....