Урок - проект : «Два героя - два пути. (По роману И.А.Гончарова «Обломов»).
проект по литературе (10 класс) по теме

Занятие  было проведено с использованием ИКТ (использованы видеофильм, аудио, презентация учителя и презентации учащихся.), что способствовало повышению интереса к предмету. Учащиеся 10 В класса  по группам защищали свои исследования по конкретным вопросам, отвечали на вопросы. Все учащиеся  активно принимали участие  в обсуждении проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_proekta_po_literature._3.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - проект на тему: «Два героя - два пути. (По роману И.А.Гончарова  «Обломов»).


Цель:  сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов».

Задачи: 

1. Прочитать сказки «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Про Емелю - дурака», сопоставить Обломова с героями народных сказок;  показать, как глубоко в историю  формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности.

2.П оказать образ немца в восприятии героев романа «Обломов».

3.П рочитать фрагменты статей русских философов и литературоведов К.Д.Кавелина «Наш умственный строй»,  И.А.Ильина «Творческая идея России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских»; показать, какие черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы.

Оборудование:  тексты романа , сказки, фрагменты статей, словари, мультимедийные презентации, компьютер, проектор.

Основополагающий вопрос

От каких заблуждений и ошибок стремился предостеречь И.А.Гончаров в своем романе?

Гипотеза

Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штольца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.

Методы

Исследовательский

Поисковый

Аналитический

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Просмотр  видеоролика «Мой герой».

     Ребята, вы посмотрели видеоролик, в котором, может быть, узнали и себя.

   Самые великие умы задавались мыслью: кто мы, зачем живем и к чему стремимся. Много веков люди терзаются мыслью о Человеке идеальном. Написано огромное количество книг, романов, стихов, песен, музыки, научных трактатов и философских изысканий, посвященных человеческим идеалам. Тем не менее, ни в словарях, ни  в справочниках,  ни в энциклопедиях  нет объективного определения «Человека идеального». Известный русский  писатель И.А.Гончарова   150 с лишним лет назад написал роман «Обломов». Произведение не было до конца понято современниками писателя, Должно было пройти более ста пятидесяти  лет, чтобы актуальность великого романа стала очевидной. И сегодня понять тайну романа «Обломова» - значит, во многом постичь тайну человеческого существования.  

   Не теряют своей актуальности мучительные размышления главного героя  Обломова:

«… Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?...

Разве это не мертвецы?  Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома… А наша лучшая молодежь, что она делает?  Разве не спит … разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..»

  Много размышляет главный герой романа  и о себе. Пытается ответить на вопрос: зачем жить?

Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова».

Поставленные Обломовым вопросы и стали темой нашего урока - проекта «Стремление к идеалу, или как жить?  

Цель нашего проекта :  сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов».

Задачи:

1.Прочитать сказки «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка», «Про Емелю - дурака», сопоставить Обломова с героями народных сказок;  показать, как глубоко в историю  формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности;

2. Показать образ немца в восприятии героев романа «Обломов»;

3. Прочитать фрагменты статей русских философов и литературоведов К.Д.Кавелина «Наш умственный строй»,  И.А.Ильина «Творческая идея России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских»; показать, какие черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы.

   Три группы учащихся должны были в течение недели решить эти задачи и  сегодня представить результаты своих исследований.

Темы исследований:

 1. Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности

2.Образ немца в восприятии  героев романа.

3.Проблема национального характера : философское осмысление.

Гипотеза нашего проекта:

Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штольца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.

В ходе урока, ребята, вы должны ответить на вопрос:

- От каких заблуждений и ошибок стремился предостеречь И.А.Гончаров в своем романе?

  1. Защита презентаций.

1. Итак, слово предоставляется I группе. Тема исследования: «Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности».

Выступает лидер команды. Представляет презентацию. Участники  I  группы показывает видеоролик  Сказки «Про Емелю - дурака», «Царевна - лягушка» и презентацию сказки «Царевна - лягушка».

   

Материалы исследования

Мы прочитали три сказки «Царевна - лягушка», «Сивка - бурка»,  «Про Емелю - дурака» и выяснили:  русская сказка проникает в сердце человеческое: освобождает от страха, наполняет надеждой, успокаивает, умудряет. Сказки - это духовный опыт народа, осмысленный в поэтизированных образах.  Народ высказывает в сказке свои заветные думы, чаяния, мечты, неисполненные желания. Сказка  воплощает  народные представления о том, каким должен быть человек, чтобы добиться осуществления своей мечты.

  Главный герой романа Обломов с детства начал воспринимать окружающее через призму сказки и в течение всей своей жизни старался создать и наяву особый мир, сказочный («Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире - 1 , VI).

    Он жил  в мире, существующем   по законам сказочного добра, отождествлял себя с героями сказок и легенд («Слушая от няни сказки о нашем золотом руне - Жар - птице, о преградах и о тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца» - 1,IX), страшился сил зла, которые в сказках противостояли силам добра ( «Сказки не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть» - 1, IX).

   В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иван - дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.

   Автор романа наделил Обломова чертой, характерной для особенно любимых народом сказочных героев. Эта черта - вера в возможность чуда, внутренняя готовность к встрече, с чудом. Одаренностью именно этим качеством объясняются чудеса, происходящие с этими сказочными героями, другие, здравомыслящие, рассудительные, даже если бы и встретились с чудом, никогда бы не поверили своим глазам.

   Именно эта черта придает образу Обломова особое обаяние, и герой, в котором автор хотел подчеркнуть лень и неспособность к созиданию, черты, которые могут привести к кризису весь народ, становятся симпатичными и самому автору. Именно в мечты о чуде погружен Обломов.

Вывод:

  Объединяет с русскими сказками Обломова доброта, детская наивность, вера в чудо, простодушие, лень, доверчивость.

Вопросы к  I группе:

- Почему в сказках главные герои, которые  вызывают у читателей симпатию, названы  дураками  ( Емеля- дурак, Иван - дурак,  почему над ними все смеются?  Можете ли Обломова так же назвать или нет?

(Они живут сердцем, а не умом.)

- Сказки положительно или отрицательно повлияли на Обломова?

2.В романе Обломову противопоставлен Штольц.  Характеризуя Штольца как полурусского - полунемца, Гончаров не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях.  Вспомните  русскую литературу и скажите:

- Какими чаще всего изображены немцы в произведениях русской  литературы?

Андрея Карловича из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина,  Вральмана из «Недоросля» Д.И.Фонвизина,  немцев из «Невского проспекта» Н.В.Гоголя.

(Это люди грубые, до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами.)

 - А какими немцы изображены  в восприятии героев романа «Обломов»?

Свое исследование представит  II группа.  Лидер II группы представляет

презентацию на тему: «Образ немца в восприятии героев романа и автора».

Материалы исследования.

Захар

«Отчего же у других чисто? - возразил Обломов.  Посмотри, напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка…

- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите - ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеча отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять?  У них нет этого как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенно платья или набрался целый угол корок хлеба на зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да пивом и выпивают!

  Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье».

Тарантьев

«Немец проклятый, шельма продувная!... Тарантьев питал какое - то инстинктивное отвращение к иностранцам. В глазах его француз, немец, англичанин были синонимы мошенника, обманщика, хитреца или разбойника. Он даже не делал различия между нациями: они были все одинаковы в его глазах».

Мать Штольца

Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с каким немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как еорова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать.

  На ее взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джельтмена.  Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения…

  Нет, та и ломят эти невежи, так и напирают на то, что у них положено, что заберут себе в голову, готовы хоть

стену пробить лбом, лишь бы поступить по правилам».

Автор

«Немец (отец Штольца) был человек дельный и строгий, как почти все немцы».

«От отца своего он (Штольц) перенял смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; может быть, перенял бы от него и педантическую строгость, которою немцы сопровождают взгляд свой, каждый шаги жизни, в том числе и супружество».

Вывод: Автор вложил характеристику немцев в уста  персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде. Поэтому немцы - в их оценке - люди до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Однако слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности, и «педантической строгости» немцев.

Вопросы ко  II группе:

- Почему у русского человека отношение к немцам  отрицательное?

- А каким показан  Штольц  (полурусский, полунемец) в романе? (Он трудолюбив, энергичен, рассудителен, экономен, целеустремлен).

3. О каких типичных чертах русского и европейского характера говорят философы и литературоведы?  На этот вопрос ответит III группа.

III группа представляет презентацию на тему:  «Проблема национального характера: философское осмысление».

Материалы исследования.

Мы прочитали статьи фрагменты статей русских философов и литературоведов К.Д.Кавелина «Наш умственный строй»,  И.А.Ильина «Творческая идея России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских» и выделили, какие   черты русского типа характера и европейского отмечают в своих статьях русские философы и литературоведы, и как это  отразилось в характерах Обломова и Штольца.

Проблема национального характера: философское осмысление

Черты русского характера

Черты европейского типа характера

Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществить, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, злую судьбу, а особенно  на всеобщее равнодушие и безучастие», - «мы слишком мало думаем».

Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, сзерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью».

«Русским свойственно стремление к воле», стремление во всем доходить до крайностей, до предела возможного», !Черт русского национального характера  очень много … каждой черте противостоят … и другие: щедрости - скупость (часто неоправданная ), доброте - злость (опять  - таки неоправданная), любови к свободе - стремление к деспотизму …»

Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость кртитической стороны ума, отрицательный склад ума, чрезмерное развитие личнойм энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности!.


Учитель: Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных.

Задание.

Учащиеся I и II,  III групп получают  карточки:  какие типичные черты характера относятся к Обломовуи  Штольцу, сыну Обломова Андрею. Распределяют эти качества Андрею ( черты характера - праздность, пассивность, способность на глубокие искренние чувства, отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделье, способность  на искренние чувства, активность, кипучая активная деятельность, стремление к постоянному пополнению знаний,  стремление к пополнению деловых связей, культ труда) .

- С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?

Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.  

Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штльца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.

III.Вывод.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» - это роман - предупреждение нашим современникам.

- От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателя автор?

Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим фрагмента передачи «Обломов - персонаж моей мечты». Спор профессора Московского государственного университета Дмитрия Бака и писателя, сценариста и режиссера Павла Санаева.

 (Нельзя полностью отгородиться от жизни как Обломов, но в суете и погоне за капиталом можно потерять душу,  свое «я»).

Конечно, вам решать, как прожить свою жизнь, к чему стремиться, но не надо забывать  в любой ситуации  человек должен оставаться человеком,  не забывать о душе. Несмотря на все на все свои недостатки Обломов об этом не забывал.

Русский философ   И.Иьин  о человеке писал (чтение фрагмента статьи И.Ильина «Где же …человек?») - читает ученик.

«Если мы отвлечемся на миг от повседневности и поразмыслим, мы увидим себя в центре мирового кризиса, где жизнь все чаще полнится лишениями и страхом…  Все больше  и все глубже охватывает человечество тревога, ужас, печаль; все горше нищета, ожесточение, злоба и отчаяние.

  Когда все это видишь, ежедневно переживаешь, годами пребываешь в тоске и сострадании, в сердце возникает страстное желание тихого покоя и чаемой радости. Но как только появляется такое желание, тут же задаешь себе истый скепсисом вопрос: полно, есть ли что - нибудь подобное на этом свете? Ужель отыщешь истинный покой и переживешь истинную радость? В этом мире?  И с этими людьми?..

  Сегодняшний духовный кризис … состоит в том, что современная человеческая мысль утратила свою первозданную  глубинную почву, она заблокировала себе накрепко доступ к духовному опыту…

 Таинство жизни исчезает, и его не обрести уже никогда - ни в мире как таковом, ни в самом человеке. Все становится будничным, трезвым, сухим и плоским. Плоским становится жизнь, плоскими, краткосрочными и поверхностными становятся жизненные цели человека. В техническом отношении он становится почти всемогущ, но бедным и статичным в чувствах, близоруким в созерцании, высокомерным в самооценке, алчущим власти в своем волеизъявлении. Такого человека можно перевести только на язык экономики, политики и войны. Сейчас мы имеем, что имеем…

  Человек разделен, раздроблен, раздавлен, он навсегда лишился своей здоровой природной целостности…

  Целостный внутренне человек есть человек свободный, человек христианской культуры. Вот почему православная теология ищет духовного примирения и целостности человека внутри, вот почему она обращается к глубинным слоям его души».

- Ребята, о чем предупреждает нас  русский философ И.Ильин? (О потере духовности.)

IV. Подведение итогов урока.

Ребята, что вы узнали нового на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какое представление об идеале жизни формирует автор в романе И.А.Гончарова  «Обломов»?