Исследовательская работа "И крохотный рассказец может быть велик..." (Необычные жанры литературы)
творческая работа учащихся по литературе (5 класс) на тему

Харина Лидия Владимировна

Ученик  сделал попытку исследовать жанр миниатюры  на примере нескольких произведенийиз циклов  "Камешки на ладони" В. Солоухина, "Крохотки"  А.Солженицына и "Затеси" В. Астафьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isslrabotagarilov_5kl.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  «СОШ №36» (г. Сыктывкар)

«И крохотный рассказец

 может быть велик…» (А.И.Солженицын)

Необычные жанры в литературе

                                 

                                 

Выполнил Гаврилов Дмитрий, 5а класс

Руководитель Харина Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Сыктывкар

2017

  1. Вступление

       Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как художественное произведение. Хорошая книга, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее. Немаловажную роль играет жанр  текста. Я встретил необычные названия жанров: «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Затеси» Виктора Астафьева, «Крохотки» Александра Солженицына. Мне стало интересно исследовать  эту тему.

Объект исследования – тексты миниатюр Астафьева, Солоухина, Солженицына.                Предмет исследования: особенности маленьких рассказов. 

Цель исследования: изучить особенности жанра, проблематики и названий миниатюр.

Задачи исследования:

  1. Изучить тексты миниатюр Астафьева, Солоухина, Солженицына
  2. Рассмотреть особенности жанра и проблематики миниатюр.
  3. Определить смысл названий миниатюр.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение, сравнение,

           Гипотеза: крохотные рассказы помогают нам задуматься над очень сложными вопросами и показывают значительность проблематики художественных произведений.

           Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.

         Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный наш век люди читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов-миниатюр, например, "Камешки на ладони” В.Солоухина, "Крохотки” А.Солженицына,  «Затеси» В.Астафьева.

  1. Основная часть.

Необычные жанры  литературы.

  1.   Владимир Солоухин. «Камешки на ладони».

       Как родилось это название, автор поясняет в предисловии: «Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя… бесчисленны и разнообразны камешки на морском берегу! Отбираешь самые лучшие … Красивых, необыкновенных камней набирается все больше…  При чтении книги  мелькала иногда мысль, касающаяся чаще всего литературы. … я старался её либо запомнить, либо записать …» Так и появился цикл «Камешки на ладони».

     Книга В. Солоухина «Камешки на ладони» - это размышления о природе, человеке, жизни, настоящих ценностях, которые не могут сравниться с бриллиантами.

     Искусство формирует характер человека, пробуждает любовь к прекрасному, воспитывает готовность бороться за торжество добра и правды.  Ярким «камешком» является следующий текст:  «Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая – на комок замазки».

        По мнению В.Солоухина, для писателя необходима боль познания чужих бед. Автор раскрывает важные нравственные проблемы и потому может утверждать: «Чувство нежности, жалости, жадности, любви, горя, тоски, грусти, скуки, раскаяния, страха, гордости, возмездия – все эти чувства для всех людей «на вкус» одинаковы.  Если бы было по-другому, искусство не могло бы существовать».

       Больше всего мне запомнился вот этот «Камешек» В. Солоухина: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту! Крив, сложен, извилист путь к вершине. Но терять нельзя! Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим».   В нём наиболее ярко, но очень лаконично раскрыта проблема стремления человека к высоким целям.

       Любой природный камень обладает твёрдостью. Но камни бывают ещё и драгоценными.  «Камешки на ладони» В.Солоухина содержат поистине драгоценные россыпи нравственности и настоящих человеческих ценностей.

  1.    Александр Солженицын.  «Крохотки».

        Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых ее проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла «Крохотки» является любовь ко всему живому на земле.

    О чём говорит необычное  название цикла? 

        В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»    пишет:

«Крохотка — ж., умал. кроха, крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.

Утельный — маленький, крошечный, крохотный.  Утелька — малютка».

        Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.
       
Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. «Я понимаю, что в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя», - писал  А.И.Солженицын

        Солженицын в своих миниатюрах придаёт  им форму мимолетных мгновений. Представленные таким образом «мгновения» повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл. 

    В своих рассказах А. Солженицын затрагивает очень сложные темы. Одна из них – жизнь и стремление к жизни.   Вот рассказ «Костер и муравьи»:

         «Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
    Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...
   А удивляемся людям».

       Эта миниатюра повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали. 
       Муравьи - весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, желание вернуться к родимому очагу. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу.      

          А.И.Солженицын – писатель с обострённым чувством патриотизма, совести, справедливости, его внимание приковано к социальным и нравственным проблемам нашей эпохи. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя.

2.3. Виктор Астафьев. «Затеси»

      Каждый писатель очень сожалел бы, если бы его произведения только развлекали слушателей: он  всегда стремится сделать их лучше. Чтобы этого достичь, писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов.  "Таким образом,  скорее можно "настичь” бегущего, вечно занятого работой, "затурканного” бытом современного читателя”, - пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику "Затеси”. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них. 

«Затесь (в предисловии к сборнику "Затеси”) - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу». Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

        Интересна «затесь» В.Астафьева "Записка”.

     "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

       Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.  В рассказе поднята проблема: сын бросил мать на вокзале. Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”.

     Самое страшное слово в рассказе – "забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

Проанализировав рассказ,  я выделил  ключевые слова текста.

Мать

Родной сынок

  • неграмотная
  • изношенная в работе
  • выходная плюшевая жакетка
  • из старой русской деревни
  • привёз в город
  • вложил записку
  • "забыл” на вокзале
  •  рекомендательное   письмо

       "Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе "износила” себя, истратила всю, вырастила "родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества.  Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый.

      Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери "сынок” пишет краткие прилагательные "легка” и "не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

        Сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.

      А что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

       Какую «затесь», зарубку в сердце оставил рассказ? В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания!

В «Затесях» есть все: размышления о жизни и смерти, о прошлом, настоящем и далеком будущем огромной страны, но больше всего волнует автора человек, именно его прошлое и будущее, его душа, его нравственные устои.

ВЫВОДЫ:

  1. «Камешки на ладони»,  «Крохотки»,  «Затеси» - так необычно обозначить

жанр своих рассказов заставляет писателей  не только небольшой объём текста, но и  лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность.

  1. Все  исследованные тексты относятся к жанру миниатюры, отличающейся

малым объёмом и  глубиной содержания.

  1. Крохотные рассказы предлагают читателю задуматься над очень сложными

нравственными и философскими проблемами, и это  одна из существеннейших черт творчества писателей Астафьева, Солоухина,  Солженицына.

 

  1. Заключение

     «Я считаю первой характеристикой всякого литературного произведения – его плотность, плотность содержания, мысли, чувств. Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того, как оно плотно, то есть как оно соответствует своему назначению. И крохотный рассказец может быть велик…» (А.И.Солженицын).

        Таким образом, мы видим, что жанр миниатюры был выбран писателями не случайно. Эта форма позволяет «наиболее лично и искренне» сказать нечто очень важное для автора.     Все миниатюры объединяет стремление авторов осмыслить окружающий мир, людей, себя в этом мире.

Список литературы.

  1. Тексты 

-В.Солоухин. «Камешки на ладони».

                        - А.И.Солженицын.  «Крохотки».

                       - В.Астафьев.  «Затеси».

                 2.     В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»2 

Приложение

Тексты миниатюр.

 В.Солоухин. «Камешки на ладони».

       1.  «Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая – на комок замазки».

       2.  «Если для всех людей сахар сладок, а соль солона, если для всех ландыши пахнут ландышами, а навоз навозом, если для всех больно есть больно, а сладострастно есть сладострастно, то не предположить ли, что и все иные чувства людей, если не вполне одинаковы, то сходны.

        Чувство нежности, жалости, жадности, любви, горя, тоски, грусти, скуки, раскаяния, страха, гордости, возмездия – все эти чувства для всех людей «на вкус» одинаковы.

Если бы было по-другому, искусство не могло бы существовать».

  1. «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту! Крив, сложен,

извилист путь к вершине. Но терять высоту нельзя! Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим».

       4. «Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.

    Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.

    Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…

    Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком».

А.И.Солженицын.  «Крохотки».

       1. Костёр и муравьи

      Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
    Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...
   А удивляемся людям.

       2. Вязовое бревно
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую.
Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше нас! 

        3. Лиственница.

       Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь — и люди такие есть.

 

В.Астафьев.  «Затеси».

          1.  Записка

         На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».   Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.   В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.   В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.   Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

          2. Дождик.

     Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

       Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

     Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Программисты - это, может быть, вы"

План-конспект урока по теме "Алгоритм", первого урока в теме "Алгоритмика" в 6 классе.Материал содержит конспект урока, дидактический материал к уроку, презентацию, самоанализ урока...

Физика не может быть нелюбимой

как сделать так, чтобы наши ученики любили и знали физику?...

Физика не может быть нелюбимой

Конкурентность  на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся м...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Дискуссия "Ценности, без которых человек не может быть счастливым"

Человеку для счастья надо много, мало того, у разных людей разные потребности. Но есть ценности, в которых нуждается, вообщем-то, каждый из нас..... Песни я пишу давно. О том, что вижу и чувствую...