Учебный проект "Мой ровесник на страницах произведений русских писателей XX и XXI в.
проект по литературе (5 класс) на тему

Селиванова Елена Федоровна

Представлены результаты работы обучающихся 5-х классов в рамках проекта по уроку литературы.  Обучающиеся сравнили литературыне образы своих ровесников на страницах произведений русских писателей XX  и  XXI в.  В результате работы над проектом были сделаны следующие  выводы: в  произведениях писателей  и 20 и 21 века наш ровесник представлен как  человек, обладающий  такими качествами как доброта,  умение дружить, смелость, готовность всегда прийти на помощь. Разработаны рекомендации к чтению произведению  (формат  презентации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: Мой ровесник на страницах детской литературы 20 и 21 века.

Продукт: Выставка «Советуем прочитать».

Актуальность проекта

О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, насколько чтение обогащает духовный мир человека влияет на его личностный рост. На первый взгляд кажется, что чтение – вопрос современности, однако, о важности книг задумывались уже много лет назад. Тысячи лет назад великими умами того времени собирались огромные библиотеки, такие как Великая библиотека в Александрии, библиотеки Ватикана, библиотеки в древнем Риме и в монастырях западной Европы. Даже в Древней Руси имелись свои немаленькие библиотеки, первую из которых основал Ярослав Мудрый. Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как : “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он, словно, набирается эдакого воображаемого жизненного опыта, который, несомненно, в будущем ему не раз ещё пригодится. Это уже не говоря о том, что читающие люди пишут намного более грамотно, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе легче и приятней. Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, новые впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут всех ответов и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, мы обогащаем свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли духовный мир человека? Само собой, к чтению книг, как и ко многому в жизни, нужно подходить с умом. Весьма сомнительно, что читая только Стивена Кинга, или, например, исключительно Дарью Донцову, можно набраться вселенской мудрости. Многие люди, по своим личным убеждениям, читают только русскую классику. Другие не признают ничего, кроме классики западной. Третьи вообще напрочь открываются читать что-либо, кроме научной фантастики или мистики. На мой взгляд, это не очень-то правильно. Читать нужно всё. По крайней мере, пробовать. И чем больше в жизни человек прочтёт, тем больше он узнает и поймёт. Кто знает, может быть, ему даже откроются некоторые тайны, сокрытые от человечества веками. В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и немножко перефразировать её на свой лад: “Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг”.

Детская литература – произведения, написанные специально для детей с целью формирования их мировоззрения, эстетических запросов и расширения кругозора. Строго говоря, детская литература – это то, что создано специально для детей.

Актуальность исследования. В настоящее время с каждым годом предъявляются все более серьезные требования к детской литературе как важнейшему источнику формирования личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан, как каналу воспроизводства духовных ценностей. В современных условиях трудно переоценить воспитательное значение традиционной высокохудожественной детской книги. Детское восприятие переживает сейчас небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой – либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия. Понятно, что такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения.

Чтение – это не необходимость. Это удовольствие. Но что можно посоветовать сегодня прочитать? Какие произведения заслуживают нашего внимания?

 По справедливому замечанию Г.Остера,  современные  произведения для детей среднего и старшего школьного возраста - самый загадочный пласт «детской» литературы.

Г.Остер: «Мы, взрослые, прекрасно знаем, что «читают» наши младшие дети, потому что сами прочли им эти книги вслух. А вот что хотят и могут читать наши подростки? Это для взрослых любого поколения всегда остается тайной».

В возрасте 10-13 лет хочется, чтобы твой выбор литературы для чтения получал достойную оценку. Взрослые  же советуют нам читать произведения, на которых, как они утверждают, воспитывались сами, которые оказали на них большое положительное влияние. Они утверждают, что сегодня нет таких произведений, в которых наши бы ровесники представали как хорошо воспитанные, разносторонне развитые, способные, добрые, культурные подростки, на примере героев современных произведений ничему хорошему научиться нельзя.

Цели проекта: Сравнить литературные образы наших ровесников – героев литературы 20 и 21 века и определить общее и различное в характерах героев.

Задачи проекта:

  1. Составить список произведений  детской литературы для чтения.
  2. Выбрать для прочтения  произведение.
  3. Дать характеристику главным героям.
  4. Продумать форм презентации произведений, рекомендуемых  для прочтения.

Гипотезы:

1 гипотеза: В произведениях писателей  и 20 и 21 века наш ровесник представлен как  человек, обладающий  такими качествами как доброта,  умение дружить, смелость, готовность всегда прийти на помощь.

2 гипотеза: Нравственные принципы героев литературы 20 века устарели, поэтому такие произведения читать  не интерес но.  Подростков с такими качествами нет и не может быть. Современному обществу  люди с такими качествами чужды.  

3 гипотеза: если читать литературу 20 века, то на примере героев этой литературы можно вырасти высоконравственными людьми.

Механизм реализации:

Этап

Содержание этапа

Сроки

Ожидаемый результат

Подготовительный

Изучение Интернет-источников,

опрос родителей, бабушек и дедушек

октябрь - ноябрь

составление списка литературы

Основной

Чтение произведений

Составление плана характеристики героя

Составление характеристик героев

ноябрь-январь

февраль

Февраль

знание содержания произведений

Сравнение особенностей характеров героев произведений писателей 20 и 2 века

Подтверждение или опровержение гипотезы

Представление характеристик героев и произведений перед обучающимися

Заключительный

Составление слайдовой презентации-рекламы прочитанных произведений

март

Реклама произведений для чтения

Анализ результатов работы

 На страницах литературы 20 века  это произведения:

А Рыбаков "Кортик", "Приключения Кроша"

В. Железников " Чучело", "Чудак из шестого "Б"

Ю.Третьяков "Ошибка Радика и Женьки"

В.Крапивин "Тень Каравеллы" и др. произведения (см. в Интернете)

Астафьев "Васюткино озеро» (и др. рассказы)

В.Распутин ""Уроки  французского"

А.Алексин (рассказы и повести)

Произведения писателей  21 века:

И.Боровиков "Горожане Солнца"

Фред Адра "Лисс Улисс"

Б.Минаев "Детство Левы"

В.Поляков "Олух царя небесного"

Менжунова "Ложкарева-интренешнл и ее обитатели"

Д.Сабитова "Цирк в шкатулке"

М.Сочинская "Школьная жизнь"

р,Эльф "Синий дождь"

Т.Мэн "Козел"

Объем работы 1 лист формата А4 (включая иллюстрации, лучше - собственные).

После  прочтения книг каждый обучающийся подготовил характеристику героя и презентацию-рекламу  (ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Итоги работы:

  • В проекте приняли участие 11 обучающихся. 9 из их подготовили слайдовую презентацию прочитанных произведений. По результатам представленных презентаций  были сделаны выводы о том, что  и сегодня современные писатели на примерах характеров героев, являющихся нашими ровесниками , говорят о ценности таких черт характеров как смелость, умение дружить, любознательность. Единственным отличием является то, что это ребята, выросшие в эпоху компьютерных технологий, что часто находит отражение в особенностях сюжета произведений, обуславливает  такую особенность их характера, Интерес к современным средствам передачи информации (компьютер, айфоны и т.д.). Высокий уровень технических способностей.

Т.о. получила подтверждение 1 гипотеза: в  произведениях писателей  и 20 и 21 века наш ровесник представлен как  человек, обладающий  такими качествами как доброта,  умение дружить, смелость, готовность всегда прийти на помощь.

При этом отмечается, что найти произведения современных писателей очень трудно. Несмотря на то, что многие из писателей печатаются в Уральских издательствах. До наших книжных магазинов они не доходят.  В России утверждены 2 премии для таких писателей. Высокую оценку получили авторы таких произведений известных детских писателей, к числу которых относится всем известный В. Крапивин.. Хотелось бы надеяться на то, что такие произведения станут доступными для нас.

Мы составили список этих  произведений. И советуем их прочитать совместно родителям и детям.

Книга в нашей жизни играет значительную роль. Она помогает нам  найти ответы на нравственные и философские вопросы. Любая хорошая книга учит жить, предостерегает от ошибок и ведёт нас  по жизненному пути.

Ищущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу — нет спутника лучше ее, болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу — в мире нет лекарства ее сильнее.

Важно понимать, что детская литература способствует формированию человека «сердечного ума» и «умного сердца».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой ровесник на страницах детской литературы 20 и 21 века Я убежден, что неверно начинать работу над книгой с вопроса «Что нравится современным детям?». Быть может, вы скажете: «А начинать с вопроса “Что нужно современным детям?”, руководствуясь нравственными, воспитательными мотивами, – тоже неверно?» Видимо, да... Лучше спросить: «Что нужно мне?»... Если вы можете обойтись без нравоучений, так и делайте. Единственная мораль, которая имеет какую-то цену, – мораль самого автора... К.Л.Кэролл ( об особенностях творчества детских писателей) «

Слайд 2

Чтение дружеское окружение Посещение театров, выставок Личностный рост Саморазвитие Актуальность проекта Занятия в кружках и секциях Уроки в школе

Слайд 3

“ Кто много читает, тот много знает” “ Книга мала, а ума придала” .

Слайд 4

“… чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”.

Слайд 5

Цель проекта: Сравнить особенности характеров наших ровесников – героев литературы 20 и 21 века. Задачи проекта: Составить список произведений детской литературы для чтения. Выбрать для прочтения произведение. Дать характеристику главным героям. Продумать форму презентации произведений, рекомендуемых для прочтения.

Слайд 6

Гипотезы: 1 гипотеза: В произведениях писателей и 20 и 21 века наш ровесник представлен как человек, обладающий такими качествами как доброта, умение дружить, смелость, готовность всегда прийти на помощь. 2 гипотеза: Нравственные принципы героев литературы 20 века устарели, поэтому такие произведения читать не интерес но. Подростков с такими качествами нет и не может быть. Современному обществу люди с такими качествами чужды. 3 гипотеза: если читать литературу 20 века, то на примере героев этой литературы можно вырасти высоконравственными людьми

Слайд 7

Механизм реализации: Этап Содержание этапа Сроки Ожидаемый результат Подготовительный Изучение Интернет-источников, опрос обучающихся, родителей, бабушек и дедушек октябрь - ноябрь составление списка литературы Основной Чтение произведений Составление плана характеристики героя Составление характеристик героев ноябрь-январь февраль Февраль знание содержания произведений Сравнение особенностей характеров героев произведений писателей 20 и 2 века Подтверждение или опровержение гипотезы Представление характеристик героев и произведений перед обучающимися Заключительный Составление слайдовой презентации-рекламы прочитанных произведений март Реклама произведений для чтения Анализ результатов работы

Слайд 8

Список произведений 20 век А Рыбаков "Кортик", "Приключения Кроша" В. Железников " Чучело", "Чудак из шестого "Б" Ю.Третьяков "Ошибка Радика и Женьки" В.Крапивин "Тень Каравеллы" и др. произведения (см. в Интернете) Астафьев "Васюткино озеро» (и др. рассказы) В.Распутин ""Уроки французского" А.Алексин (рассказы и повести) 21 век И.Боровиков "Горожане Солнца" Фред Адра "Лисс Улисс" Б.Минаев "Детство Левы" В.Поляков "Олух царя небесного" Менжунова "Ложкарева-интренешнл и ее обитатели" Д.Сабитова "Цирк в шкатулке" М.Сочинская "Школьная жизнь« Р.Эльф "Синий дождь" Т.Мэн "Козел"

Слайд 9

Выводы: На страницах произведений современные писатели (21 века)на примерах характеров героев, являющихся нашими ровесниками, говорят о ценности таких черт характеров как смелость, умение дружить, любознательность . Интерес к современным средствам передачи информации (компьютер, айфоны и т.д.). Высокий уровень технических способностей.

Слайд 10

Книга помогает нам найти ответы на нравственные и философские вопросы. Любая хорошая книга учит жить, предостерегает от ошибок и ведёт нас по жизненному пути. Ищущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу — нет спутника лучше ее, болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу — в мире нет лекарства ее сильнее.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Астафьев «Васюткино озеро» Озеро названо Васюткин ым в честь 13-летнего мальчишки За что он удостоил ся такой чести? Об этом – рассказ «Васютки но озеро». Заблудившись в лесу, герой рассказа сумел выжить, благодаря внимательному отношению к советам взрослых, смелости, находчивости . Но главное – он нашёл озеро, богатое рыбой. А это для местных жителей, рыбаков, было очень важно, так как в Енисее рыбы уже было мало. Колхозники открыли на озере постоянный промысел. Прочитав это произведение, ты узнаешь, как нужно вести себя в лесу, тайге, если ты заблудился. Селиванов Артем ртем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

"Святки. Святочные гадания и их отражение в произведениях русских писателей"

Руские традиции и обычаи -одна из составляющих  нашей культуры. Изучить их помогают произведения русских писателей. В произведениях Пушкина, Жуковского, Льва Толстого ярко изображены Святки...

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РУССКОГО НАРОДА

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских класси...

Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений русских писателей.

Человек на войне.Существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить своё достоинство и моральные принципы./На примере произведений В.П.Астафьева "Пастух...

По страницам произведений любимых писателей и поэтов

Обобщить и закрепить знания учащихся по прочитанным произведениям (А. Плещеева, А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета, Н.Носова и др.)...