Конспект урока в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кистанова Валентина Анатольевна

Обобщающий урок "Есенинский брейн-ринг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tvorchestvu_esenina.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина. 

Тема урока: « Певец страны березового ситца».                

Урок- деловая игра « Есенинский брейн – ринг».

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания.

Обучающая: обеспечить повторение, закрепление знаний, формировать умение выделять главное.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: портрет Есенина, презентация, выставка книг поэта, аудиозапись песни на стихи поэта.

Оформление доски:

Эпиграф:

«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»

На доске таблица для занесения баллов

Ход урока:

I этап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы.

II этап. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Хочется начать урок словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое, более всего иного, заслужено человеком». Вся поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся из самого сердца.

Звучит песня на стихи С.А. Есенина « Отговорила роща золотая»

Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок « Есенинский брейн – ринг». В качестве домашнего задания вам было предложено повторить весь изученный материал о жизни и творчестве поэта, выучить понравившиеся стихотворения поэта. 

Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, на размышление дается 1 минута. Если команда не дает ответ, то отвечает другая команда и получает балл. Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме большее количество баллов. За приготовленные стихотворения С.А. Есенина ставится: 3,4,5. баллов.

( Учащиеся разбиваются на 2 команды, выбирают капитана, который проходит жеребьевку. Во время игры он поднимает красную карточку – сигнал о готовности команды дать ответ, а если ответа нет – черную карточку)

Учитель:             Есенин, здравствуй! Снова, снова

                    Идешь ты впереди меня,

                    Ты даришь солнечное слово,

                    Российской удалью звеня!

                               

                                         1 раунд

1.Назовите годы жизни С.Есенина ( 1895 -1925)

   

          2.Родина Сергея Есенина (с. Константиново, Рязанской губернии)

          3. Имена, отчества родителей поэта?  ( Александр Никитич и Татьяна Федоровна

         Есенины)

         4.Кому на воспитание был отдан С.Есенин с 2-х лет? (Деду по матери Титову         Фёдору Андреевичу)

   5.Как звали сестёр Есенина? (Александра, Екатерина).

   6.Где учился поэт? (Константиновское сельское училище, церковно-учительская         школа, историко-философскоий факультет         Московского  университета)

          7.Во сколько лет он начал писать стихи? (Рано, лет в 9»)         

   8.К какому сословию принадлежал Сергей Есенин? (К крестьянству).

     9. Главная тема стихотворений  поэта?   ( Россия)

10.О чем были первые печатные стихи Есенина?  (Стихи о русской природе .        «Береза», «Черемуха», «Пороша»)

       11.Как называется первый сборник поэта и когда он вышел?    («Радуница» -         1916г.)

     12. Назвать образ, который в его стихотворениях олицетворяет  русскую природу, поэт         часто к нему возвращается?   (Образ березы. Берёза-«девушка», «невеста», она -

        олицетворение всего чистого и красивого).

      13. Образ – двойник поэта, когда он задумывается о своей судьбе, своей жизни?                      (Клен).

           14.Какие цвета особенно часто встречаются в поэзии Есенина?   (Синий и голубой.         Синий  цвет для поэта – цвет покоя и тишины. Голубой цвет – это ощущение простора, широты)

          15.Кто стал прообразом Анны Снегиной?  (Лидия Кашина, молодая помещица, в которую    был влюблен Есенин)

16.Сюжетообразующая тема в поэме « Анна Снегина» ( Тема юношеской любви)

17.  Есть известное многим, прекрасное стихотворение «Шаганэ ты моя Шаганэ!».  Шаганэ – реальное лицо. Кто она?   (Школьная учительница -    Шаганэ Нерсесовна Тальян, с кем был дружен Есенин, ей подарил свой сборник с  надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне»)

            18.Назовите имя знаменитой американской танцовщицы, становившей женой Есенина?

             (Айседора Дункан – ирландка по происхождению, стала американской         подданной)

           19.        16 июня 1925 года Есенин написал сестре Екатерине: «Случилось очень многое,    что   переменило и больше всего переменяет мою жизнь. Я женюсь…» Так на ком он  женился?   (На Софье Андреевне Толстой – внучке Л.Н. Толстого)

           20.         Когда и где разразилась трагедия с Есениным?  (В ночь с  27 на 28  декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер»)

        Чтение наизусть подготовленных стихотворений ( по 2 человека от каждой команды)

                                        2 раунд

1.Представителем какого направления в литературе серебряного века был С. А.Есенин? ( новокрестьянская поэзия)


2. Кто один из первых в  оценил поэзию Есенина, назвав его стихи «свежие, чистые, голосистые » ?
 (А. Блок)

3.  Сколько частей в поэме «Черный человек»? ( 2 части)

4. Как встретил поэт Октябрьскую революцию ?( с радостью и сочувствием)

5. Какая поэма посвящена революции?
( Поэма « Двенадцать)

6.  Как называется литературный прием, который используется в данном отрывке и на протяжении всей поэмы? ( рефрен)

Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
7.
По какому принципу построена поэма «Черный человек» ? ( диалог)

8. Название его последнего стихотворения.( «До свиданья, друг мой, до свиданья …»)
9. Какой прием использует автор в строке: « Голова моя машет ушами, как крыльями птица» ? ( метафора)
10. Какое стихотворение открывает цикл «Любовь хулигана»? («Заметался пожар голубой»)

11. Входил ли Есенин в группу имажинистов ?(Да, в последние годы творчества)
12. Имажинизм как литературное направление связано с созданием чего?  ( образа)
        Чтение наизусть подготовленных стихотворений (по 2 человека от каждой команды)

                                             3 раунд

         1. В каком стихотворении Есенина встречаются следующие строки :

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

( «Гой ты, Русь, моя родная»)

2. Какой прием использует автор в строке : « Голова моя машет ушами, как крыльями птица»? ( метафора)


3. Определите жанр поэмы «Анна Снегина » (лиро – эпическая)


4. Какую композицию имеет стихотворение «Заметался пожар

 голубой …» ? ( кольцевая)


5.Назвать стихотворение

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

(« Спит ковыль. Равнина дорогая.»)

6.Назвать стихотворение

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

( « Заметался пожар голубой…)        

  1. В каком стихотворении С. Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне? ( « Письмо матери»)
  2. Из какого произведения С. Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас

( «Анна Снегина»)

  1. Впечатления о какой стране были отражены в статье «Железный Миргород»?
     ( Америка)
  2. Назвать средство выразительности

Черная потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

( риторический вопрос)

Чтение наизусть подготовленных стихотворений (по 2 человека от каждой команды)

Учитель: Наш « Есенинский брейн – ринг» закончился. Сейчас я приглашаю капитанов сосчитать полученные баллы.

Показ презентации о жизни поэта. ( в это время подсчитываются полученные баллы)

Учитель объявляет результаты.

(Победителям вручаются медали « Лучший знаток творчества Есенина»

Итог урока

Слово учителя

- Как вы понимаете значение  слов на слайде?

Учитель:
        С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.

 Рефлексия


- Чем лично вам дорога поэзия С. Есенина?

- А теперь вам предлагаю продолжить ответы на следующие вопросы:  
Я узнал новое…

Самым интересным было…

Показалось трудным …

Запомнится….

Могу сказать, что…

Захватывает в поэзии Есенина…

Хочется понять, что…

Можно предположить, что….  

Выставление оценок.
Домашнее задание:  Написать эссе «Эту жизнь за все благодарю» 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...