Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Васильева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе составлена на основе

-      федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по литературе  

-   примерной программы основного общего образования (Литература с родным (нерусским) языком обучения);

-  федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

-  базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,

          -  учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017/2018учебный год,

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год,

 -    программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016

Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения литературы в 5  классе отводится 102 часов в год, т.е. по 3 урока в неделю в течение 34 учебных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_5_lit.docx85.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / Гречко А. А. /

«____» ______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________/ Директоров А. П./

Приказ от «___» ____________ 2017г. № __

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для  5  класса

учителя  Васильевой Ирины Витальевны

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от « 28 » августа 2017г. № 1

2017 – 2018 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 

ПЯТЫЙ КЛАСС

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к русской литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги; создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные

Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня, аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание. Пролог.

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору). Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения._

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы . Сказ и сказка.

Константин Георгиевич Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак.  Сказки. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских

народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения .

«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение

образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа

добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь.

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

 А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Список литературы для самостоятельного чтения

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Из древнерусской литературы

А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

Из русской литературы 18 века

А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.

 М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

 Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)                                                                                                                  

Из русской литературы 19 века

И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор)                                                                                                      

 К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.  

А.А. Дельвиг. Русская песня.                                                                                                                          

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов-Микитов. Зима.П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы  

 Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).                                                                                                    

 Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

№№

Тема урока

Кол-во часов

1

ВВЕДЕНИЕ 

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1

2

Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»

1

3

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор) 

      1

4

Сказка как вид народной прозы.

1

5

«Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой.

1

6

«Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича.

1

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

      1

8

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

9

РР Составление волшебной сказки

1

10

ВЧ Сказка  о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка  «Солдатская шинель»

ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок»

1

11

Контрольная работа

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12

 «Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

13

ВЧ Русские летописи.  ПРОЕКТ Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

      1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

14

М.В. Ломоносов. Стихотворение  «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

15

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий

      1

16

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

      1

17

Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе

1

18

РР Басни Крылова. Анализ и исполнение

ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

1

19

В.А. Жуковский – сказочник.

1

20

Сказка «Спящая царевна»

1

21

«Спящая царевна» как литературная сказка.

1

22

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

1

23

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

      1

24

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

25

Основные образы сказки

1

26

РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

      1

27

РР Стихи и проза. Рифма и ритм

1

28

Контрольная работа 

ПРОЕКТ Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».

      1

29

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

      1

30

ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»

1

31

ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

32

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

      1

33

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

34

Н.В. Гоголь.  Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». 

      1

35

ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

       1

36

ВЧ Н.А. Некрасов.  «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

37

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

      1

38

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

1

39

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1

40

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

1

41

Герасим и Муму. Счастливый год

1

42

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества

1

43

РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

1

44

Контрольная работа  ПРОЕКТ Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков»

      1

45

«Чудные картины» А.А. Фета

1

46

Контрольное тестирование за первое полугодие

1

47

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

      1

48

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

1

49

Тема дружбы в рассказе.

1

50

Под страхом смерти.

1

51

РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»

      1

52

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ.

1

53

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора

1

54

Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

1

55, 56

РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

      2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 часов)

57

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»

1

58

ВЧ И. А. Бунин «Подснежник»

1

59

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец

1

60

Новые знакомые Васи

1

61

Тыбурций Драб – «замечательная личность»

1

62

РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»  

1

63

ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»

1

64

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

      1

65

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера

1

66

Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

1

67

Контрольная работа

1

68

Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

1

69

К.Г. Паустовский.  Сказка  «Теплый хлеб»

1

70

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

71

ВЧ Сказки К. Г. Паустовского

1

72

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

73

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

      1

74

Контрольная работа

ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки

1

75

А.П. Платонов. Рассказ  «Никита»

1

76

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

77

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

1

78

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

79

Контрольная работа

1

80

РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

81

ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

82

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война

1

83

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

84

ВЧ  Рассказы о войне

1

85

РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

1

86

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»

      1

87

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

1

88

ВЧ Н. А. Тэффи «Валя»

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

89

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

1

90-91

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

2

92

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда

1

93

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини

1

94

Истории четвёртая и пятая

1

95

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом

1

96

РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение)

1

97

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

1

98

Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

1

99

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера».

1

100

КР Контрольное тестирование за второе полугодие    ПРОЕКТ Электронная презентация «Памятники литературным героям»

      1

101-102

Итоговый урок (творческий отчёт)  ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературия 5 класса»

      2

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение.
  2. Развернутый ответ на вопрос.
  3. Тест.
  4. Устное монологическое высказывание на заданную тему.
  5. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).
  6. Письменный анализ лирического произведения.
  7. Письменный анализ эпизода.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа  по творчеству  И.А. Крылова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина

1.        Дайте краткое определение такому жанру литературы, как басня.

2.        Что такое мораль?

3.        Из какой басни мораль? Напишите название басни И.А.Крылова.

- У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягнёнок»)

- А вы, друзья, как ни садитесь,

  Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)

- Когда в товарищах согласья нет,

  На лад их дело не пойдёт,

  И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

- Невежда так же в ослепленье

  Бранит науки, и ученье,

  И все учёные труды,

  Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

- Уж сколько раз твердили миру,

  Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

  И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)

4.        Из какой сказки эти строчки? Назовите сказку и автора.

Всё утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьём в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам…

5.        Дайте определение такому литературному жанру, как баллада.

6.        Назовите балладу В.А.Жуковского.

7.        Назовите стихотворение и её автора.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

8.        Что такое лукоморье?

9.        Из каких сказок А.С.Пушкина эти строки?

- Час обеда приближался,

  Топот по двору раздался:

  Входят семь богатырей,

  Семь румяных усачей.

- Говорит старику старуха:

  «Воротись, поклонися рыбке.

  Не хочу быть вольною царицей,

  Хочу быть владычицей морскою…»

- Вот из моря вылез старый Бес:

 «Зачем ты, Балда, к нам залез?»

10.         Как называется сказка, у которой есть автор?

Тест по литературе

5 класс 1 полугодие

Пояснительная записка

             «Литература» как учебный предмет представляет ученику мир как  единое целое, как обозримое и волнующее изображение действительности.

              При встрече с искусством на уроке литературы важна логика общения с художественным произведением, умение видеть масштаб проблем, которые оно ставит перед читателем, и свобода владения речью, которая оформляет наши суждения и оценки.

              Цель данного теста определить характер данных направленных задач, решаемых на уроках литературы, и выявить знания, полученные на этих уроках:

- изучение и знание лучших произведений родной и всемирной литературы;

- умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению произведений искусства;

- расширение опыта коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;

- развивает способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

- овладевание общеучебными умениями универсальными действиями
(формирования цели деятельности, ее планирования, осуществления библиографических поисков, умение находить  обрабатывать необходимую информацию из различных источников).

              Реализация этих задач способствует формированию  духовного развития личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением  и освоившей опыт продуктивной коммуникации.

             Большую роль при  реализации тестов играет принцип вариативности. Выбор варианта зависит от подготовленности и возможностей класса.

Общая характеристика

            Тесты рассчитаны на  классы и выявляют знания, полученные за 1 полугодие учебного процесса.

            Тесты состоят из трех частей А, В и С. На их выполнение отводится 45 минут.

            Часть А включает в себя  вопросы (А1-А6) с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста, знания исторического материала

             Часть В включает в себя вопросы (В1-В5) с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов, выявляющие знания теории литературы.

              Часть С  требует написание  развернутого ответа  (из 5-7) предложений на поставленный вопрос.

Ответы и критерии оценки части А и В

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Итого за части А и В – 11 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С

баллы

К1

Смысловая цельность речевая связность и последовательность изложения

К2

Работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, одна орфографическая ошибка, 1-2 пунктуационные ошибки;

- допущены 1-2 логические ошибки, 2 – 3 орфографические ошибки, 3-4 пунктуационные ошибки

-больше 3 логических ошибок, больше 4 орфографических и пунктуационных ошибок

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

3

2

1

0

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, выдвигает необходимые тезисы, приводит аргумент: - фактические ошибки отсутствуют;
- ограничивается общими тезисами без подкрепления доводами (аргументами),  допущены 1-2 фактические ошибки;

- учащийся обнаруживает понимание проблемы, но объясняет ее смысл поверхностно, упрощенно и допущено 3-4 фактических ошибок;

- учащийся не понимает поставленного вопроса или дает ответ, не соответствующий вопросу

3

2

1

0

К3

Следование нормам речи

- допущена 1 речевая ошибка;

- допущено 2-3 речевых ошибок;

- допущено 4 речевых ошибок;

- допущено 5 и более речевых ошибок.

3

2

1

0

Максимальный балл

9

Тест по литературе 5 класс 1 полугодие 1 вариант

А 1. Назовите героев басни И.А.Крылова:

А) лебедь, щука и рак

Б) журавль и цапля

В) царевна-лягушка

Г) чудо-юдо

А2. Назовите автора стихотворения «Случились вместе два астронома в пику»:

А) Лермонтов

Б) Пушкин
В) Ломоносов

Г) Жуковский

А3.Кому принадлежат эти строки

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказки говорит. ?

А) Ломоносову

Б) Жуковскому

В)Лермонтову

 Г) Пушкину

А 4. Из какого произведения эти строки; «Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась,  холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что давило на решетки, и решётки уже поддавались, хотя были сделаны из прочного железа» ?

А) « Attalea princeps»

Б) «Муму»

В) «Бородино»

Г) «Руслан и Людмила»

А5. Какие события отражены в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

А) Отечественная война 1812 года

Б) Восстание декабристов 1825 года

В) Первая мировая война 1914 года

Г) Великая отечественная война 1941-1945 годов

А 6. Картина И.Репина и стихотворение Н.Некрасова описывают тяжёлую работу:

А) бурлаков

Б) рабочих
В) рыбаков

Г) охотников

Часть В.

При выполнении этой части запишите ответ, словом или группой слов в клеточки. Каждую букву надо записывать в клеточку, а при перечислении между словами нужно ставить запятые в отдельную  клеточку.

Ответы к заданию нужно записать словами.

В1. Что означает слово миф?

В2. Как иначе можно назвать устное народное творчество?

В3. Назови три основных вида русских народных сказок.

В4. Назови жанровую особенность басни.

В5.Какой художественный прием использовал В.Гаршин в сказке «Аttalea princeps»?

Часть С.

Те честные мысли,  которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Какие мысли мучают автора?

(Ответьте на вопрос, написав эссе из 5-6 предложений)

Ответы:
Часть А.

А1. А: А2.В; А3.Г;А4. А; А5.А; А6.А.

Часть В.

В1. предание, сказание: В2. Фольклор: В3. Волшебные, бытовые, сказки о животных; В4. Мораль; В5. Антитеза, противопоставление.

Вариант 2.

Часть А

А1. К какой басне И.Крылова относятся эти крылатые слова6 «Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши!»

А) «Ларчик»

Б) «Ворона и лисица»

В) «Свинья под дубом»
Г) «Стрекоза и муравей»

А2. С кем боролся Иван-крестьянский сын?

А)  Кощеем Бессмертным

Б) Бабой-Ягой

В) Чудо-юдом

Г) Кикиморой

А3. Кому принадлежат строки:

Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины…»

А) А.С.Пушкину

Б)В.А.Жуковскому

М.В.Ломоносову

Г) М.Ю.Лермонтову

А4. Из какого произведения эти строки

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилася с ним:»

А) «Руслан и Людмила»

Б) «Сказка о золотой рыбке»
В) «Сказка о мертво царевне и семи богатырях»

Г) «Сказка о царе Салтане…»

А5. Какие исторические события отражены в летописном расск4азе «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

А) нашествие печенегов

Б) битва с поляками

В) крестовый поход

Г) битва со шведами

А6. Произведение А.Погорельского и иллюстрация художника А.Рейпольского воспевают

А) белую ворону

Б) чёрную курицу

В) зелёную лягушку

Г) умную цаплю

Часть В.

В1. Как называется начало сказки?

В2. К какому литерату3рному жанру относится произведение В.А.Жуковского «Кубок»?

В3. Назовите три рода литературы.

В4. К какому жанру относится произведение И.С.Тургенева «Муму»?

В5. Какой художественный прием использован в баснях И.Крылова?

Часть С.

Почему И.С.Тургенев назвал рассказ «Муму» , а не «Герасим»?

(Ответьте на вопрос, написав эссе из 5-6 предложений)

Ответы:

Часть А.

А1. Г; А2.В; А3. Б; А4. В; А5. А; А6.Б.

Часть В.

В1. Зачин; В2. Баллада; В3. Эпос, лирика драма; В4. Рассказ; В5. Аллегория.

Итоговое тестирование за курс 5 класса

Вариант I

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;

б) они были друзьями;

в) она оценила его доброту, в знак благодарности;

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня

б) Загадка

в) Прибаутка

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Н.А. Некрасов «На Волге»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) В.А. Жуковский «Кубок»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в)  Д. Дефо «Робинзон Крузо»

16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов

17. Автором стихотворения «На Волге» является:      

 а) Пушкин А. С.;  

 б) Жуковский В. А.;      

  в) Некрасов Н. А.;                                                                                                                                                                              

18. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»

       а) Г.Х.Андерсен

       б) Д.Дефо  

       в) Ж.Санд

19.  Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:

       а) пиратами Карибского моря;

       б) разбойниками Шервудского леса;

       в) вождями индейского племени.

20. Как маленький охотник Киш  расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?

       а) убивал их из ружья

       б) убивал их копьём

       в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-14

3(удовлетворительно)

15-18

4(хорошо)

19-20

5 (отлично)

Вариант II

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Сказка

б) Роман

в) Пословица

2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) природа – цивилизация.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) В.М. Гаршин «Attalea princes»

5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

в) «Царевна-лягушка»

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».

а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

а) Ярослав

б) Елисей

в) Алексей

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всё ту же песню ты поёшь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца…

а) Н.А. Некрасов «На Волге»

б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»

17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».

а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»

б) А.П. Платонов «Никита»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

18. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

а) М.В. Ломоносов

б) М.Ю. Лермонтов

в) В.А. Жуковский

19.   К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?

  а) Англия

  б) Шотландия

  в) Дания

20.   Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?

  а) 60

  б) 50

  в) 70

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-14

3(удовлетворительно)

15-18

4(хорошо)

19-20

5 (отлично)

Контрольная работа по литературе

(универсальная, подходит для всех классов)

1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?

а)   Автор, название, жанр (повесть, рассказ, сказка, новелла, драма).

б) Встречался ли я с этим автором раньше?

в)  Как бы я определил основную тему произведения (повести, рассказа, новеллы, драмы)?

г)  Что было особенно интересно в повествовании?  Какой эпизод произвёл на меня впечатление?

д)  Что я думаю о героях повествования и их отношениях друг с другом?

е)  Каким мне представляется автор?

2. Посоветовал бы я прочитать  это произведение  своим друзьям и почему?

3. Чему учит данное повествование?

4. Какой вывод я сделал для себя после прочтения этого  произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...