Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Васильева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе составлена на основе

-      федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по литературе  

-   примерной программы основного общего образования (Литература с родным (нерусским) языком обучения);

-  федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

-  базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,

          -  учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017/2018учебный год,

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год,

 -    программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016

Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения литературы в 7  классе отводится 68 часов в год, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_fgos_7_kl.docx65.88 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

•        Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•        Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;

•        Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

•        Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач;

•        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ-ствии с изменяющейся обстановкой;

•        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

•        Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

•        Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•        Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•        Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•        Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•        Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•        Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•        Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•        Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•        Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•        Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•        Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

•        Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

•        Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.

Содержание учебного предмета

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,

Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 Ч.)

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

1

3

Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

1

4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора

1

5

Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович»

1

6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

1

7

Французский и карелофинский мифологический эпос.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

1

8

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

9

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2Ч.)

10

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

1

11

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 Ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (3 ч.)

12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII

1

13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

14

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов», цикл «Повести Белкина». Проект

1

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)

15

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем

1

16

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

1

18

Контрольная  работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Николай Васильевич Гоголь ( 5 ч.)

19

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

20

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

21

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

22

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1

23

Контрольная работа №3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.)

24

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1

25

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»

1

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч.)

26

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

27

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские  женщины».

1

28

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Алексей Константинович Толстой (1ч.)

29

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина (2 ч.)

30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

31

Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Лев Николаевич Толстой (3 ч.)

32

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых»

1

33

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого

1

34

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

1

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч.)

35

«Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова

1

36

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

37

Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

1

«Край ты мой родной, родимый край…» (2 ч.)

38

В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

1

39

Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)

40

Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры»

1

41

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

1

Максим Горький ( 2 ч.)

42

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

1

43

Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»

1

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)

44

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

45

Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Леонид Николаевич Андреев (2 ч.)

46

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

1

47

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект

1

Андрей Платонович Платонов (2 ч.)

48

Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Проект

1

49

Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX века

1

Борис Леонидович Пастернак (2 ч.)

50

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

51

Контрольная работа №7 по произведениям Б.Л. Пастернака

1

На дорогах войны (обзор) (1ч.)

52

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

1

Федор Александрович Абрамов (1 ч.)

53

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Евгений Иванович Носов (2 ч.)

54

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» , «Акимыч»

1

55

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Юрий Павлович Казаков (1 ч.)

56

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.)

57

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.)

58

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»

1

Д.С. Лихачев ( 1 ч.)

59

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.)

60

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

1

Песни на слова русских поэтов XX века (1ч.)

61

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект

1

Из литературы народов России (1 ч.)

62

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 Ч.)

63

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

1

64

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

1

65

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

66

Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов»

1

67

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

1

Подведение итогов за год (1 ч.)

68

Итоговый тест

1

КИМы. Общая характеристика

            Тесты рассчитаны на  классы и выявляют знания, полученные за 1 полугодие учебного процесса.

            Тесты состоят из трех частей А, В и С. На их выполнение отводится 45 минут.

            Часть А включает в себя  вопросы (А1-А12) с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста, знания исторического материала

             Часть В включает в себя вопросы (В1-В8) с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов, выявляющие знания теории литературы.

              Часть С  требует написание  развернутого ответа  (из 10-15) предложений на поставленный вопрос.

1 вариант

Часть  А

Прочитайте внимательно задание, знаком «Х» отметьте номер, выбранный вами в номере ответа.

А 1. К какому жанру устного народного творчества относится произведение «Воцарение Ивана Грозного»?

А) былина

Б) предание

В)  сказание

Г) сказка

А 2. Кто является главным героем былины «Садко»?

А) Илья Муромец

Б) Алёша Попович

В) Садко

Г) Добрыня Никитич

А 3. «Лес рубят – щепки летят»  - к какому жанру народного творчества относятся эти слова?

А) частушка

Б) поговорка

В) пословица

Г) анекдот

А 4. Кто является автором поучения и наставления?

А) Владимир Мономах

Б) Ярослав Мудрый

В) Петр Первый

Г) Иван Грозный

А5.  Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид….

Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?

А)  «Признание»

Б) «На птичку»

В) «Последние стихи  Державина»

Г) «Властителям и судьям»

А 6. О каком городе идет речь в поэме «Медный всадник»?

А) Москва

Б) Новгород

В) Санкт-Петербург

Г) Петергоф

А 7. Кто является главной героиней одной из «Повестей Белкина» «Станционный смотритель»?

А) Лиза

Б) Настя

В) Наташа

Г) Дуня

А 8. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?

А) Александр 1

Б) Петр 1

В) Иван Грозный

Г) Борис Годунов

А 9. Из какого стихотворения эти строки:

В минуту жизни трудную

Теснится  ль в сердце грусть:..?

А) «Ангел»

Б) «Молитва»

В) «Когда волнуется желтеющая нива…»

«На смерть поэта»

А 10. Как называется учебное заведение, в котором учились сыновья Тараса Бульбы?

А) бурса

Б) пансион

В) школа

Г) интернат

А 11.  Андрий – сын Тараса был убит собственным отцом за:

А) предательство

Б) воровство

В) конокрадств

Г) драку с братом

А  12. Как звали главного героя рассказа И.С.Тургенева?

А)  Бирюк

Б) Осёл

В) Медведь

Г) Немой

Часть В.

При выполнении этой части запишите ответ, словом или группой слов в клеточки. Каждую букву надо записывать в клеточку, а при перечислении между словами нужно ставить запятые в отдельную  клеточку.

Ответы к заданию нужно записать словами.

В 1. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

В 2. На какое произведение фольклора похожи напевные интонации «Песни …про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?

В 3. Определить литературный термин следующих словосочетаний:

«задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит» ?

В 4,  Как называется размер стихотворения, в котором ударение падает на 1 слог?

В 5. К какому роду литературы можно отнести произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов»?

В 6. Определить размер стиха:

 Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

В 7. Подберите синоним к слову  «тягостные» из стихотворения «Русский язык» И.С.Тургенева?

В 8. Какое литературное средство использовал Н.А.Некрасов в «Русских женщинах» для передачи тяжелого положения декабристов на рудниках Сибири при беседе главных героев?

Часть С.

Почему В.Г.Белинский назвал повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя «Поэмой о любви к родине»?
(Напишите развернутый ответ из 10-15 предложений)

Критерии оценивания части А и В.

Каждый ответ оценивается в 1 балл

( Всего за обе части 20 баллов)

Критерии оценивания ответа на задание С

баллы

К1

Смысловая цельность речевая связность и последовательность изложения

К2

Работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, одна орфографическая ошибка, 1-2 пунктуационные ошибки;

- допущены 1-2 логические ошибки, 2 – 3 орфографические ошибки, 3-4 пунктуационные ошибки

-больше 3 логических ошибок, больше 4 орфографических и пунктуационных ошибок

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

3

2

1

0

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, выдвигает необходимые тезисы, приводит аргумент: - фактические ошибки отсутствуют;
- ограничивается общими тезисами без подкрепления доводами (аргументами),  допущены 1-2 фактические ошибки;

- учащийся обнаруживает понимание проблемы, но объясняет ее смысл поверхностно, упрощенно и допущено 3-4 фактических ошибок;

- учащийся не понимает поставленного вопроса или дает ответ, не соответствующий вопросу

3

2

1

0

К3

Следование нормам речи

- допущена 1 речевая ошибка;

- допущено 2-3 речевых ошибок;

- допущено 4 речевых ошибок;

- допущено 5 и более речевых ошибок.

3

2

1

0

Максимальный балл

9

Каждый ответ оценивается в 1 балл

( Всего за обе части 20 баллов)

А1. Б; А2. В;А3. В; А4. А; А5. А; А6. В; А7.Г; А8. В; А9.Б; А10.А; А11.А; А12. А.

В1. Повесть; В2. Былина; В3. Метафора; В4. Хорей; В5. драма; В6. Ямб; В 7. Тяжёлые; В 8. Диалог.

Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Часть С.

Тест по литературе 7 класс

2 вариант

Прочитайте внимательно задание, знаком «Х» отметьте номер, выбранный вами в номере ответа.

А1.К какому жанру устного народного творчества относится произведение «Петр и плотник»?

Б) А) сказание

Б) предание

В) сказка
Г)  былина

А2. Откуда родом добрый молодец Илья?

А) из Мурома

Б) из Новгорода

В) из Казани

Г) из Москвы

А3. Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

О чем эта пословица?

А) об учебе

Б) о дружбе

В) о труде
Г) о лени

А 4. Какой закон нарушил Петр и понёс наказание в  «Повести о Петре и Февронии»?

А) предал народ

Б) нарушил данное слово

В) отказался от царства

Г) солгал

А  5. К кому обращается  М.В.Ломоносов в  1-ой строфе «Оды на день восшествия …»?

А) к Петру 1

Б) к Елизавете
В) к будущим  ученым из среды русского народа

Г)  к Ньютону

А 6. Кого прославляет А.С.Пушкин в поэме «Полтава»?

А) Александра 1

Б) Петра Первого

В) Ивана Грозного

Г) Бориса Годунова

А 7. Что предсказал кудесник князю в произведении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?

А) наследство

Б) трон

В) смерть от коня

Г) скорую женитьбу

А 8. А.С.Пушкин в повести» Станционный смотритель» выступает в защиту:

А) богатых
Б)  дворян

В) декабристов

Г) « маленького человека»

А 9.  Кто из нижеперечисленных героев не является персонажем «Песни…про купца Калашникова»?

А) Иван Грозный

Б) Кирибеевич

В)  Калашников

Г) Вещий Олег

А 10. Кому принадлежат слова: « Терпи, казак, - атаманом будешь»?

А) Остапу

Б) Андрию

В) атаману Кокубенко

Г) Тарасу Бульбе

А11 .  Как характеризует Н.В.Гоголь Тараса Бульбу?

А) трусливый воин

Б) талантливый полководец

В) гордый казак

Г) маменькин сыночек

А12. Какой русский художник написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

А) В.А. Серов

Б) В.Г.Перов

В) И.Е. Репин

Г) В.М.Васнецов

Часть В.

При выполнении этой части запишите ответ, словом или группой слов в клеточки. Каждую букву надо записывать в клеточку, а при перечислении между словами нужно ставить запятые в отдельную  клеточку.

Ответы к заданию нужно записать словами.

В 1. На смелого собака лает, а труса кусает.

 Объясните, как построена эта пословица?

В 2. Определите происхождение слова  чадолюбивый.

В3. Каким литературным термином характеризует А.С.Пушкин. Петербург, используя слова: строгий,  стройный (вид)  державное (теченье);  (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (Блеск) безлунный, пустынных (улиц)?

В 4.Чем являются слова П.А.Вяземского из стихотворения «Станция», записанные А.С.Пушкиным перед  началом повести «Станционный смотритель»?

В5. Одним из важнейших композиционных приемов в «Песни… про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова является повтор, инверсия?

В6. Как называется тип речи , используемый Н.В.Гоголем при передачи интерьера избы Тараса Бульбы?

В 7. К какому роду литературы относиться повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? (эпос)

В 8.  К какому литературному жанру относятся произведения И.С.Тургенева «Русский язык»,  «Близнецы», «Два богача» (белый стих или стихотворение в прозе)
В 8. На каком литературном приеме построен рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? (конфликт).

Часть С..

И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе «Два богача». О каком богаче идет речь?  Что имел в виду писатель?
Напишите развернутый ответ  (10-15 предложений).

Ответы:

Часть А:

А1. В; А2. А; А3. В; А4. Б; А5. В; А6. Б; А7. В; А8 Г; А9. Г; А10.Г; А11. Б; А12. В.

Часть В:

В1. Противопоставление (антитеза) ;

В2.  архаизм

В3. эпиграф

В4. Эпитеты

В5. повтор

В6. описание

В7. эпос

В8. конфликт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...