Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Васильева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе составлена на основе

-      федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по литературе  (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, №1089)

-   примерной программы основного общего образования (Литература с родным (нерусским) языком обучения);

-  федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

-  базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,

          -  учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017/2018учебный год,

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год,

 -    программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016

Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения литературы в 8  классе отводится 68 часов в год, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_lit.docx70.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / Гречко А.А. /

«____» ______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________/ Директоров А. П./

Приказ от «___» ____________ 2017г. № __

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для  8  класса

учителя  Васильевой Ирины Витальевны

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от « 28 » августа 2017г. № 1

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

- ученики  должны  знать  биографию писателей и  тексты   изучаемых   произведений;

- понимать изучаемые произведения;

- пересказывать текст   подробно, выборочно,  сжато, от другого лица, с использованием   художественных   особенностей;

- уметь  применять   знание  на  практике:  дать  развернутый   ответ   на вопросы,  рассказать  о  литературном герое,  написать   сочинение;  

- анализировать поступки литературных героев, при сравнительной характеристике   героев выделять сходство  и различие   черт   характера;

- синтезировать элементы. В 8 классе затронута  проблема взаимосвязи литературы и  истории. Ученик должен видеть   зависимость   между  литературой    и историей, т.к.   литературное   произведение   отражает   эпоху

- давать  оценку   событиям, героям, их взаимоотношениям, самому литературному   произведению;

- научиться активному чтению,  анализу художественных   произведений;

- иметь представление     об историческом развитии  литературы;

- текстуально  изучать   художественные   произведения;

- сформировать  читательские   умения;

- развивать   культуру устной  и письменной   речи.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по литературе составлена на основе

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе;

- примерной программы основного общего образования по литературе;

-Федерального  базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;

- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики;

- учебного плана МБОУ «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год;

- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2017-2018 учебный год.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Я. Коровиной

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа   рассчитана  на 68 часа, 2 часа в неделю.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- игровые технологии
- проблемное обучение
- технология обучения на основе схем и таблиц

- групповые технологии

- современное традиционное обучение
- компьютерные  технологии обучения.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Английский язык» предусмотрены следующие виды контроля:

- предварительный контроль / диагностический контроль в начале учебного года или перед изучением новой темы

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

- промежуточная (тематическая) проверка и оценка знаний, которая проводится по завершении цикла уроков;

- отсроченный контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, цикла (от 3 мес. до года)

- итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебной четверти и года;

- промежуточная (по решению педагогического совета) и государственная (итоговая) аттестация (по выбору учащихся).

Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:

- устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.)

- письменный контроль (упражнение, контрольная работа, тест, сочинение, отчет и др.)

- практический контроль

- компьютеризированный контроль

- самоконтроль

- комбинированный (уплотненный) контроль

Средства контроля (ученые материалы)

 - словесные (текст)

- визуальные (реальные предметы, модели, картины, фотографии, мультимедийные презентации, слайды, карты и др.)

 - аудиальные (магнитофон, СD / MP3 проигрыватель)

 - аудиовизуальные (ТВ, звуковой фильм, видеоролик)

 - средства, автоматизирующие процесс обучения (ПК, телекоммуникационные сети)

Формы проверки и оценки результатов обучения по данной программе:

- индивидуальный

- групповой

- фронтальный

- парный

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание  программы направлено  на усвоение  учащимися знаний, умений и навыков  на базовом уровне, что соответствует образовательной  программе   школы.

       Она включает все компоненты  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования по литературе и авторской   программы  В.Я.  Коровиной.

     

Введение. (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературу

Устное народное творчество. (4ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. 0тражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теориялитературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы. (4ч.)

Из «Жития Александра Невского».Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвигсамопожертвования.

     Художественные особенности воинской повести и жития.

      «Шемякин суд».Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVI века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теориялитературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века. (9ч.)

Денис Иванович Фонвизин.Слово о писателе.

     «Недоросль»(сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теориялитературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века. (46ч.)

Иван Андреевич Крылов.Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя».Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теориялитературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев.Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

     «Смерть Ермака».Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теориялитературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»).Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева»(отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «(Капитанская дочка».Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабринантигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теориялитературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама».Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

       Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

    «Мцыри».Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теориялитературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теориялитературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель».Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города»(отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теориялитературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков.Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теориялитературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

      Лев Николаевич Толстой.Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала».Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теориялитературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

        А. С. Пушкин.«Цветы   последние   милей...», М. Ю. Лермонтов.«Осень»; Ф. И. Тютчев.«Осенний вечер»; А. А. Фет.«Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе.

«О любви»(из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теориялитературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (25ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теориялитературы. Сюжет и фабула.

(Александр Александрович Блок.Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Cepreй Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теориялитературы. Драматическая поэма (начальные представления).

 Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем».Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

        М. Зощенко. «История болезни»;Тэффи. «Жизнь и воротник».Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

   «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский.Краткий рас сказ о писателе.

«Василий Теркин».Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теориялитературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение».Утверждение доброты, сострадания,  гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны Изображение негромкого героизма тружеников тыла Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающихсвою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте" «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи>>'.Л. Ошанин. «Дороги»и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каж_ дого солдата.

Виктор ПетровичАстафьев.Краткий рассказ о писателе.

          «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теориялитературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»;Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...»(отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «Уптицы есть гнездо...».Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы. (11ч.)

Уильям Шекспир.Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта».Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теориялитературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теориялитературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве»(обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теориялитературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера».Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт.Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго».Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Разв. речи

Внекл. чтение

Контр. раб.

Русская литература и история

1

-

-

-

Устное народное творчество

2

-

-

-

Из древнерусской литературы

2

-

1

-

Из литературы XVIII века

3

1

-

-

Из литературы XIX века

31

4

2

2

Из литературы XX века

23

3

4

1

Из зарубежной литературы

5

-

2

1

Обобщение

1

-

-

-

ИТОГО:

68

8

9

4

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

- знание  биографий писателей и  тексты   изучаемых   произведений;

- понимание изучаемых произведений;

- пересказ текста   подробно, выборочно,  сжато, от другого лица, с использованием   художественных   особенностей;

- умение  применять   знание  на  практике:  дать  развернутый   ответ   на вопросы,  рассказать  о  литературном герое,  написать   сочинение;  

- анализировать поступки литературных героев, при сравнительной характеристике   героев выделять сходство  и различие   черт   характера;

- видеть   зависимость   между  литературой    и историей, т.к.   литературное   произведение   отражает   эпоху;

- давать  оценку   событиям, героям, их взаимоотношениям, самому литературному   произведению;

- анализировать художественные   произведения;

- иметь представление     об историческом развитии  литературы;

- соблюдать культуру устной  и письменной   речи.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

- КоровинаВ.Я.,Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х частях - Москва, «Просвещение», 2015г.

- Аристов М.А. и др. Русская литература для школьников. Справочник.– Москва, 2010г.

- ТитаренкоЕ.А., Хадыко Е.Ф.Литература в схемах и таблицах.– Москва, 2013г.

- Контрольно- измерительные материалы.Литература. 8 класс. – Москва, 2015г.

- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс». – Москва

Для ученика

- КоровинаВ.Я.,Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2-х частях - Москва, «Просвещение», 2015г.

- Аристов М.А. и др. Русская литература для школьников. Справочник.– Москва, 2010г.

- ТитаренкоЕ.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и таблицах.– Москва, 2013г.

- Контрольно- измерительные материалы. Литература. 8 класс. – Москва, 2015г.

- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс». – Москва

Приложение 1

Тематическое планирование

№п/п

№ по теме

Тема урока

1

1

Вводный урок. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

2

1

Русская старина. Народная песня.

3

2

Исторические народные песни.

4

1

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

5

2

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

6

1

Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм.

Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика.

7

2

Образ Митрофана. Обучение характеристике литературного героя.

8

3

РР. Написание сочинения по произведению Д.И. Фонвизина.

9

1

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

10

2

К.Ф.Рылеев. Историческая основа произведения. Сопоставление  с преданием "О покорении Сибири Ермаком".

11

3

А.С.Пушкин.   Основные темы лирики Пушкина.

12

4

"История Пугачёва" (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

13

5

Творческая история повести «Капитанская дочка».Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

14

6

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

15

7

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

16

8

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

17

9

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

18

10

Подготовка к написанию сочинение по повести «Капитанская дочка»

19

11

РР. Написание сочинения по повести «Капитанская дочка»

20

12

Обобщающий урок-игра. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

21

13

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения

22

14

Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова   Кавказ в жизни и творчестве поэта

23

15

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

24

16

Образ Мцыри в поэме

25

17

Своеобразие поэмы «Мцыри»

26

18

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

27

19

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

28

20

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

29

21

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

30

22

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

31

23

Практическая работа по комедии «Ревизор»

32

24

Н.В.Гоголь. "Шинель". Образ "маленького человека" в литературе. Образ города.

33

25

М.Е.Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок).

34

26

Н.С.Лесков. "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа.

35

27

Художественная деталь как средство создания художественного образа в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений".

36

28

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

37

29

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

38

30

Образ рассказчика. Главные герои.

39

31

Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого "После бала".

40

1

А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

41

2

И.А.Бунин. Слово о писателе

42

3

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

43

4

А.И.Куприн  Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

44

5

Р.Р. Сочинение по рассказам И.А.Бунина, А.И.Куприна.

45

6

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

46

7

Художественные особенности стихотворения А.Блока "Россия".

47

8

А.Блок «На поле Куликовом»

48

9

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

49

10

РР. Сочинение на тему «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина».

50

11

И.С.Шмелёв. "Как я стал писателем". Рассказ о пути к творчеству.

51

12

Журнал "Сатирикон"  Сатирическое изображение исторических событий. Ирония.

52

13

М.Зощенко."История болезни". Тэффи. "Жизнь и воротник".

53

14

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

54

15

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

55

16

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

56

17

Новаторский характер образа Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

57

18

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

58

19

Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину.

59

20

Р.Р.  Написание контрольного сочинения по поэме «Василий Тёркин»

60

21

А.П.Платонов.  "Возвращение". Нравственая проблематика рассказа.

61

22

 Изображение негромкого героизма тружеников тыла в рассказе.

62

23

Стихи и песни о Великой  Отечественной войне. Лирическое и героическое. Выражение сокровенных чувств каждого солдата.

63

1

У.Шекспир. Сонеты. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

64

2

Творчество У. Шекспира.

65

3

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве". Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл.

66

4

Дж.Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы). Сатира в романе. Гротеск.

67

5

В.Скотт. "Айвенго". Жанр исторического романа.

68

1

Обобщение изученного в 8 классе. Беседа о летнем чтении.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Приложение 2

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  4. http://www.openclass.ru/
  5. Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок»

                                                      Контроль уровня обученности

Контрольный тест к изучению произведения А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

/20 вопросов/

  1. Жанр произведения:

А) роман;

Б) историческая повесть;

В) повесть.

  1. В этом произведении автор:

А) высказывает от своего лица;

Б) не высказывается;

В) делает редкие замечания.

  1. В строке: « К нему не зарастет народная тропа…»- автор использует:

А) сравнение;

Б) метафору;

В) гиперболу.

  1. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

А) Пугачев;

Б) капитан Миронов;

В) Гринев.

  1. Гринева и Швабрина объединяет:

А) служба у Пугачева;

Б) презрительное отношение к людям;

В) общественное и служебное положение.

  1. К теме народного восстания Пушкин обращается в повести:

А) «Станционный смотритель»;

Б) «Капитанская дочка»;

В) «Метель».

  1. Идейный и художественный центр « Капитанской дочки» олицетворяет:

А) Маша Миронова;

Б)  Гринев;

В) Пугачев.

  1. Образы Гринева и Швабрина вводятся в повествование по принципу::

А) антитезы;

Б) сопоставления;

В) взаимодополнения.

  1. Повествование в произведении ведется от лица:

А) повествователя;

Б) Гринева;

В) нескольких персонажей.

  1. В основе произведения лежит принцип:

А) фантастики;

Б) жизнеподобия;

В) сочетания жизнеподобия и фантастики.

  1. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А) Гринев;

Б) семья капитана Миронова;

В) Швабрин.

  1. Наиболее поэтизирован в произведении образ:

А) Маши Мироновой;

Б) Василисы Егоровны;

В) Ивана Кузьмича.

  1. «Веселое лукавство ума» характерно для:

А) Гринева;

Б) Савельича;

В) Пугачева.

  1. Повелительное наклонение преобладает в речи:

А) Пугачева;

Б) старика Гринева;

В) генерала.

  1. Речевая характеристика Гринева помогает раскрытию его:

А) многопланового образа;

Б)  общественного положения;

В) культурного уровня.

  1. Сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу, - это:

А) ирония;

Б) иносказание;

В) сатира.

  1. В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы, поговорки);

Б)  сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике;

В) сцена на военном совете.

  1. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок»- это портрет:

А) Гринева ;

Б) Пугачева;

В) Швабрина.

  1. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

А) наступательно;

Б)  путем подкупа;

В) оборонительно.

  1. Проблема чести возникает в произведении:

А) «Капитанская дочка» ;

Б) «Песнь о вещем Олеге»;

В) «Борис Годунов»

                                         

А.С.Пушкин.  «Повести Белкина», «Капитанская дочка».

1.Какое произведение не относится к циклу «Повести Белкина»:

                               а) «Выстрел»

                               б) «Станционный смотритель»

                               в) «Метель»

                               г) «Гробовщик»

                               д) «Дубровский»

2. Какая библейская легенда нашла отражение в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:

                              а) Сказание об обрах

                              б) Легенда о блудном сыне

                              в) Легенда о сеятеле

3. В каком  веке происходит действие повести «Капитанская дочка»?

A) В XVII веке
Б) В XVIII веке

B) В XVI веке

Г) В начале XIX века

4. Назвать узловые моменты повести.

A)  Буран

Б) Детство Гринева

B) Казнь капитана Миронова и спасение Гринева
                       Г) Разговоры Гринева и Савельича

Д.) Поездка Гринева к Пугачеву, освобождение Маши

Е) Встреча Маши  и Екатерины II

5. Отметить верные суждения:

                   а) «Капитанская дочка» - историческая повесть

                   б) «Капитанская дочка» - мемуары

                   в) «Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

6. По какой  причине Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

                   А) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны

                   Б) Мировоззрения автора и Гринёва совпадают

                   В) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов:

                   А) Они помогают раскрыть характеры героев

                   Б) Они предопределяют участь героев

                   В) Они стилизуют повесть под документ  18 века

                   Г) Они придают занимательность сюжету

8. Отметить вставные элементы:

                   А)  Сон Гринёва

                   Б) Встреча Гринёва и Пугачёва в степи

                   В) Допрос башкирца

                   Г) Сказка старой калмычки

                   Д) Стихи Гринёва

  1. Речевая характеристика Гринёва помогает раскрытию его:

                    А) культурного уровня  

                    Б) общественного положения

                    В)  многопланового образа

  1. Отметить, в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести:

                    А) портреты Пугачёва и Екатерины II

                    Б) письмо Гринёва отцу и его ответ

                    В) сцена пытки башкирца и сцена казни в Белогорской крепости

                    Г) отношение к  Гринёву Пугачёва и милость Екатерины II.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

д

б

б

А,в,д,е

в

А,в

А,б

А,г,д

в

В,г

И.С.Тургенев «Ася».

1.   Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

                     А) душевная слабость, малодушие героя

                     Б) характер героини

                     В) несогласие Гагина

2.  Особое очарование главной героини – в её:

                     А) характере

                     Б) поведении

                     В) романтической таинственности

3.  В этом произведении авторская позиция:

                     А) выражена в авторском  повествовании

                     Б) передана одним из персонажей

                     В) скрыта

4.  Отметить, что интересует героя повести в жизни:

                     А) Природа и люди

                      Б) Только он сам и его чувства

                      В) Памятники старины, произведения искусства

                      Г) Исключительные люди

5.  Отметить причину, по которой герой повести не решается жениться на Асе:

                      А)  она ещё молода

                      Б) он пасует перед её любовью и самоотверженностью

                       В) он чувствует, что недостоин её

                      Г) он слишком любит её, чтобы испортить ей жизнь

6. Отметить верную характеристику типа «тургеневской девушки».

   A) Национальный русский тип
  Б) Тип юной девушки вообще

   B) Мировой литературный тип

7.  Отметить, каковы чувства героя после расставания с Асей.

   A) Осознание потери навсегда единственной любви
  Б) Осознание невосполнимости утраты приходит к нему лишь в старости

   В)Понимание, что с такой женой счастья не сыщешь

8.  Прочесть слова героя в конце повести. Отметить, почему автор именно так заканчивает повествование. «... И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека».

A)Он осуждает героя на одинокую жизнь

Б) Он подчеркивает бесцельность жизни героя

B)Он говорит о краткости и тщетности человеческого существования на фоне вечной природы

9.  Отметить, на чём сосредоточено внимание в повести:

                     А) Поступки героев

                     Б) Чувства как реакция на поступки, слова

                     В)  Любовные отношения

                     Г) Любовь главного героя к самому себе

10.  Какие события потребовались герою, чтобы осознать потерю любимой?

                    А) Отъезд Аси с братом

                    Б) Прожить всю жизнь в одиночестве

                    В) Промучиться в погоне за Асей несколько лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

в

г

б

а

б

в

б

б

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин».

1.         Отметить тему поэмы «Василий Теркин».

A.        Фронтовая жизнь Василия Теркина

Б. События Великой Отечественной войны

B.        Судьба и характер русского солдата в Великой Отечественной войне

2.        Отметить, каково  соотношение  юмористического и трагического в поэме «Василий Теркин».

A.        Некоторые главы юмористические, некоторые трагические

Б. Каждая глава начинается трагически, а заканчивается юмористически

B.        В каждой главе юмористическое и трагическое присутствуют нераздельно

3. Отметить, каково соотношение автора и героя поэмы.

A.        Автор и герой знакомы

Б. Автор и Теркин — одно лицо

B.        Автор — непосредственный участник событий
Г. Автор выступает в роли повествователя, знающего о том, что произошло, но принимающего
в событиях непосредственного участия

4. Отметить, какие качества русского характера отражены в образе Василия Теркина.

A.        Удаль
Б. Юмор

B.        Отвага

   Г. Оптимизм

  д. Пессимизм

  Е. Бесшабашность

               5. Гипербола — это:

   А. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально  воздействующем на читателя.

       Б. Изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

       В. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

6. Особенность композиции поэмы:

          А. Законченность глав

          Б.  Ретроспективность

          В.  Градация

  1. Авторская позиция в произведении:

          А. Отсутствует

          Б. Скрыта

          В. Ясно выражена.

  1. Особенностью стиха является:

          А. Наличие высокопарной лексики

          Б.  Тесная связь с живой разговорной речью

          В.  Нарочитая усложнённость

  1. В главе «Гармонь» звучит:

            А.  Непреходящая печаль о погибших

            Б.  Желание Тёркина поднять настроение товарищей

            В.  Жизнеутверждающая сила

  1. Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к:

           А.  Бытовой сказке

           Б.  Балладе

           В.  Очерку

  1. Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует:

            А. Противопоставление

             Б.  Сравнение

             В.  Сопоставление

  1. Характер героя в главе «О награде» раскрывается в:

              А.  Монологе героя

              Б.  Рассказе о нём кого-то из присутствующих

              В. Рассказе повествователя о нём

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

в

г

А,б,в,г

в

а

в

б

в

а

в

а

             

Контрольная работа №1 (По теме «Романтические традиции в русской литературе»)

1 вариант

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

Прогорев золотыми каймами

Разлетелись, как  дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет

В8. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью  которого А.А. Фет создает поэтическую картину природы:

Далеко, в полумраке, луками

Контрольная работа №2

 Вы познакомились с произведениями  зарубежной  западноевропейской литературы, а также с произведениями  русской   литературы от памятников  Древней Руси  до современности. Многое было прочитано вами самостоятельно по  моей рекомендации, по рекомендации родителей и друзей. Проверьте себя:  насколько прочитанное вами оставило след в вашей памяти и сердце.

  1. Какие жанры устного народного творчества и древнерусской литературы вам известны
  2. Какие фольклорные произведения и тексты древнерусской литературы  вы прочитали в 5-8 классах?
  3. Какова история создания текстов «Повести временных лет»?
  4. Каковы особенности изображения биографии героя в жанре жития?
  5. Почему  Дон Кихот рассматривается в мировом искусстве как «вечный образ»?
  6. Художественный смысл финала  и историческая реальность  повести Н.М.Карамзина «Марфа Посадница»?
  7. Какова мораль басни И.А.Крылова «Волк на псарне», и ее роль в реальных событиях?
  8. Расскажите о главном герое романа В.Скотта «Айвенго».
  9. Какова роль эпиграфов в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»?
  10. Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  11. В чем заключается мастерство Н.В.Гоголя в изображении природы на страницах повести «Тарас Бульба»?
  12. Как вы считаете в чем заключается популярность романов Александра Дюма-отца?
  13. Гуманистический пафос рассказа Л.Н.Толстого «После бала»? Какова авторская позиция в произведениях М.Алданова «Чертов мост», « Святая Елена, маленький остров»?
  14. В чем смысл названия произведения Л.М.Леонова «Золотая карета»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...