Методическая разработка- статья "Путешествие в мир детства с В.Луговским"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ирина Александровна Забелина

Материал для урока внеклассного чтения для 5 класса "Путешествие по стране Поэзии" с использованием стихотворений В.А.Луговского "Медведь", "Мальчики играют на горе". Аналитическое чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_detstva_s_lugovskim.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир детства с Владимиром Луговским.

Автор: Забелина Ирина Александровна – учитель русского языка и литературы. МОУ Нагорьевская СОШ, Переславский  муниципальный район, Ярославская область.

Жизнь любого человека - это яркая и короткая пора детства, восторженная и бесшабашная юность, самостоятельная зрелость, заслуженная старость и…. В каждой есть что-то хорошее и плохое, не случайно народная мудрость гласит: «Жизнь прожить - не поле перейти».

Лирические произведения – это глоток  «чистого воздуха», именно они дают ответ на множество вопросов, именно к ним обращаемся мы в минуты тревоги и разочарования, именно они, как добрые старые друзья, поддержат в сложной ситуации, а темы, которые они охватывают, -  беспредельны. И как показывает опыт, ребята с младших классов серьёзно, вдумчиво видят и чувствуют все светлые и тёмные стороны жизни, их бурная фантазия и наблюдательность бывает поразительна.

А приоткрыть всё это мне помогают уроки- путешествия по огромной и волшебной стране под названием Поэзия, где царит добро, красота и правда, а проводниками являются произведения мастеров слова.

Сегодня мы отправляемся в путешествие с Владимиром Александровичем Луговским.

 (Звучит спокойная мелодия).

Давно это было. Жил на свете один чудак, он мог часами бродить по улицам и наблюдать за тем, как падают листья, слушать пение птиц, смотреть, как солнце садится за горизонт, и все записывал в блокнот. Этот человек был очень добрым, чутким и внимательным. Однажды, гуляя по парку, он встретил маленькую девочку, которая держала в руках плюшевого медвежонка, подошел к ней и тихо спросил: «А хочешь, я расскажу тебе удивительную историю о твоём маленьком друге?»  Давайте вместе с девочкой послушаем стихотворение «Медведь» В.А.Луговского.               (Учитель читает стихотворение)

Обращаюсь к классу: «Понравилось стихотворение?» (И слышу, конечно, утвердительные ответы).

- А у вас дома есть мягкие игрушки, какие? (Да, есть - это и собачки, зайцы, котята и медвежата - почти наперебой отвечают ребята).

- Вы любите своих маленьких друзей? (Да, любим, рассказываем им, что произошло у нас за день, а я укладываю с собой в постель моего маленького друга, он стережёт мой сон; а мне с ним не так одиноко).

Вот и наша героиня в праздник осталась дома одна. И единственная её радость – это плюшевый медвежонок, давайте посмотрим, как описывает его автор? («Он уселся плюшевый, большой, чуть покрытый магазинной пылью, важный зверь с полночною душой»)

- Как называются эти средства выразительности? (Они называются эпитетами).

Девочка, как и вы, любит своего мишку, играет с ним, укладывает его с собою спать. «Но в двенадцать, видя свет фонарный, зверь пошёл по лезвию луча…» - разве игрушка может ходить и говорить, что произошло с медведем в полночь? (Нет, конечно, игрушки не ходят и не разговаривают, но когда играешь, то кажется, что они живые, что им тоже бывает весело и грустно, а в полночь всегда происходят чудеса)

Действительно, в полночь всегда происходит что-то таинственное, не забывайте - это же новогодняя ночь, а значит, волшебная.

- Прислушайтесь к строчкам: «Ножками тупыми топоча», какие звуки повторяются в ней и что они напоминают? (Мы слышим звуки  (т),(п), (т),( п), которые напоминают тихие , частые, мягкие шаги маленького существа)

 - Посмотрим, куда уходит медвежонок, прочитайте. («Поводя стеклянными глазами, в горы шёл коричневый медведь…»)

- Обратите внимание на строки: «Не ходи, тебя руками сшили из людских одежд, людской иглой. Медведей охотники убили…..»

- Что хочет подчеркнуть автор этой строкой? (Автор говорит о людской жестокости, об истреблении животных)

- Перечитаем последнюю строфу, как вы её понимаете?

Путь далек, а снег глубок и вязок,

Сны прижались к ставням и дверям,

Потому что без полночных сказок

Нет житья ни людям, ни зверям.

(И люди и звери в любом возрасте верят в сказки, только во сне с нами может произойти настоящее чудо)

Да, это действительно так, люди не могут жить без сказки, без фантазии.  Пройдя чуть дальше, он услышал странные звуки, шум и крики, поднял голову и увидел мальчишек, играющих на горе. Именно так называется следующее стихотворение В.А.Луговского.

(Учитель читает стихотворение «Мальчики играют на горе»).

Детство – пора игр и развлечений.- А в какие игры любите играть вы? (Ребята перечисляют: в машинки, в войну, в компьютерные игры).

- А наши герои заводят древние мальчишеские игры. Как вы думаете какие? (Мы думаем, в древности, наверно, играли в разбойников, пиратов, а может быть, богатырей, которые сражались с драконами).

- Обратим внимание на следующие две строки в первой строфе:

В лебеде, в полынном серебре

Блещут зноем маленькие икры.

- Какую необычную красивую метафору использует автор: «полынное серебро», если внимательно посмотреть летом, то на листочках полыни можно увидеть серебристый налет, похожий на мучную пыль, проведешь рукой, и он останется на ладони, а у ребят на икрах ног.

- Почему автор пишет «блещут зноем»? Что такое зной, и какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Зной – это жар, пекло, духота).

- А как же зноем могут блестеть икры? (Во время игры ребята бегают, им жарко, тело все горит, поэтому автор использует такое сравнение).

- Если внимательно перечитать вторую и третью строфы, то можно догадаться, о каком времени года идет речь. (Это, конечно, весна, вечер, море, белым и розовым цветут сады, а в птицах с черными носами сразу можно угадать грачей).

- Обратим внимание на эпитеты: «от великой штилевой воды пахнет холодком и парусами».

- Как вы понимаете это выражение? Обратитесь к словарю и найдите толкование слова «штиль». (В толковом словаре слово штиль означает полное безветрие на море. Ничто не волнует море, оно тихо и безмолвно, вечером от воды всегда тянет холодком и всегда пахнет свежестью). В четвертой строфе тональность стихотворения меняется.

- Как вы понимаете ее, и какие чувства она у вас вызывает? (Немного тревожно, наступила ночь и герою сниться сон, что нет смерти).

- А разве такое может быть? (Нет, только во сне, ведь все живое когда-то умирает).

- Перечитаем пятую строфу:          И по всей земле идет весна,

Охватив моря, сдвигая горы,

                                                           И теперь вселенная полна

    Мужества и ясного простора.

- О каком моменте в жизни природы говорит такое контрастное соседство двух строф (четвертой и пятой)? (Наверно, речь идет о смене времен года, на смену зиме «по земле идет весна»).  - Конечно, вы правы, помните как у поэта Ф.Тютчева  «зима не даром злится, прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора».

        Мальчики играют в легкой мгле,

  Сотни тысяч лет они играют.

Умирали царство на земле,

   Детство никогда не умирает.

- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения, какие чувства и мысли она вызывает? (В этой строфе говорится о том, что все в мире повторяется, происходит круговорот; умирают люди, на смену им рождаются другие. Немного грустно, но в то же время звучит надежда, что вновь все будет так, как и прежде).

- Вы правы, что бы ни происходило в жизни и в природе, мы знаем, что на смену ночи придет день, зима уйдет и уступит место весне, человек умрет, но родится новый, и будет играть на горе, в поле, в парке, радоваться жизни и прекрасной поре детства.

И наш чудак все это видел, чувствовал и писал, писал, писал. Но мы не будем называть его так, а назовем его поэтом, ведь только благодаря таким талантливым людям мы видим мир, мы можем очутиться в сказке, учимся сопереживать.  

 - Как вы думаете, какому читателю может поведать автор свои тайны? (Мы думаем, что только внимательному, чуткому, доброму).

До новых встреч в прекрасной стране под названием Поэзия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Возможности формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве"

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии позн...

Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...

Мы родом не из детства - из войны. Методическая разработка внеклассного мероприятия

Документально-поэтическая музыкальная композиция с элементами театрализации для учащихся 8-11 классов...

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

Методическая разработка "По повести А.М.Горького «Детство»"

Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.ГорькогоПознакомить с портретами  Горького русских художниковИстория создания повести «Детство»Герои повести «Детство»Проблематика повести...