Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе
материал по литературе (10 класс) на тему

Елена Ивановна Афанасьева

Использовала  в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

          Внеклассное мероприятие (условно-ролевая игра)

«Литературно – артистическое кафе «Бродячая собака» на тему:

«Поэзия Серебряного века».

Цели: 1. Дать общее первичное представление о течениях в поэзии начала XX века.

            2. Прививать культуру речи, трепетное отношение к поэтическому слову.

            3. Активизировать познавательную деятельность подростков, развивать интеллектуально – творческие способности.

           4. Воспитывать чувство ответственности, внимательного и чуткого читателя и слушателя.

Оформление:

            1. Плакаты: вывеска кафе «Бродячая собака, Лозунг: «Все присутствующие считаются знакомы!»; плакаты из манифеста футуристов « Пощечина общественному вкусу»; на шторах оформление, анализирующее то или иное литературное течение (силуэт таинственной незнакомки, изображение пика горы в случаях заходящего солнца, всадник на белом коне; с потолка свисают звезды, камин, столики оформлены в стиле течений: ананас, желтая скатерть, желтый или оранжевый подсвечник, свеча, (у футуристов); жемчуг, голубая скатерть, голубая свеча, подсвечник  (у акмеистов), зеленая скатерть, зеленая свеча и др. (у символистов).

Ход вечера

   Звучит музыка Скрябин «Элегия».

1.Слово учителя.

Ведущий Поэзия – прекрасная сказочная девушка, у которой при каждом слове вылетают изо рта драгоценности.

Мысль поэта, живая трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушив ее.

2. Ведущий Поэзия – это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.

Поэзия – музыка слов.

Всякий  ли человек, великий или малый. бывает поэтом?

В.Шекспир так сказал об этом:

Поэт в святом восторге

Парит, как царь, меж небом и землей.

Уму людей дарована способность:

Воображать чего на свете нет.

 Кто же такой поэт?

Николай Гумилев (обращается к окружающим)

- Поэзия такая же наука, как скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать. Поэтому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и и проделаете бесчисленные поэтические упражнения, тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.

Осип Мандельштам (перебивает его)

- Все это ерунда! Научить писать стихи «нельзя». Вся эта поэтическая учеба ни к чему. Я уже успешно печатался в «Аполлоне», когда мне пришлось побывать на Башне у Вячеслава Иванова. Он очень хвалил мои стихи: «Прекрасно! Изумительная у вас оркестровка ямбов. Читайте еще. Мне хочется послушать ваши анапесты и амфибрахии. А я и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху, не задумываясь над тем, ямбы это или что другое. Впрочем, скоро на меня насел Гумилев. Просветил меня. Так что решайте сами – учиться или не учиться.

Ведущий 3. 

Вы стали свидетелями спора представителей литературной богемы начала  XX века, которые собрались в литературном кафе «Бродячая собака», располагающемся в подвальчике дома №5 на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Они пришли сюда такие разные с одной целью: пообщаться с людьми, близкими по духу, чтобы посидеть в кругу своих, отдохнуть и повеселиться.

Ведущий 4.

Здесь устраивались вечера поэзии, музыкальные, театральные вечера, лекции, чествования русских и зарубежных деятелей искусств. Странное название родилось случайно. В один последний день декабря 1911 года, когда вся компания скиталась в поисках подвала, чтобы встретиться в нем 1912 год А.Толстой неожиданно сказал: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» Само название символизировало в иронически - драматической форме бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре.

Ведущий 3.

Это единственное кабаре, с которым никогда не связывали никаких коммерческих расчетов, все члены общества (и это было записано в уставе) работали бесплатно, ни один не получал ни копейки.

В кабаре собирались футуристы, но их небольшая группа держалась замкнуто, акмеисты, символисты.

На экране слайд о футуризме и футуристах.

Марина Цветаева (Обращается к Брюсову)

- Извините, не посмотрите ли….

(Протягивает стихи)

Брюсов

- Посмотрим, посмотрим… Стишки пописываете.

(Перелистывает, небрежно возвращает).

Читает стихотворение «Юному поэту».

- Так вы поняли, что главное: лелеять слово, оживлять слова забытые, не выразительные…

(Его перебивает К. Бальмонт)

К. Бальмонт

- Вы правы. Каждый здесь мастер слова, но только я – « Изысканность русской медлительной речи».

   Пере домной другие поэты – предтечи.

   Я впервые открыл в эти речи уклоны.

   Перепевные, гневные, нежные звоны.

   Я – внезапный излом,

   Я – играющий гром,

   Я – прозрачный ручей,

   Я – для всех и ничей.

М. Цветаева

- Так кто же все – таки Поэт? Бог или раб?

   (Шум голосов. Появляется Игорь Северянин)

И. Северянин

- Я гений, Игорь Северянин, своей победой упоен;

Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утвержден?

Я покорил литературу,

Взбурлил гремящий на престол!

- Я думаю, вы слышали омоем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе.

Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале, где под Думской комнатой А.В. Керги, в Симферополе, на волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.

Голос за столиком

- А ведь правда, его избрали Королем поэтов!

М. Цветаева

- Ну вот, опять одна, опять не признана…

Читает стихотворение «Моим стихам…»

В. Маяковский (подходит к ней)

- Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?

М. Цветаева

- А вы кто?

В. Маяковский

- Я поэт. Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом.

Не плачьте!

Читает стихотворение « Нате!»

И. Северянин

- Зачем же так грубо?

В.Маяковский

- прокисший воздух пьянью веет.

Нельзя ли что-нибудь новенькое прочитать?

(И. Северянин рассматривает фужер на свет)

И. Северянин

- Вокруг талантливые трусы. И обнаглевшая бездарь. (Отходит к другому столику).

З. Гиппиус (глядит на него с удивлением)

- Ананасы в шампанском?

И. Северянин

- Ананасы в шампанском!

(Читает стихотворение «Ананасы в шампанском»)

З. Гиппиус

- Ах! какая игра красок!

В. Маяковский  (оборачивается, читает стихотворение  « а вы смогли бы?»)

Отходит в угол. С потолка свисают звезды.

Глядит на них задумчиво:

- Послушайте! Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

З. Гиппиус (Поворачивается к нему, кивает головой и читает стихотворение «Звездоубийца».

К.Бальмонт

- О, «декадентская мадонна» - зеленоглазая Наяда! Как правы, говоря:

- Беспощадная моя дорогая:

Она меня к смерти ведет.

но люблю я себя, как Бога,

Любовь мою душу спасет!...

З. Гиппиус

- Довольно! Земного с созвездий не видно!

Витать в межпланетных пространствах мне стыдно!

   Тишина. Звучит грустная мелодия.

В. Хлебников (весело)(С наволочкой, набитой стихами)

- Довольно, кукситься! Послушайте- ка! Новенькое! Читает стихотворение «Заклятие смехом!» (Общее оживление, смех).

А.Блок передает далее бокал с черной розой.

А. Ахматова

- К чему столько смеха?

Читает стихотворение «Все мы бражники здесь…»

Звучит грустная музыка.

А.Блок

- Зачем столько грусти?

А. Блок читает стихотворение «В ресторане».

Незнакомка (Черубина дэ Габриак) Встает с дивана и читает стихотворение

Разговор за одним из столов.

1 посетитель:

- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавили Иванов, Блок.

Слайд на экране о символизме.

Мальдештам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой «Цех поэтов», свое течение – акмеизм.

Слайд на экране об акмеизме.

2 посетитель

- Ахматова вчера выступала в Академии.

Успех полный!

3 посетитель

- Да что она вообще собой представляет?

Посмотрите: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу!

4 посетитель

- Простите, а что она читала?

2 посетитель

- «Русалку». Ну помните «У пруда русалку кликаю…»

Анна Ахматова читает стихотворение «Русалка»

Разговор за столиком возобновляется:

1 посетитель

- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…

3 посетитель

- Да что вы все: Ахматова, Ахматова!

Кто она вообще?

   Звучит музыка Бетховена соната «Патетическая».

Анна Ахматова читает стихотворение под музыку.

- Я голос ваш, жар вашего дыханья…

Разговор за столиком продолжается:

4 посетитель

- Простите, я так и не пойму:

какая же она – Ахматова?

3 посетитель

- Она – настоящий поэт!

   Звучит баллада в исполнении А.Вертинского «Сероглазый король».

Разговор за столиком:

5 посетитель

- А это кто?

3 посетитель

- Да это паренек из глухой рязанской деревушки – Сергей Есенин.

Послушайте, чистые, голосистые стихи.

С.Есенин под гитару исполняет свое стихотворение.

А.Ахматова читает стихотворение о кабаре «Бродячая собака».

- Да, я люблю их, те сборища ночные…

ведущий 1.

- Наш вечер в литературном кафе подошел к концу.

Стихи не нужны недотепам и нудным.

Сердца им не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди:

Я это по личному опыту знаю.

Ведущий 2.

Мы изучаем поэзию Серебряного века,

потому что она вдохновляет,

одухотворяет нас, несет свет, тепло

в наш мир и делает его совершеннее.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария внеклассного мероприятия по теме" Типичная английская еда. В кафе"

Конспект разработан для проведения внеклассного мероприятия ко дню недели английского языка и направлен на развитие творческих способностей для совершенствования устной речи....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Праздник русского фольклора"

Праздник русского фольклора - это внеклассное мероприятие политературе для обучающихся 5 - 6 классов.В рамках этого мероприятия углубляем знания детей  о роли устного народного творчества в жизни...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для учащихся 10-11 классов "Физико-математическое кафе"

Сценарий данного внеклассного мероприятия может быть использован при проведении в школе Недели математики. "Физ-мат кафе" состоит из 6 конкурсов. Они адресованы учащимся старших классов и позволяют пр...

Сценарий внеклассного мероприятия "Викторина по житиям русских святых" для 5-6 классов

Сценарий внеклассного мероприятия "Викторина  по житиям русских святых". Предлагается в качестве завершающего урока после изучения "Жития преп.Феодосия Печерского", "Жити...

Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие  проводится на двух языках: русский и татарский...

Сценарий внеклассного мероприятия "В гости в русскую избу".

Мероприятие в рамках недели краеведения. Проводится в школьном краеведческом музее....