Полёт на Марс в романе А.Н.Толстого «АЭЛИТА»
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Белова Наталья Николаевна

       Предложенный материал будет интересен и учителям литературы, и учащимся, увлекающимся   фантастикой. Ведь   роман Алексея Толстого «Аэлита» повествует о необыкновенном космическом полете.

       Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов.   Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.

       Впервые роман (с подзаголовком «Закат Марса») был напечатан  в 1922г.

      За период с 1924-го по 2010-й год, роман был переведён на немецкий, словацкий, украинский,  болгарский, английский, французский и испанский языки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aelita.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полёт на Марс в романе А.Н.Толстого «АЭЛИТА»

Слайд 2

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) Впервые роман (с подзаголовком «Закат Марса» ) был напечатан в журнале «Красная новь» в 1922г. Первое отдельное издание произведения вышло в 1923 году под названием «Аэлита (Закат Марса)» .

Слайд 3

В романе рассказывается о приключениях двух землян на Марсе

Слайд 4

Вот как выглядел «межпланетный корабль»: «яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шел стальной пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, – это был парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в атмосфере. Под парашютом расположены три круглые дверцы – входные люки. Нижняя часть яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая спираль, свернутая в противоположные стороны, – это был буфер, смягчающий удар при падении на землю…»

Слайд 5

Научно-техническая сторона фабулы романа основана на теории межпланетных ракетных сообщений, разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами»

Слайд 6

Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную, геометрически правильную систему каналов, на пересечении которых расположены тёмные точки.

Слайд 7

Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня, изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами. Позднее выясняется, что эта местность пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора («Радость»). Обитатели планеты называют её Тума

Слайд 8

На Марсе обитают аборигены аолы и метисы ( горы ) — потомки аолов и колонизаторов с Земли ( магацитлов ), бежавших из погибающей Атлантиды.

Слайд 9

Это были сотни марсиан, летевших навстречу в крылатых лодках и седлах, на парусиновых птицах, в корзинах с парашютами. Механизм двукрылой лодки был прост. Крошечный моторчик питался крупинками белого металла, распадающегося с чудовищной силой в присутствии электрической искры. Электрическую энергию аппарат получал во время полета из воздуха, так как Марс был покрыт электричеством высокого напряжения

Слайд 10

В повести указан адрес дома в Петрограде, в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 192… года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная. 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Это место, по нескольким причинам, имеет отношение и к реальной истории российской космонавтики: в соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей; в 1930-х годах неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон; рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Слайд 11

« Через несколько лет путешествие на Марс будет не более сложно, чем перелет из Москвы в Нью-Йорк …Я уверен – пройдет немного лет, и сотни воздушных кораблей будут бороздить звездное пространство. Вечно, вечно нас толкает дух искания ».(Инженер Мстислав Сергеевич Лось)

Слайд 12

СРАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отцы и дети в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация -продукт совместного труда учителя и ученицы, может быть использована как при изучении романа, так и на заключительных уроках....

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Конспект "Полёт на Марс"

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений....

Литературно-музыкальная композиция «Открывая великий роман», по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; - развивать коммуникативные навыки...

Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...