Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»
проект по литературе (8, 10 класс) на тему

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова:

”Стихи мои! Свидетели живые…”

Долгая Ольга Анатольевна

 учитель русского языка и литературы

ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова СП Школа

г. Москва

 2016-2017 учебный год.

Сценарий общешкольного мероприятия.

Цель: Знакомство с творчеством Некрасова Н.А.

Задачи:

-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова;

-показать художественно-тематическое своеобразие его поэзии;

-развивать творческие способности учащихся, навыки самопознания;

-воспитывать чувство сострадания и чувство гражданского патриотизма

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации по теме.

Участники мероприятия – учащиеся 5”Г”, 8”Г”, 10 “Б” классов.

В ходе мероприятия используются:

-музыка Моцарта, Глинки;

-песни на слова Н.А. Некрасова;

-слайды, иллюстрации к стихотворениям Н.А. Некрасова.

Ход мероприятия.

Слайд: Портрет Н.А. Некрасова.

Эпиграф: Н.А. Некрасов (1821-1878) – поэт, прозаик, драма, издатель.

Звучит музыка: Моцарт. “Тихая охота”.

1 ведущий:

Нелегкую жизнь довелось прожить Николаю Алексеевичу Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.

2 ведущий:

Наверное, ни одному русскому писателю не пришлось при жизни выслушать в свой адрес столько предвзятых суждений, прочитать о себе столько разного рода злых и клеветнических публикаций. В чем только не обвиняли Некрасова! Недруги не оставляли без внимания ни одну из сторон его жизни и деятельности – от творчества до поведения в быту. Причину этого попытался объяснить современник Ипполит Александрович Панаев, хорошо знавший Некрасова: “Отчего клевета не обходила его? Он имел громадный талант и, кроме того, во вторую половину жизни – деньги… Многие не могут переносить этого…”

3 ведущий:

К Некрасову относятся не всегда однозначно, судят предвзято, считая его лишь автором стихов социального содержания, в которых отражена общественная борьба и классовые противоречия.

Но поэзия Некрасова не ограничивалась только этими проблемами. Творчество поэта поражает разнообразием. В нем и глубокая печаль, которую не может не испытывать человек при виде вселенского горя, и философские раздумья о смысле жизни и назначении человека, и самые сокровенные любовные чувства и переживания.

4 ведущий:

В нашей литературе не было такого предельно искреннего поэта, никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера.

 В его поэзии воспроизведен величественный образ народа – труженика, и показана его трагическая судьба. Недаром поэт сказал о себе:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Но Некрасов был не только певцом терпенья и горя народного. В его стихах отразился могучий дух русского человека, его мечты и надежды, молодецкая удаль, бесстрашие и неуемная жажда воли. В любви к народу поэт находил нравственную опору, укреплялся духом и видел исход всему, что тревожило и мучило его.

По мнению литературоведа Николая Скатова, Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ.

Слайд: Некрасов в детстве. Детство.

1 ведущий.

Родился Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Подольской губернии на Украине, где был расквартирован полк, в котором служил его отец. Николай был третьим ребенком в большой семье.

Слайд: Природа. Волга. Усадьба.

2 ведущий.

В октябре 1824 года семья Некрасовых переехала в родовое имение отца Грешнево, где прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола и унижения человеческого достоинства.

3 ведущий.

О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли отражение многие факты его биографии (поэт обладал великолепной памятью и по его словам помнил себя с трех лет).

Звучит отрывок из стихотворения “На Волге”.(2 строфы)

“Я рос, как многие, в глуши…”

Слайд: Отец поэта.

4 ведущий. 

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788 – 1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, выйдя в отставку в чине майора, поселился в родовом имении и занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян, за малейшую провинность наказывал розгами. Не гнушался и кулачной расправой.

1 ведущий.

 Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой вытаптывались нередко крестьянские наделы. После удачной охоты устраивались кутежи.

Вот что писал об этом много лет спустя в поэме “Уныние ” Некрасов:

… Детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей.

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя глухарей.

В пятнадцать лет я был вполне воспитан,

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан, -

Но грамоту весьма нетвердо знал.“

От отца Некрасов унаследовал страсть к охоте и карточной игре, которые в дальнейшем помогали сближаться с нужными людьми. Общение с отцом выработало у Некрасова такие положительные качества – твердый характер, силу духа и упорство в достижении цели. Отношение с отцом у Некрасова в разное время складывалось по - разному. Образ жизни и поведение Алексея Сергеевича не могли не оказать отрицательного воздействия на сознание детей, в том числе и на будущего поэта.

В стихах он много раз писал о своем отце, называя его “деспотом”, “невеждой”.

В конце жизни Некрасов понял, что отец мало чем отличался от себе подобных помещиков – крепостников и пользовался своим правом, которое считал священным .

“ И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил!”

Отец прожил долгую жизнь, до конца своих дней оставаясь убежденным крепостником.

Слайд : Мать поэта.

2 ведущий.

Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, если бы рядом с ним не было его матери – Елены Андреевны (урожденной Закревской). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила мысль о жизни во имя “идеалов добра и красоты”. В “Рыцаре на час” он создает её светлый образ:

“Треволненья мирского долетая

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво – безгласная, -

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне.

Да! Я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой – царицею,

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество!”

3 ведущий: 

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не пожелали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и помещика Алексея Сергеевича Некрасова. И оказались правы, так как брак с А.С. Некрасовым был для Елены Андреевы подлинной драмой. Она была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Одна из крестьянок, помнившая её, рассказывала : “Небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая была барыня”. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери. В своих стихах не раз вспоминал и “печальный взор”, и “тихий шаг” матери, и “бледную руку”, ласкавшую его.

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал мать. О ней он писал в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, “Баюшки-баю”, “Затворница”, поэмах “Несчастные” и “Мать”.

Звучит стихотворение “Родина”.

Слайд: Крестьянские ребятишки.

4 ведущий:

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми, хотя отец запрещал ему водить знакомство с ними. Но стоило ему отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. С ними он ходил за грибами и ягодами, купался, играл. Но он никогда не пытался верховодить, никогда не подчеркивал своего барского происхождения.

Сестра Некрасова Анна Алексеевна вспоминала, что когда брат был уже в гимназии и приезжал в деревню на каникулы- он пропадал по целым дням с друзьями, бродил с ними по лесам или отправлялся на реку удить рыбу…

И уже будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить: “Всё то знакомый народ, что ни мужик, то приятель.”

Крестьянским детям, их нелегкой жизни он посвятил замечательное стихотворение “Крестьянские дети”.

Инсценировка отрывков из стихотворения “Крестьянские дети”.

Слайд: “Я из лесу вышел…”

Слайд : Ярославская гимназия.

Ведущий 1:

В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию, обучение в которой было поставлено на довольно низком уровне. За каждую провинность жестоко наказывали. Об этом не забыл Некрасов и много лет спустя в стихотворении “Суд”:

Когда приедешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Учился Некрасов неровно, без усердия, одаренный от природы цепкой памятью и острым умом, он многое схватывал на лету, но интерес к учебе почти пропал. Товарищи по гимназии любили его за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. “Мы, товарищи, очень любили Николая за его характер и особенно за его замечательные рассказы: он, бывало, рассказывает нам эпизоды из деревенской жизни,- вспоминал один из одноклассников поэта Михаил Николаевич Горшков. –

Наружность помню до сих пор хорошо…: коренастый, небольшого роста, красивый по наружности, остриженный, в своем форменном однобортном со светлыми пуговицами и красным воротником сюртуке. ”

Слайд: Школьник.

Некрасов мечтает, чтобы крестьянские дети могли учится.

Ведущий 2:

Звучит стихотворение “Школьник”.

Читает Некрасов много. Особенно на него произвела впечатление ода А.С. Пушкина “Вольность”, рукописный список которой он нашел роясь в заброшенном шкафу небольшой грешневской библиотеки.

Хотите знать, что я читал? Есть ода

У Пушкина, названье ей “Свобода”.

Очень рано у Некрасова появился интерес к творчеству. В гимназии пробовал писать сатиры на своих товарищей, потом лирические стихотворения.

“А главное, - вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю.” Мать поэта была первой ценительницей стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой.

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. Успехи его были скромны, по многим предметам был не аттестованным, да и отец отказался платить за обучение своих детей.

Слайд: Петербург. Университет.

3 ведущий:

Отец настаивал на поступление в Дворянский полк – военное учебное заведение для детей – дворян, но будущего поэта военная карьера не привлекала, и он, ослушавшись отца, решил поступать, о чем просила мать, в университет на филологическое отделение, но испытание не прошел. Слишком скудны были знания. Отец узнав об этом прислал ему гневное письмо и отказал в помощи. Отношения с отцом были прерваны на несколько лет.

Слайд: Молодой Некрасов.

“Я был один – одинешенек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды,” – писал Некрасов в своем автобиографическом романе: “Жизнь и приключения Тихона Тростникова.”

Надо было думать о хлебе насущном, пристроить в печать стихотворения, нашлись знакомые, готовые помочь. Несколько произведений было опубликовано в журналах “Сын Отечества” и в “Библиотеке для чтения”. Но начинающим авторам платили мало. Началась жизнь полная лишений. Поэт рассказывал, что были “для него такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, … отправлялся в казначейства, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек.”

4 ведущий:

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он мечтал по – прежнему о поступлении, готовился, но осуществить мечту так и не удалось. Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекции. Но как потом сам писал, “учиться и зарабатывать на хлеб трудно, и я бросил.”

По совету одного из знакомых Некрасов собрался издать сборник своих стихотворений под названием “Мечты и звуки.” Но его одолевали сомнения. За советом он отправился к Василию Жуковскому. Поэт встретил его приветливо. Ознакомившись со сборником посоветовал напечатать их без имени автора: “Вы потом пожалеете, если выдадите эту книгу.”

Сборник вышел в 1840 году под инициалами Н.Н. Успеха книга не имела. По словам Некрасова больше всего его огорчила критика В.Г. Белинского, но он был прав, так как стихи были, в основном, подражательными. С горечью писал Некрасов о себе в одном из стихотворений, включенном в автобиографический роман “Жизнь и приключения Тихона Тростникова”:

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь!

Когда нуждой, заботою

Посажен ты за труд

И думаешь работая:

Ах, что-то мне дадут!

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. О том, что тогда чувствовал он поведал в единственном сохранившемся письме сестре Елизавете: “Да, дни летят… летят месяцы… летят самые годы… А грустно…все так же грустно. Когда же мне будет весело? – спрашиваю я сам себя…”

1 ведущий:

В неустанном труде рос мастер. Начинают появляться произведения подлинного таланта. Некрасов пристально вглядывается в жизнь и видит кричащие контрасты большого города. Он начинает понимать, что причина этого заключается в несовершенстве общественного строя. Теперь он ведет читателя в мир обездоленных и обиженных. Некрасов не был первым в изображении противоречий большого города, у него был великий учитель – Н.В. Гоголь.

В этот период 40е года Некрасов увлекается театром, несколько его водевилей успешно прошли на сцене Александринского театра.

Слайд: Портрет В.Г. Белинского.

2 ведущий:

В 1842 г. произошло событие ставшее поворотным в жизни Н.А. Некрасова – он познакомился и вскоре подружился с В.Г. Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературной жизни эпохи. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта, способствуя развитию его таланта. “Белинский видит во мне, - вспоминал Некрасов, - богато одаренную натуру, которой недостает образования…”

Белинский горячо взялся за его умственное развитие и по словам Некрасова, произвел его “из литературного бродяги в дворяне. “ Критик внимательно следил за творчеством поэта, привлек его к сотрудничеству в журнале “Отечественные записки.”

Однажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение “В дороге”, в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки воспитанной в барском доме, а потом выданной за простого парня - ямщика. Прослушав стихотворение, по словам Ивана Ивановича Панаева, Белинский воскликнул, обняв Некрасова со слезами на глазах! “Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный!”

В 1848 году В.Г. Белинский умер после продолжительной болезни. Некрасов был с ним до последних дней. Ему он посвятил стихотворение: “Памяти Белинского”.

Звучит стихотворение “Памяти Белинского”

 Слайд: Журнал “Современник”, “Отечественные записки”.

3 ведущий:

В борьбе с жизнью складывается характер не только писателя, поэта, но и одного из руководителей литературного процесса, организатора передовых литературных сил. В середине 40х годов Некрасов – уже издатель нескольких альманахов – “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”.

С 1847 по 1866 гг. поэт издает и редактирует журнал “Современник”, а с 1868 года и до самой смерти – журнал “Отечественные записки”. Трудно переоценить значение деятельности Некрасова – редактора журнала, через школу которого прошли Тургенев и Гончаров, где начинал Лев Толстой, а критиками были сначала Белинский, позднее – Чернышевский и Добролюбов. Но Некрасов и сам был незаурядный литературный критик. Он открыл для русской литературы талант Федора Ивановича Тютчева.

4 ведущий:

Важной составляющей литературного наследия являются письма Некрасова. В 1857 году Некрасов писал Л.Н. Толстому:...” По мере того как живешь – умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить… Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, общей своей ненужности…”

Слайд: Портрет А.Я. Панаевой.

Одиночество Некрасова скрасила одна из замечательнейших, умнейших и талантливейших женщин Авдотья Яковлевна Панаева, с которой он познакомился в 1842 году, когда делал только первые шаги в литературе. Он часто бывал в доме Панаевых. Панаева была необыкновенно красива, в молодости считалась одной из первых красавиц столицы. Она была замужем за известным тогда писателем И.И. Панаевым, вместе с которым в 1847 году Некрасов взял в аренду журнал “Современник”.

А.Я. Панаева сотрудничала в журнале, вела модную рубрику, занималась редакционной деятельностью, совместно с Некрасовым работала над романами. Она была талантливой писательницей. Совместная деятельность и чувство одиночества сблизили их, она становится гражданской женой поэта. Союз с Панаевой, по словам Чернышевского, оказал на Некрасова благотворное влияние. Он обрел семью, дом и верного друга. Панаева была благодарна Некрасову за те 15 лет, которые они прожили вместе. Любимой женщине он посвятил цикл стихотворений, который вошел в русскую литературу под названием “Панаевский”.

1 ведущий:

В “панаевском цикле” запечатлены все этапы сложных отношений Некрасова и Панаевой: зарождение любовного чувства, его развитие, взлеты и падения, радость и печаль, ревность и подозрения, ссоры и примирения… По словам Б.Я. Кормана у Некрасова “любовь предстает перед нами в сложном переплетении прекрасного и прозаического, возвышенного и обыденного”. Н.Г. Чернышевский назвал Некрасовскую “прозу любви”- поэзией сердца.

В стихотворении “Я не люблю иронии твоей…”, написанном в 1850 году, поэт предвидя скорую разлуку, просит не торопить её.

Чтение стихотворения.

В 1856 году написана миниатюра “Прости”. Она пользовалась огромной популярностью у русских композиторов, существует около 40 композиций. Музыку для стихотворения написали Римский – Корсаков, Чайковский, Кюи.

Произведение представляет собой искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический герой просит забыть все плохое, призывает помнить только хорошее.

Звучит романс: “Прости”.

Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить А.Я. Панаеву.

Любовная лирика Некрасова отличалась от стихов других русских поэтов. В лирике Некрасова любимая женщина выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя.

Слайд: Зинаида Николаевна Некрасова.

2 ведущий:

Жизнь Некрасова в последние годы была тесно связана с единственно законной женой поэта и самым верным другом – Зинаидой, пробывшей с ним до последнего вдоха.

Молодую привлекательную светловолосую девушку Некрасов узнал в 1870 году. Ему тогда было 48 лет, он много испытал на своем веку, его здоровье было подорвано. Очаровательная Фекла Анисимовна Викторова, как её звали в девичестве, покорила легкостью своего нрава, красотой и застенчивостью. Она была простой, малообразованной поэтому поэт уделял немало времени её светскому воспитанию и образованию.

3 ведущий:

Особое место в лирике Некрасова занимала тема нелегкой женской доли. “Под влиянием воспоминаний о матери я написал столько произведений, протестующих против угнетения женщины: “Тройка”, ”Мороз, Красный нос”, “В полном разгаре страда деревенская…”, “Орина, мать солдатская”.

Чтение стихотворения “В полном разгаре страда деревенская…”

Слайд к стихотворению.

4 ведущий:

Тяжелой доле простой русской женщины посвящены поэмы: “Орина, мать солдатская…”, “Мороз, красный нос.”

Слайд к поэме.

Поэма : “Орина, мать солдатская…” построена как рассказ крестьянки Орины о сыне, вернувшемся после восьмилетней службы и умершем у нее на глазах. За внешним спокойствием, с которым она повествует о горе, скрывается страшная человеческая трагедия. В скупой лаконичной форме поэт показал не только трагическую участь русского солдата, но и безмерное горе матери, потерявшей единственного кормильца. “И это всего лишь капля в чаше вселенского горя.”

Слайд: “Горе матери”.

Чтение стихотворения “Внимая ужасам войны…”

Это стихотворение Н.А. Некрасов написал в 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное Грешнево. В нем он попытался поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились сыновей. Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальности в наши дни.

Слайд: иллюстрации к поэме “Мороз, Красный нос…”

1 ведущий:

Одним из лучших произведений 60х гг является поэма “Мороз, Красный нос…” (1864).

Судьба главной героини Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеряли кормильцев. Одна – сына, другая – мужа, обе страдают, обеих ожидает нищета и горькая участь. Но в поэме “Мороз, Красный нос…” Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки, но и показать её выносливость, величие и самоотверженность. В самом начале звучит гимн во славу русской женщины.

Чтение отрывка из поэмы:

“Есть женщины в русских селеньях…”

2 ведущий:

Декабристская тема получила развитие в поэмах: “Дедушка”, “Русские женщины”. Работая над поэмами Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды. В поэме “Дедушка” (1870) нарисован величественный образ декабриста, вернувшегося из ссылки.

Слайды: Жены декабристов.

Поэма “Русские женщины” посвящена подвигу жен декабристов, отправившихся вслед за мужьями в далекую Сибирь, чтобы разделить с ними тяжелую учесть. В своей поэме Некрасов хотел показать, что русской женщине всегда были свойственны чувства долга, способность к самопожертвованию и преодолению любых трудностей, высокая нравственность и бесстрашие. Об этом уже Некрасов писал во многих произведениях, но прежде внимание было сосредоточено на изображении характера русской крестьянки, “величавой славянки”.

Названием поэмы “Русские женщины” Некрасов хотел подчеркнуть, что героини его произведения – Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская – характеры общенациональные, в которых отразились черты, свойственные всем русским женщинам.

Слайды: Иллюстрации к поэме “Русские женщины.

Инсценировка отрывка из 1 части поэмы “Русские женщины”. Княгиня Трубецкая. (1872)

Слайд: “Тяготы крестьян.”

3 ведущий:

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры. Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности, но главной темой его творчества всегда была тема крестьянской жизни.

Недаром поэта называли певцом народа – пахаря, крестьянским демократом. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения. Свои стихи Некрасов называл “свидетелями живыми” народных страданий. Но Некрасов верит в исполинские силы русского крестьянства, в то, что народ сумеет сбросить с себя тяжкие оковы многовекового рабства. Эта страстная убежденность звучит в стихотворении “Размышление у парадного подъезда”.(1858)

Слайд: Иллюстрация “Размышление у парадного подъезда”.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?...

В 1860г стихотворение было напечатано в герценовском “Колоколе” с примечанием:

“Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворения нет возможности не помещать.”

Слайд: “Бурлаки на Волге.”

4 ведущий:

В стихотворении “На Волге”(1860) поэт затронул тему одной из самых тяжелых и неприятных сторон крепостнической действительности – бурлачества. Тема знакома ему еще по детским воспоминаниям – он не раз видел тяжелый труд бурлаков. Его горькие мысли разделяла тогда вся демократическая интеллигенция.

Чтение отрывка из стихотворения “На Волге”.

О Волга! после многих лет…

Слайд:Природа.

1 ведущий:

Некрасов с детских лет очень любил свою родину Россию, её необъятные просторы, природу родного края, леса, поля, живой мир. Он, как и Тургенев, был заядлым охотником. Эта страсть давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной журнальной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения. Некрасов знал много историй, которые слышал от них. Одна из них знакома и любима многими поколениями детей – это история о дедушке Мазае и зайцах.

Слайд:”Дедушка Мазай и зайцы”.

Инсценировка стихотворения Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

Слайд: Имение Карабиха.

2 ведущий:

 Почти каждый год на летние месяцы поэт уезжает в родные места. Чаще всего он бывает у отца в Грешневе, но поэт мечтал о своем доме, где мог бы жить летом. В конце 1861 года он купил имение Карабиха недалеко от Ярославля.

В Карабихе он много работал, свободное время проводил на охоте. Проведя несколько дней на охоте, Некрасов уединялся и писал. Здесь были написаны поэмы:

 “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”, главы эпопеи “Кому на Руси жить хорошо” и многие другие. Последний раз он был в Карабихе летом 1874 года.

Слайд: “Кому на Руси жить хорошо.”

3 ведущий:

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни – поэмой “Кому на Руси жить хорошо.” “Это будет эпопея современной крестьянской жизни.” Опираясь на традиции русского эпоса, Некрасов создал произведение, подобного которому не было ни в русской, ни в мировой литературе. Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Такой сюжет помог поэту раскрыть перед читателем всё многообразие пореформенной жизни России, показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни. В поэме представлены все сословия. Особое значение в поэме Некрасов придает образу Гриши Добросклонова – народного заступника.

Рать поднимается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Слайд: Некрасов в болезни.

4 ведущий:

В середине 70х годов Некрасов заболел. Болезнь прогрессировала и причиняла страдания. Некрасов почувствовал необходимость оглянуться назад, “свести итог”. Он стремится дать оценку всему сделанному.

В поэме “Уныние” он писал:

Мне совестно признаться: я томлюсь,

Читатель мой, мучительным недугом…

Недуг не нов, но сила вся в размере,

его зовут унынием…

Быть может, есть причина в атмосфере,

А может быть мне знать дает,

Друзья мои, пятидесятый год.

Но, несмотря на болезнь, Некрасов по-прежнему уделял много сил и времени “Отечественным запискам”, вел борьбу с цензурой, много писал.

В марте 1877г. из печати вышел сборник “Последние песни” – своеобразное завещание поэта. Стихи, вошедшие в сборник- это страстная исповедь.

1 ведущий:

Стихотворение “Умру я скоро. Жалкое наследство…” принято относить к покаянной лирике поэта. Некрасову нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. Это стихотворение – исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет,

Но, жизнь любя, к её минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для нее не жертвовал собой,

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она,

Одна любовь сказаться в ней успела

К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,

Её умел в душе моей спасти,

За каплю крови, общую с народом,

Мои вины, о родина! Прости!..

Слайд:”Памятник на могиле писателя.”

Вечером 27 декабря 1877 года Некрасов скончался. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Чтение стихотворения “Блажен незлобивый поэт.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина

Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....

Литературно-музыкальная гостиная к 200-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова.

Это внеклассное мероприятие позволит углубить представление учащихся об исскустве, о взаимосвязях разных видов искусства и специфике  литературы (поэзии)  и музыки, расширить кругозор учащих...

Литературно-музыкальный сценарий праздника,посвящённого Дню 8 марта

Сценарий небольшого концерта для учителей в День 8 марта...

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного 80-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, "Я, конечно, вернусь..."...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Сценарий литературно-музыкального вечера,посвященный 205-летию со дня рожденияМ. Ю. Лермонтова...

внеклассное мероприятие" Стихи мои!Свидетели живые..."

Стихи мои! Свидетели живыеза мир пролитых слез!Родитесь вы в минуты роковыеДушевных грозИ бьетесь о сердца людские,Как волны об утес....