Доклад "Использование ЦОРов в образовательном пространстве" (от презентации - к веб-квесту)
статья по литературе на тему

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, и за это время изменились не только формы использования компьютера, но и расширились рамки. Сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ткаченко Ю.Н.,

учитель русского языка, литературы,

Май 2017

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках гумантарно-эстетического циклов

        Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего доклада – использование цифровых образовательных ресурсов на уроках мировой художественной культуры. Мы живем в ХХI веке, в веке высоких научных технологий, в веке повсеместного использования компьютера. Во-первых, наша жизнь движется вперёд, и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. Во-вторых, усиливается роль компетенций в образовании. А развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Таким образом, современная школа должна перейти на новый вид работы с обучающимися - работы с компьютерной техникой и использование образовательных программ.

        О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, и за это время изменились не только формы использования компьютера, но и расширились рамки. Сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.        Готовясь к докладу, я наткнулась на интересное стихотворении, посвященное ЦОРам.

Компьютеры детям и взрослым нужны.

В отпуск билеты, где нам купить?

Родственникам новость как сообщить?

Все это можно свершить в Интернете

И обо многом узнать “все на свете”.

В игры забавные можешь поиграть,

Ум, память, логику будешь развивать.

Word, Power Point, Excel, Photoshop

Каждый учитель с ними знаком.

Однако в ученье помогут всегда

ЦОРы, освоенные учителем. Да!

Чтобы шагать нам в ногу со временем

И технологии применять лишь новейшие

Возможности ЦОРов не отрицай,

Учись, совершенствуйся, твори и дерзай!

        Итак, что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде? Давайте попытаемся в этом разобраться...

        Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве ЦОРов мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т.д.

Под ЦОРами также можно понимать не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и решают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего предмета – либо (при наличии соответствующих умений) что-то создают на компьютере сами, либо (часто – в «содружестве» с учителем информатики) поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответствующие темы творческих работ. И, нужно сказать, далеко не всегда такие «самодельные» ЦОРы проигрывают в исполнении, а тем более – в заложенных в них содержательном материале и методической идее, – «профессиональным» разработкам! Конечно, чаще всего ассортимент технологических средств при реализации этих «учительско-ученических» ЦОРов ограничивается приложениями из пакета Microsoft Office (прежде всего – программой Power Point).

Говоря  о разработке ЦОРов, нельзя обойти вниманием такую важную тему, как их качество. Причем, речь идет даже не только о качестве их технической реализации (например, – много ли опечаток допущено в тексте, или насколько аккуратно и красиво сделан рисунок) и не только о качестве представленного материала с точки зрения научности, доступности, наглядности и т.п. Да – эти составляющие качества ЦОРов, несомненно, важны, – но они хотя бы более или менее очевидны. Речь идет о том, насколько оптимальной является само представление того или иного учебного материала в качестве ЦОРов.

Дело в том, что само представление учебного материала в этом виде призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда. Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает   ему эта оцифровка новые качества или нет. А в итоге – мы получаем, например, комплекты ЦОР, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» (или пусть даже хорошо перерисованные, - это сути дела не меняет!) из того же учебника чертежи, таблицы и т.д. Но какая разница – сможет ли ученик прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника или же на экране дисплея (либо на проекционном экране)? Никакой! За исключением разве что того, что учебник – доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор, – «а можно взять и почитать», – как говорится в одном известном детском стишке. И, может быть, за исключением довольно сомнительной надежды на то, что само по себе общение с компьютером способно хоть на немножко повысить интерес (или, как любят говорить методисты, «мотивацию») школьников к изучаемому материалу...

А вместе с тем – следует проследить, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала: они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР и не должны «заслонять» собой собственно содержательное наполнение.

Это, кстати, полезно учитывать всем, кто создает собственные презентации в среде PowerPoint. Очень часто при подготовке таких презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, предоставляемых в современных версиях PowerPoint. А в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей рисунков, – так что внимание «зрителя», просматривающего такую презентацию, отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб самому презентуемому материалу.

        Собственно о мультимедийных презентациях я и хочу далее рассказать. Для начала определим, что понимается под презентацией.  Под мультимедийной презентацией понимается информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. В нашем случае целевая аудитория – это класс, а объект – тема урока. Хочу сразу же отметить, что презентации могут использоваться не только на уроках изучения нового материала, но и также на уроках, целью которых является повторение ранее изученного материала или его проверка. Позже я проиллюстрирую все  три формы презентаций.

        Итак, мы выяснили, что презентация помогает учащимся в более удобной формой овладеть изучаемым предметом. Но всегда ли презентация имеет место на уроке? Как часто можно использовать презентацию? Не вредит ли она восприятию материала? Поразмышляем вместе над этими вопросами, которые, я думаю, часто волнуют каждого..

        В настоящее время очень много сайтов в Интернете посвящено правильному оформлению и созданию презентаций, очень много статей написано на эту тему. Бесспорно, как мы выяснили ранее, презентация обогащает и украшает урок (конечно, в том случае, когда эта презентация сделана правильно и корректно). Но частое использование презентации на уроке бессмысленно. Учащиеся только и делают, что в течение 40 минут смотрят на экран, где один за другим перелистываются слайды. Как следствие, их активность сводиться к нулю. Поэтому, мой совет не использовать презентацию на протяжении всего урока и разбавлять ее присутствие другими формами работы учащихся (это может быть работа с текстом учебника, это может быть постановка проблемных вопросов и т.д.).

        Но как бы то ни было, презентация во многом упрощает работу учителя в подготовке материала к уроку. Теперь нет необходимости распечатывать большое количество иллюстраций и репродукций. Все свелось лишь в нахождении нужного материала в Интернете и включения данного материала в презентацию. Но только ли иллюстрации должны помещаться в презентацию? Конечно, нет. В моей практике, презентация зачастую исполняет и функцию доски. Тема урока, эпиграф, домашнее задание, определения – все это я включаю в свои презентации. Но в любом случае, презентация не должна существовать отдельно от хода урока. Она не должна быть конспектом урока, содержать большое количество текста. Презентация - яркое дополнение к уроку, сокращающее время и затраты учителя в проведении урока. И чтобы презентация действительно была украшением урока, есть несколько незыблемых правил   её использования.

        Как я уже упомянула выше, презентация не должна быть конспектом урока, т.е количество текста для прочтения должно сводиться к минимуму. Биографии художников, история создания произведения искусства, многочисленные цитаты – все это должно исключаться из презентации. Дети прочтут всю эту унылую информацию на много раньше, чем вслух произнесете вы, а, следовательно, это лишнее занятие. Тогда вы спросите, что должно содержаться в презентации? Ответ очевиден – это могут быть репродукции картин, иллюстрации памятников культуры, схемы, которые легче воспринимаются именно с экрана, нежели с доски или на слух. Облегчить урок – этому тоже призвана помочь настоящая презентация. Как я также сказала, в свои презентации я включаю тему урока и домашнее задание первым и последним слайдом соответственно.

        Далее, оформление презентации. Следим за тем, чтобы все слайды от первого до последнего были выполнены в единой цветовой гамме, удобной для просмотра. Избегаем  слишком ярких и слишком светлых цветов. Для слов выбираем  крупный ровный шрифт. И как было сказано выше, следует избегать обилия анимации, выплывающих надписей, сверкающих рамок. Конечно, ребенка такое украшательство привлечет, но он потеряет интерес к содержательной стороне презентации.

        Если презентация содержит репродукции картин, фотографии архитектурных памятников и скульптур, обязательно указывайте внизу автора и название.

        Презентации, которые я создаю для своих уроков, всегда неразрывно связаны с ходом урока. Как самостоятельный объект они зачастую несостоятельны (исключения составляют презентации для проверки ранее полученных знаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Технологизация образовательного пространства Презентация

В данной презентации рассказывается о том, какие возможности предоставляет технологизация образоватеьного пространства  школе, учителям, учащимся....

Презентация: "Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве"

Презентация для научно-практической конференции. Работа кружка изобразительного искусства "В мире Фантазии" (начальная школа)...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

«Образовательное пространство как пространство развития»

Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...

«Повышение мотивации и познавательной активности через использование ИКТ и ЦОРов в образовательной области «Технология»

Чтобы изменить отношение к предмету "ТЕХНОЛОГИЯ" и повысить мотивацию учащихся к изучению данного предмета необходимо использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии – (...

ЦОРы - цифровые образовательные ресурсы - в преподавании английского языка.

ЦОРы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы.  Ориентированые на современные формы обучения, они  обесп...