Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

МаринаV

Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори  добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Малова М.В.

учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 22» НМР РТ

Литература

7 класс

Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори  добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Основные предметные цели:

  1. Создать  условия для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха
  2. Установить связь между произведениями Платонова и его  писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
  3. Развивать потребность у учащихся совершенствовать свои  речевые умения, умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие.
  4. Учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям.
  5. Достигать понимание текста на уровне содержания.
  6. Учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики научатся осознанному  и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; смогут соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков;

ученики  получат возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Метапредметные  ( УУД):

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, маршрутные листы

Методы работы:   учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 .Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности

.

Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока,  (звучит музыка), предлагает отгадать загадку:

Это счастья кусочек,         

Это свежего воздуха, ветра глоточек,

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то спокойнее сердце забьется. (доброта)

Отгадывают загадку, включаются в работу.

2.Этап  актуализации знаний

 Напоминает слова героя сказки   «Волшебное кольцо»: "Добро, мама, из добра явилось”                  (слайд 2)

Спрашивает, кто автор этой сказки и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке.

- Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.( Сотвори добро в душе своей…)

Предлагает выбрать эпиграф к уроку, обосновать своё мнение:

1.До конца,                                             До тихого креста                                               Пусть душа
Останется чиста!
                              Н.Рубцов

2. Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов.                                                  А. Платонов

 3.Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях.    А. Платонов  

4. Досадно мне, когда невинных бьют.       В. Высоцкий                                                

5.
Так всякое добро приносит и плоды добрые.                           Евангелие от Матфея                         (слайд 3, 4)                                                                          

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока (Сотвори добро в душе своей…), ставят цели для себя (найти элементы добра в рассказе «Юшка» через образ главного героя), обосновывают выбор эпиграфа  к уроку самостоятельно в маршрутном листе(5.Так всякое добро приносит и плоды добрые.                           Евангелие от Матфея ), далее осуществляется взаимопроверка-обсуждение в паре .                    

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организует работу над художественной деталью:

- Посмотрите на портрет писателя, что можете сказать о его глазах? (слайд 5) 

- Какую деталь в портрете Юшки он выделяет? ( слайд 6) Что можно сказать о человеке, глаза которого плачут?

- Какие эпизоды рассказа вам запомнились?

Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать с  этими эпизодами

     

 Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами.

4. Этап построения проекта  выхода из затруднения

Предлагает составить «психологический этюд» поведения (слайд 7)

1 группа –  выписать ключевые слова,  рисующие поведение детей и сделать вывод;                                      

2группа – ключевые слова, помогающие понять отношение Юшки к людям и проанализировать;                                        

3 группа –  найти ключевые слова, характеризующие поведение взрослых и проанализировать ;

4 группа- найти ключевые слова, рисующие жизнь людей после смерти Юшки и проанализировать;

5 группа- найти и проанализировать эпизод «Приезд приемной дочери Юшки в деревню»

 Работают самостоятельно,  в группах, выписывают в маршрутные листы ключевые слова, составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки,  взрослых, приемной дочери, делают выводы.

5. Этап реализации построенного проекта

 Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах

        

6. Этап первичного закрепления

Предлагает тему для размышления «Отношение к юродивым на Руси» (слайды 8,9)

 С помощью подготовленных заранее учеников проводит экскурс в историю ( рассказ о картине «Боярыня Морозова» и о юродивом на переднем плане картины, рассказ о Василии Блаженном»)                                            Возвращает разговор к Юшке:

- Когда Юшка чувствует себя по – настоящему счастливым? (слайд 10)

Слушают одноклассников, обмениваются мнениями, размышляют

7.Динамическая пауза.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 Проводит динамическую паузу (слайд 11)

Давайте и мы представим себя на природе.  Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг. Откройте глаза и присядьте, чтобы лучше рассмотреть цветы. А теперь встаньте и протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное  прикосновение облачка.  Поверните голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника…  

  Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря.  

   

 Участвуют в динамической паузе. Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка-  не лишний человек.

8 Этап включения в систему и повторения.

  Предлагает творческие задания (слайд 12)

 - Каждый из нас оставит в душе свой образ А. Платонова и его героев. Наш урок – урок  - мастерская, каждый из вас – творец. Выберите наиболее близкую вам роль и опишите Юшку с точки зрения  ( составляют синквейн)                   1) поэта;                          2)философа; 3)скульптора;  4)писателя

 Организует проверку.

Выполняют творческие  задания, оценивают работы одноклассников  

9.Рефлексия

10. Итог урока. Домашнее задание.

Организует работу по осмыслению имени героя:    Ефим  - благочестивый, священный, благодушный, благославный.В просторечии: юшка – кровь. (слайд 13)

 -  Каких целей мы достигли?

Читает «Оду юродивым» (слайд 14 - 15)

В этот мир одиночества
входим – жалко смотреть!
Выбирай, что захочется –
Пить или петь?
 
– Что угодно вошедшему? –
Голубков? Голубцов?
– Трудно жить сумасшедшему
в мире глупцов!
 
В этом храме банального
прозревать не с руки.
– Ах, за что ненормального
бьют дураки?!
 
В этом мире конвейеров
не забыть бы урок:
путь злодеев и гениев –
путь поперёк!
 
… Этот мир с пережимами
всех желаний и жил…
– Этот мир одержимыми –
обречёнными жив.
 
И покамест блаженные
век бушующий длят
сквозь трясины и тернии…
– Спи спокойно, Земля!
 ( К. Корнеева)

Выставляет отметки за урок, предлагает разноуровневые  домашние задания:

1) сочинение – размышление «Что значит сотворить добро в душе своей?»

2) написать отзыв по рассказу

3) подготовить вопросы по рассказу Юшка(8)

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала, выбирают свой уровень д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...