Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Лебедева Татьяна Валентиновна

Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по литературе

«Жизнь и поэзия Марины Цветаевой»

Цели: познакомить студентов с этапами биографии и творчества М.И. Цветаевой

Задачи занятия:

1. Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой, темами и мотивами лирики, показать исключительность чувств лирической героини;

2. Развивающие:  пробудить у студентов  интерес к личности автора и его произведениям, развивать умение анализировать произведения, извлекать информацию из текста, делать выводы, развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции;

3. Воспитательные: пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта; способствовать воспитанию любви к литературе, нравственных ценностей.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, эпиграф, тексты стихотворений,  выставка книг,  литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обет  вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва).

Эпиграф на доске: Моим стихам,

                                   Как драгоценным винам,

                                   Настанет свой черед.

                                                            М. Цветаева, 1913

Ход  занятия:

I. Введение. Вступительное слово учителя.

«Марина Ивановна Цветаева - выдающийся поэт-профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперёд…» - отмечал наш современник Евгений Евтушенко.

Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в смутное и тревожное  время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Жила она по принципу: быть только самой собой.  Она опередила своё время. При жизни слава её была невелика, но всегда, даже после выхода первой книги, она была убеждена:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшихся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет…

<…>

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берёт,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

                                    (1913)

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…»  отражает её понимание своей  роли: если человек рожден истинным поэтом, что ему жизненные беды и невзгоды?! Он выполняет Божью миссию на этой земле. Истинный поэт стоит несоизмеримо выше бытовых проблем!

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы – и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца неразрывно – слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!

                                    (1918)

М.И. Цветаева стала летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием и каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому «Я». Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой. Посмотрим это на примере стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

II. Анализ стихотворения. 

(Студентам раздаются карточки с текстом)

- Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

- Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

                                 (1920)

- Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, «кто создан из глины», т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

- Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица на карточках и на доске.)

Строфа

Обыкновенные люди

Марина

1

камень, глина

серебрюсь, сверкаю, пена, измена

2

глина, плоть, надгробие, гроб, плиты

крещена, в полете, разбита

3

сердце, сети, земная соль

своеволие, беспутные кудри

4

гранитные колена

воскресаю, пена

- Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

-Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)

-Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать «земной солью» («народная слава»)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)

-Что означает слово «воскресаю»? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит «граниту».)

Итак, Марина – всякая, поэтому ей «дело – измена», потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

Вывод: в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы. Основным изобразительно-выразительным средством становится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побережья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, переменчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возрождаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созиданию.

III. Вехи жизни.

1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.

Стихотворение  «Красною кистью рябина зажглась»  (1916) заставляет нас вспомнить  об этом событии.

-Чтение стихотворения  «Красною кистью...» (индивидуальное задание).

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

- Что автобиографичного в этом стихотворении?  Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?

 (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Рябина навсегда вошла в её поэзию. Пылающая и горькая,  на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы  - переходной и горькой.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. В доме царил культ книги, в жизни семьи было много музыки, стихов. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Стихотворение «Книги в красном переплёте» рассказывают о любви Марины Цветаевой к книгам, которая зародилась в детстве.

- Чтение наизусть стихотворения «Книги в красном переплете» (индивидуальное задание).

- Что дорого героине в ее детских воспоминаниях?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник «Вечерний альбом» (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом домашних, семейных впечатлений. Здесь она утвердила своё творческое кредо – самобытность, непохожесть на других, исследование собственной души, много сказала о себе, о своих чувствах.

- Чтение наизусть стихотворения «Домики старой Москвы»  (индивидуальное задание).

- Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано?

(Грустное, потому что исчезает старая Москва,  часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. «Стихи о Москве». Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по Калужской.

-Чье творчество напоминают эти мотивы?

(Напоминают творчество А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

- Чтение стихотворения «Стихи к Блоку»  (индивидуальное задание).

Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому свое.

Женщине – лукавить,

Царю – править,

Мне – славить

Имя твое.

                (1916)

- Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир «тайный, скрываемый взрослыми». Поэма «Цыганы» положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а «Евгений Онегин» дал уроки «смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества». У нее был «свой» Пушкин. Сказав «мой», Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин - схима,

Пушкин – мера, Пушкин – грань...

Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя

Благодарное – как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было «ежедневным трудом», святым, единственным ремеслом: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

- Чтение отрывка из  стихотворения  «Ахматовой»  (индивидуальное задание).

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

<…>

В певучем граде моём купола горят.

И Спаса светлого славит слепец бродячий.

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – сердце своё в придачу.

- В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

- Как относится лирическая героиня к Ахматовой?

(Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на «ты», своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету». Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел нам вслед...

Целую вас – через сотни

Разъединяющих лет.

- Исполнение песни на стихи М. Цветаевой  «Мне нравится, что Вы больны не мной...»

- Какие отношения между героями стихотворения?

- Могут ли они стать возлюбленными?  (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

- Чтение отрывка из  стихотворения «Аля»  (индивидуальное задание).

Не знаю, где ты и где я.

Те же песни и те же заботы.

Такие с тобою друзья!

Такие с тобою сироты.

И так хорошо нам вдвоем –

Бездомным, бессонным и сирым...

Две птицы: чуть встали – поем,

Две странницы: кормимся миром.

- О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

- Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

- Чтение стихотворения  «Бабушке»  (индивидуальное задание).

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица –

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..

- Как изображает автор лирическую героиню? (На портрете  бабушка в расцвете молодости и красоты)

- Чем пытается объяснить свой трудный, неровный характер? ( Свой трудный характер пытается объяснить чертами, доставшимися от ей бабушки)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,» - сожалела она.

- Чтение отрывка из  стихотворения «Стихи к сыну» (1932)  (индивидуальное задание).

Ни к городу и ни к селу –

Езжай, мой сын, в свою страну, -

В край – всем краям наоборот!

Куда назад идти – вперед

Идти, - особенно – тебе,

Руси не видавшее

Дитя мое... Мое?

Её – Дитя!

-  Какое пожелание высказывает поэтесса?

(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет, что он не видел России.)

9. Вынужденная эмиграция не принесла ей желаемого облегчения: тоска по Родине навсегда связала её с Россией, именно поэтому, прожив много лет за границей, она всё же решила вернуться. Это произошло в 1939 году. Семья наконец воссоединилась, но эта последняя  в её жизни радость длилась недолго. Дочь  Ариадна и муж Сергей Эфрон были арестованы, не было друзей рядом, жилья, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

- Стихотворение:  «Знаю, умру на заре! На которой из двух….»

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом  прошла по земле! – Неба дочь!

С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет на мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Какие этапы биографии М. Цветаевой вам особенно запомнились?
  2. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой?

(Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)

  1. Близки образы лирической героини и поэта?

(В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)

  1. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой?

(Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Наследие Марины Цветаевой значительно: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная и историко-литературная проза, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, поэтому к ним обращаются композиторы,  появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.

VI. Домашнее задание:

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

2. Подготовить анализ одного стихотворения.

Литература:

  1. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 656 с.
  2. Справочник по русской литературе для школьников / М.А. Аристова, Б.А. Макарова, Н.А. Миронова, Ж.Н. Критарова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 590.
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/213632/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"

Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....

Методическая разработка для 10 класса «МИР ПОЭЗИИ ДАВИДА КУГУЛЬТИНОВА»

ЦЕЛИ:   познакомить  учащихся  с  многообразием  творчества  Д. Кугультинова,  помочь  уяснить  его  мировосприятие,  развивать  навыки...