Методическая разработка для 10 класса «МИР ПОЭЗИИ ДАВИДА КУГУЛЬТИНОВА»
план-конспект урока (10 класс)

Компакова Антонина Николаевна

ЦЕЛИ:   познакомить  учащихся  с  многообразием  творчества  Д. Кугультинова,  помочь  уяснить  его  мировосприятие,  развивать  навыки  анализа  поэтического  текста,  воспитывать  толерантность,  интерес  к  литературе  родного  края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000099ab-539a9214.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ  В  10  КЛАССЕ

«МИР  ПОЭЗИИ  ДАВИДА  КУГУЛЬТИНОВА»

ЦЕЛИ:   познакомить  учащихся  с  многообразием  творчества  Д. Кугультинова,  помочь  уяснить  его  мировосприятие,  развивать  навыки  анализа  поэтического  текста,  воспитывать  толерантность,  интерес  к  литературе  родного  края.

ХОД  УРОКА:

  1. СЛОВО  УЧИТЕЛЯ

(СТИХОТВОРЕНИЕ  Д. КУГУЛЬТИНОВА)

Когда  весна – медлительно,  не  сразу –

Нагреет  землю  и  войдет  в  зенит,                                          

И  ароматом  полный  до  отказу

Над  многоцветьем  воздух  зазвенит,                  

Я  ухожу  один  в  степные  дали

Бездумно  опускаюсь  на траву

И – это  мыслью  назовешь  едва  ли –

В  тени  кургана  грежу  наяву.

А  надо  мною  в  синеве  бесплотной

НА  ниточке  весеннего  луча

Трепещет  жаворонок  беззаботный

Как  колокольчик  радости  звуча

Тогда  душа – светла  и  невесома.

Весь  мир  во  мне.  И  в  мире  я – как дома.

Такое  восприятие  окружающего  мира  свойственно  натурам  глубоко  поэтическим,  чувственным,  неравнодушным  к  тому,  что  происходит  рядом,  пытающимся  жить  в  гармонии  со  всем, что  окружает. Вспомним  тютчевское: «Все  во  мне,  и  я  во  всем»

Это  стихотворение  известного  народного  поэта Калмыкии  Давида  Никитича  Кугультинова, и  на  сегодняшнем  уроке  мы с  вами  попытаемся  войти  в  мир  поэзии  этого  поэта  (все  грани  его  творчества  на  одном  уроке,  к  сожалению,  не  объять).

Диапазон  его  творчества  поражает  широтой  и  многоохватностью.  Такие  понятия,  как  «человек»,  «земля»,  «истина»,  «совесть», «правда»,  «добро»,  «зло» - составляют  лейтмотив  его  поэзии.  Но  как  писал  Гете: « Тот, кто  хочет  понять  поэта,  должен  идти  в  страну  поэта».

  1. ДЕТСТВО  (сообщения учащихся)

Д. Кугультинов  родился  в  1922  году  в  семье  сельского  учителя  в  хотоне  Абганер-Гаханкины  Большедербетовского  Калмыкии  (ныне  это  территория  с. Сладкое, Яшалтинского  района)

Как  рассказывал  сам  Д. Кугультинов:  «…родился  в  в  1922 году  в  семье  образованного  калмыка,  окончившего  Ставропольскую  мужскую  гимназию  и  потому,  естественно,  пытавшегося  вырастить  порядочного  сына,  если  есть  возможности  развить  его  способности. Отец  учился  потому,  что  мой  дед  был  трудолюбивым  и  зажиточным,  и  потому  явился  еще  один  факт  моей  биографии:  деда  раскулачили  в  1931 году,  и  мы все  оказались  детьми  «мироеда – кровососа». Моего  деда  сосланного  на  Урал,  убило  деревом  на  лесоповале,  бабушка  умерла,  наевшись  золы  в  состоянии  голодного  психоза.  Отец  и  мать  были  осуждены  советской  властью.  Я  был  обречен  писать  стихи  и  быть  гражданином  этой  державы».

  1. ИСТОКИ  ТВОРЧЕСТВА:

а) ПУШКИН

« Я  очень  рано  начал  писать  стихи, - вспоминает  Давид  Никитич. – В  том  далеком  детстве  я  был  великолепно  обманут  Пушкиным:  мне  казалось,  что  весь  мир  заселен  в  основном  русскими  и  калмыками,  ибо  как  можно  не  поверить  этому,  когда  так  гордо  звучали  в  моих  ушах … « и  друг  степей  калмык»,  « Прощай, любезная  калмычка», « Желай  мне  здравия,  калмык».

И  в  « Капитанской  дочке»  у  самого  Емельяна  Пугачева  была  калмыцкая  шапка и  он  рассказывал  те  калмыцкие  сказки, которые  я  сам  тогда  часто  слышал.  Все  это  давало  расти  чувству  гордости  в  моей  детской  душе.»

Пушкин  на  всю  жизнь  оставался  учителем  Д.Кугультинова,  перед  ним  он  благоговел,  выражая  особую  признательность  от  имени  калмыцкого  народа.

Кто  из  певцов,  ушедших  в даль  времен

Калмыцкому  народу  всех  милее?

Какое  из  прославленных  имен

Мы  с  детства  говорим, благоговея?

Безвестен  был  народ  и  невелик,

Но  гений,  на  пути  его  заметя,

Сказал  однажды:  «Друг  степей  калмык»

И  все  узнали:  есть  калмык  на  свете.

По  всей  Руси,  по  всем  концам  Земли

Пронесся  стих  отлива  золотого

И  мы, калмыки, в  круг  людей  вошли,

В  круг  тех, кто  помнит  пушкинское  слово.

Но  уроками  пушкинского  мастерства,  четкостью  и  ясностью  мысли  и  языка  Д. Кугультинов  овладеет  в  полной  мере  гораздо  позже.

       б) «ДЖАНГАР»

А  пока, в 1940  году, выходит  первый  сборник  стихов  начинающего  поэта  «Стихи  юности».  Самые  сокровенные  мысли  молодой  поэт  связывал  с  образами, темой  родного  героического эпоса  « Джангар».

« Фольклор  учил  меня  думать.  Я  любил  «Джангар»:  знал  наизусть  целые  главы.  Умение  народных  певцов  передавать  в  эпосе  движения  и  выписывать  детали  - удивительно.  Эти  гениальные  качества поражают  меня  и  сейчас».

Фольклор  помог  поэту  постичь  характер  народа,  его  душу,  не  сломленную  веками  гнета  и  нищеты.  Он  помогал  увидеть  высокое  предназначение  человека, поэта  в  служении  Родине  и  народу.

  1. ГОДЫ  ВОЙНЫ  И  ДЕПОРТАЦИИ.

В  1940  году  Д. Кугультинов  стал  членом  Союза  писателей  СССР,  а  через  год  принимает  испытания  Великой  Отечественной  войны.

Он  находит  емкие  слова  и  образы  для  того,  чтобы  рассказать  о  том,  что  пришлось  испытать  на  полях  сражений  и  о  великой  освободительной  миссии  России.  Он  служил  в  частях  252-й  харьковско-братиславской  дивизии  в  звании  младшего  лейтенанта,  когда  его  вызвали  в  Москву,  где  зачитали  приказ  о  выселении  калмыков.  Это  было  летом  1944  года. Так  начался  самый  трагический  период  в  жизни  Д Кугультинова – 13 – летняя  депортация  калмыцкого  народа,  которую  поэт разделил  со  своим  народом. И  я  думаю,  именно  тогда ( как  это  не  покажется  странным)  у  него  сформировалось  такое  качество, как  толерантность, и  сохранившееся  до  последних  дней  жизни.

В  словаре  это  слово ( от  лат. –терпение )  определяется как  терпимость,  снисходительность к  кому – или чему – либо. Однако  такое  определение  является  не  совсем  точным  и  полным.

Толерантной  личностью  можно  назвать  того,  кто:

  1. Принимает  иное,  другое  и  интересуется  им (образ  жизни,  взгляды  и т.п)
  2. Проявляет  сочувствие,  сострадание  к  другому,
  3. Признает  ценности  многообразия  человеческой  культуры.

И  образцом  толерантного  отношения  к  калмыкам-переселенцам  были  сибиряки,  которые  приняли  их  и  помогли  пережить  суровую  и  трудную  жизнь  Сибири. И  подтверждение  этому  мы  находим  в  воспоминаниях  о  людях, встречах  и ,конечно,  в стихах

Я  помню  прошлое … я  помню

Свой  холод.  Больше  я  не  мог.

И  русская  старушка,  помню,

Мне  хлеба  сунула  кусок.

Затем  тайком  перекрестила,

В  моем  кармане  свой  ломоть

И  быстро  прочь  засеменила,

Шепнув: «Спаси  тебя,  господь!»

Хотелось  мне,  ее  не  зная,

Воскликнуть: « Бабушка,  родная!»

Хотелось  петь,  кричать «ура»,

Рукой  в  кармане  ощущая

Существование  добра.

На  всю  жизнь  запомнили  эти  уроки  внимания, доброты,  сочувствия  и  сострадания  не  только  калмыки,  но  и  другие  народы,  подвергшиеся  депортации.

«В  спецпоселениях  и  лагерях  межнациональные  вопросы решались  очень  просто, -  вспоминает  Кугультинов. – Там  все  определяли  качества  человека.  Какой  ты? Порядочный  или  поддонок?  Умный  или  глупый?  Открытый  или  себе  на  уме?  А  уж  какой  ты  национальности – это  дело  десятое.»

Вот  еще  одна  из  удивительных  встреч ( или стечение  обстоятельств, как у  Вампилова).

В  отличие  от  простых  калмыков,  офицерам – политработникам  разрешили  выбрать  район  поселения.  Кугультинов  выбрал  Алтайский  край, г. Бийск.  И  он даже  получил  работу  в  Бийском  автомобильном  техникуме,  где  в  то  же  время  учился Василий  Шукшин. Конечно,  Кугультинов  мог  и  не  запомнить  шестнадцатилетнего  паренька,  но  тот  помнил  сосланного  учителя,  о  чем  впоследствии  вдова  Шукшина, Лидия  Федосеева - Шукшина  сказала  Давиду  Никитичу: « Он  учился  там,  когда  Вы  преподавали».

По  доносу  «доброжелателей»  его  обвинили  в  написании  стихов  антисоветского  характера  и  агитацию  против  мер,  применяемых  к  переселенцам – калмыкам,  и  осудили  по 58 статье ( измена  Родине).  Кугультинов  был  сослан  в  Норильск,  где  условия  жизни  и  работы  были  гораздо  суровее.

« Вот  говорят:  жертва  культа  личности, - пишет  Кугультинов. – И  некоторые  охотно  принимают  это  определение.  А  меня  оно  оскорбляет.  Я  не  был  жертвой,  я  боролся.  Стихами,  единственным  способом,  мне  данным».

В  то  время  гнев  несправедливый,  дикий

Нас  подавил  и  свет  для  нас  потух.

И  даже  слово  самое – «калмыки»

Произносить  боялись  люди  вслух.

Но  как  бы  круг  порочный  ни  смыкался,

Как ночь  над  нами  ни  была  глуха,

От  правды  я  не  отрекался,

Не  отступал  от  своего  стиха.

Не  потерял  я  совести  от  страха,

Не  позабыл  природный  свой  язык.

Под  именем  бурята  иль  казаха

Не  прятался.  Я  был  и  есть  калмык.

А  по  ночам  снилась  степь.  Ее  радужные  буйные  весенние  краски.  Воображение  уносило  в родные  опустевшие  места,  где  по  заросшим степным  тропам  бродили  породнившиеся  с  волками  одичавшие  собаки.

И  облаков  ленивых  глыбы,

И  тени  прошлого  во  сне

Напоминают,  где  б  я  ни  был,

Мне  о  родимой  стороне.

И  солнце  взглядом  провожая

За  кромку  черную  лесов,

Я  слышу  зов  родного  края

Могучий  беспредельный  зов.

  1. ВОЗВРАЩЕНИЕ

В  1957  году  Кугультинов  был  реабилитирован  и  вернулся  в  родные  края,  с  головой  окунулся  в  литературную  работу,  окончил  Литературный  институт  имени  Горького,  Высшие  литературные  курсы.  Долгие  годы  возглавлял  Калмыцкую  писательскую  организацию.

« У  меня  было  огромное  желание  оповестить  весь  мир,  что  мы  возвратились  на  свои  родные,  исконные  земли,  что  Калмыкия  ни в  чем  не  виновата.  И  сама  судьба  указала  такую  возможность», - вспоминает  Давид  Никитич.

60 – 70 – е  годы – расцвет  творчества  Кугультинова.  Один  за  другим  выходят  его  поэтические  сборники.  Ему  присуждается  звание Героя  Социалистического  труда,  он  лауреат  Государственных  премий,  участник  всех  писательских  съездов,  конференций.

Его  имя  становится  широко  известным  не  только  в  нашей  стране,  но  и  за  рубежом. У  поэта  есть  стихотворение «Душа  слова»,  и  в  нем есть  строки,  исполненные  глубокого  смысла:

Оттенков  множество  в  себе  тая,

Звучание  не  больше,  чем  одежа…

У  каждого  из  слов  душа  своя

На  душу  говорящего  похожа.

Читая  эти  строки,  мы  видим  за  ними  «душу  говорящего»,  душу  большого  поэта,  живущего  жизнью  народа,  прошедшего  вместе  с  ним  его  радостные  и  драматические  моменты.  И  поэтому  слово  поэта  стало  не  только  выражением  его  души,  его  субъективно – индивидуального  мировидения  и  мироощущения.

  1. МОТИВЫ  ЛИРИКИ

Любовь  к  родному  краю,  к  родной  природе – неотъемлемая  и  вечно  волнующая  тема  творчества.  Поэты  Калмыкии всегда  с  особой  взволнованностью  и  теплотой  писали  о  красоте  степи,  особенно  весенней  порой.

Вот  как  это  звучит  в  поэзии Кугультинова:

Ушла  зима.  Достигнув  торжества,

Весна  опять  земле  явила  милость.

И  степь,  тучнея,  травами  покрылась.

Она  жива,  по-прежнему  жива!

А  травы  слиты  с  яркой  синевой,

И  я  вдыхаю  дня  великолепье.

Моя  душа  легко  парит  над  степью.

Я  здесь  рожден.  Я  здесь  навеки  свой.

И  мнится  мне:  как  небо,  как  трава,

Судьбою  приобщен  к  земному  чуду

Всегда,  во  всем  существовать  я  буду

Была  бы  только  степь  моя  жива.

Была  бы  только  степь  моя жива!

Вместе  с  любовью  к  родной  степи  сердце  поэта  наполняется   ко  всему,  что  его  окружает,  он  чувствует  свое  единство  со  всеми  живущими  рядом  и  ответственность  за  судьбу  всего  мира.

О  том,  что  гостья  звездная несет

Следы  древнейших  аминокислот,

Среди  степей,  где  ни  дорог,  ни  сел,

Присев  на  склон  кургана,  я  прочел.

Обычная  газетная  строка,

И  суть  ее,  казалось,  далека.

Но  сердце  обволок  счастливый  страх:

Ведь  это  значит – жизнь  в  других  мирах.

И  где-то  есть  планета  надо  мной,

Чей  путь  подобен  участи  земной.

Дыханье  трав  медвяных  донесло,

И  грудь  мою  заполнило  тепло.

Вдруг  бабочка,  мелькая  в  тишине,

На  миг  сестрою  показалась  мне…

Оттого-то  и  беспощаден  поэт  к  тому,  что  мешает  гармонии  жизни,  пытается  помочь  « душам  заблудшим».

Душа  человека  беспечного

Верней  осторожной  души

Открыта  для  каждого  встречного:

Входи,  согревайся,  дыши!

В  душе  осторожной  все  заперто –

И  ставни,  и  дверь – не   взывай:

С  дороги  устал – падай  замертво;

В  дороге  продрог – замерзай!

***

О, зависть – бедствие  Земли!

Когда  б  все  лучшее  на  свете

Завистнику  преподнесли, -

Он  искривился  бы,  заметя,

Что  кто-то  нищему  в  суму

Вложил  истертую  монету:

« Ему  копейку?!  Почему?

Ох,  мне  бы,  мне  монету  эту!»

***

Жаден  ты  бесстыдно,  непомерно!

Все  прибрав  к  рукам  вблизи,  вдали,

Хочешь  стать  единственным,  наверно,

Обладателем  богатств  земли.

Что  ж, бери  всю  землю  без  остатка,

Если  уж  дана  такая  хватка!

Наслаждайся  золотом  и  славой!

Всем,  что  продается,  завладей!

Но  когда  ты  вздумаешь  лукаво

К Родине  любовь  других  людей

Подменить  одной  своей  любвишкой, -

Ты  погибнешь… Здесь  тебе  и  крышка!

***

- Зачем? – промолвила  девица,

Одетая , как  на  парад.-

Зачем  к  замужеству  стремиться?

Чинить  носки?  Рожать  ребят?

Нет, нет,  детей  рожать  не  надо…

Зачем? – и  дернулась  в  ответ,

Под  слоем  пудры  и  помады,  

Морщинки – след  немалых  лет

За  ней  следил  я  негодуя

И  втайне  думал:  « Ну, дела!

Зачем  и  впрямь  тебя  такую,

Когда-то  мама  родила?»

« Мне  бесконечно  близка  духовная  жизнь  современников, -  говорит  Д.  Кугультинов, -  и,  конечно,  круг  нравственных  проблем  обширен,  но  любовь – вечная  тема  жизни  и  вечный  предмет  искусства.  Стихи  о  любви – они  тоже  о  жизни».

Особенно  волнующие  строки  любовной  лирики  Давида  Никитича  посвящены  предчувствию любви,  томлению  и  ожиданию  любовного  свидания ( как   у  Тютчева,  Фета).

****

Жду тебя. Жгучий  ветер, протяжно  трубя

Обжигает  лицо… Жду  тебя…

Снег  поземкой  шуршит,  под  ногами  скрипя…

Жду  тебя… Жду  тебя… Жду  тебя…

Жду  тебя…А  мороз,  белым  просом  слепя,

На  ресницах  застыл.. Жду  тебя…

И  бросает  меня  не  от  холода  в  дрожь,

А  от  мысли,  что  ты  не  придешь.

Многие  строки  из  стихов  и  четверостишия  Д. Кугультинова  по  праву  можно  назвать  афоризмами:

*

Тому,  кто  был  воистину  велик

В  деянии  любом  и  в  каждом  слове,

Как  все  народы,  друг  степей – калмык

Признательностью  платит  и  любовью

( на  памятнике  Пушкину  в  Элисте )

*

В  себе  лишь  силы  находи.

Бог  в  помощь  путнику  усердному!

Надеясь  на  себя,  иди

По  времени  немилосердному!

*

Совесть  человеку  лишь  присуща

Одному  ему,  и  потому

Он  возвышен  среди  всех  живущих.

Небеса  распахнуты  ему.

*

Россия,  певучее  имя – Россия,

Ты  в  душу  вливаешь  мне  силы  живые.

*

И  если,  зная  Сталина  вину,

Грузин  недобрым  словом  помяну –

Тогда  он  прав, в  промерзлый  материк

Меня  зарыв  за  то,  что  я  калмык.

Давид  Никитич  был  интернационалистом  и  в  поэзии,  и  в жизни.  Его  лучшими  друзьями  были и  дагестанский  поэт  аварец Расул  Гамзатов,  и  балкарец  Кайсын  Кулиев,  и  русские  Евгений  Евтушенко  и  Александр  Твардовский.

Лучшими  переводчиками  его  стихов  были  Юлия  Нейман  и  Семен  Липкин – евреи.  Всех  их  объединяла  любовь  к  слову.

Кто  свой  родной  язык  не  признает,

Не  замечая  всех  его  красот.

( Не  потому  ль,  что  он  к  нему  привык?)

Тот,  кто  не  ценит свой  родной  язык,

Тот  жесточайший  заслужил  упрек:

Он  матерью  своею  пренебрег.

Но  тот,  кто  неразумно  опьянен

Звучаньем  только  лишь  своих  имен,

Кто  на  земле,  что  дивно  велика,

Другого  и  не  слышит  языка,

Не  хочет  принимать  его  в  расчет, -

Поверь,  в  жестоком  ослепленье  тот!

Внуши  ему,  от  всей  души  внуши:

Все  языки  на  свете -   хороши.

Они,  как  братья,  меж  собой  равны,

Богат  и  мудр  язык  любой  страны.

Язык – созданье  лучшее  ума,

Язык – сиянье,  безъязычье – тьма.

Того  же,  кто  безмерно  возгордясь,

Чужой  язык  затаптывает  в  грязь,

Кто  объявляет: « Мой  язык – один

Над  всеми  остальными  властелин!»

Того,  в беседы  не  вступая  с  ним,

Из  круга  нашего  мы  исключим!

Домашнее задание:  выучить и проанализировать  одно  стихотворение  Д Кугультинова

Дом – музей Д.Н. Кугультинова в Элисте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...