Контрольная работа по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Проверка уровня знаний обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по произведению М. А. Шолохова «Судьба человека»

9 класс

Часть 1

Прочитайте вопросы, из предложенных вариантов выберите правильные ответы

  1. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.А.Шолохова «Судьба человека»?

А. классицизм    Б. сентиментализм     В. романтизм     Г. Реализм

  1. Какова композиция произведения М.А. Шолохова «Судьба человека»?

А. рассказ в рассказе       Б. рамочная        В. Зеркальная

  1. Из приведённого ниже перечня выберите 3 средства выразительности языка, которые прозвучали в следующем предложении: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертельной тоской, что в них трудно смотреть?»

А. риторический вопрос                                   В. эпитет                                          Д. градация

Б. сравнение                                                       Г. Олицетворение

  1. Какими профессиями владел Андрей Соколов?

А. плотник       Б. шофёр           В. кузнец            Г. Сварщик

  1. «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе…» Чего? Что не может простить себе Андрей Соколов?

А. что попал в плен и не смог спасти свою семью от гибели;

Б. что оттолкнул жену на перроне при прощании;

В. что дом построил недалеко от авиазавода (бомбили завод, а снаряд попал в дом Соколова)

  1. Как Андрей Соколов оказался в плену?

А. был в пехоте, его взвод пошел в атаку;

Б. вёз снаряды гаубичной батарее;

В. поехал за ранеными на линию фронта

  1. «До того мне стало нехорошо после этого, и захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил…» О ком Соколов сказал это? Кого он убил в первый раз в жизни?

А. Крыжнев, рядовой советской армии;  

Б. Комендант лагеря Б-14 Мюллер;

В. немец – инженер в чине майора армии, работал в «Тодте»

  1. Что такое «профилактика гриппа», по мнению коменданта Мюллера?

А. избиение пленных;    Б. расстрел пленных;      В. длинный рабочий день

  1. За что комендант Мюллер чуть было не расстрелял Андрея Соколова?

А. Соколов считал, что норма выработки завышена;

Б. Соколов пытался бежать из лагеря;

В. Соколов был болен и не вышел на работу

  1. Почему Мюллер все же не расстрелял Андрея Соколова?

А. восхитился смелостью и стойкостью Андрея Соколова;

Б. Соколов развеселил пьяных гостей Мюллера фокусом с водкой;

В. Соколов извинился

  1. Как погиб сын Андрея Соколова?

А. был расстрелян при попытке бегства из немецкого плена;

Б. погиб вместе со всей семьёй от взрыва дома в Воронеже;

В. от пули немецкого снайпера в День Победы 9 мая 1945 года

  1. О чем тревожился Андрей Соколов в конце рассказа?

А. что война может повториться;

Б. что помрет во сне и напугает своего сынишку;

В. что приёмный сын узнает историю своего усыновления

13. Какой эпизод в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" является кульминацией?

А. встреча с Ванюшей 
Б. бегство из плена
В. известие о гибели сына Анатолия
Г. сцена с комендантом Мюллером в лагере

14.Укажите, какой смысл заключён в названии рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека".

А. жизнь и судьба главного героя рассказа, Андрея Соколова, типична для миллионов советских людей
Б. судьба Андрея Соколова поднята автором до общечеловеческого обобщения
В. судьба Андрея Соколова символизирует национальный русский характер
Г. в названии подчёркивается незначительность главного героя

Часть 2.

На вопросы дайте односложный ответ, запишите его.

При ответе на вопрос 4 требуется установить соответствия между персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

На вопрос 5 дайте развернутый ответ в 1-2 предложениях.

  1. Укажите род и жанр, к которому относится произведение М.А. Шолохова «Судьба человека».

  1. Как называется в литературоведении описание внешности человека: «А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Ещё тогда я подумал: «Или вдовец, или живёт не в ладах с женой».»

  1. Как называется в литературоведении описание природы: «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нёс извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли».

  1. Установите соответствия между персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Ирина            1) усыновлённый Андреем Соколовым ребёнок

Б. Анатолий       2) жена Андрея Соколова

В. Настя             3) родной сын Андрея Соколова

                            4) дочь Андрея Соколова

5. Какую награду получил Андрей Соколов от коменданта Мюллера вместо расстрела? Как Андрей Соколов ею распорядился?

Часть 3

Для выполнения этой части задания выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С1 или С2). Укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему. Опирайтесь на авторскую позицию и сформулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свой тезис, опираясь на прочитанный текст (не менее 2 доказательств). Используйте теоретико-литературные понятия при анализе произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко, разборчивым почерком, соблюдая нормы правописания и нормы речи.

С1. М.А. Шолохов говорит об Андрее Соколове «человек несгибаемой воли». Докажите с опорой на текст, что это действительно так.

С2. Чем похожи главные герои произведения М.А. Шолохова «Судьба человека» (Андрей Соколов) и поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (Василий Тёркин)?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по произведениям 20 века.

Контрольная работа охватывает произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына, Бунина, Достоевского. 2 варианта....

Контрольная работа по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города" (8 класс)

Контрольная работа по изучению "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина в 8 классе....

Контрольная работа по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Работу можно использовать не только после пройденного материала, но и как подготовку к ЕГЭ по литературе...

Контрольная работа по произведениям М.Горького

Материал предназначен для контроля знаний по произведениям М.Горького ("Старуха Изергиль", "Челкаш")...

Самостоятельная работа по произведению М. Шолохова "Судьба человека"

Самостоятельная работа по произведению М. Шолохова "Судьба человека" 9 класс учебник под редакцией Коровиной....