Внеклассное чтение 5 класс
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки внеклассного чтения по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vneklassnogo_chteniya_5_klass.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения 5 класс

Тема «Война и дети»

Б Лавренев «Разведчик Вихров». Вопросы:

  1. Краткое вступительное слово о писателе
  2. Чтение рассказа
  3. Беседа по вопросам: По каким признакам можно понять, что действие происходит в Крыму? Как Коля Вихров попал на батарею? Почему его появление удивило бойцов? В какой момент Коля заплакал? Что вызвало слезы мальчика? Почему сведения, принесенные Колей, были особенно ценными для моряков-артиллеристов? По каким деталям капитан понял, что пред ним «очень зоркий, сознательный и точный разведчик»? Как автор оценивает дела и поступки маленького разведчика? Подтвердите деталями текста. Каким настроением проникнут рассказ Ю. Лавренева, написанный в тяжелые дни 1942 года?

Тема «Творческий труд»

А Гайдар «Р.В.С.», «Чук и Гек», «Дальние страны»

  1. Просмотр фильма о Гайдаре
  2. Краткие пересказы эпизодов из произведений писателя
  3. Вопросы: Каким вы представляет Гайдара по прочитанным книгам? Назовите любимых героев из произведений писателя. Что у них общего, по-вашему, мнению? Свои выводы подтвердите примерами. В чем смысл рассказа «Дальние страны»? почему старик из сказки «Горячий камень» не захотел вернуть свою молодость и начать жизнь сначала? В чем смысл этой сказки? Кто из героев прочитанных вами произведений Гайдара вам особенно дорог и почему?

А. Лиханов «Мой генерал»

1. Написание краткого отзыва о книге

2. Вопросы: Что, по-вашему, было необычным в поведении деда Антоши в начале повести? Чем вы можете это объяснить? Как вел себя Алеша, когда в их семье появился дед-генерал? К чему это привело? Почему дед взял с собой в поездку Антошу? Какие перемены и почему произошли в Антоше в результате этого? Что вы узнали о Великой Отечественной войне из истории жизни двух «дедов» и генерала Иванова? Как эпиграф связан с его содержанием?

Примерный план проведения урока

  1. Обмен мнениями о прочитанной книге
  2. Ответы на поставленные вопросы
  3. Выразительное чтение отрывков
  4. Анализ письменных работ

Любовь к родной природе как выражение патриотического чувства. Времена года в русской поэзии, живописи и музыке. О любви к живому.

Цель уроков: воспитание любви к родной природе, к произведениям, воспевающим ее. На уроке «Времена года» используем музыкальные произведения Чайковского, Рахманинова, репродукции картин художников Саврасова, Остроухова, Левитана, Грабаря, Юона. Композиция урока по временам года.

Осень – Пушкин. Уж небо осенью дышало. Майков. Осенние листья по ветру кружат. А. Твардовский. Лес осенью.

Зима – Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин». Фет. Печальная береза. Полонский. Я помню, как детьми. Тютчев. Чародейкою Зимою. Есенин. Мелколесье. Степь и дали.

Весна – Пушкин. Гонимы вешними лучами. Баратынский. Весна! Весна! Как воздух чист! Майков. Весна. А. Блок. Ворона. Н. Заболоцкий. Я воспитан природой суровой, Весна в лесу.

Лето – Кольцов. В степи. Фет. Вечер. Никитин. Утро. А. Блок. Еще бледные зори на небе, Бледный вечер. С. Есенин. С добрым утром! А. Софронов. Степь. А. Барто. Розовое зарево.

Картины. Левитан. Золотая осень. Владимирка. Март. Весна. Большая вода. Бакшеев. Голубая весна. Юон. Конец зимы. Полдень.

Музыка. Чайковский. Времена года.

Вопросы. Что общего в изображении родной природы, в отношении к ней поэтов, художников, композиторов? Кому раскрывает природа свои тайны и красоту?

Урок о любви к живому.

Е. Есенин. Песнь о собаке.

Пришвин.  Синий лапоть.

Паустовский. Заячьи лапы.

И. Соколов-Микитов. Журавль-летчик.

В. Бианки. На великом морском пути.

В. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Н. Рубцов. Привет, Россия – родина моя!

В. Боков. Откуда начинается Россия?

А. Твардовский. Береза.

В. Астафьев и его сборник «Конь с розовой гривой» (Капалуха, Белогрудка, Зачем я убил коростеля? и Конь с розовой гривой).

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»:

В какое время и где происходят события рассказа? Обратите внимание на приметы времени и места действия. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию? Что особенно привлекло его в этой семье? Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские дети по дороге в лес, что они делали? Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям. Как провели день ребята? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Почему Санька был вреднее и злее всех? Согласны ли вы с этим? Как писатель относился к Саньке? Как менялось настроение героя рассказа после его возвращения домой и на следующий день? Как это отразилось в поведении, в речи, ее интонации героя? Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего видно сожаление героя о совершенном поступке? Как писатель это делает? Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конем»? Какие ее качества проявились в этом эпизоде? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?

 В. Бианки. «На Великом морском пути». Вопросы:

О каком Великом морском пути рассказывает писатель? Какие выразительные детали текста помогают зримо представить этот путь? Какой вы представляете птицу-казарку по описанию автора? Почему утки-кряквы названы дальними родственницами казарки? С какими опасностями встретилась она во время перелета? О какой загадке природы говорит писатель в конце рассказа? На чьей стороне наши симпатии? Что заставляет нас так пристально следить за судьбой казарки? Известны ли вам какие-либо истории о животных и птицах?

Викторина. Вопросы.

«Блуждаю восемь дней. Пробовал и на юг и на север – везде только камыши. Ел сырых уток. Патроны все вышли. Я очень устал. Больше не могу». Из какого рассказа эта записка? Кто герой? Каким образом охотникам удалось избежать того несчастья, которое произошло с автором записки?

«Маркел понял с полуслова; брат хотел сказать, что стрелявший пришел не за кожаным мешком, а за собакой и что собаку надо отбить, во что бы то ни  стало». Как называется этот рассказ? О чем он?

«Теперь я думал: не повезу своей коллекции в город, отдам ее в сельскую школу, куда пойдет этой осенью Спирька со своими товарищами». Почему рассказчик пришел к такому решению? Чем оно было вызвано?

Домашнее задание. Случай из моей жизни (сочинение)

 Тема «Взрослые и дети – в одном строю»

В. Крапивин «Валькины друзья и паруса»

Вопросы. Почему повествование начинается с рассказа о том, как сводный отряд барабанщиков встречает рассвет? Какую роль играло это событие в жизни Вальки? Уместно выразительное чтение этой сцены. Какое место в жизни Вальки Бегунова занимала его дружба с Андрюшкой? Расскажите об этом подробнее. Вспомните произведения писателей, рассказывающих о дружбе старшего с младшим. Когда и почему пришел Валька к выводу, что друзья Андрюшки без него обойтись могут, а он без них – нет? Почему Валька сдружился с Сашей Бестужевым? Что их объединяло?  Перечитайте названия глав повести. Почему слово паруса здесь встречается чаще других? Как это было связано с мечтой Вальки? Почему возник конфликт у Вальки с ребятами из его класса? Что помогло Вальке выстоять в трудную для него минуту? Чем он заслужил уважение ребят?

Повесть А. Алексина «Саша и Шура»

Вопросы. Кого можно считать героем этого произведения? Кто, по-вашему, оказал влияние на Шуру Петрова? Как автор относится к своим героям? Почему вы часто смеялись, читая те или иные страницы повести? Выделите самые смешные из них, приготовьте выразительное чтение этих страниц.

По теме можно использовать произведения лириков.

В. Маяковский. История Власа

А Прокофьев. Горнист

С. Щипачев. Тракторист. Он взрослым парнем стал.

И юмористические рассказы:

Н. Носов. Федина задача. Огородники.

В. Драгунский. Надо иметь чувство юмора.

И прозу  

Ю. Сотник «Белая крыса».

А Алексин. Как ваше здоровье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...