Эссе" Мои методические находки"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

Комментарии к уроку литературы в 11 классе  «Великая иллюзия». Владимир Маяковский о роли поэта и поэзии в контексте русской поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мои методические находки

(комментарии к уроку литературы в 11 классе  «Великая иллюзия». Владимир Маяковский о роли поэта и поэзии в контексте русской поэзии)

                                                                                          Чако Светлана Иосифовна,

                      учитель русского языка и литературы

Г. Когалым ХМАО - Югра

Существует мнение, что наш век станет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М.Бахтина, «это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи…Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает Т Е К С Т… Всякий истинно творческий текст  всегда есть в какой-то мере свободное откровение личности».

Обучение русскому языку и литературе  в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. А развитие личности, - духовно-нравственное, эстетическое, -  в большей мере зависит от окружающей ее  речевой среды. Речевая среда формирует вкусы, развивает духовно,  формирует и прививает нравственные принципы человека. Значит, моя  задача как  учителя состоит в том, чтобы создать на уроке такую речевую обстановку, которая сможет побудить ученика вслушиваться, вдумываться, вчитываться. И говорить самому. Этому способствует умело подобранный текст упражнения, любимое стихотворение (непременно прочитанное вначале самим учителем так, что дети поверят – любимое!), фрагмент прозаического текста. А затем последует беседа, дающая возможность высказать  мысли и проявить чувства, родившиеся  только что при слушании. Беседа, как известно, средство «укрепления мудрых». И тех, кому есть что сказать, и тех, кто только стремится к такому состоянию. У них тоже появится возможность «укрепиться».

Думаю, такой подход к тексту есть основа личностно ориентированного обучения,  направленного  на саморазвитие, самообразование, самореализацию ученика. При таком подходе, ориентированном на познание личности обучаемого, развитие его рассматривается не как формирование тех или иных качеств, а как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в его личностном багаже. Личностно ориентированная среда на уроке – это развивающая речевая среда, и основой её  является текст.

Я использую   текст  как средство  осуществления личностного   подхода  на уроках   русского языка и литературы.  Считаю, что это верный  путь для   решения   таких важных  проблем  школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте  родного языка, вдумчивого  и бережного  отношения   к слову. Эта цель всегда актуальна. Поэтому на протяжении ряда лет я разрабатываю и осуществляю выбранную мной методическую  тему «Анализ текста как способ совершенствования лингвистических компетенций учащихся».  Считаю, что в  моей работе по этой  теме особенно важно выбирать и опробовать  технологии  в работе с текстом и выбирать оптимальную  форму урока.

Урок анализа текста (урок - исследование, урок - лаборатория, урок - дискуссия и другие формы) занимает главное место в системе уроков развития речи. В своей практике я следую современным подходам к таким урокам, когда развитие речи понимается не как обучение сочинениям и изложениям, а как выработка умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.

Современные  учебные стандарты для общеобразовательной школы  вводят понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках.  Методическим средством для формирования этой компетенции как раз  является текст.  Текст  показывает « язык в действии». Именно это свойство текста и позволяет, на мой взгляд,  сделать  речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Считаю самой оптимальной  особую структуру урока. В моей практике такой урок  состоит из следующих этапов:

        целеполагание (ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания);

        планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

        исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

        дискуссия (устные отчёты о проделанной работе, уточнения, дополнения,   формулирование выводов; ученики обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

        итоговая творческая работа (здесь происходит обобщение материала в устной или письменной форме: ученики размышляют о средствах  выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения - миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к его выразительному чтении).  Учитель оценивает не только результат, но и процесс работы.

Главное, чтобы работа с текстом  превратилась  в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Я стараюсь создать  на уроке атмосферу совместной с учениками  творческой деятельности, это  пробуждает интерес детей к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер. Для меня важно, какие именно задания  предложить к тексту, как сформулировать  эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они осознают, что исследование особенностей употребления языковых средств  в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

С точки зрения содержания очень важно, на мой взгляд, анализировать такие  тексты, которые не оставляют равнодушным никого, вызывают яркие эмоции. Поэтические тексты дают такую возможность. Главная задача моя и учеников при анализе стихотворения -  прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчиняются выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо весомо и значимо. Но работа над языком  стихотворения не может сводиться только к рассмотрению слов и выражений в переносном значении.  Постепенно, от урока к уроку, помогаю  ученикам понять, что в стихотворении значимо всё: и  тропы, и порядок слов, и структура фразы. Важно понять и смысл исторических реалий, если о них идёт речь в стихотворении. Возможно, в нём воплощены факты жизни самого автора. Часто в стихотворениях отмечается стилистический полифонизм, что даёт возможность ученикам увидеть и анализировать разные пласты языка. При анализе стихотворения они непременно приходят к выводу о том, что тропы следует рассматривать  не изолированно, а в их сцеплении, взаимосвязанности.

Большое значение придаю выбору темы произведения для подробного анализа.

У каждого писателя и поэта есть его излюбленные темы. Но есть  среди них те, что всегда волнуют и автора, и его  читателей. Одна из таких тем стала традиционной и в то же время вечно новой.  Разговор о роли поэзии и высокой миссии поэта начат в русской поэзии давно и продолжается сегодня, привлекая новых участников этого увлекательного и серьёзного  полилога. В этом исповедальном разговоре звучат голоса десятков поэтов. Мы слышим их и понимаем, какой видели свою поэзию сами поэты, как относились к себе, к своему времени, в чём видели своё человеческое предназначение, что волновало их души, почему они избрали поэзию как самый верный способ самовыражения. Эта тема даёт возможность и  ученику лучше  понять поэта,  осознать его гражданскую  и  личностную позицию,  узнать, каким было мировосприятие поэта. Поэтому моё обращение к этой теме неслучайно. Я предлагаю ученикам одиннадцатого, выпускного класса, стать участниками этого увлекательного и НАУЧИТЕЛЬНОГО разговора. Они могут по - новому  прочитать и по – другому оценить прочитанные и изученные раньше стихотворения, сопоставить позиции их авторов,  сознательно сформулировать своё  личное  мнение.

Ежегодно я работаю с учениками 11 класса, вместе мы  изучаем  литературу 20 века. Мы приобщаемся  к произведениям  о непростом времени борьбы идеологий, о трагедии человека и целого народа в революциях и войнах «века – волкодава».  Мы изучаем тексты о вечных темах любви и предательства, милосердия и жестокости, о поисках истины, об ошибках и о радости всепрощения. Я учу  выпускников искать связи между произведениями таких разных, но очень неравнодушных к судьбе своей страны и к судьбе человека авторов. Вместе с ними я открываю новое в прочитанных раньше произведениях, мы воспринимаем всё написанное  нашими предшественниками,  как единый текст. Текст, который приобщает нас к их времени, объединяет.

 Чтение и анализ стихотворений Владимира  Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина  о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций   - это лучшая возможность понять трагедию творческой личности в 20 веке. Этот разговор  даёт начало  продолжительной беседе на последующих уроках литературы о судьбах Мастеров русской культуры в  20 веке.

Уверена, что умение понимать и интерпретировать любой текст необходимо человеку на протяжении всей жизни, так как  текст – это понятие широкое: мы  через  текст  выражаем себя.

Как учитель языка и литературы учу работать с текстом.  Помогаю ученику перейти от пассивного накопления знаний  к  овладению  различными способами деятельности в условиях современной жизни, а это очень важно для активного  формирования творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"

Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....

Доклад "Дидактические и методические находки по созданию успеха на уроке технологии"

Доклад в виде презинтации о возможных приемах и методах по созданию успеха на уроке технологии в неделимых классах...

методические находки

вашему вниманию предлагаются разнообразные формы работы с учащимися среднего и старшего звена, которые ,надеюсь , помогут сделатьуроки более продуктивными и интересными....

Методические находки

    В своей работе я использую много нестандартных методических приёмов, и о некоторых  из них хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставле...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области  обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...