Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

В настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления – идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение. 

Коммуникативной основой урока литературы является учебный  диалог читателей о произведении. 

Цель литературного образования – развитие культуры читательского восприятия и понимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogicheskaya_model.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Диалогическая модель

освоения произведения на уроке литературы

    В настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления – идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение.

    Коммуникативной основой урока литературы является учебный  диалог читателей о произведении. На каждом уроке литературы словесник помогает школьникам прояснить их собственное понимание каждого произведения, оказавшегося в коллективном кругозоре читателей-собеседников, не навязывая при этом «единственно правильных трактовок», рекомендованных литературоведами и методистами. При этом учитель литературы активизирует учебную деятельность учеников в направлениях, определяемых самим художественным произведением. Следовательно, при коммуникативно-деятельностном подходе словесник органично сочетает в своём профессиональном поведении филологические и педагогические задачи, постоянно стремясь обнаружить между ними связь.

    Многие словесники не всегда предполагают, что от уроков литературы, от чтения литературных произведений ждёт читатель-школьник. Цель литературного образования – развитие культуры читательского восприятия и понимания. Такая культура предполагает осознание того, что в произведении существует как минимум две грани: с одной стороны мир, в котором живут герои, с другой – текст, посредством которого мы узнаём что-то об этом мире. Культура читателя состоит в том, чтобы соотносить эти две позиции друг с другом и понимать почему текст об этом мире и этих героях выстроен так, а не иначе. А это, в свою очередь, открывает третью грань - авторскую позицию.

    Прочитав художественное произведение, у школьника возникает ряд вопросов «Я что-то не понял, но что?», «Так ли я понял, как этого хотел автор?», «Почему моё понимание отличается от понимания учителя (или других одноклассников)?

    На этапе анализа текста учебная деятельность направлена на выявлении в произведении сюжетных схем и мотивов, различных типов и функций персонажей. Педагог и обучающиеся собирают наблюдения, суждения, оценки в своеобразную копилку. Учитель, ориентируясь на предложенные варианты трактовки произведения, вызывает новые вопросы, ориентирующие школьника на дальнейшее осмысление произведения. Вопрос учителя, с одной стороны, подсказывает способ решения учебной задачи, с другой - указывает, что известных знаний и способов может быть недостаточно.

    Школьники, видящие неподдельный интерес к своей личности, чувствующие уважение к себе со стороны педагога, его готовность выслушать и принять их точку зрения, не только более успешно усваивают школьные программы, но и у них появляется повышенная мотивация к деятельности. Ребята испытывают желание узнать что-то новое из других источников информации, возникает стремление обсудить узнанное и применить на практике полученное знание.

    Анализ произведения художественной литературы - это анализ проблемный, способствующий приобретению нового знания. Диалог читателей (а это и сам педагог, и школьники)  не есть вопрос учителя и ответ обучающегося. В диалоге две стороны равнозначимы и каждый имеет право на вопрос, что не может не пробудить читательскую активность.

    Перед педагогом стоит важная задача - сформулировать точные цели и задачи урока, а именно: какие способы, умения и навыки должны формироваться и развиваться в ходе учебного общения; спрогнозировать тип учебной коммуникации (постановка и решение учебно-аналитических задач и диалог). Необходимо определить объём прогнозируемого материала, траекторию различных видов учебной деятельности (письменный, устный, графический).

А) Метод творческого (медленного или пошагового) чтения.

Приёмы: выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению, чтение с комментариями, чтение с попутной формулировкой вопросов, приём прогнозированного чтения.

Типы заданий: выразительно прочтите фрагмент, прокомментируйте слова героя, повествователя; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте непонятные места; продолжите сюжет произведения; реконструируйте недостающую часть текста;  назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения и завершения произведения.

Б) Метод выделения  «точек предпонимания»

Типы заданий: определите, выделите, найдите (устно, письменно, графически) в тексте самое непонятное, интересное, удивительное; сформулируйте вопросы, адресованные герою, автору, повествователю (устно, письменно); напишите письмо другу (автору, другу, читателю-собеседнику), в котором расскажите о своём понимании/непонимании; сопоставьте своё понимание/непонимание с чужим; обоснуйте своё мнение;

Виды деятельности: самостоятельные и коллективные наблюдения; сравнение различных элементов текста; ведение читательского дневника; постановка проблемных вопросов; составление системы вопросов и предварительные ответы на них(устные, письменные); рефлексия (устная, письменная, графическая) результатов предпонимающей деятельности.

В) Методы традиционного и творческого воспроизведения.

Приёмы: анкетирование и тестирование читателей; конкурсы на определение самого внимательного читателя; воспроизведение содержания точки зрения персонажа.

Типы заданий: перечитайте. Воспроизведите, перескажите соответствующий фрагмент текста той или иной точки зрения; назовите характерные признаки,  черты; сформулируйте вопросы автору, герою; выразительно прочитайте по ролям; инсценируйте; исполните роль; придумайте киносценарий; создайте произведение в конкретном жанре; составьте схему; нарисуйте комикс, иллюстрацию; составьте словесный портрет.

Виды деятельности: пересказ событий с точки зрения одного из персонажей; формулировка ответов на  вопросы анкет, викторины; тестирование; выразительное чтение по ролям; инсценирование; выразительное чтение по ролям; формулирование вопросов от лица повествователя; рисование иллюстраций; составление диафильмов; выделение способов решения исследовательских проблем.

Г) Исследовательский метод.

Приёмы, направленные на познание «языка» художественной литературы: выделение определённых элементов текста; наблюдение, описание, сравнение единиц; объяснение функций каждого из элементов, установление связей между ними.

Типы заданий: выделите, найдите, определите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали; сформулируйте понятие; определите связи; проанализируйте фрагменты по предложенному алгоритму; составьте алгоритм анализа; найдите сходства и отличия; заполните таблицу.

Виды деятельности: выполнение аналитических процедур с использованием понятий-инструментов.

Д) Интерпретация полученных результатов проведённых аналитических процедур.

Типы заданий: объясните смысл названия произведений; охарактеризуйте жанр произведения; выделите жанровые признаки; определите позицию автора; напишите сочинение-интерпретацию, исполните роль, составьте рецензию; стилизуйте речь героя, повествователя.

Виды деятельности: вопросно-ответное общение (коллективно-распределительная деятельность, учебный диалог); инсценировка, составление киносценария; игровые диалоги с автором, героями; устное и письменное рецензирование; сочинения в жанре эссе; сочинение стилизаций; написание реферата, самостоятельного доклада на конференцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы

Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....