Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус" 14.01.18г.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parus.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

                     Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

У каждого большого поэта свои излюбленные темы, волнующие его вопросы. В лирике М.Ю. Лермонтова с особой силой звучит мотив одиночества. Стихотворение «Парус» -одно из наиболее глубоких и совершенных творений поэта, хотя написано оно в ранний период творчества, автору было всего 17 лет. В стихотворении чётко прослеживается не только тема одиночества, но неизменно интересующая поэта тема смысла и цели жизни.

Всего 3 строфы, 12 строк стихотворения, а сколько в них глубокого смысла, философского раздумья! В образе паруса видно настроение самого поэта, его мятежная душа.

По композиции эта лирическая миниатюра делится на 2 части: белеющий парус в тумане моря и настроение, переживания лирического героя. В первой строфе читатель видит картину моря и одинокий парус:

                                               Белеет парус одинокий

                                               В тумане моря голубом.

В первой строфе обращают наше внимание вопросы, заданные парусу как живому существу . Они говорят об исканиях человека и поиске ответа на вопросы: где найти покой и успокоение душе, в чём заключается счастье.

Вторая строфа рисует изменившуюся картину моря: ветер свистит, море шумит, «мачта гнется и скрипит». И горькое сожаление, выраженное частицей «увы», горький вывод о том, что счастье невозможно.

И, наконец, строфа третья, в которой подводится итог размышлениям. Для лирического героя стихотворения покой и умиротворение неприемлемо. Вечная буря, борьба- его стихия.

В лирической миниатюре много ярких красок: белый парус, голубой туман, лазурное море, золотые лучи солнца. Однако красота окружающего мира не вносит гармонию в бунтующую душу лирического героя. В огромном море парус не боится бури, которая может грозить ему гибелью. Одинокий и мятежный лирический герой мужественно противостоит ничтожному миру.

Вечные вопросы смысла жизни , на которые Лермонтов пытался найти ответы, остаются актуальными и сегодня, не могут не волновать и современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...