Учебная исследовательская задача с использованием НКРЯ
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Некрасова Валентина Фёдоровна

Материал представляет собой пример учебной исследовательской  задачи с использованием НКРЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_zadacha.docx9.89 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Некрасова Валентина Фёдоровна

Исследовательская учебная задача с использованием НКРЯ

Предмет:

Русский язык

Класс:

6

Тема урока:

Роль имён прилагательных в художественном тексте

Инструкция по работе в НКРЯ

https://goo.gl/lWwGwM

Форма работы

Мини-группы. Одна из них (4 человека) работает по инструкции с Национальным корпусом русского языка. Поиск информации осуществляют в парах, работают параллельно, выводы -совместно.

Проблема

Всякое ли прилагательное эпитетом можно назвать?

Информационные источники (кроме НКРЯ), с которыми учащиеся работают

Школьный словарь литературоведческих терминов

http://litem.ru/podgotovka-k-ege/slovar-literaturovedcheskich-terminov

К.Бальмонт Сборник «Фейные сказки»

http://e-libra.ru/read/323856-fejnie-skazki.-detskie-pesenki.html

Формулировка задания для учеников (развернутый вариант проблемы)

В ходе изучения темы “Роль имени прилагательного в художественном тексте” мы с вами задались вопросом: “Всякое ли  прилагательное эпитетом можно назвать?”

Попробуем решить поставленную задачу, используя ресурс Национального корпуса русского языка. Сегодня с ним будет работать группа исследователей в составе...

Задания для исследовательской группы:

  1. Следуя инструкции по работе с Национальным корпусом русского языка,  

определите произведения из книги стихов К.Бальмонта “Фейные сказки”, где употребляется прилагательное  светлый.

  2. Определите контекст употребления слова светлый  в найденных стихотворениях книги. Для этого выпишите словосочетания (или предложения) со словом светлый.

     3. В каких стихотворениях слово светлый определяет признак предмета, а в каких употребляется в переносном значении и создаёт образ? Опишите эти образы.

 4. Сделайте вывод: в каких стихотворениях  прилагательное становится средством выразительности, эпитетом?

    5. Оформите вывод в форме устного сообщения, иллюстрируя примерами из текстов стихотворений.

Предполагаемые результаты

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  2. Формирование умения использовать ресурс Национального корпуса русского языка при решении исследовательской задачи.
  3. Формирование умения идти при анализе художественного произведения от значения слова к образу, от образа к смыслу  
  4. Формирование умения делать выводы по поставленной проблеме; оформлять выводы в форме устного сообщения.

Предполагаемые выводы

Прилагательное светлый употребляется в 10 стихотворениях книги К. Бальмонта “Фейные сказки”. В девяти из них слово светлый употребляется в переносном значении и создаёт сказочные образы мира Феи. Такое прилагательное мы называем эпитетом. Таким образом, эпитетом мы можем назвать  такое прилагательное, которое употреблено в переносном значении, при его использовании создаётся художественный образ. Образ, в свою очередь, помогает понять основную идею произведения. Эпитет светлый в книге стихов К.Бальмонта “Фейные сказки” рисует светлый, поэтичный мир мечты,красоты, гармонии. Именно такую мысль хотел донести автор при создании книги

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов.

Данная статья расскрывает важность использования проектной деятельности  в обучении школьников и освоении ими необходимой информации....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Использование исследовательских задач на уроках физики

Материал о способах активизации мыслительной деятельности учащихся....

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...

Инструкция "Использование национального корпуса русского языка при решении учебной исследовательской задачи"

Инструкция содержит этапы работы с национальным корпусом русского языка и позволит  научиться на конкретном примере использовать национальный корпус русского языка при решении учебных исследовате...

Исследовательская задача на тему: "Изучение процесса плавления кристаллических тел на примере льда и парафина с использованием цифровой лаборатории PASCO"

Исследовательская задача предлагается для учащихся 7-8-х классов в качестве экспериментальной работы как на уроке,так и для внеурочной деятельности,носит исследовательский характер,формирует и развива...