Урок по литературе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Гарейшина Зиля Раисовна

Урок литературы в 7 классе на тему: "Предание" соответствует КТП, составленному в соответствии с образовательной программой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gareyshina_z._stsenariy_uroka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе на тему «Предание»

Тип урока:

«открытие новых знаний»

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания по УНТ; знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Технологии обучения, используемые на уроке

Личностно – ориентированная, сотрудничество, ИКТ, групповая, развитие критического мышления через чтение (ТРКМПЧ), здоровьесбережения, коллективного способа обучения.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке

Повторение изученного на основе групповой работы; формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): формирование целей урока на основе собственных наблюдений и выводов, анализ текста при помощи различных приемов, выставление оценок.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, беседа, работа с источником информации, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые учебные результаты

Личностные

нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор;
понимание определяющей роли литературы в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его знание в процессе получения школьного образования.  

Предметные

-осуществлять работу и поиск необходимой информации;                 
- научить осмысленному чтению художественного текста, строить осмысленные речевые высказывания цели и виды чтения художественного текста.    

Метапредметные

Познавательные УУД

  1. Умение находить, преобразовывать и передавать информацию.
  2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
  3. Устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;                                                                        
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;                         
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя  
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;                                                         
- вносить необходимые коррективы в действие и сопоставлять с образцом     
после его завершения на основе его оценки;                                                                                                      
-высказывать свое предположение;                                  
- выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.        

Коммуникативные УУД

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; 
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;                

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей.

Слушают учителя

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательный: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2. Стадия вызов.

Беседа

- Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

-Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

Обдумывают ответы на вопросы, отвечают на них.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся  к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

  1. Осмысление

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

Чтение предания. «Воцарение Ивана Грозного

Чтение предания«Сороки-ведьмы»

Чтение предания «Петр и плотник»

ФИЗМИНУТКА

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

  1. Слово учителя.

- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают.Слайд 3).

- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVIв. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы  познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»?На что обращают наше внимание народные сказители? Прочитаем статью учебника

- Что нового узнали из статьи?

- Кто чаще всего является героями преданий?

 Обратимся к «преданьям старины глубокой».

Но для начала вспомним кто же такой Иван

Выступление ученика (приложение 1)

Cлайд 6.)

- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

 3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7).

Выступление ученика (приложение 2) 

Обратимся к преданию «Петр и плотник».

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

II

- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

В начале поэмы и в конце ее:

        Дела давно минувших дней,

        Преданья старины глубокой!

                (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические.Вторая группа преданий -топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым.( Выступает ученик. Приложение 3)

- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

Предания не обошли стороной и наше село Заглядино.

(Выступление ученика. Приложение 4)

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Изучают презентацию. Делают необходимые записи в тетрадь

Выступление ученика

Выступление ученика

Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их?(Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

 -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом,        нет – карточку с грустным лицом.

Домаш. Задание стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                         «Заглядинская средняя общеобразовательная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...