Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Ковалёва Екатерина Владимировна

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного  общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2016 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2016 и учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx67.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ганновская средняя  школа»

МКОУ «Ганновская СШ»

646869 Омская область, Одесский район, с. Ганновка, ул. Школьная  10.  Тел. 3-13-35,

________________________факс (259) 3-13-35,  E-mail: gannovka@mail.ru______________________

«Согласовано»

Зам директора по УР

____________________Костюк О.С.

«   »                   2017 года

                                                

  «Утверждаю»

  Директор МКОУ «Ганновская  СШ»                    

  __________________________Шевченко Г.Н.

«   »                   2017 года

                                                

Рабочая программа

 по литературе

Класс: 7

Ковалёва Екатерина Владимировна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

                                                                     

с. Ганновка

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения –"Ганновской средней школы" создана в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования,

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного  общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2016 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2016 и учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

  • системе образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях литература занимает особое место. Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства, мировоззрение

  • миропонимание, общую культуру каждого, кто соприкасается с еѐ богатствами, развивать познавательно-мыслительные способности и чувство прекрасного.

  • художественных произведениях в образной форме отображѐн огромнейший опыт духовного развития, ценностных исканий и самовоспитания личности, познания в художественном слове-образе окружающего мира, освоение и осмысление которого необходимо для духовного, нравственного становления личности. Глубина и сила воздействия литературы на человека обусловлены тем, что усвоение художественных идей, обогащение опытом предшествующих поколений происходит в личностной форме, ибо литература как вид искусства влияет комплексно на «ум» (интеллектуальную составляющую) и «сердце» (сферу эмоций) читателя.

Мир художественного произведения представляет собой «вторичную модель реальности», в которой воссоздана целостная картина мира, отображающая социальные противоречия, сложные причинно-следственные связи, процесс самосовершенствования личности, способы постижения автором действительности.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности,


воспитанию гражданина, патриота своего Отечества (что соответствует задачам Программы развития школы).

Курс литературы – один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения родным языком и искусством речи. Изучая литературу, ученик приобретает опыт еѐ понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей. В рамках курса литературы школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность (что соответствует задачам Программы развития школы).

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

  • этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Главными целями изучения предмета«Литература»являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать

  • интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

На основании требований нового образовательного стандарта в учебном процессе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;


  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных

  • учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объѐме изучаемых произведений;

  • научиться развѐрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 7 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,

мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учеников в системе гуманитарного образования - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В образовательном стандарте второго поколения они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства предполагают формирование целостных представлений о литературе в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.


Межпредметные связи.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа В.Я.Коровиной помогает достичь основной цели литературного образования в школе: знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя. В 6 классе ведущей проблемой курса литературы является художественное произведение и автор, характеры героев.

Главной идеей рабочей программы (вслед за программой под ред. В.Я Коровиной) является изучение литературы от русского фольклора к древнерусской литературе, от неѐ - к русской литературе 19, 20 веков. В конце учебного года для изучения предлагаются произведения зарубежной литературы, курс зарубежной литературы также выстроен в хронологическом порядке.

  • программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Формы контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительноечтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа,проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, письменный ответ на вопрос, сочинение.

№ п/п

№ урока

Вид контроля

1

9

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

2

18

Сочинение по произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

3

23

Сочинение по повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя

4

Контрольная работа по произведениям Тургенева, М. Е.

Салтыкова-Щедрина

5

49

Тест  по произведениям писателей 20 века

8

63

Итоговый тест


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.

  • целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота

  • правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

О ц е н к а « 5 » ставится,если ученик: 1)полно излагает изученный материал,даетправильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

О ц е н к а « 4 » ставится,если ученик дает ответ,удовлетворяющий тем же требованиям,что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

О ц е н к а « 3 » ставится,если ученик обнаруживает знание и понимание основныхположений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

О ц е н к а « 2 » ставится,если ученик обнаруживает незнание большей частисоответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


О ц е н к а « 1 » ставится,если ученик обнаруживает полное незнание или непониманиематериала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.

  • указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы-ковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью

Допускается: 1 орфографиче-

соответствует теме.

ская, или 1 пунктуационная,

1. Фактические ошибки отсутствуют.

или 1 грамматическая

2.

Содержание излагается последовательно.

ошибка

3.

Работа отличается богатством словаря,

разнообразием используемых синтаксиче-

ских конструкций, точностью

словоупотребления.

4.

Достигнуто стилевое единство и

выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1-2 речевых недочета

«4»

Допускаются: 2

1.

Содержание в основном достоверно, но

орфографические и

имеются единичные фактические неточ-

2 пунктуационные ошибки,

ности.

или 1 орфографическая и 3


2. Имеются незначительные нарушения

пунктуационные ошибки,

последовательности в изложении мыслей.

или

3. Лексический и грамматический строй речи

4 пунктуационные ошибки

достаточно разнообразен.

при отсутствии

4. Стиль работы отличается единством и

орфографических ошибок, а

достаточной выразительностью.

также 1 грамматические

В целом в работе допускается не более 2

ошибки

недочетов в содержании и не более 3-4

речевых недочетов

«3»

1.В работе допущены существенные

Допускаются: 4

отклонения от темы.

орфографические и 4 пункту-

Работа достоверна в главном, но в ней

ационные ошибки, или 3

имеются отдельные фактические неточности.

орфографические ошибки и

2. Допущены отдельные нарушения

5 пунктуационных ошибок,

последовательности изложения.

или 7 пунктуационных при

3. Беден словарь и однообразны

отсутствии орфографических

употребляемые синтаксические конструкции,

ошибок

встречается неправильное

(в 6 классе 5

словоупотребление.

орфографических и 4

4. Стиль работы не отличается единством,

пунктуационные ошибки), а

речь недостаточно выразительна.

также 4 грамматические

В целом в работе допускается не более 4

ошибки

недочетов в содержании и 5 речевых

недочетов

«2»

1.Работа не соответствует теме.

Допускаются: 7

Допущено много фактических неточностей.

орфографических и 7

2. Нарушена последовательность изложения

пунктуационных ошибок,

мыслей во всех частях работы, отсутствует

или 6 орфографических и 8

связь между ними, часты случаи

пунктуационных ошибок, 5

неправильного словоупотребления.

орфографических и 9

3. Крайне беден словарь, работа написана

пунктуационных ошибок, 8

короткими однотипными предложениями со

орфографических и 6

слабовыраженной связью между ними, часты

пунктуационных ошибок,

случаи неправильного словоупотребления.

а также 7 грамматических

4. Нарушено стилевое единство текста.

ошибок

В целом в работе допущено 6 недочетов в

содержании и до 7 речевых недочетов

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в

Имеется более 7

содержании и более 7 речевых недочетов

орфографических, 7 пункту-

ационных и 7 грамматиче-

ских ошибок

Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  1. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.


  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  1. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объѐме: в 7 классе— 68 ч. На изучение предмета в 7 классе отводится 2 часа в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

Специфика учебного предмета «Литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого

  • интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.


Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви

  • многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета«Литература»в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование  собственного  отношения  к  произведениям  русской  литературы,  их

оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;


  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс VII класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество (6 час)

  • Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа.
  • Микула – носитель лучших человеческих качеств.

  • Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.

  • Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины.
  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Древнерусская литература (2 час)

  • «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

  • «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.

Русская литература 18 века (2 час)

  • Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».

  • Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.

Русская литература 19 века (28 час)

  • Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете.

  • Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы.

  • «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца.

  • «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  • Особенности сюжета. Картины быта ХVI века.
  • Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

  • Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев.

  • Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство.

  • Судьба двух братьев.
  • Трагедия Тараса Бульбы.

  • Классное сочинение.

  • Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа.
  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

  • Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

  • Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

  • «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.

  • «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

  • Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.

  • Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.


  • Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

  • «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

  • Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия.

  • «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.

  • «Край ты мой, родимый край».

Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А. Бунина, В.А. Жуковского, А.К. Толстого

Русская литература 20 века (22 час)

Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.

  • Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды.

  • Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
  • Сочинение-характеристика литературного героя.

  • Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.
  • «Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир.

  • Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.

  • Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

  • На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова,

А.Твардовского, А.Суркова).

  • Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

  • Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
  • Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).

  • Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».

  • Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи

Зарубежная литература (3 час)

  • Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

  • Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

  • Японские хокку. Особенности жанра.

  • Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

  • О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

  • Р. Бредбери «Каникулы». Фантастические рассказы Бредбери как выражение


стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле

Из литературы народов России 1 час)

Расул Гамзатов

Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта. Возвращение к истокам, основам жизни. Особенности художественной образности поэта


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM

/ Сост. 5 Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – СПб.: Просвещение, 2006. – 70 с.

  1. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. – М.:  Просвещение,

2005. – 350 с.

Для учителя:

  1. Беляева   Н.В.   Уроки   изучения   лирики   в   школе:   Теория   и   практика

дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В.

Беляева. – М.: Вербум, 2004. – 120 с.

  1. Демиденко  Е.Л.  Новые контрольные и  проверочные работы по  литературе.  5-9

классы. – М.: Дрофа, 2006. – 118 с.

  1. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. – М.: Просвещение, 2005,120 с.

  1. Коровина В.Я.Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. – 205 с.

  1. Матвеева Е.И. Литература: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет-

радь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2009. – 90 с.

  1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 80 с.


Приложение

Темы проектных работ

  1. «Памятник героям русских былин».

  1. Подготовка электронного иллюстрированного сборника «Русские былины»

  1. Подготовка электронного иллюстрированного сборника пословиц народов мира.

  1. Подготовка плана вечера, посвященного произведениям А.С. Пушкина.

  1. А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» Проект

  1. Подготовка программы литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова

  1. «Лермонтовские места России».

  1. «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в произведениях книжной графики».

  1. «Моя «заветная» книга»

  1. «Иллюстрации к любимым книгам»

  1. Подготовка сценария фильма «Злоумышленник» (по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»)

  1. Виртуальное путешествие по местам любимого поэта (писателя).

  1. Подготовка программы вечера, посвященного произведениям о ВОВ

  1. Подготовка конкурса чтецов «Тебе, родной край, посвящается»

  1. Тема милосердия и сострадания в литературе.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная

проблема литературы

1

2

Предания.«Воцарение Ивана Грозного» Поэтическая автобиография

народа

1

3

Предания. «Сороки-ведьмы»,«Петр и плотник». Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора

1

4

Входная контрольная работа (тестирование)

1

5

Былины.«Вольга и Микула Селянинович»

1

6

Карело-финский мифологический эпос.«Калевала»Сборники пословиц.

1

7

Древнерусская литература.«Повесть временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

1

8-9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»Контрольная работа по теме«Древнерусская литература»

2

10

М. В.Ломоносов.Ода «К статуе ПетраВеликого»,«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны»(отрывок)

1

11

Г. Р. Державин Стихотворения «Река времен в   своем  стремленьи..», «На птичку»

1

12

А. С. Пушкин. Поэма  «Полтава»(отрывок).Сопоставительный анализ Портретов Петра I и Карла XXII.

1

13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

14

А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»; цикл «Повести Белкина»

1

15

М. Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова».Поэма об историческом

прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем

1

16

Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

17

М. Ю Лермонтов Стихотворения.«Когда волнуется желтеющая нива»,«Ангел»,«Молитва»

1

18

Сочинение по произведениям А. Пушкина и Ю.Лермонтова

1

19

Н. В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба».Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

20

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Гоголя«Тарас Бульба»

1

21

Противопоставление Остапа Андрия  в повести Гоголя«Тарас Бульба»

1

22

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

1

23

Сочинение по повести «Тарас Бульба» Н. В.Гоголя

1

24

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и

Обездоленным в рассказе И. С.Тургенева «Бирюк»

1

25

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы»,«Два богача»

1

26

Н. А. Некрасов«Русские женщины»  Историческая основа поэмы

1

27

Художественные особенности поэмы«Русские женщины»

1

28

Стихотворение.«Размышление у парадного подъезда».Боль Некрасова за судьбу народа

1

29

А. К. Толстой«Василий Шибанов» и«Князь Михайло Репнин» как

Исторические баллады

1

30

М. Е.Салтыков-Щедрин«Повесть о том,  как один мужик двух

Генералов прокормил»Нравственные пороки общества в сказке

1

31

Контрольная работа за 1 полугодие (административная)

1

32

Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство»,«Классы»

(взаимоотношения детей и взрослых)

1

33

«Наталья Саввишна».Проявление чувств героя в повести Л. Н.

Толстого

1

34

«Маман» Анализ собственных поступков героя в повести«Детство» Л.Н. Толстого

1

35

«Хамелеон» Живая картина нравов в рассказе А. П.Чехова

1

36

Многогранность комического в рассказе А. П.Чехова «Злоумышленник»

1

37

Средства юмористической характеристики в рассказе А. П.Чехова

«Размазня»

1

38

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского

настроения, миросозерцания в стихотворениях В. А Жуковского, И.Бунина, А.К.Толстого

1

39

Урок-концерт по произведениям В. А Жуковского, И. Бунина, А.К.Толстого

1

40

Воспитание детей в семье в рассказе И. А.Бунина«Цифры»

1

41

Душевное богатство Простого крестьянина в рассказе И. А.Бунина «Лапти»

1

42

Автобиографический характер повести М.Горького «Детство»

1

43

Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о

Данко)

1

44

В. В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении

1

45

Два взгляда на мир в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

46

Чувство сострадания к братьям нашими меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н.Андреева «Кусака»

1

47

Главный герой рассказа А. П. Платонова «Юшка»

1

48

Защита проектов «Тема сострадания и милосердия в литературе»

(по рассказу Л.Андреева«Кусака» и др.произведениям)

1

49

Тест по произведениям писателей 20 века

1

50

Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Пастернака

1

51

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Сурикова, Твардовского

1

52

Урок-вечер по произведениям о ВОВ

1

53

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

54

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е. И.Носова

«Кукла»

1

55

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в

рассказе Носова «Живое пламя»

1

56

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.Казакова«Тихое утро»

1

57

Стихотворения о родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира. Брюсов, Сологуб, Есенин, Рубцов

1

58

А. Т.Твардовский. Стихотворения

1

59

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги

«Земля родная»

1

60

Смешное и грустное в рассказах М.Зощенко. Рассказ «Беда»

1

61

Светлая грусть переживаний. Вертинский«Доченьки»,

Гофф «Русское поле»,Окуджава «По смоленской дороге»

1

62

Расул Гамзатов Стихотворения, Возвращение к

истокам

1

63

Контрольный тест в рамках промежуточной итоговой аттестации за курс 7 класса

1

64

Зарубежная литература. Представления народа о справедливости и честности в стихотворении«Честная бедность»Р.Бернса Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении Байрона «Ты

кончил жизни путь, герой!»

1

65

Японские трехстишия Изображение природы и жизни человека

1

66

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»

1

67

Фантастические рассказы Р.Бредбери. «Каникулы»

1

68

Урок-путешествие «По стране Литературии»

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...