КТП по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Шакирова Елена Викторовна

КТП по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9klass_litra_105_chasov_za_god_2015-2016.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе к учебнику Г.И. Беленького «Литература»

3 часа в неделю (105 часов в год)

№ урока

Тема урока

Цель

Кол-во часов

Дата проведения

I четверть (24 часа)

1

Введение. Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека (аналитическая беседа, лекция)

Формировать приёмы работы с историко- и теоретико-литературными материалами

1

2.09

Литература Древней Руси (6 часов)

«Слово о полку Игореве» (5 часов + 1ч р/р)

2

Культура Киевской Руси. Историческая основа «Слова…» (лекция, работа с учебником, выразительное чтение «Слова…» учителем)

Учить отличать древнерусский текст, анализировать его особенности (стиль, жанр). Повторить жанры (летопись, поучение, житие и т.д.)

1

5.09

3

Композиция «Слова…» (аналитическое чтение, беседа по вопросам)

Учить определять идейно-эмоциональный смысл эпизода. Повторить элементы композиции произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, эпилог). Авторское отступление и его роль.

1

9.09

4

Система образов «Слова…» (аналитическое чтение, анализ эпизода)

Учить определять героя произведения, своеобразие его личности, место среди других персонажей.

1

5

Родина- основной художественный образ «Слова…» (аналитическое чтение, работа с учебником)

Находить образы-символы в тексте, определять их роль. Повторить  - художественный образ.

1

6

Лиризм «Слова…». Образ автора. Проблемы установления настоящего авторства

Учить вычленять художественные картины в тексте, определять единство лирики и эпоса, их различия.

1

7-

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

Учить понимать смысл темы, выделять ключевые слова, определять проблему.

2

Литература XVIII века (10 часов)

Творчество М.В. Ломоносова (3 часа)

8

Личность и деятельность М.В. Ломоносова. «Ода на день восшествия…»

Учить читать поэтический текст; знать реформаторскую деятельность в литературе: теория трех стилей, силлобо-тоническое стихосложение.

1

9-10

«Изобрази Россию мне…»

Учить находить признаки похвальной оды, выделять микротемы, обобщать материал, составлять план произведения

2

Творчество Д.И.Фонвизина (2 часа)

11-12

Д.И.Фонвизин – «Сатиры смелый властелин»

Учить находить признаки сатиры; черты классицизма.

2

Творчество Радищева (2 часа)

13

«Радищев – рабства враг…» Судьба писателя как воплощение «пламенного честолюбия»

Дать особенности жанра путешествия, учить аргументировано объяснять, в чем состоит гражданский подвиг писателя.

1

14

Тема народа и его правителей в «Путешествии из Петербурга в Москву»  

Учить выбирать главное в прочитанном, умению обосновать свое читательское мнение.

1

Творчество Г.Р.Державина(1 час)

15

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»

Анализировать стихотворения

1

Творчество Н.М.Карамзина (2 часа)

16-17-

Н.М. Карамзин.  «Бедная Лиза»

Учить находить черты сентиментализма  в произведении.

2

Литература XIX века (57 часов)

18

«Золотой век» русской литературы

Повторить особенности романтизма, классицизма и сентиментализма.

1

Творчество В.А.Жуковского (1 час)

19

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение  романтика к слову.

. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Творчество А.С. Грибоедова (6+1р/р)

20

Личность А.С. Грибоедова и его время

«Загадка» создания комедии «Горе от ума». Основной конфликт. Особенности жанра

Учить находить отражение личности и судьбы писателя в  его произведении.

Учить давать характеристику героям, вести наблюдение за развитие конфликта.

1

21

«Вот о себе задумал он высоко». Чацкий и Софья в комедии. Чацкий и Фамусов

Учить определять завязку конфликта, характеризовать героев.

1

22

«Горе от любви?» Ум и сумасшествие в понимании Чацкого, Софьи Молчалина

Уметь переосмыслить поведение героев и дать им свою читательскую оценку.

1

23

III действие – кульминация общественного и любовного сюжетов

Различать смысл названий «Горе от ума» и «горе уму», определять взаимоотношения персонажей; место конфликтной сцены в развитии конфликта и в раскрытии идейного содержания произведения.

1

24

Развязка любовного конфликта. Столкновение героя с обществом

Учить определять общий смысл комедии, ее историко-культурное значение и современное звучание.

1

25

Автор и герой комедии «Горе от ума». И.С. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»

Учить характеризовать героев, их позиции и общественные  взгляды; различать характерные черты комедии.

1

26

Р/р Подготовка к домашнему сочинению

Учить понимать смысл темы, выделять ключевые слова, определять проблему

1

27

Внеклассное чтение.  А. Алексин «Безумная Евдокия»

Знать содержание повести, уметь характеризовать героев, анализировать эпизоды, делать выводы

1

За 1 четверть: 27 часов

Р/Р:2

Вн.ч.:1

II четверть (21 час)

Творчество А.С.Пушкина (11+2р/р)

28

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Знать и уметь анализировать лирические произведения Пушкина, изученные ранее.

1

29

Свободолюбивая лирика. Стихотворение «Анчар» и др.

Учить составлять монологические высказывания.

1

30

Любовная лирика Пушкина

Учить составлять монологические высказывания с опорой на лирические произведения.

1

31

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Учить составлять монологические высказывания.

1

32

Р/р Обобщение «Любимое стихотворение Пушкина»

Учить составлять монологические высказывания.

1

33

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Дать понятие о замысле и истории создания романа. Онегинская строфа.

1

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Учить характеризовать героев, их позиции и общественные  взгляды.

1

35

Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга

Уметь переосмыслить поведение героев и дать им свою читательскую оценку.

1

36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух  писем.

Характеризовать, сопоставлять главных героев произведения.

1

37

Автор как  идейно-композиционный  и лирический центр романа.  «Евгений Онегин»  как энциклопедия русской жизни

Учить давать оценку событиям  и характерам, высказывать читательское мнение.

1

38

Р/Р  Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»

Учить выделять суть высказывания критиков и литературоведов, делать выводы.

1

39

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия  персонажей трагедии.

Характеризовать, сопоставлять главных героев произведения.

1

40

 Внеклассное чтение. «Венок поэту» (поэты XX века о Пушкине)

Учить самостоятельно находить нужный материал. Анализировать стихотворения.

1

Творчество М.Ю. Лермонтова (11 часов)

41

Личность М.Ю. Лермонтова. Рождение поэта-трибуна

Учить конспектировать, делать сравнительный анализ, сопоставляя два поэтических мира (Пушкин и Лермонтов).

1

42

Тема поэта и поэзии «Смерть поэта», «Поэт»

Учить составлять монологические высказывания.

1

43

Поэзия любви – «гимн чистоте, нежности, душевной красоте»

Учить составлять монологические высказывания с элементами анализа поэтического текста.

1

44

«Как часто пестрою толпою окружен» (Поэтическая исповедь) «И скучно, и грустно…»

Учить составлять монологические высказывания с элементами анализа лирического текста.

1

45

Отчизна в лирике М. Ю. Лермонтова

Учить анализировать поэтическое произведение.

1

46

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе.

Учить самостоятельно анализировать художественное произведение.

1

47

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения»Загадки образа Печорина в главах «Белла» и «Максим Максимыч».

Учить самостоятельно анализировать художественное произведение.

1

48

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Анализировать, сопоставлять

1

За 2 четверть 21

Р/Р: 2

Вн/ч.:1

III четверть ( 30часов )

49

Печорин в системе  мужских образов  романа. Дружба в жизни Печорина.

Учить составлять монологические высказывания.

1

50

Печорин в системе  женских  образов  романа. Любовь в жизни Печорина

Учить составлять монологические высказывания.

1

51

ВН/Ч Споры о романтизме и реализме романа  «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

Учить составлять монологические высказывания.

1

Творчество Н.В. Гоголя (10 часов)

52

Н.В.Гоголь Слово о писателе. Жизненные источники повести «Шинель». Отношение автора к своему герою.

Учить создавать портрет писателя, опираясь на эпоху; монологическое высказывание.

1

53

Изменения в характере Башмачкина. «Значительное лицо» Фантастическое окончание.

Учить выполнять сопоставительный анализ страниц повести.

1

54

«Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Учить выделять признаки романтизма и реализма как литературных направлений; анализировать, сопоставлять.

1

55

Поэма «Мертвые души» Образ Манилова.

Учить составлять план главы как способ уяснения приемов обрисовки героев.

1

56

Коробочка и Ноздрев

Учить обобщать наблюдения, сопоставлять героев.

1

57

Собакевич и Плюшкин

Учить обобщать наблюдения, сопоставлять героев.

1

58

Галерея образов помещиков в поэме.

Учить составлять монологические высказывания.

1

59

Город в поэме «Мертвые души»

Учить составлять монологические высказывания. Учить обобщать наблюдения, сопоставлять

1

60

Образ Чичикова

Учить давать оценку событиям  и характерам, высказывать читательское мнение

1

61

Души живые и мертвые.

Учить составлять монологические высказывания. Учить обобщать наблюдения, сопоставлять

1

Творчество  А.Н. Островского (3 часа)

62

 А.Н.Островский. Комедия «Свои люди – сочтемся!» Способ выражения авторского начала; отражение эпохи

Учить сопоставлять тезисы, конспектировать.

1

63

Аналитическое чтение комедии «Свои люди – сочтемся!»

Учить находить конфликт и видеть расстановку действующих лиц в комедии, делать выводы.

1

64

Конфликт и идейный смысл пьесы «Свои люди – сочтемся!»

Учить давать оценку событиям  и характерам, высказывать читательское мнение.

1

Творчество Н.А.Некрасова (3часа)

65

Городские (урбанистические) мотивы лирики Н.Некрасова

Учить отбирать и систематизировать материал; определять тему стихотворения.

1

66

Истинная и страстная любовь к народу

Учить создавать монологическое высказывание. Анализировать стихотворения.

1

67

Любовная лирика

Учить выразительному аналитическому чтению.

1

Творчество Ф.М.Достоевского (2 часа)

68

Ф.М Достоевский. Тема мечтателя в творчестве Достоевского. Роман «Белые ночи»

Дать понятие об отличительных признаках эпистолярного жанра.

1

69

Роман « Белые ночи». Работа над текстом романа.

Учить сопоставлять и сравнивать героев.

1

Творчество Л.Н.Толстого (4+1р/р)

70

Замысел и история создания три логии «Детство», «отрочество», «Юность»

Дать понятие о замысле и истории создания трилогии. Учить конспектировать, отбирать материал из текста.

1

71

«Юность» Подлинные и мнимые ценности жизни.

Учить выделять нравственные проблемы повести.

1

72-73

Приемы психологического самоанализа героя. Понятие «диалектика души»

Учить выделять нравственные проблемы повести

2

74

Р/р Обучение написанию очерка

Дать определение очерка и приемы его написания.

1

Литература XX века (29 часов)

75

Литература великих и трагических лет

Дать понятие о литературе  великих и трагических лет.

1

Творчество А.А.Блока (4 часа)

76

Переломная эпоха начала XX века. Судьба поэта в контексте истории

Учить учащихся объяснять детали судьбы поэта в судьбе народа, страны.

1

77

«Это все о России»

Тема Родины в лирике поэта.

1

78

Поэт и жизнь. Трагедия поэта в «страшном мире»

Учить выразительному чтению стихотворения.

1

За 3 четверть: 30часов

Р/Р:1

Вн.ч.: 1

IV четверть(27 часов)

79

«Стихи о прекрасной даме»

Учить определять своеобразие композиции стихотворения.

1

Творчество В.В.Маяковского (4 часа)

80

Две грани творчества В.Маяковского (лирика, сатира). Личность поэта.

Дать понятие о творчестве В.Маяковского. точной и неточной рифме, высокой лексике и неологизмах.

1

81-82

«Необычное приключение»

Учить определять характер, цель, значение произведения.

2

83

Маяковский-сатирик

Дать понятие о Маяковском – сатирике, приемах сатиры в стихотворениях.

1

Творчество С.А. Есенина (5+1р/р)

84

Личность поэта. Общая характеристика его творчества

Дать понятие об основных событиях жизни поэта, уметь объяснять их влияние на творчество поэта.

1

85

Особенности поэтики С.Есенина. Стихотворения «С добрым утром», «Пороша» и др.

Учить определять основную мысль и тему стихотворений.

1

86

Философская лирика С. Есенина. Стихотворения  «Отговорила роща золотая», «Листья падают»

Учить анализировать стихотворение, выразительно читать, находить»лирическую чувствительность и образность…»

1

87

Образ Родины в лирике С. Есенина. Стихотворения «Край любимый…», «Я покинул родимый дом» и др.

Учить выполнять сопостовительный анализ стихотворений.

1

88

«Братья меньшие» в лирике Есенина. Стихотворение «Собаке Качалова»

Учить обоснованно выбирать стихотворения для анализа и выразительного чтения.

1

89

Р/р Сочинение-размышление «Творчество какого поэта мне ближе и почему» (Блок, Маяковский, Есенин)

Отработка приемов жанра размышления.

1

Творчество М.А.Булгакова (4+1р/р)

90

Слово о Булгакове и судьбе повести «Собачье сердце». Шарик и его неожиданный покровитель (гл.1-3)

Учить систематизировать материал, составлять тезисы.

1

91

Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Кто создал Шарикова? (гл. 4-5)

Учить анализировать текст.

1

92

Шариков и Швондер. Шариков и Шариковщина (гл.5-9)

Учить учащихся отвечать на сложные философские вопросы, поставленные в произведении.

1

93

Конец эксперимента  (гл. 8-9)

Учить выражать свое читательское мнение по поводу прочитанного.

1

94

Р/р Сочинение «Смысл названия повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Учить логично выстраивать размышление на предложенную тему.

1

Творчество М.А.Шолохова (3 часа)

95

Рассказ «Судьба человека». Особенности композиции

Развивать навыки анализа прозаического текста.

1

96

Андрей Соколов в мирное время и на войне. «Лицо» человека

Учить умению анализировать эпизод прозаического текста.

1

97

Смысл названия рассказа «Судьба человека»

Учить умению переосмысливать события, определять место героя в них; обобщать изученное.

1

Творчество А.И.Солженицына (4 часа)

98

Судьба писателя в судьбе страны

Учить осмыслению острых и нелегких вопросов прошлого и настоящего времени.

1

99-100

«Матренин двор»

Учить умению анализировать произведение в целом и отдельно взятый эпизод.

2

101

Судьба Матрены

Учить переосмысливать и обобщать прочитанное.

1

102-103

Внеклассное чтение. В. Распутн  «Последний срок», Ф.Абрамов «Деревянные кони», В.Белов «Такая война»

Учить самостоятельно сопоставлять прочитанное, выделять главное, находить сходство и различие в тематике и проблематике.

2

Обобщающее повторение (1 час)

104

Литературные направления и теоретические понятия, освоенные в течение года. Тест

Контроль знаний.

1

105

Резерв

За 4 четверть: 27часов

Р/Р:2

Вн.ч.: 2

За год:105часов

Р/Р:7

Вн.ч.:5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...