ВЧ Загадки
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

ВЧ Загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_urok_literatura.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ВЧ Загадки

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний
  1. - Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? (слайд 1)  Почему так важно помнить историю своего народа?

Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории. Запишите эпиграф в тетради. 

Сегодня мы будем говорить о загадках.  А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове? Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Запишите в тетрадь. (слайд 2)

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  Эдип  ответил:  «Это  человек.  Когда  он  мал – это  утро  его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки русских народных сказок

И  в  русских  сказках  нередко  герой  должен  отгадать  загадку.  Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.(слайд 3, 4)

Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

                 (Гора.)

Без замков, без засовов   дом,

Слиток золота спрятан в нем.

                        (Яйцо.)

Ее не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.

                (Темнота.)

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей.

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся. –

И смирными станут

До новых затей.

                        (Зубы.)

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.

                (Человек, табуретка,
                рыба, собака.)

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

                        (Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. (слайд 5)

  1. А сейчас рассмотрим, как строится загадка. 

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. 

Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало 

Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так?

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет.

 Попробуем отгадать загадки.
 Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)
Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)
Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).
Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка). (слайд 6)

 - Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.
Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?
- А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

  1. Работа по теме урока

Игра «Разгадай» (презентация)

  1. Подведение итогов. Рефлексия
  2. Д/з

1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"

коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....

загадки.2 класс

Загадки сочинили дети 2 класса...

Загадки о спорте

Загадки с ответами по различным видам спорта....

Музыкальные загадки

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....

Загадки по химии

Загадки по химии (не МОИ)...

Загадки-шутки

Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...

Химические загадки

Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....