Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_25_literatura.docx365.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». На уроке мы узнаем, как жили поместные дворяне 19 века, познакомимся с героями повести «Барышня-крестьянка» и поработаем над ее содержанием.

3. Работа по теме урока

1) Бо́лдинская о́сень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.

За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и около 30 лирических стихотворений. «Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. 

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков.

«Ба́рышня-крестья́нка» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», начатая 19 и законченная 20 сентября 1830 и изданная в 1831 году.

2) - Кому принадлежали усадьбы в повести «Барышня-крестьянка» и где они располагались? (Муромскому – в Прилучино и Берестову – в Тугилово).

- Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

3)- Верно. А сейчас поработаем в группах. Давайте дадим героям краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться, кто это и соединить с  портретом.

Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ

Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.

Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.

Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.

4) Викторина. Внимательный ли ты читатель?

1.Название деревеньки, где находилось имение Муромских (Прилучино)

2. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых (Тугилово)

3.Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? (Бетси)

4.Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? (Акулина)

5.Чьей дочерью была настоящая Акулина? (Кузнеца Василия)

6.Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

7.Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

8.Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

9.Как звали гувернантку Лизы? (Мисс Жаксон)

10.Сколько лет было Лизе? (17)

11.Кто из помещиков был англоманом? (Г.П.Муромский)

5) Учимся анализировать самостоятельно.

Что мы узнаём об И. П. Берестове и Г. И. Муромском?

Что их разъединяло? Почему они не дружны?

Напоминают ли они вам Троекурова? Чем?

Что мы узнаём о молодом Берестове? Какое впечатление он производил на уездных баршень?

Зачем решила встретиться Лиза? Что они задумали с Настей?

6) Чтение сцены «Приём гостей»

С какой целью решил приехать Алексей к Муромским?

Порадовал ли счастливый конец?

4.Подведение итого. Рефлексия

1) Любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин в людях, – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга.)

Составление синквейнов

Лиза

Балованная, находчивая.

Обманывает, влюбляется, прячется.

Заинтересовала Алексея Берестова.

Акулина


Алексей

Простой, добродушный

Грустит, встречает, влюбляется.

Страстно полюбил крестьянку.

5. Д/з  нарисовать иллюстрацию


http://www.kino-teatr.ru/acter/album/4971/367662.jpg   http://u.movielib.ru/charpics/1000117534/r/xtytc7t9/charpics-r.jpg   http://pics2.pokazuha.ru/p217/i/5/9551987w5i.jpg

             Алексей Берестов                                  Иван Петрович Берестов                           Григорий Иванович Муромский

https://www.comboplayer.ru/static/video_images/521/516/52151696f9d989bbeaabc99bb8daa209ba0e4cbf.jpg   https://trymobile.ru/films/rus/Baryshnya_krestyanka/1.jpg 

        Лиза Муромская                                                Настя                          

Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня

Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован 

Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское

Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

«Ну что, Александр Сергеевич, начинаем!» (видео около пушкинской библиотеки)Дети - на 2 группы(Ресурсный круг) Мы - в барской (помещичьей) усадьбе начала 19 века. (гостей спрашиваем, что он...

тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к п...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Тест по чтению и развитию речи для 9 класса коррекционной школы VIII "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"

Данный тест предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида. Предназначен для уроков контроля изученного материала....