Рабочая программа по русской литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по русской литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                               «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им.Х.Т. Башорова с. КАРАГАЧ»

                                                                 Прохладненского муниципального района КБР

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы, кабардинского языка и литературы

Протокол №1 «__»___2017г Руководитель МО _________/Хуранова Т.Х./

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______/Пхешхова С.Б./

«____»________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «СОШ№1 с.Карагач»

Приказ №__

от «___»______2017г.

_______/Нафонов З.М./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе  для  8  «А» класса

(2017 - 2018 учебный год)

Учитель: Шалова М.Х.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы ( базовый уровень ) / Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2013. )

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая  функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение количественных и качественных характеристик на каждом из этапов

        Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

        Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развитие потребности в чтении, в книге;
  • чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;
  • развитие эмоционального восприятия обучающихся;
  • формирование навыков грамотного анализа прочитанного художественного произведения.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы потрем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы

1. Введение - 1 час;

2. Устное народное творчество - 2 час;

3. Из древнерусской литературы - 2 часа;

4. Из русской литературы 18 века - 2 часа;

5. Из русской литературы 19 века - 35часа;

6. Из русской литературы 20 века - 20 часов;

7. Из зарубежной литературы - 8 часов.

Содержание обучения

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

        Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

        

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.

В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Алесандр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;  
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

                        Раздел, содержание тем

Количество  часов

1.

 Введение. Литература и история.

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература.

2

4.

Литература  18  века.

 Н.М.Карамзин

2

5.

Литература  первой  половины  19  века.  Творчество И.А.Крылова, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

25

6.

Литература  второй   половины  19  века.

  Н.С.Лесков, Л.Н..Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин,  А.П.Чехов,

8

7.

Литература  20  века.

И.А.Бунин, А.И.Куприн, В.В.Маяковский,  А.А.Блок, С.А.Есенин, И.С.Шмелев, «Сатирикон», А.Т.Твардовский,  А.П.Платонов, В.П.Астафьев, ,   литература ВОвойны, русские поэты о Родине.

20

8.

Зарубежная литература.

 У.Шекспир, Ж.Б.Мольер, Д.Свифт, В.Скотт.

8

Итого

70

Количество часов, на которое рассчитана программа, и их распределение

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них (кол-во)

Вн.чт.

Классных

/домашних. сочин.

Классных

. излож

Разв. р

Iчетверь- 9 недель

1.

Введение

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

2

1

4.

Русская литература 18 века

2

1

1

5.

Русская литература 19 века

11

IIчетверть- 7 недель (1 полуг-16 нед)

1.

Русская литература 19 века

14

1

Кл.-1, дом.-1

-

1

IIIчетверть- 10 недель

1.

Русская литература 19 века

10

1

Кл.-1, дом.-1

-

1

Русская литература 20 века

10

1

1

IVчетверь- 9 недель (2 полуг-19 нед)

1

Русская литература 20 века

10

-

Кл.-1

-

1

Зарубежная литература

6

1

-

Итоговые уроки

2

Всего

70

5

Кл.-3, дом.-2

1

5

        


                                                                                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля, самостоятельные работы

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства

Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории.

Уметь: пересказывать статью.

Фронтальный опрос

Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

2

Русская старина. Народная песня.

Изучение нового материала

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни

Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы

Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.

3

Исторические народные песни

Изучение нового материала

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край

Знать термины , уметь выразительно читать.

Самостоятельная работа

Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского

4

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

Углубление ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы.
Знать: литературные термины,содержание произведений.

Уметь:выразительно читать, анализировать текст.

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопрос: «Какие  качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний?»

5

Вн.чт1.«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

Углубление ЗУН

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Понять идейно-художественное содержание повести.

Знать: жанровые особенности произведения.

Уметь: анализировать художественный текст.

Ответы на вопросы

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

6

Контрольная работа (входная).

Контроль знаний, полученных ранее

Тестирование , развернутый ответ на вопрос, словарная работа

Расширение,  повторение  литературных знаний.

Ответы на вопросы

Прочитать повесть «Наталья, боярская дочь», подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода, подумать над вопросами и заданиями на с. 67 учебника.

7

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев

Изучение нового материала

Углубление ЗУН

Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа

Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Знать: основные этапы жизненного пути Н.М.Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления

Участие в аналитической беседе

Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов:

1)Чем было вызвано обращение Карамзина

к историческому прошлому?

2)Сопоставьте изображение Москвы в повести с её изображением на форзаце учебника. Подготовьте характеристику одного из героев.

8

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбинированный урок

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова.Расширение имеющихся знаний о баснях.

Уметь:выразительно читать , анализировать басни.

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины

Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

9

К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака».

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой

Знать: термины, содержание произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа. Расширение литературных знаний: понятие о думе

Индивидуальный ответы на вопросы


Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»

10

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

Изучение нового материала

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа

Знать: основные факты жизни А.С.Пушкина,

Уметь: выразительно читать, анализировать произведения. Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина

Индивидуальный ответы на вопросы

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». Продолжите пословицу «Береги честь смолоду», выписать значения литературных терминов (повесть, роман, семейные записки, хроника, жанр). Перечитать 1-2 главы. Сообщения по подгруппам:

1)любовная истории Гринёва и Маши;

2)Пугачёв и пугачёвское восстание;

3)Этапы духовного созревания Петра Гринёва;

4)Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка»

11

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: пересказывать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы

Индивидуальный ответы на вопросы

Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости?

12

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: пересказывать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы

Групповой, оценка за выполненное задание

Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши?

13-14.

Р.р. Изложение по отрывку из  повести «Капитанская дочка» (глава 3 «Крепость»).

Урок развития речи

Умение пересказывать эпизод    сжато

Ответы на вопросы

 Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости

15

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Знать: содержание изучаемого произведения

Уметь: пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы.

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?

16

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Знать: содержание изучаемого произведения

Уметь: пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы.

Оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Как изображается Швабрин в повести? Письменно ответить на вопрос: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?» Прочитать повесть до конца.

17

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Совершенствование ЗУН

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа

Знать: содержание изучаемого произведения

Уметь: пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы.

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

18

Р.р.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок развития

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы

Знать: содержание изучаемого произведения

Уметь: пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

19

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика

Знать: содержание изучаемого произведения

Уметь: пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»

20.

Р.р. Сочинение по повести «Капитанская дочка»

Контрольный урок

Написание сочинения

Знать: содержание и проблематику изучаемого произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал ; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Докончить  работу. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама»

21

Вн.чт.2«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения

Оценка ответов учащихся на уроке

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.

22

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений

Знать: основные факты жизни М.Ю.Лермонтова.

Уметь: определять род и жанр произведения, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному.

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения

23

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Комбинированный урок

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Знать: содержание поэмы «Мцыри».

Уметь: анализировать поэтический текст: характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать

Оценка ответов учащихся

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

24

Р/Р Образ Мцыри в поэме

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах

Знать: содержание поэмы «Мцыри».

Уметь: анализировать поэтический текст: характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, творческая работа

Знать: содержание поэмы «Мцыри».

Уметь: анализировать поэтический текст: характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать

Оценка ответов на поставленные вопросы

Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

Домашнее сочинение по поэме «Мцыри». «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».

27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа

Знать: основные факты жизни Н.В.Гоголя;

основы сценического поведения, содержание комедии.

Уметь: определять род и жанр произведения, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному.

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник?

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Знать: основы сценического поведения, содержание комедии.

Уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Действие 2-3. Устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

29

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа

Знать: основы сценического поведения, содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому герою

Уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, выразительно читать.

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229

32

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Комбинированный урок

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы

Уметь: обобщать, делать выводы, используя материал текста

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.

Дочитать пьесу (действие 5) Индивидуальные задания по группам.      

33

Р.р. Устный развёрнутый ответ на вопрос «Есть ли в комедии Гоголя «честное, благородное лицо»?

Контрольный урок

Ответы на предложенные вопросы и задания

Уметь: обобщать, систематизировать и применять полученные знания.

Уровень выполнения практической работы

Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них.

34

Вн.чт Н.В.Гоголь «Шинель». Тема  «маленького человека»

Прочитать повесть Л.Н.Толстого «Хаджи - Мурат»

35

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города»- художественно- политическая сатира.

Совершенствование ЗУН

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя

Знать: основные факты жизни и творческого пут и писателя.

Уметь:анализировать художественный текст;

определять, что является объектом сатиры.

Индивидуальный

Прочитать отрывок из «Истории одного города»: «О корени происхождения глуповцев»;

Ответить на вопросы №5,6 (с.14, учебник).

36

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

Совершенствование ЗУН

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя

Знать: основные факты жизни и творческого пут и писателя.

Индивидуальный

Подготовить сообщение на индивид. тему

37

Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный прием.

Выступление учащихся

Уметь:анализировать художественный текст;

определять, что является объектом сатиры.

Индивидуальный

Анализ эпизода по плану

38

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Знать:  содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Ответы во время беседы, тест

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат».

39

Вн. чт.3 по повести «Хаджи Мурат»

Совершенствование ЗУН

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Знать: содержание повести.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

К.Г.Паустовский "Телеграмма"

40

41

Р.р. Сочинение по рассказу «После бала»

Урок контроля

Работа над сочинением

Знать: содержание и проблематику изучаемого произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал ; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Продолжить работу

Стих. о родной природе.

42

А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

Совершенствование ЗУН

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Оценка за выполнение домашнего задания

Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

43

Р/Р Поэзия родной природы

Комбинированный урок

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ

Знать: содержание стихотворных текстов.

Уметь: анализировать лирический текст; выразительно читать стихотворение;

видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения.

Оценка выразительного чтения наизусть

Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов.

44

И.А.Бунин. Слово о писателе

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции, работа с учебником

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст.

Выборочная проверка составленных тезисов

Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»

45

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1 Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, лексическая работа

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви.

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

46

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Изучение нового материал

Работа в группах, дискуссия

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, содержание рассказа.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку поступкам .

Индивидуальный групповой

Ответить на вопросы по учебнику .

Домашнее сочинение по рассказу

47

Вн.чт.4 по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Совершенствование ЗУН

Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа

Знать содержание произведения.

Уметь выявлять способы характеристики героев автором

Индивидуальная

Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»

48

А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя

Изучение нового материала

Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Выборочная проверка тезисов, творческого задания

Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

49

Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

 Совершенствование ЗУН

Анализ рассказа

Знать:  содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблематику произведения; давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.

Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста

Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока. Повторить ранее изученные стихотворения поэта.

50

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

"На поле Куликовом"

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, аналитическое чтение  цикла «На поле Куликовом»

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Индивидуальный

По материалам сообщений и учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока? Подготовить выразительное чтение цикла.

51

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Совершенствование ЗУН

Чтение наизусть стихотворений

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения.

Индивидуальная

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

52

История и современность в произведениях А.А.Блока и С.А.Есенина

Совершенствование ЗУН

Анализ поэтического текста

Знать: особенности  творчества поэта.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения.

Индивидуальная

Устный рассказ по теме урока

53

И.С. Шмелев.  Слово о писателе.»Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Изучение нового материала

работа с учебником, творческая работа

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Групповая

Прочитать «Московский говор» и другие рассказы Шмелева

54

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Изучение нового материала

работа с учебником, творческая работа

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Индивидуальная

Индивидуальные сообщения о журнале «Сатирикон»

55

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий.

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, аналитическое чтение

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Индивидуальная

Инд. сообщения на тему: «Ироническое повествование о прошлом и современности»

56

Теффи (Н.А.Лохвицкая) «Жизнь и воротник». Реалистичность сюжета.

Изучение нового материала

Аналитическое чтение произведения

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Индивидуальная

Стр. 125-130.

57

М.М.Зощенко. История болезни. Юмор и сатира в рассказе. Абсурдность происходящего.

Изучение нового материала

Работа с учебником, ответы на вопросы

Знать: основные факты творческого и жизненного пути писателя.  

Уметь: формулировать идею, проблематику произведения.

Индивидуальная

Стр.130-136.

58

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника

Знать: основные факты жизни и творчества поэта;

образную систему словесного искусства, содержание произведения.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения.

Коллективный, индивидуальный

Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.

59

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.

Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию.

Оценка ответов во время урока

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)

60

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин».

Р/Р Характеристика Тёркина.

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом

Знать: содержание изучаемого произведения, образную природу словесного искусства.

 Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС,

Оценка ответов во время урока. Тест

Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора»

выявлять авторскую позицию.

61

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

Комбинированный урок

Анализ главы, работа с учебником, творческая работа.

Знать: содержание  произведения, образы.

 Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС,

Индивидуальная

Р.р.  Домашнее сочинение

« Чем мила поэту его «малая родина»?

62

Вн.чт.5   «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»

Комбинированный урок

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа

Совершенствование литературоведческих знаний и умений

Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)

Подготовиться к  уроку - концерту

63

Стихи и песни о Вов.М.Исаковский. Б.Окуджава. Л.Ошанин. А. Фатьянов

Урок выразительного чтения. Урок – концерт.

Творческая работа

Совершенствование выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Индивидуальный

Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса

64

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса

Контрольный урок

Творческая работа

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания

Индивидуальный - тест

Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Развёрнутый ответ на вопрос «как я читал трагедию?»

65-66

Джонатан  Свифт: страницы биографии. «Путешествие Гулливера»

Изучение нового материала

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая рабо та

Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Свифта, повторить, каково лексическое значение литературоведческих терминов

Оценка ответов на участие в беседе

Перечитать философскую сказку «Маленький принц»

 Антуан де Сент-Экзюпери.

67

   Вн.чт.6 Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Комбинированный урок

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая рабо та

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

 Уметь: анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы

Оценка ответов на участие в беседе

Прочитать роман Вальтера Скотта «Айвенго». Устный рассказ о любимом произведении зарубежной литературы

68

 

Вальтер Скотт. «Айвенго»

Комбинированный урок

пересказ, лексическая рабо та

Уметь: анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы

Оценка ответов на участие в беседе

Подготовка к итоговой контрольной работе

69

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний уч-ся

Отзыв об одном из произведений курса

70

Обобщающий урок по всему курсу

Комбинированный урок

Рекомендации на лето


Используемый учебно-методический комплект: учебник и авторы, методические разработки и авторы - в соответствии с Образовательной программой школы.

Литература для учителя:

1.С.М. Анихина, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 8 класс М.: «Вако», 2003, 304с.

2.Ж.Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 8 класс: Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001-192с.

3.Литература 5-9 кл.: развернутое тематическое планирование/ сост. О.А. Арисова и др. – Волгоград: учитель, 2008-205с.

- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.- 496 с.: ил. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях /  В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -10-е изд.- М.: Просвещение, 2012

       

Литература для ученика:

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях /  В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -10-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

1.Дидактические материалы для 8 класса. «Читаем, думаем, спорим».

2.З.Я. Рез. Лермонтов в школе.

3.М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: 2000

4.А.А. Крундешев. Как работать над сочинением. С-Пб., 1992.

5.Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М. Новикова, М.: 1978.

6.На подступах к риторике: 8-10 кл./ Сост. В.Я.Коровина.- М.,1996.

 Хрестоматии: Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл./ Сост. О.В.Творогов.-М.: Просвещение,2002.

Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл./Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. - М.: Интербук, 1995-1996.

Cловари:

Русские писатели XIX- начала XX века: Библиографический словарь/ под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1995.

Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1996.

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение,1999.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение,2002.

                                                      Контроль уровня обученности

Контрольный тест к изучению произведения А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

/20 вопросов/

  1. Жанр произведения:

А) роман;

Б) историческая повесть;

В) повесть.

  1. В этом произведении автор:

А) высказывает от своего лица;

Б) не высказывается;

В) делает редкие замечания.

  1. В строке: « К нему не зарастет народная тропа…»- автор использует:

А) сравнение;

Б) метафору;

В) гиперболу.

  1. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

А) Пугачев;

Б) капитан Миронов;

В) Гринев.

  1. Гринева и Швабрина объединяет:

А) служба у Пугачева;

Б) презрительное отношение к людям;

В) общественное и служебное положение.

  1. К теме народного восстания Пушкин обращается в повести:

А) «Станционный смотритель»;

Б) «Капитанская дочка»;

В) «Метель».

  1. Идейный и художественный центр « Капитанской дочки» олицетворяет:

А) Маша Миронова;

Б)  Гринев;

В) Пугачев.

  1. Образы Гринева и Швабрина вводятся в повествование по принципу::

А) антитезы;

Б) сопоставления;

В) взаимодополнения.

  1. Повествование в произведении ведется от лица:

А) повествователя;

Б) Гринева;

В) нескольких персонажей.

  1. В основе произведения лежит принцип:

А) фантастики;

Б) жизнеподобия;

В) сочетания жизнеподобия и фантастики.

  1. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А) Гринев;

Б) семья капитана Миронова;

В) Швабрин

  1. Наиболее поэтизирован в произведении образ:

А) Маши Мироновой;

Б) Василисы Егоровны;

В) Ивана Кузьмича.

  1. «Веселое лукавство ума» характерно для:

А) Гринева;

Б) Савельича;

В) Пугачева.

  1. Повелительное наклонение преобладает в речи:

А) Пугачева;

Б) старика Гринева;

В) генерала.

  1. Речевая характеристика Гринева помогает раскрытию его:

А) многопланового образа;

Б)  общественного положения;

В) культурного уровня.

  1. Сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу, - это:

А) ирония;

Б) иносказание;

В) сатира.

  1. В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы, поговорки);

Б)  сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике;

В) сцена на военном совете.

  1. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок»- это портрет:

А) Гринева ;

Б) Пугачева;

В) Швабрина.

  1. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

А) наступательно;

Б)  путем подкупа;

В) оборонительно.

  1. Проблема чести возникает в произведении:

А) «Капитанская дочка» ;

Б) «Песнь о вещем Олеге»;

В) «Борис Годунов»

                        

А.С.Пушкин.  «Повести Белкина», «Капитанская дочка».

1.Какое произведение не относится к циклу «Повести Белкина»:

                               а) «Выстрел»

                               б) «Станционный смотритель»

                               в) «Метель»

                               г) «Гробовщик»

                               д) «Дубровский»

2. Какая библейская легенда нашла отражение в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:

                              а) Сказание об обрах

                              б) Легенда о блудном сыне

                              в) Легенда о сеятеле

3. В каком  веке происходит действие повести «Капитанская дочка»?

A) В XVII веке
Б) В XVIII веке

B) В XVI веке

Г) В начале XIX века

4. Назвать узловые моменты повести.

A)  Буран

Б) Детство Гринева

B) Казнь капитана Миронова и спасение Гринева
                       Г) Разговоры Гринева и Савельича

Д.) Поездка Гринева к Пугачеву, освобождение Маши

Е) Встреча Маши  и Екатерины II

5. Отметить верные суждения:

                   а) «Капитанская дочка» - историческая повесть

                   б) «Капитанская дочка» - мемуары

                   в) «Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

6. По какой  причине Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

                   А) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны

                   Б) Мировоззрения автора и Гринёва совпадают

                   В) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов:

                   А) Они помогают раскрыть характеры героев

                   Б) Они предопределяют участь героев

                   В) Они стилизуют повесть под документ  18 века

                   Г) Они придают занимательность сюжет

8. Отметить вставные элементы:

                   А)  Сон Гринёва

                   Б) Встреча Гринёва и Пугачёва в степи

                   В) Допрос башкирца

                   Г) Сказка старой калмычки

                   Д) Стихи Гринёва

  1. Речевая характеристика Гринёва помогает раскрытию его:

                    А) культурного уровня  

                    Б) общественного положения

                    В)  многопланового образа

  1. Отметить, в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести:

                    А) портреты Пугачёва и Екатерины II

                    Б) письмо Гринёва отцу и его ответ

                    В) сцена пытки башкирца и сцена казни в Белогорской крепости

                    Г) отношение к  Гринёву Пугачёва и милость Екатерины II.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

д

б

б

А,в,д,е

в

А,в

А,б

А,г,д

в

В,г

И.С.Тургенев «Ася».

1.   Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

                     А) душевная слабость, малодушие героя

                     Б) характер героини

                     В) несогласие Гагина

2.  Особое очарование главной героини – в её:

                     А) характере

                     Б) поведении

                     В) романтической таинственности

3.  В этом произведении авторская позиция:

                     А) выражена в авторском  повествовании

                     Б) передана одним из персонажей

                     В) скрыта

4.  Отметить, что интересует героя повести в жизни:

                     А) Природа и люди

                      Б) Только он сам и его чувства

                      В) Памятники старины, произведения искусства

                      Г) Исключительные люди

5.  Отметить причину, по которой герой повести не решается жениться на Асе:

                      А)  она ещё молода

                      Б) он пасует перед её любовью и самоотверженностью

                       В) он чувствует, что недостоин её

                      Г) он слишком любит её, чтобы испортить ей жизнь

6. Отметить верную характеристику типа «тургеневской девушки».

   A) Национальный русский тип
  Б) Тип юной девушки вообще

   B) Мировой литературный тип

7.  Отметить, каковы чувства героя после расставания с Асей.

   A) Осознание потери навсегда единственной любви
  Б) Осознание невосполнимости утраты приходит к нему лишь в старости

   В)Понимание, что с такой женой счастья не сыщешь

8.  Прочесть слова героя в конце повести. Отметить, почему автор именно так заканчивает повествование. «... И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека».

A)Он осуждает героя на одинокую жизнь

Б) Он подчеркивает бесцельность жизни героя

B)Он говорит о краткости и тщетности человеческого существования на фоне вечной природы

9.  Отметить, на чём сосредоточено внимание в повести:

                     А) Поступки героев

                     Б) Чувства как реакция на поступки, слова

                     В)  Любовные отношения

                     Г) Любовь главного героя к самому себе

10.  Какие события потребовались герою, чтобы осознать потерю любимой?

                    А) Отъезд Аси с братом

                    Б) Прожить всю жизнь в одиночестве

                    В) Промучиться в погоне за Асей несколько лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

в

г

б

а

б

в

б

б

       

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин».

1.         Отметить тему поэмы «Василий Теркин».

A.        Фронтовая жизнь Василия Теркина

Б. События Великой Отечественной войны

B.        Судьба и характер русского солдата в Великой Отечественной войне

2.        Отметить, каково  соотношение  юмористического и трагического в поэме «Василий Теркин».

A.        Некоторые главы юмористические, некоторые трагические

Б. Каждая глава начинается трагически, а заканчивается юмористически

B.        В каждой главе юмористическое и трагическое присутствуют нераздельно

3. Отметить, каково соотношение автора и героя поэмы.

A.        Автор и герой знакомы

Б. Автор и Теркин — одно лицо

B.        Автор — непосредственный участник событий
Г. Автор выступает в роли повествователя, знающего о том, что произошло, но принимающего
в событиях непосредственного участия

4. Отметить, какие качества русского характера отражены в образе Василия Теркина.

A.        Удаль
Б. Юмор

B.        Отвага

   Г. Оптимизм

  д. Пессимизм

  Е. Бесшабашность

               5. Гипербола — это:

   А. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально  воздействующем на читателя.

       Б. Изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

       В. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

6. Особенность композиции поэмы:

          А. Законченность глав

          Б.  Ретроспективность

          В.  Градация

  1. Авторская позиция в произведении:

          А. Отсутствует

          Б. Скрыта

          В. Ясно выражена.

  1. Особенностью стиха является:

          А. Наличие высокопарной лексики

          Б.  Тесная связь с живой разговорной речью

          В.  Нарочитая усложнённость

  1. В главе «Гармонь» звучит:

            А.  Непреходящая печаль о погибших

            Б.  Желание Тёркина поднять настроение товарищей

            В.  Жизнеутверждающая сила

  1. Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к:

           А.  Бытовой сказке

           Б.  Балладе

           В.  Очерку

  1. Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует:

            А. Противопоставление

             Б.  Сравнение

             В.  Сопоставление

  1. Характер героя в главе «О награде» раскрывается в:

              А.  Монологе героя

              Б.  Рассказе о нём кого-то из присутствующих

              В. Рассказе повествователя о нём

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

в

г

А,б,в,г

в

а

в

б

в

а

в

а

             

Контрольная работа №1 (По теме «Романтические традиции в русской литературе»)

1 вариант

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

Прогорев золотыми каймами

Разлетелись, как  дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет

В8. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью  которого А.А. Фет создает поэтическую картину природы:

Далеко, в полумраке, луками

Контрольная работа №2

 Вы познакомились с произведениями  зарубежной  западноевропейской литературы, а также с произведениями  русской   литературы от памятников  Древней Руси  до современности. Многое было прочитано вами самостоятельно по  моей рекомендации, по рекомендации родителей и друзей. Проверьте себя:  насколько прочитанное вами оставило след в вашей памяти и сердце.

  1. Какие жанры устного народного творчества и древнерусской литературы вам известны?
  2. Какие фольклорные произведения и тексты древнерусской литературы  вы прочитали в 5-8 классах?
  3. Какова история создания текстов «Повести временных лет»?
  4. Каковы особенности изображения биографии героя в жанре жития?
  5. Почему  Дон Кихот рассматривается в мировом искусстве как «вечный образ»?
  6. Художественный смысл финала  и историческая реальность  повести Н.М.Карамзина «Марфа Посадница»?
  7. Какова мораль басни И.А.Крылова «Волк на псарне», и ее роль в реальных событиях?
  8. Расскажите о главном герое романа В.Скотта «Айвенго».
  9. Какова роль эпиграфов в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»?
  10. Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  11. В чем заключается мастерство Н.В.Гоголя в изображении природы на страницах повести «Тарас Бульба»?
  12. Как вы считаете в чем заключается популярность романов Александра Дюма-отца?
  13. Гуманистический пафос рассказа Л.Н.Толстого «После бала»? Какова авторская позиция в произведениях М.Алданова «Чертов мост», « Святая Елена, маленький остров»?
  14. В чем смысл названия произведения Л.М.Леонова «Золотая карета»?

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).

        

Критерии оценивания сочинений и изложений

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

– соответствие работы ученика теме и основной мысли;

– полнота раскрытия темы;

– правильность фактического материала;

– последовательность изложения;

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

– разнообразие словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

«5»      

«4»      

              Одиночные фактические недочеты. Незначительные нарушения последовательности.

«3»          

          Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

«2»          

        Допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность.

В остальных случаях ставится единица. («1»)

Критерии оценивания по литературе учащихся 8 класса

(устный ответ)

При оценке устных ответов учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:

правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;

понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);

композиционная стройность и логика построения ответа;

речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.

Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, учителю желательно иметь в виду:

методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;

возрастные особенности и возможности воспитанников.

Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.

Техника чтения контролируется и оценивается каждый триместр  (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).

Критерии оценивания

контрольной работы

(письменного ответа на проблемный вопрос)

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

баллы

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

Или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания,

Или тезис доказан на бытовом уровне.

0

Наличие примеров-аргументов

Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

Или привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав роль в тексте одного из них,

Или привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.

2

Обучаемый привел 1 пример– аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Обучаемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

 привел примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность письменного ответа

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, последовательностью изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка. и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Композиционная стройность работы

Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью,   но

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0

«5» - 8-9 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3»- 5-4 баллов

«2» - < 4 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...

Рабочая программа по русской литературе для 8 класса

Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...