МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по литературе на тему

В статье рассматривается метод исследования на уроках русского языка и литературы. Затрагиваются актуальность использования данного метода в свете перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приводится    алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка. Расписывается пошаговые элементы урока-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_2.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

LANGUAGE AND LITERATURE-TEACHER’S METHOD OF RESEARCH ON THE LESSON AS A FORM OF REALIZATION OF FSES

Сивцева С.Д.

Sivtseva S.D.

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №17 г.Якутска

Аннотация:

В статье рассматривается метод исследования на уроках русского языка и литературы. Затрагиваются актуальность использования данного метода в свете перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приводится    алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка. Расписывается пошаговые элементы урока-исследования.

Annotation:

The article is about the method for studying on the lessons of Russian language and literature. There is the relevance of using this method in conditions of the transition to federal state educational standard of the second generation. The author describes the algorithm of the teacher organization meeting the challenge of the Russian language’s lesson. There are step-painted elements of the lesson-study.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, метод исследования, исследовательский компонент, деятельностный подход.

Keywords:

Federal state educational standard of the second generation, the method of study, the research component, the activity approach.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В связи с этим меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса.

Исследовательский компонент всегда был органичной составляющей урока словесности, на котором использовались аналитические методы и действовал эвристический принцип организации урока. На наш взгляд  учебное исследование в процесс преподавания литературы и русского языка в среднем звене школы помогает в формировании не только школьных знаний, умений и навыков, но и способов умственных действий, в обретении позиции заинтересованного участия в познавательной работе на уроке, в формировании самоуправляющих механизмов личности в сфере эстетических и нравственных отношений.

     Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста. Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.

Источником исследовательской деятельности, механизмом её запуска является проблемная ситуация и содержащееся в ней противоречие, на разрешение которого и направлены усилия исследователя.

    Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:

1.  Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).

2 Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом; между содержанием высказывания и выбранной для его передачи языковой формой, неадекватной этому содержанию и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.

3.Формулирование проблемного вопроса, или учебной задачи, самими учащимися: формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу (в случае необходимости) – определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

      Если проблемная ситуация эффективна, у ученика-исследователя рождаются собственные вопросы об объекте познания. Есть интерес, возникли собственные вопросы – есть необходимость решать проблему.

      Второй этап урока-исследования – этап построения нового знания. Ученик в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных ему методов собирает факты, которые помогают ему построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников). Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине. Материал для наблюдений учащимся предоставляет учитель, а вывод дети делают сами.

 Следующий этап урока – применение полученных знаний для решения конкретных задач.

И последний этап урока – рефлексия. Ребёнок понимает, что сделанное им открытие действительно его вооружает новым способом решения проблем. Благодаря тому, что проблему ученик решал самостоятельно, он чувствует себя свободным. Дети получают удовольствие от того, что сами получили знание.

   Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте деятельностного  подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Использованная литература:

1.Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.

2.КиселёваН.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации // Русский язык в школе. – 2011. - №8.

3.Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

4.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей"

Пример использования межпредметных связей в обучении....

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Научная статья: «Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»

Данная статья посвещена формам и методам работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОСа. Объясняются критерии ФГОСов и предлагаются вниманию читателя виды нестандартных уро...

Статья на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОС"

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать ра...

Эссе Активные методы обучения на уроках математики при решении задач в условиях реализации ФГОС ООО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...