Доклад на ГМО гуманитарного цикла на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС"
статья

Грицкова Анна Николаевна

МАтериал для ГМО гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_formy_i_metody_raboty_.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:


«Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»

Нынешние пятиклассники и все, кто младше учатся по новым ФГОС, в том числе и на уроках английского языка. В связи с этим хотелось бы рассказать, как реализуются новые стандарты на уроках английского языка. Но в начале немного о самих ФГОС.

Если сказать кратко о том, какую цель преследуют ФГОСы – это научить детей учиться. Основными критериями ФГОС являются УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Чтобы подробно не останавливаться на каждом из них, можно сказать как пример, что к регулятивным УУД относится целеполагание. Это значит, что учащиеся должны самостоятельно выводить тему и определять цели урока. К познавательным УУД относятся знаково-символические действия, то есть учащиеся должны составить таблицу, схему. К коммуникативным УУД относится взаимодействие с партнёром, сотрудничество, совместная деятельность.

Чем ещё примечательны ФГОС? Например, касаемо самостоятельных заданий, будь то задание на уроке или домашнее задание. Раньше учитель давал задание, и ученики должны были его сделать. ФГОСы предлагают новый подход к выполнению самостоятельных заданий. Так называемый «Шведский стол» - это выполнение заданий по своим силам. Но дети должны знать, что маленькое задание может предполагать большой и развёрнутый ответ.

Теперь хотелось бы перейти непосредственно к английскому языку.

Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Цель ИЯ заключаются в развитии коммуникативной компетенции, позволяющей качественно и эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.

Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так, как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, — помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен и результативен для учащихся?

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков

  1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
  2. Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают её. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: первый — когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сказка сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
  3. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.
  4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций —деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм школьников, неординарность мышления.
  5. Интернет- уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.
  6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия.
  7. Урок-экскурсию трудно переоценить в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между странами и народами. Знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
  8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.
  9. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
  10. Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
  11. Урок-эссе. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках иностранного языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
  12. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
  13. Видеоурок.Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: «Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»

Данная статья посвещена формам и методам работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОСа. Объясняются критерии ФГОСов и предлагаются вниманию читателя виды нестандартных уро...

Статья на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОС"

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать ра...

Специфика игрового метода в рамках реализации ФГОС при обучении английскому языку в среднем звене общеобразовательного учреждения

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы чело...

Эффективные формы и методы работы при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой.Семенова Татьяна Юрьевна,учитель английского языка  МОУ СОШ №3...

Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.

Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...