Эффективные формы и методы работы при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой
проект по английскому языку (6 класс)

Семенова Татьяна Юрьевна

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой.

Семенова Татьяна Юрьевна,

учитель английского языка  МОУ СОШ №3

 г. Петровск-Забайкальский, Забайкальский край.

 

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования. Возможности форм и методов инклюзивного образования могут работать на всех детей.

За последние годы в МОУ СОШ №3 происходит увеличение количества учащихся особой заботы. На сегодняшний день в школе есть классы, в которых наравне с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе, обучаются и ребята с разными образовательными маршрутами.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование эффективных форм, методов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности в работе учителя в классе с инклюзивной практикой.

Цель проекта: повышение эффективности форм и методов работы  при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой.

Задачи проекта:

  1. Создать систему мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и условий для получения ими образования.
  2. Изучить понятия: формы,  методы, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Разработать и реализовать на практике  индивидуальный образовательный  маршрут  как особый метод сопровождения ребенка с ОВЗ.
  4. Разработать  и внедрить  методические  продукты  для участников образовательного процесса - рекомендации, памятки.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к учёбе; развитие способности работать в группе, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы; развитие психических процессов; коррекция речевых нарушений; освоение новых культурных норм; повышение авторитета среди сверстников; профессиональная ориентация.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение эффективных методов и форм обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_t.yu_.docx399.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ПРОЕКТ

«Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой». C:\Users\Max\Pictures\7.jpg

                         Семенова Татьяна Юрьевна,

                                                  учитель английского языка  МОУ СОШ №3

 г. Петровск-Забайкальский, Забайкальский край.

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

    стр

  1. Пояснительная записка

   3

  1. Система мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и условий для получения ими образования

  1. Теоретико-практическая часть: формы,  методы, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут

  1. Практическая часть: индивидуальный образовательный  маршрут  как особый метод сопровождения ребенка с ОВЗ

  1. Выводы

  1. Приложения. Методические  продукты  для участников образовательного    процесса - рекомендации, памятки.

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой

«Для того, чтобы было легко жить                

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

                              Л.Н.Толстой.

                                                              «Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                                и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                                                что они могут нас чему-то научить»

                                                                                                    Жан Ванье «Из глубины»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования. Возможности форм и методов инклюзивного образования могут работать на всех детей.

За последние годы в МОУ СОШ №3 происходит увеличение количества учащихся особой заботы. На сегодняшний день в школе есть классы, в которых наравне с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе, обучаются и ребята с разными образовательными маршрутами.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование эффективных форм, методов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности в работе учителя в классе с инклюзивной практикой.

Цель проекта: повышение эффективности форм и методов работы  при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой.

Задачи проекта:

  1. Создать систему мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и условий для получения ими образования.
  2. Изучить понятия: формы,  методы, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Разработать и реализовать на практике  индивидуальный образовательный  маршрут  как особый метод сопровождения ребенка с ОВЗ.
  4. Разработать  и внедрить  методические  продукты  для участников образовательного процесса - рекомендации, памятки.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к учёбе; развитие способности работать в группе, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы; развитие психических процессов; коррекция речевых нарушений; освоение новых культурных норм; повышение авторитета среди сверстников; профессиональная ориентация.

  1. Система мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и условий для получения ими образования

Теоретико-практическая часть: формы,  методы, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут.

Инклюзия (от inclusion - включение) –

- процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.

- процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение эффективных методов и форм обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе  с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.  Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока стараюсь  использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Устойчивый интерес к учебной деятельности у обучающихся с ОВЗ    формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу,  использование различных приёмов.

Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур.

А психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что, даже в подростковом возрасте, наряду с учебной, значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видеоурок, урок-экскурсия, уро- КВН и т.п. Здесь все зависит от учителя.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать:

•соотношение побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.);

•такт педагога;

•психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения);

•самоорганизация педагога, ведь в школе и в частности на уроке все зависит от нас с вами: от нашей собранности, настроя, педагогической находчивости, оптимистического подхода и пр.

Большую роль в создании ситуации уверенности являются разного рода поощрения.

На начальных этапах обучения необходимо продумать и подобрать материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, детям можно предложить интересные видео- или аудио пособия. На урок может быть приглашен старшеклассник этой же школы, уже овладевший первоначальными навыками разговорной речи и способный их продемонстрировать. Ассортимент дисков в книжных магазинах очень велик и выбрать хотя бы один СД диск на класс или два не составит труда.

При введении букв алфавита целесообразно закреплять знание букв, обыгрывая или пропевая их в простых инсценировках типа :

- I am B. And you?

- I am C.

- We are B and C.

Это им нравится, и делают с большим интересом, запоминают довольно быстро.

На начальном этапе  идет обучение речевым образцам с глаголом " to be"-быть. Из своего опыта работы могу сказать, что более оправданным на начальном этапе было бы также обучение речевым образцам со смысловыми глаголами, а не только с глаголом "быть". Обычным детям данный материал доходит тоже нелегко. При этом детям с ОВЗ легче преодолеть трудности в понимании и использовании глагола-связки, который отсутствует в аналогичных структурах родного языка.

Составляемые учителем микротексты, желательно соотносить с картинками, иллюстрациями и предлагать к ним проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. Например:

1.Посмотрите на картинку (на ней изображена девочка) и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами.

This is a : . Her name is : . She is a : .

2.Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник ( на картинке изображен Незнайка высокого роста и с красной шляпой на голове )

This is Neznaika. He is not tall. He has a blue hat on.

Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. И вот такое подведение итогов должно служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка, который не такой как все. Далее  привожу образец микротекста с заданиями, которые нужно умело отобрать и использовать, т.к. эти задания должны быть расположены в соответствии с принципом посильности, постепенного усложнения материала.

Следующий этап после подбора текста, это обязательная отработка лексики к этому тексту. Попробуй прочитать текст и ответить на вопрос: О каком животном идёт речь?

a) Но сначала прочитай слова, они встретятся в тексте.

Далее - непосредственно сам текст.

b) Text.

Pete is nine. He is a pupil. Pete lives in Volgograd. Pete has a pet. It is a kitten. His kitten is nice and funny. His kitten is Spot. Spot likes milk. Spot can jump and run. Spot cannot climb. It is very little. You see Spot in its box.

c) Как ты думаешь, что означает слово "Spot". Нужна ли картинка к рассказу? Какое предложение подтверждает это?

d) Выберите правильные утверждения.

Pete is nine.  Spot cannot climb.

Pete has a puppy.  Spot is little.

Spot cannot jump.  Spot likes sweets.

е) Исправь неверные утверждения.

Вот здесь происходит разделение детей по степени усвоения материала: сильные дети идут вперед, выполняя все задания, послабее - выполняют где-то половину и больше, а дети с ОВЗ - те задания, которые им посильны и интересны

f) Найди в тексте ответы.

How old is Pete?

Does he live in Volgograd?

Has Pete a kitten?

What does Spot like?

What can it do?

Is Spot little?

g) Выбери подходящий на твой взгляд заголовок к рассказу.

a) Pete. b) Spot. c) Pete and his kitten.

h) Нарисуй рисунок к рассказу.

i) Попробуй рассказать о питомце, используя предтекстовые слова.

И следующие за ним задания, которые расположены в соответствии с принципом постепенного усложнения. Количество заданий будет зависеть от фантазии учителя. Как правило, сообразительные дети выполняют все задания, а послабее - меньше.

Прочитай рассказ "Jack and his sister". Скажи, как зовут сестру.

а) Вначале прочитай эти слова. Они встретятся в тексте.

Music, pupil, clever, she, sing, sister, write, dance, Jack, nice.

b) Jack and his sister.

Jack has a sister. His sister is Kate. Kate is ten. She is a pupil. She is nice and clever. She likes music. She can sing and dance well. She likes English. She can write English well. Jack loves [l vz] his sister.

Среди заданий к этому тексту, к примеру, такие:

c) Прочитайте те предложения вслух, где говорится о сестре Джека.

или такие

d) Как ты думаешь, есть ли разница между словами "love" и "like". Найди предложение в тексте с этими словами и переведи их на русский язык. Составь свои предложения со словами "love" и "like".

e) Закончи предложения:

Jack has :

She is :

Kate likes :

She can:

f) Исправь неверные предложения.

Jack has a sister. 5. She likes dogs and cats.

His sister is Helen. 6. She cannot sing and dance

She is eleven. well.

She is not a pupil. 7. Jack loves his sister

Прочитай рассказ "Janet and Bill". Как ты думаешь, кем могут быть Janet и Bill друг другу?

а) Вначале прочитай слова перед текстом.

table  rose

name  go

that  sofa

Janet  room

cat  school

many  

Можно придумать такие задания:

b) Janet and Bill.

Janet is a pupil. She has a brother. His name is Bill. He is a pupil too. This is Janet. She is in the room. You see Janet at the table. She has a rose. It is nice and red. Janet likes roses. That is Bill. He is on the sofa. He has a book. The book is interesting. Bill likes books.

Janet and Bill have a pet. It is a cat. We see it under the table. The cat is nice and fat. Janet and Bill like cat too [tu:] тоже.

с) Ответь на вопрос: What do Janet and Bill like? Найди доказательства в тексте.

d) Найди в тексте:

1. Все местоимения. Прочитай их.

2. Все предлоги. Прочитай предложения с ними.

3. Слова this, that. Прочитай с ними предложения.

4. Догадайся о значении слова.

e) Найди в тексте ответы на следующие вопросы.

- Is Janet a pupil?  - Is Bill at the table?  

- Has she a brother?  - Has he a pen?  

- Is his name Jack?  - Have Janet and Bill a pet?  

- Is Janet on the sofa?  - Is the cat under the table?  

- Has she a rose?  - Do Janet and Bill like the cat?  

- Is the rose write?  

f) Закончи предложения устно и письменно.

Janet is a :  He has a :

She has a :  He likes :

She likes :  Bill and Janet have :

Bill is a :  They Like :  

Мы знаем, что объяснение грамматического материала воспринимается непросто. Затрачивается время для повторных объяснений. Здесь  привожу пример объяснения достаточно сложного грамматического материала- "Модальный глагол САN". Вначале отрабатывается фонетическое чтение глагола, его отрицательная и сокращенная формы, далее фразы с этим глаголом, т.е. происходит процесс закрепления.

Научись правильно читать эти слова, запомни их:  

•can [k?n] - уметь, мочь

•cannot [k?not] - не уметь, не мочь

•can't [ka:nt] - сокращенная форма от глагола cannot.

1) Постарайся как можно быстрее прочитать эту лесенку:

I can.

I can see a cat.

I can see a black cat.

I can see a black big cat.

I can see a black big fat cat.

I can see a nice black big fat cat.

I can see a nice black big fat cat on the hat.

С большим интересом дети заучивают разного рода стишки, рифмовки.

2) Прочитай следующие рифмовки с выражением. Выучи наизусть ту, которая тебе понравилась.

1. I Can Count

One, two, three,

 One, two, three,

 I can count well,

 As you can see.

2. I Can Say

What is grey?

 Can you say?

 Yes, I can,

 The mouse is grey.

 3. I Can Read

I can read,

 I can write,

 I can speak English too.

 And what about you?

4. Little Boy

Little boy, little boy,

 Under the tree!

 I can see you -

 Can you see me?

Здесь дается на выбор детей.

Но интереснее всего, я бы сказала эффективнее всего, воспринимаются и усваиваются разного рода грамматические сказки.

3) Теперь прочитай грамматическую сказку о модальном глаголе " can".

В стране Грамматика живет среди прочих глаголов и модальный глагол cаn. Он настоящий силач, потому что все может и умеет делать и физически и умственно. Стоит ему появиться в предложении за подлежащим, как это подлежащее начинает все уметь делать.

I can swim. He can run well. Birds can fly. You can count very well.

Глагол "can" такой важный, что всякие там окончания "s" и предлог "to" даже и не думают становиться рядом с "can" , и ни с каким другим глаголом, следующим за "can" . .

Правда есть одна маленькая частичка "not" . Ей единственной он вынужден подчиняться. Станет частичка "not" за глаголом "can" , и превращается он тут же в ничего неумеющего и немогущего "cannot" - в отрицательную форму. Да чтоб не оторвался, крепко держит его с собой частичка "not", заставляя слитно с ней, писаться - "cannot". Но частичка "not" скромная, иногда она сокращается и тогда в сокращенном виде глагол "cannot" звучит и выглядит так - "can't" [kа:nt]

Но сила глагола "can" велика. Иногда он выпрыгивает перед подлежащим на первое место в предложении, тогда такое предложение становится вопросительным.

Can you count well?

Can you give me the book?

После объяснения грамматического материала, у сильных учеников возникает естественное желание проверить: а насколько я это я понял?

4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.  

1.We can see a nice park in the picture [pict??].

2.I can clean my room very well.

3.I cannot open the window. Can you help me?

4.Dogs can't climb trees.

5.Can you speak English well? - Yes, I can.

6.Can you ski and skate very well? - N, I can't.

5) Выбери правильные утверждения.

1.Сats can jump well. Cats can swim very well.

2.I can play chess (играть в шахматы).

3.A parrot cannot fly.

4.Crocodiles cannot swim.

5.My mother can speak Russian very well.

6.I can see three dogs in the picture.

Детям с ОВЗ в первую очередь интересно, а во вторую – познавательно,  они закрепляют объяснение учителя в упражнениях и, чаще всего эта работа им интересна.

4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.  

1.We can see a nice park in the picture [pict??].

2.I can clean my room very well.

3.I cannot open the window. Can you help me?

4.Dogs can't climb trees.

5.Can you speak English well? - Yes, I can.

6.Can you ski and skate very well? - N, I can't.

5) Выбери правильные утверждения.

1.Сats can jump well. Cats can swim very well.

2.I can play chess (играть в шахматы).

3.A parrot cannot fly.

4.Crocodiles cannot swim.

5.My mother can speak Russian very well.

6.I can see three dogs in the picture.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально.

8) Кто-то разбросал все слова в предложении. Построй их правильно.

1.He, play, chess, can.

2.Frogs, very, well, jump, can.

3.You, speak, English, can?

4.Bees, swim, cannot.

Вообще, в программах по общеобразовательным предметам учителю необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие  в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

  Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

    Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

     Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.))

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

•        Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

•        Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.

•        Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

•        дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

•        методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

•        возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

•        образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

•        аутентичной системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании  ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии  необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

-        особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-        профессионализмом педагогического коллектива;

-        возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

-        возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

-        постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

-  самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

-        выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

-        конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

-        оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

-        осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

-        осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

-        активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

-        организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

-        предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

-        учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

-        особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

-        варианты расчета учебной нагрузки;

-        правила заполнения бланка;

-        возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориентационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности.

Практическая часть: индивидуальный образовательный  маршрут  как особый метод сопровождения ребенка с ОВЗ.

В данном проекте в практической части  рассматриваю индивидуальный образовательный маршрут как особый метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и универсальных учебных действиях  учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. Учителем разрабатывается ИОМ -  индивидуальный образовательный маршрут, который  становится персональным индивидуальным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании, нельзя использовать один и тот же маршрут для других учащихся.     В результате реализации ИОМ выявлено продвижение учеников вперед, подъем их на более высокий уровень развития. Динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении, и произойдет реализация персональных запросов на образование.

      Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации;  учитель помогает привести запланированные продукты учения в соответствие с образовательными возможностями и потенциальными способностями ученика. Учитель выполняет функции тьютора: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения.

       Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции: они научились самостоятельно организовываться на занятие, умеют планировать свою работу, могут оценить и проанализировать свою работу.

 Реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся  рассматривается как способ реализации личностно-ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса  с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.

ИОМ

(индивидуальный образовательный маршрут)

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

Уровень знаний

Проблема

Задания, методы и формы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________

Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

- учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

- особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

- возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

ученика (цы) ______ класса МОУ СОШ №3

на _______/_______ учебный год

№ п/п

Тема направления  занятий

Дата проведения

Кол-во

часов

Результаты

Учитель английского языка:                    ______________/Т.Ю. Семенова /

Выводы.

     Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов  как особого метода сопровождения ребенка с ОВЗ – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, инструмент повышения качества образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Результатами моего опыта по использованию различных форм и методов в обучении английскому языку является не только стабильная динамика роста качества знаний и уровня обученности, но и  высокая мотивация и адаптация учащихся в поликультурном пространастве.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать всё новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в образование.

Урок должен быть построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта. Для повышения качества обученности  учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать всё новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в образование.

C:\Users\Max\Pictures\1111.jpgРекомендации для проведения уроков английского языка в классе с инклюзивной практикой

 Создание благоприятного психологического климата на уроке; предупреждение утомляемости; частая повторяемость материала;   использование наглядности.   Обучение через игру;  введение материала небольшими порциями; четкие задания с условиями,  приближенными к действительности, возможность пользоваться подсказкой; задания по степени нарастающей сложности; при работе со словами или с текстом,  разбор каждого слова,  вызывающего трудность; свой вариант ответа на вопрос;  образец для повтора.

А также  модель для составления собственного предложения; использование раздаточного материала; задания на языковую догадку;  дозированная поэтапная помощь, перенос показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание.  Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения;  систематическое использование  упражнений для развития познавательных умений и навыков коррекционного обучения.

ИОМ

(индивидуальный образовательный маршрут)

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

Уровень знаний

Проблема

Задания, методы и формы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________

Классный руководитель: _______________

 

  1. Используемая литература
  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
  6. Индивидуальный образовательный маршрут школьника, Методический конструктор, Кунаш М.А., 2013.
  7. С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва
  8. Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
  9. Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
  10. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
  11. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
  12. http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir
  13. http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php
  14. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Авдеева Л.И. "Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в ОУ"

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-оз «Об образовании в Российской Федерации» в нашу жизнь прочно вошло понятие инклюзивного образования. Статья 2 п.16 указанного закона трактует...

Лаборатория развития инклюзивных практик

Рабочие документы по  детям с ОВЗ...

Внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения с учетом ФГОС

В статье раскрываются особенности построения модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы...

Нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику

В статье отражен список нормативных документов, регулирующих деятельность образовательного учреждения, реализующей инклюзивную практику....

Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...