Педагогические приёмы и формы деятельности на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Виноградова Елена Викторовна

Доклад на областной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад32.03 КБ
Файл Презентация к докладу1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Виноградова Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

Муниципального  бюджетного

 общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Калининска Саратовской области»

город Калининск

секция: Общее образование: филология и иностранные языки

название статьи:

Педагогические приёмы и формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы ( в рамках внедрения ФГОС)

 

Совершенствование процесса и повышение качества обучения во многом зависят от мастерства учителя. Не секрет, что в рамках внедрения ФГОС,  учителя стали испытывать затруднения в моделировании и конструировании современного урока,  с учётом тех требований, которые предъявляют стандарты второго поколения.

    Готовя план-конспект, сценарий или технологическую карту урока, учитель, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания, упражнения. Затем перед педагогом встаёт проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

Современная теоретическая база, новая типология уроков учителю известна, но не хватает практических приёмов, форм работы с обучающимися,  дидактических заданий, методов с учётом требований ФГОС.

Предлагаю вам рассмотреть формы деятельности обучающихся и некоторые виды заданий, включенные в тот или другой этап урока «открытия нового знания».

Целями урока данного типа   будут:

  1. Деятельностная цель – формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  2. Содержательная цель – расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Данная выше общая формулировка целей будет конкретизироваться  к каждому уроку в зависимости от темы.

Структура урока «открытия новых знаний включает в себя следующие этапы:

  • 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап выявления места и причины затруднения;
  • 4) этап построения проекта выхода из затруднения;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
  •  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (или, проще говоря,  желания учиться)  является выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап мотивации я  совмещаю с самостоятельным определением и озвучиванием детьми темы урока, используя при этом различные педагогические приёмы.

 

  1. Лингвистическая сказка.
  2. Фантастическая добавка
  3. Пословица – поговорка
  4. Высказывания «великих  людей»
  5. Маршрутный лист
  6. Работа с кластером
  7. Работа со схемой
  8. Работа с иллюстрациями, с портретами писателей
  9. Музыкальная добавка
  10. Театрализация

Пример лингвистической сказки

«Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины - русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.
Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. - Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
Почему "дама"? - удивилась немка. - Ложка - "дер лёффель"! Ложка - мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти...
Русская возмутилась:
Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик - мужского рода...
Ха-ха-ха! - засмеялась немка. Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он - "дас мессэр" - рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.
Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему "ножик" может чем-то напоминать мужчину или ложка женщину? Мне это непонятно.
И на самом деле, разъяснить ей, на чем основано это нелепое суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего. Ни в Англии, ни в Армении, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться".

Используя приём «фантастическая добавка» мы может предложить ребятам представить себе, что мы в открытом  космосе и должны попасть на определённую планету, а для этого нам нужны знания.

Начиная урок с пословицы, мы не просто записываем ёё и обсуждаем смысл, но и работаем со словами, которые и вызовут интерес  к уроку и помогут определить тему.

Работая в начале урока с кластером, учитель оставляет 1 часть кластера незаполненным. Эту часть, которая и является темой урока, ребята определяют сами.

Проводя урок в форме путешествия, я прошу ребят во время перемены раздать каждому маршрутные листы, что уже вызывает интерес. А в начале урока помогает  определить тему. Этому способствуют заполненные первые колонки маршрутного листа.

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

На этом этапе ребята воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для изучения новой темы, для выполнения нового действия.

Этап актуализации может проходить в виде вопросно-ответной формы, затрагивающей и новую тему.

Отвечая на вопросы по новой теме, ребята одновременно воспроизводят знания, полученные ранее и необходимые для изучения новой темы. Например:

Обстоятельство  - это главный член предложения? Нет.

Обстоятельство отвечает на вопрос « какой»? Нет.

Обстоятельство подчеркивается пунктирной линией? Нет.

Обычно ребята отвечают правильно, тогда я задаю им вопрос на засыпку: «А как же вы смогли ответить правильно, если мы ещё не изучали данную тему?» Мой вопрос заставляет их задуматься и включить логику, происходит формирование познавательных (логических) учебных действий.

На этом же этапе ребята выполняют пробное учебное действие, которое заставляет их задумываться над тем, почему у них не всё получается и что они должны сделать, чтобы получилось. Для этого я предлагаю учащимся несложные задания по новой теме, но так как тема ещё не изучалась, задания вызывают определённые затруднения.

Этап выявления места и причины затруднений.

Основным действием ребят на этом этапе является проговаривание вслух своих затруднений. После выполнения пробного учебного действия узнайте, кто из ребят не смог  с ним справиться. Попросите их, вслух высказать свои  затруднения.

Попросите ребят, подумать над причиной затруднения. Пусть они попробуют ответить, каких знаний им не хватает для выполнения данной учебной задачи.

Этап построения выхода из затруднений.

На этом этапе происходит постановка целей учебной деятельности, а затем выбор способов и средств реализации этих целей.

Ребята выбирают способы изучения новой темы:

  1. Уточнение (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученного).
  2. Дополнение ( если требуется введение принципиально нового знания)

Я помогаю ребятам поставить цели, задавая наводящие вопросы, например:

Что вы уже знаете? Что хотели бы узнать? Что должны узнать на уроке? Чему можете научиться? Что научитесь делать во время урока?

Этап реализации построенного проекта.

Этап реализации построенного проекта – это изучение новой темы. Деятельность учащегося предполагает следующее:

  1. Изучает параграф учебника, оформляя его в виде схемы, таблицы, кластера и т. д.
  2. Слушает объяснение учителя, по ходу записывая объяснение в виде тезисов, заполнения таблицы, оформления кластера, схемы и т. д.
  3. Изучает новый материал с последующим изложением его по памяти.
  4. Изучает новый материал в паре с одноклассником.
  5. Изучает параграф, составляет план.

На данном этапе уместно использовать игровые технологии, технологию КСО и ГСО, модульную технологию, технологию РКМ и др. Например, ролевая игра:

«Представьте себе, что вы попали на заседание литературного совета. Вы серьезный, опытный литературовед, изучающий творчество В. А. Жуковского.

Молодой учёный спрашивает у вас: « Как была создана сказка «Спящая царевна?»

Подготовьте ответ молодому учёному»

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи..

На этом этапе проходит процесс усвоения и закрепления новых знаний, новых действий.

Ребята выполняют несколько типовых заданий по новой теме. Здесь уместно использовать работу индивидуальную, в парах или группах.

Выполнение задания должно обязательно сопровождаться проговариванием вслух шагов выполнения и их обоснования.

Примеры типовых заданий:

  1. Спишите, подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются  (где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

Для справок:

Вдаль,  задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход, сегодня. 

  1. Совместная творческая работа

  1. Совместно выбрать тему текста;
  2. Определить количество предложений;
  3. Совместно составлять текст, используя в предложениях обстоятельства;
  4. Совместно корректировать написанное.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На этом этапе организуется самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, новую тему, с последующей самопроверкой. Например:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните волнистой линией эпитеты.

Прохладн…ю т…шину утра нарушает только сыт…е квохтанье дроздов на коралловых рябинах  (в)ч…ще сада, г…лоса да гулкий стук яблок.  В пол (и,е) пахнет ржаным ароматом соломы.

Так как времени к этому этапу остается не так много, то целесообразно использовать в это время тесты по изученной теме. Например:

Найдите предложения с обобщающими словами, запишите их номера.

  1. Героя выручали помощники медведь , щука, заяц.
  2. Метеорологи прогнозируют низкое давление и снег.
  3. Антоний Погорельский писал стихи, статьи, прозу.
  4. Из кармана посыпались монеты рубли, пятаки, копейки.
  5. В Германии Ломоносов изучал механику, физику, химию.

В корзине лежали фрукты яблоки, груши, сливы

Этап рефлексии учебной деятельности.

На этом этапе ребята проводят самооценку результатов своей учебной деятельности.  Соотносят цель, результат и фиксируют степень их соответствия.

Данный этап можно построить в форме вопросов – ответов, создания синквейна, кластера, фишбоуна и т.п. Например:

Что должны были узнать на уроке? – что знаем теперь?

Что могли делать в начале урока? – что можем делать  к концу урока?

Достигли ли вы своей цели?

Также можно предложить ребятам создать синквейн по теме урока.

Например:

Сказка

Добрая, умная

Учит, увлекает,  рассказывает.

Сказка учит добру.

Волшебство.

Ещё один пример рефлексии:

В одной сказке Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». А я хочу узнать, комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Итак, педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические приёмы и формы деятельности на уроках русского языка и литературы ( в рамках внедрения ФГОС) Виноградова Е. В ., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

Слайд 2

01.01.2006 2 Этап мотивации На данном этапе учитель мотивирует ребят к учебной деятельности. Проще говоря, вызывает желание учиться. Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). Обычно на данном этапе мы с ребятами определяем и тему урока.

Слайд 3

01.01.2006 3 " Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре. За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины - русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка. Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. - Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала! Почему "дама"? - удивилась немка. - Ложка - " дер лёффель "! Ложка - мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти... Русская возмутилась: Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик - мужского рода... Ха-ха-ха! - засмеялась немка. Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он - " дас мессэр " - рода среднего. Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне. Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему "ножик" может чем-то напоминать мужчину или ложка женщину? Мне это непонятно. И на самом деле, разъяснить ей, на чем основано это нелепое суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего. Ни в Англии, ни в Армении, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться".

Слайд 4

01.01.2006 4 Братья Когда-то жили в стране Лингвинии братья, члены предложения. Однажды поссорились они, потому что не хотели больше жить вместе. Попросили братья запятую разделить их. Запятая пришла к братьям, да не одна, а с союзами а , но , и . Сказала запятая: «Скучно мне будет жить с вами, поэтому пришла я не одна. Привела я своих друзей». Братья ей ответили: «Хорошо, попробуй соединить нас союзами». Встала запятая вместе с союзом а . Понравилось братьям. Встала запятая с союзом но . И так понравилось братьям. А союз и не захотел разделять двух братьев, а пожелал помирить их. Встал союз и один, без запятой. Не понравилось это братьям. Разделились они, сказали возмущённо: «Что ты делаешь? Не желаем мы жить вместе. Уходи!». Союз и обиделся и ответил: «Не хочу я вас разделять. Это не по-братски!». Крепко задумались братья, а через некоторое время помирились и вновь стали жить дружно. С тех пор они не ссорятся, а разделяют их только союзы и запятые. О каких членах предложения идёт речь?

Слайд 5

01.01.2006 5 Пословица - поговорка Ученье – свет, а не ученье – тьма. Свет - тьма Выпишите слова «свет – тьма». Определите их лексическое значение. Скажите, чем они отличаются. Антонимы

Слайд 6

Второстепенные члены предложения Дополнение Обстоятельство Определение

Слайд 7

01.01.2006 7 Маршрутный лист Маршрутный лист ученика 5 класса_________________ Цель маршрута____________________ Остановка. Задание Выполнение задания Оценка На какие вопросы отвечает подлежащее? _________________________________________ Определите какой частью речи выражено подлежащее. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Рабочий выполнял задание. Жить – Родине служить. Составьте предложения, подчеркните подлежащие. __________________________________________________________________ Лисичкины задания

Слайд 8

Юрий Карлович Олеша 1899 - 1960 Родился в городе Елизаветграде (сейчас г. Кировоград, Украина). Учился в университете г. Одессы. Стихи писал с детства. Роман-сказку «Три толстяка написал в 1924 году и посвятил его своей жене Ольге Суок .

Слайд 10

01.01.2006 10 Этап актуализации знаний и пробного учебного действия Этап актуализации может проходить в виде вопросно-ответной формы, затрагивающей и новую тему. Отвечая на вопросы по новой теме, ребята одновременно воспроизводят знания, полученные ранее и необходимые для изучения новой темы. На этом этапе ребята воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для изучения новой темы, для выполнения нового действия.

Слайд 11

Знаем!!! Обстоятельство это главный член предложения? НЕТ Обстоятельство отвечает на вопрос КАКОЙ? НЕТ Обстоятельство подчеркивается пунктирной линией? НЕТ

Слайд 12

На этом же этапе ребята выполняют пробное учебное действие, которое заставляет их задумываться над тем, почему у них не всё получается и что они должны сделать, чтобы получилось. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Слайд 13

Учебная задача – найти обстоятельства Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше грет… ся (не)хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, в…да вскипела!» Мордочка усатая, шу ( б,п ) ка пол… сатая , чисто умывает… ся , а с в… дой (не)знает… ся .

Слайд 14

Дорогие ребята, редакция осеннего леса предлагает вам расставить знаки препинания в предложениях. Нам очень нужна ваша помощь!!! В нашем л…су растут д…рев…я дубы осины берёзы. У нас всегда много грибов опят рыжиков и сыроежек.

Слайд 15

В нашем лесу растут деревья : березы, дубы, липы. У нас всегда много грибов : маслят, рыжиков, подберезовиков.

Слайд 16

Этап выявления места и причины затруднения Основным действием ребят на этом этапе является проговаривание вслух своих затруднений. После выполнения пробного учебного действия узнайте, кто из ребят не смог с ним справиться. Попросите их, вслух высказать свои затруднения. Попросите ребят, подумать над причиной затруднения. Пусть они попробуют ответить, каких знаний им не хватает для выполнения данной учебной задачи.

Слайд 17

01.01.2006 17 Этап построения выхода из затруднения На этом этапе происходит постановка целей учебной деятельности, а затем выбор способов и средств реализации этих целей. Ребята выбирают способы изучения новой темы: Уточнение (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученного). Дополнение ( если требуется введение принципиально нового знания)

Слайд 18

Цели урока Хочу узнать… Хочу уметь…

Слайд 19

Этап реализации построенного проекта Этап реализации построенного проекта – это изучение новой темы. Изучает параграф учебника, оформляя его в виде схемы, таблицы, кластера и т. д. Слушает объяснение учителя, по ходу записывая объяснение в виде тезисов, заполнения таблицы, оформления кластера, схемы и т. д. Изучает новый материал с последующим изложением его по памяти. Изучает новый материал в паре с одноклассником. Изучает параграф, составляет план.

Слайд 20

Ролевая игра Представьте себе, что вы попали на заседание литературного совета. Вы серьезный, опытный литературовед, изучающий творчество В. А. Жуковского. Молодой учёный спрашивает у вас о том, как была создана сказка «Спящая царевна». Подготовьте ответ молодому учёному.

Слайд 21

БАСНЯ Основное повествование мораль аллегория сатира

Слайд 22

Заполняем таблицу в ходе изучения текста сказки Черты народной сказки Черты авторской сказки 1. 1.

Слайд 23

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи На этом этапе проходит процесс усвоения и закрепления новых знаний, новых действий. Ребята выполняют несколько типовых заданий по новой теме. Здесь уместно использовать работу индивидуальную, в парах или группах. Выполнение задания должно обязательно сопровождаться проговариванием вслух шагов выполнения и их обоснования.

Слайд 24

Спишите, подбирая обстоятельства. Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются (где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни. Для справок: Вдаль, задорно, весело, ярко, у костра, из палаток, вечером, очень, поход, сегодня. Ребята сегодня ходили в поход и очень устали. Но вечером они выходят из палаток и собираются у костра . Потрескивают задорно сучья. Весело звучат песни.

Слайд 25

Совместная творческая работа Совместно выбрать тему текста; Определить количество предложений; Совместно составлять текст, используя в предложениях обстоятельства; Совместно корректировать написанное.

Слайд 26

Творческая работа 1 группа 2 группа 3 группа туманы поляны свет Подберите эпитеты к данным словам

Слайд 27

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону На этом этапе организуется самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, новую тему, с последующей самопроверкой.

Слайд 28

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните эпитеты Прохладн … ю т…шину утра нарушает только сыт…е квохтанье дроздов на коралловых рябинах (в)ч… ще сада, г… лоса да гулкий стук яблок. В пол ( и,е ) пахнет ржаным ароматом соломы.

Слайд 29

Прохладн у ю т и шину утра нарушает только сыт о е квохтанье дроздов на коралловых рябинах в ч а ще сада, г о лоса да гулкий стук яблок. В пол е пахнет ржаным ароматом соломы.

Слайд 30

Найдите предложения с обобщающими словами, запишите их номера. Героя выручали помощники медведь , щука, заяц. Метеорологи прогнозируют низкое давление и снег. Антоний Погорельский писал стихи, статьи, прозу. Из кармана посыпались монеты рубли, пятаки, копейки. В Германии Ломоносов изучал механику, физику, химию. В корзине лежали фрукты яблоки, груши, сливы. Проверь себя! 1,4,6

Слайд 31

Этап рефлексии учебной деятельности На этом этапе ребята проводят самооценку результатов своей учебной деятельности. Соотносят цель, результат и фиксируют степень их соответствия.

Слайд 32

Что знаем? Что умеем? Секреты однородных членов предложения.

Слайд 33

Рефлексия - В одной сказке Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». А я хочу узнать, комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Слайд 34

Обстоятельство Второстепенный член предложения КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? вопросы Часть речи Наречие Ф И Ш Б О У Н Р Ы Б Н Ы й с К Е Л Е т рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы

Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Выступление на педагогическом форуме "Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы"

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на ур...

Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе

В презентации рассматриваются формы, методы и приёмы обучения учащихся подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе, особенности аргументативных текстов....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...